Научная статья на тему 'Об организации кадастрового сервиса в системе государственной регистрации и учета недвижимости'

Об организации кадастрового сервиса в системе государственной регистрации и учета недвижимости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гладкий К. В.

Одним из механизмов эффективного использования учетной и регистрационной информации о недвижимости может стать создание кадастрового сервиса направленного на решение задач органов государственной и муниципальной власти, других пользователей, для решения которых требуется полной, достоверной и точной информации о недвижимости. Кадастровый сервис позволяет, для решения таких задач, использовать электронное общение клиентов (кадастровых инженеров, муниципальных органов, налоговых органов, крупных землепользователей, граждан и юридических лиц) с территориальным органом государственного учета и регистрации, который владеет данными об учтенных земельных участках и объектах капитального строительства, сведениями о зарегистрированных правах на них, данными картографического фонда. Приоритетными задачами кадастрового сервиса, является: обеспечение открытости, доступности, актуальности и достоверности хранимых данных, безопасность и защищенность данных от несанкционированного доступа, повышение качества предоставляемых услуг государственными органами власти и информационного взаимодействия между государственными и муниципальными органами власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CADASTRAL SERVICE IN THE SYSTEM OF THE STATE REGISTRATION OF REAL PROPERTY

The author offers a tool for the effective access to the information on real property registration. It may be achieved by developing the cadastral service to solve the problems of the State and municipal authorities and all those in need of the comprehensive, reliable and accurate information on the real property. The cadastral service enables electronic customers (cadastral engineers, municipal and taxation bodies, major land users, citizens and legal persons) to communicate with the territorial body of the State registration which is well informed on the registered land units and capital construction projects as well as on the registered rights on them and the geospatial data. The priority objectives of the cadastral service are openness, availability, topicality and adequacy of the data as well as their security, improvement of the services provided by the government authorities, informational interaction between the state and municipal authorities.

Текст научной работы на тему «Об организации кадастрового сервиса в системе государственной регистрации и учета недвижимости»

УДК 004:332 К.В. Гладкий СГГ А, Новосибирск

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КАДАСТРОВОГО СЕРВИСА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ

Одним из механизмов эффективного использования учетной и регистрационной информации о недвижимости может стать создание кадастрового сервиса направленного на решение задач органов государственной и муниципальной власти, других пользователей, для решения которых требуется полной, достоверной и точной информации о недвижимости.

Кадастровый сервис позволяет, для решения таких задач, использовать электронное общение клиентов (кадастровых инженеров, муниципальных органов, налоговых органов, крупных землепользователей, граждан и юридических лиц) с территориальным органом государственного учета и регистрации, который владеет данными об учтенных земельных участках и объектах капитального строительства, сведениями о зарегистрированных правах на них, данными картографического фонда.

Приоритетными задачами кадастрового сервиса, является: обеспечение открытости, доступности, актуальности и достоверности хранимых данных, безопасность и защищенность данных от несанкционированного доступа, повышение качества предоставляемых услуг государственными органами власти и информационного взаимодействия между государственными и муниципальными органами власти.

K.V. Gladky

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

ORGANIZATION OF CADASTRAL SERVICE IN THE SYSTEM OF THE STATE REGISTRATION OF REAL PROPERTY

The author offers a tool for the effective access to the information on real property registration. It may be achieved by developing the cadastral service to solve the problems of the State and municipal authorities and all those in need of the comprehensive, reliable and accurate information on the real property.

The cadastral service enables electronic customers (cadastral engineers, municipal and taxation bodies, major land users, citizens and legal persons) to communicate with the territorial body of the State registration which is well informed on the registered land units and capital construction projects as well as on the registered rights on them and the geospatial data.

The priority objectives of the cadastral service are openness, availability, topicality and adequacy of the data as well as their security, improvement of the services provided by the government authorities, informational interaction between the state and municipal authorities.

Принятые нормативно правовые документы [1, 2, 3, 4], свидетельствуют о серьезных намереньях государственной власти в совершенствовании института собственности на землю и недвижимость. Многие из таких намерений уже реализованы: прошло объединение ранее разнородных ведомственных структур (Роснедвижимость, Росрегистрация, Роскартография) в единую Федеральную службу (Росреестр), определена структура территориальных органов Росреестра, осуществляется переход на централизованную систему учета,

организовано информационное взаимодействие. Однако не все проблемные ситуации в области недвижимости, накопленные в течение 2-х десятилетий, находят решение в предложенных мероприятиях. Одной из таких проблем является обеспечение органов государственной и муниципальной власти полной и достоверной кадастровой информацией, используемой ими при выполнении своих фискальных и управленческих функций, а так же других пользователей информации, использующих её в своей деятельности.

