Научная статья на тему 'Об организации информирования населения о деятельности МЧС России'

Об организации информирования населения о деятельности МЧС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
376
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации информирования населения о деятельности МЧС России»

СЕКЦИЯ № 1

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА НА ОБЪЕКТАХ ЗАЩИТЫ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ. ПРОФИЛАКТИКА ПОЖАРОВ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

МЧС РОССИИ ДО 2030 ГОДА

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ

М.А. Антропова, преподаватель, к.ю.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Одним из важных направлений административной реформы явилось установление открытости функционирования органов исполнительной власти в целом и МЧС России в частности. Активно разрабатываются административные регламенты, под которыми понимают нормативно-правовые акты, устанавливающие какую-либо административную процедуру осуществления действий и принятия решения органом исполнительной власти, либо в связи с непосредственным обращением гражданина или организации в целях реализации их прав и законных интересов, либо в связи с исполнением в соответствии с законодательством возложенных на орган исполнительной власти полномочий [1, с. 10]. Их практическое значение заключается в том, что они направлены на создание исчерпывающих перечней, механизма и последовательности выполнения каких-либо действий, процедур, их стадий, сроков, вариантов исполнения и принятия решений, результатов, должностного положения исполнителя и т.д. Сама идея регламентации рассматривается учёными как правильная и актуальная, т.к. регламенты, по их мнению, могут стать «мостиком к действительно эффективной автоматизации деятельности госаппарата, применения технологий «электронного правительства» [2, с. 163].

В качестве ориентира разработки административного регламента Правительством Российской Федерации в первую очередь был представлен Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утверждённый Постановлением от 19 января 2005 г. № 30 [3]. В качестве его достижения специалисты указывают на нормативное установление обязанности федеральных органов исполнительной власти разрабатывать административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг [4, с. 19]. Более важное, на наш взгляд, значение имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» [3].

В состав нормативно-правовой базы, устанавливающей открытость МЧС

России, входит следующий нормативно-правовой акт, разработка и принятие которого стали возможны только в условиях административной реформы: Приказ МЧС России от 29.06.2006 № 386 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (далее -Административный регламент) [3].

По справедливому замечанию отечественных специалистов, учёных и практиков, законодательство, устанавливающее открытость функционирования органов государственной власти, нуждается в принятии дополнительных нормативно-правовых актов и дальнейшей корректировке действующих. Некоторые учёные считают, что в целях наиболее эффективного продолжения административной реформы, демократический аспект административных процедур необходимо дополнительно отразить в иных (новых) федеральных законах об организации и функционировании исполнительной власти: например, «О федеральных органах исполнительной власти»; «О регулировании отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления»; в ведомственных актах, предусматривающих специфику рассмотрения жалоб и заявлений в функциональном аспекте [5]. Одновременно отмечается, что не лишним было бы принятие федеральных законов «Об административных процедурах» [6].

На сегодняшний день главным является стремление соответствовать мировым техническим стандартам по информатизации общества. По-прежнему актуальными являются федеральные законы: от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», который действует с изменениями и дополнениями [3], от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» [3].

Важным шагом на пути всеобщего расширения гласности в системе и структуре органов исполнительной власти явилось также принятие Федерального закона Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [3].

Проблема своевременности предоставления информации гражданам в средствах массовой информации встает достаточно остро. Одним из важнейших документов явилось распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» [3]. Министр Российской

Федерации М.А. Абызов отмечает: «Сама задача в реализации принципов открытости, с одной стороны, - качественно и оперативно представлять информацию, с другой - показывать лицо наших ведомств и их деятельность, обеспечивать эффективный общественный контроль и качественную обратную связь. В этом отношении я высоко оцениваю работу МЧС» [7]. По результатам проведенного самообследования в марте 2014 года МЧС России заняло 6 место среди всех 63 федеральных органов исполнительной власти (168 баллов из 300). «Нам приятно, что мы занимаем высокую строчку в этом рейтинге. Открытость это не обременение, это наша работа. МЧС работает для людей и во имя людей. Оценка человека, который попал в беду, очень важна», - отметил глава МЧС Владимир Пучков [7]. Таким образом, открытость федеральных органов исполнительной власти - это последовательное и неукоснительное соблюдение при реализации государственных полномочий и функций следующих принципов: принцип информационной открытости, принцип понятности и принцип вовлеченности.