Современное состояние процессов кадастрового учета земельных участков, технического учета объектов капитального строительства, регистрации прав собственности на объекты недвижимости, обеспечивают хранение информации о недвижимой собственности в различных базах данных (ЕГРЗ, ЕГРП, ЕГРОКС). Отсутствие единых идентификационных признаков одного и того же объекта недвижимости в разных системах, приводит к дублированию информации и невозможности представить её в едином информационном пространстве, что отрицательно сказывается на деятельности органов в сфере недвижимости и осуществлении информационного взаимодействия.

Одним из эффективных решений данной проблемы может стать создание кадастрового сервиса на уровне субъекта РФ, который позволит установить процесс электронного общения (кадастровых инженеров, муниципальных органов, налоговых органов, крупных землепользователей, граждан и юридических лиц) с территориальным органом государственного учета и регистрации, представить сведения о недвижимой собственности в едином информационном пространстве. Развитие кадастрового сервиса на территории субъекта РФ, позволит обеспечить открытость, доступность, актуальность и безопасность кадастровых данных, повысить качество предоставляемых услуг государственными органами власти, обеспечит информационное взаимодействия между государственными и муниципальными органами власти.

Особое внимание при создании кадастрового сервиса отводится организации и построению базы данных кадастровых данных их целостности, не противоречивости и достоверности. Основным источником для образования базы данных кадастрового сервиса являются данные Роснедвижимости, Росрегистрации, Роскартографии, Ростехинвентаризации, местных органов власти. Учитывая особенности территориального влияния структурных подразделений соответствующих ведомств, база данных кадастрового сервиса должна обеспечить гибкий механизм объединения и разделения кадастровых данных из разных источников по разным условиям, обеспечить идентификацию объектов недвижимости, установить статус для каждого объекта недвижимости.

Учетные и регистрационные системы обеспечивают хранение разнородной информации: специальной, юридически значимой, ограниченной в доступе, внутреннего использования и другой информацией полностью или частично связанной с характеристиками недвижимой собственностью. В кадастровый сервис из всего множествам хранимой информации об объектах помещается только та, которая определена регламентов об информационном взаимодействии или на основании принятых нормативных актов не требует согласования. Обращение к данным, имеющим закрытый или ограниченный

характер, осуществляется только за получением статистических или аналитических данных. Процесс формирования базы данных кадастрового сервиса на примере Новосибирской области представлен на рисунке 1.

Представленная модель формирования базы данных показывает, что наиболее эффективный подход к получению данных осуществляется посредствам модели органа государственной регистрации прав (Росрегистрация). Принцип хранения данных позволяет осуществить ведение Единого государственного реестра прав (ЕГРП) как централизовано, так и удаленно. Поддержка целостности данных осуществляется посредством согласования районных данных (удаленный офис) с централизованной базой данных, обеспечивая тем самым на уровне субъекта РФ всегда полную, достоверную и актуальную информацию об объектах недвижимости и зарегистрированных правах на них. Наиболее приближенная к данной модели является организация структуры базы данных Роснедвижимости, где кадастровые данные формируются относительно муниципального образования, а пространственные данные объектов недвижимости ведутся в местной системе координат.

Стоит отметить, что именно разные пространственные системы координат, отсутствие качественного топографической основы, единых идентификационных признаков одного и того же объекта недвижимости в разных системах учета и регистрации, ошибки допущенные операторов, оказывают существенное влияние на процесс объединения данных в кадастровом сервисе. Решение данных проблем возможно за счет создания дополнительной базы данных - Базы знания, посредствам которой происходит выявление спорных ситуации и автоматическое их устранение несоответствия. Основным преимуществом такой Базы знаний является то, что выявленные ситуации устраняются только в данных кадастрового сервиса, данные в учетных системах остаются без изменения. Накопленная информация в Базе

знаний является реальным источником для устранения ошибок при создании единой автоматизированной системы учета и регистрации, а так же механизмом позволяющего выявить несоответствия в данных и упорядочить процесс внесения изменений в учетные системы.

Для обеспечения актуальности информации и сбора данных из разных систем в кадастровом сервисе можно использовать несколько способов.

- Получение изменений из централизованных (удаленных) баз данных посредством интернет ресурса;

- Передача данных периодически (раз в месяц, раз в неделю);

- По запросу (при появлении обращения), данный способ предполагается использовать для районов, где интенсивность совершения сделок с земельным участком, объектом недвижимости незначительна.

Актуальность хранимых данных в кадастровом сервисе полностью зависит от выбранного способа передачи данных, а так же нельзя исключать внештатные ситуации, которые могут случиться на местах. Для урегулирования данной ситуации вводится такое понятие как «сведения представлены на дату

__.__.2009», то есть при обращении к системе с запросом пользователь

уведомляется об актуальности запрашиваемых сведений.

Использование кадастрового сервиса позволит:

- Осуществлять комплексный анализ наличия или отсутствия запрашиваемой информации об объекте недвижимости в Росреестре;

- Определять границы распространения прав собственности (государственная, муниципальная, частная) с последующей реализацией необходимых действий по предварительному согласованию местоположения земельного участка;

- Определять местоположение земельного участка, объекта недвижимости по его описанию, без предварительного анализа, за счет интеграции графической и растровой информации в одном месте;

- Получать информацию о местонахождении запрашиваемой информации, её стоимости и сроках подготовки с последующим заполнением электронного бланка заявления на заказ требуемой информации;

- Отслеживать выбранную территорию пользователем на предмет появление нового, изменения существующего, прекращения существования земельного участка (группы земельных участков);

- Осуществлять по обращению собственника земельного участка мониторинг изменений его характеристик (границы, кадастровой стоимости, категории земли, разрешенного использования), а так же предоставлять информацию о необходимых действиях для осуществления изменений характеристик земельного участка;

- Оперативно получать полную информацию в режиме on-line о топографической основе, наличии пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и системе координат для определения состава, стоимости и сроках выполнения кадастровых работ;

- Осуществлять выбор территории и получение её графических данных в обменном формате данных (Mif/Mid, XML) в системе координат ведения ЕГРЗ;

- Предварительно рассматривать Межевой план экспертами Территориального управления Роснедвижимости посредством электронного обмена документов;

- Обеспечивать оформление аренды земельного участка и объектов недвижимости в едином технологическом цикле, начиная от подачи электронного обращения и заканчивая получением договора. Использование данного подхода позволит организовать единый механизм оформления аренды объектов от вида прав собственности.

Внедрение кадастрового сервиса на региональном уровне позволит:

- Создать механизм доверия к системе сбора и обработки информации, осуществления контроля использования недвижимой собственности со стороны государства и частного собственника;

- Стать предпосылкой к развитию телекоммуникационных средств, безопасности информации, защиты персональных данных;

- Обеспечить тесное информационное взаимодействие между всеми участниками правовых отношений в учетно - регистрационной системы;

- Выявить узкие места используемых систем регистрации и кадастрового учета, подробно их исследовать, выработать наиболее эффективный способ их устранения и подготовить данные таким для эффективного перехода на единую автоматизированную систему учета и регистрации.

Развитие кадастрового сервиса в сфере земельных и имущественных отношений неминуемо приведет к переходу от учетных объектов (земельный участок, объект недвижимости) к единому объекту учета (недвижимая собственность), а также послужит реальной площадкой для отработки процедур информационного взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр): Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847// Консультант Плюс

2. О руководителе Росреестра: Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2009 года № 135-р // Консультант Плюс

3. О Росреестре в части утверждения его Положения: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457 // Консультант Плюс

4. Об утверждение типового положения территориальных органов Росреестра: приказ Минэкономразвития РФ от 5 октября 2009 года № 395 // Консультант Плюс

5. Манылов, И.Е. Проект «Концепции создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость, и государственного кадастрового учета недвижимости» [Текст]/ И.Е. Манылов// Кадастровый вестник - 2009. - 2

6. Васильев, С.В. Приоритетные аспекты создания единой федеральной системы государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, а также инфраструктуры пространственных данных. [Текст]/ С.В. Васильев// Вестник Росреестра -2009. - 1. - с. 12-14

7. Энциклопедия Кадастрового Инженера: учебное пособие/Под ред.М.И.

Петрушиной- М.: Кадастр недвижимости, 2007. - 656 с.

© К.В. Гладкий, 2010

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.