Главными целями плана МЧС России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2014 год и на период до 2018 год являются реализация принципов информационной открытости МЧС России и повышение информированности населения о целях и задачах МЧС России. В отчете о выполнении публичной декларации целей и задач МЧС России за I квартал 2014 года указано, что для организации информирования населения о риске возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий было задействовано более 3 500 СМИ, которые выпустили более 150 000 сообщений, в том числе более 3 000 сюжетов на телеканалах. В I квартале 2014 года МЧС России организовало проведение более 1 100 акций и мероприятий по пропаганде безопасности жизнедеятельности [8].

В соответствие с Административным регламентом должностными лицами, ответственными за организацию информирования населения через СМИ о чрезвычайных ситуациях и пожарах, являются: руководители Управления информации и связи с общественностью МЧС России, информационных подразделений региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации; руководители постоянно действующих органов управления РСЧС; оперативные дежурные органов повседневного управления РСЧС. Постоянно обеспечивается опубликование важной и профессионально ориентированной информации в печатных изданиях: журналы «Пожарное дело», «Гражданская защита», а также в газете «Спасатель МЧС России», Интернет-сайте МЧС России: www.mchs.gov.ru.

Приведённые выше данные демонстрируют высокие показатели по информированию граждан. Можно говорить об эффективности предоставления информации на сегодняшний день, но здесь необходимо осознавать, что самое главное - это опубликование своевременной информации, которая будет полезна обществу в тот момент, когда это необходимо.

В докладе Министра Владимира Пучкова «МЧС-2030 - современные

технологии государственного управления в сфере безопасности жизнедеятельности населения» отмечается, что «планируется внедрить новые информационные телекоммуникационные продукты - не только то, что есть сегодня, но и что будет завтра. В этом числе предусматриваем в полном формате запустить в рамках создаваемой государственной системы соответствующий сегмент Интернета, который заработает в России в 2018 году. Это даст мощный импульс для реализации современных идей и подходов МЧС России, развития отечественных технологий в сфере управления» [8].

Таким образом, с целью реализации подлинной открытости в организации и деятельности МЧС России необходимо повышать обратную связь между ведомством и гражданами, улучшать информационные ресурсы на федеральном и региональных уровнях, а также представлять полную и достоверную информацию в понятной и доступной форме.

Список использованной литературы

1. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки / С.Е. Нарышкин, Т.Я. Хабриева. // Журнал российского права. - 2006. - № 11. - С. 10.

2. Калинин А. О регламентации деятельности госорганов / А. Калинин. // Общество и экономика. - 2007. - № 2, 3. - С. 163.

3. Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

4. Яцкин А.В. Правовое регулирование разработки административных регламентов / А.В. Яцкин. // Журнал российского права. - 2006. - № 10. - С. 19.

5. Хабриева Т.Я., Ноздрачёв А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: проблемы и решения / Т.Я. Хабриева, А.Ф. Ноздрачёв, Ю.А. Тихомиров // Административная реформа в России: научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. - М.: Юрид. фирма Контракт, ИНФРА-М, 2006. - С. 34.

6. Медушевский А. Административная реформа в России / А. Медушевский // Сравнительное конституционное обозрение. - 2004. - № 4 (49). - С. 156-161.

7. МЧС России: приоритеты в области открытости // http://open.gov.ru.

8. Доклад Министра Владимира Пучкова «МЧС-2030 - современные технологии государственного управления в сфере безопасности жизнедеятельности населения» // http:// gz-journal.ru. - № 7, 8. - 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.