Научная статья на тему 'Об организации и развитии подшефного кадетского движения в территориальных органах ФСИН России'

Об организации и развитии подшефного кадетского движения в территориальных органах ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорожкин И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации и развитии подшефного кадетского движения в территориальных органах ФСИН России»

Полковник внутренней службы И.Б.ДОРОЖКИН, заместитель начальника отдела организации воспитательной работы с личным составом управления кадров ФСИН России

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ПОДШЕФНОГО КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФСИН РОССИИ

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, и продолжающееся реформирование УИС требуют подготовки персонала новой формации, обеспечения сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава персонала УИС.

Прошло более 12 лет с того времени, как территориальными органами ФСИН России в целях ранней профессиональной ориентации была начата работа по участию в создании кадетских школ (кадетских школ-интернатов), специализированных классов (групп) в общеобразовательных школах, лицеях и других учебных заведениях (далее - подшефное кадетское движение). Основной целью данной работы является формирование у юношей и девушек позитивного образа сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний и, опосредованно, подготовка молодежи к службе в уголовно-исполнительной системе.

Во исполнение п. 6.5 Программы мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспи-

тательной работы и психологического обеспечения работников уголовно-исполнительной системы на 2011-2015 годы в течение 2012 года управлением кадров ФСИН России были проведены сбор и изучение информации из территориальных органов ФСИН России об организации и осуществлении ими деятельности, направленной на развитие подшефного кадетского движения. Полученные результаты в обобщенном варианте представлены в данной статье, которую хотелось бы начать с разъяснения основных понятий, таких как «кадетский корпус», «кадет» и другие, а также изложения краткой истории зарождения и развития кадетского движения.

Итак, кадетский корпус - это начальное военно-учебное заведение с программой среднеучеб-ного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере; раньше по окончании полного курса его воспитанники принимались в военные училища без экзаменов. Кадетами (от франц. cadet - младший) в феодальной Франции и Пруссии считались молодые дворяне на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры, а в дореволюционной России (после 1992 года и в

Российской Федерации), а также в некоторых иностранных государствах так называли и называют воспитанников кадетских корпусов.

Первый кадетский корпус появился в Пруссии в 1653 году, где была учреждена кадетская школа для несения дворянскими детьми воинской службы. В 1716 году король Фридрих Вильгельм I сформировал в Берлине роту кадет, назначив ее шефом своего четырехлетнего сына, будущего полководца Фридриха Великого. В начале XX века собственно кадетские корпуса имелись в России, Германии, Японии и Черногории, а учебные заведения кадетского типа - практически во всех развитых странах мира.

Кадетские корпуса в России первоначально были закрытыми средними военно-учебными заведениями преимущественно для детей офицеров. Впервые кадетский корпус в России был основан по инициативе генерал-фельдмаршала Миниха: в 1732 году он представил на утверждение императрице Анне Иоанновне план устройства военно-учебного заведения в России «Корпуса кадет». Учащиеся кадетского корпуса носили военную форму и проходили строевое обучение. В учебном отношении корпуса включали в себя шесть общих классов (вначале -два приготовительных, четыре общих; впоследствии - один приготовительный и пять общих), а также специальный курс, состоявший из 1 и 2 обязательных специальных классов и 3 необязательного. В последний поступали, по собственному желанию, кадеты, стремившиеся углубить свои познания в военных науках. Художественно ярко и глубоко документально жизнь и учеба кадет показана в произведениях великого русского писателя А. И. Куприна.

К середине XIX века функционировало 18 кадетских корпусов. В период с 1863 по 1882 год вместо них действовали

военные гимназии. К 1917 году имелось 29 кадетских корпусов, которые были упразднены в 1918 году.

В советский период традиция создания кадетских корпусов нашла свое отражение в организации суворовских военных училищ (далее - СВУ). 21 августа 1943 года Советом Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В постановлении говорилось, что СВУ создаются «для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов...» Были приняты все меры для того, чтобы мальчики, ставшие носить гордое звание «суворовец» и надевшие гимнастерки с алыми погонами, стали достойными преемниками и продолжателями славных боевых традиций отцов и дедов. Используя опыт войск, военных училищ, школ, командование, воспитатели и преподаватели СВУ разработали систему военно-патриотического воспитания суворовцев, внедрение которой прививало им интерес к будущей военной профессии, воспитывало дисциплинированность, исполнительность, чувство гордости за Вооруженные Силы РФ, способствовало выработке у них высоких моральных качеств, необходимых для дальнейшего обучения в военно-учебных заведениях Вооруженных Сил РФ и армейской службы.

С 1992 года началось постепенное возрождение кадетской формы обучения. На сегодняшний день в России имеется более 20 кадетских корпусов, в том числе Московский кадетский корпус юстиции, четыре кадетских школы-интерната, семь СВУ и Нахимовское ВМУ, Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации.

Указанием ФСИН России от 31.10.2008 № 10/1-3618 был предусмотрен ряд практических мер, направленных на создание на программно-целевой основе кадетских классов и классов правоохранительной направленности в общеобразовательных школах и лицеях, а также на разработку дополнительных образовательных программ и иных учебно-методических материалов.

К 2008 году в 15 субъектах Российской Федерации с участием территориальных органов ФСИН России была организована работа по созданию подшефного кадетского движения. Так, например, в Ульяновской области при участии УФСИН России по Ульяновской области начало функционировать государственное образовательное учреждение «Карсунская кадетская школа-интернат - Симбирский кадетский корпус юстиции».

Опыт показывает, что основными предпосылками их создания стали: взаимная заинтересованность в результатах деятельности вышеуказанных школ, классов и групп федеральных и местных органов государственной власти, в том числе органов управления образования и органов уголовно-исполнительной системы, а также наличие между ними налаженного взаимодействия.

За небольшой период, благодаря плодотворному сотрудничеству учреждений и органов УИС, в отдельных регионах была создана более совершенная система ранней профессиональной ориентации молодежи, отправными точками которой являются стремление к получению юридического образования и подготовка к службе в органах правопорядка, начиная со школьной скамьи.

Сегодня наблюдается более динамичное развитие системы ранней профессиональной ориентации молодежи на службу в УИС посредством получения кадетского образования. В рамках этой деятельности

ФСИН России решает не только ведомственные задачи, но и принимает участие в реализации общегосударственных целей и задач. Действительно, проводя целенаправленную работу с детьми и юношами в возрасте от 10 до 17 лет, то есть в том возрасте, когда формируются профессиональные предпочтения и представления о профессиональной деятельности, учреждения и органы, исполняющие наказания, не только ищут пути решения задач кадрового обеспечения, но и наряду с организацией непрерывного профессионального образования способствуют созданию благоприятных условий для реализации молодыми людьми их конституционного права на труд.

Правовую базу успешно складывающегося сотрудничества составляют федеральное законодательство об образовании и иные нормативные правовые акты.

Кадетские образовательные программы в Российской Федерации в настоящее время реализуют учебные заведения двух видов: кадетские корпуса и кадетские школы-интернаты.

1. Кадетские корпуса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2008 № 328 «Об утверждении типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских корпусах» наряду с суворовскими военными, нахимовскими военно-морскими училищами реализуют подготовку по образовательным программам среднего профессионального образования и дополнительным образовательным программам, направленным на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан. Кадетские корпуса создаются в системах Минобороны, МВД и ФСБ России.

2. Кадетские школы (кадетские школы-интернаты) сформированы в соответствии с распоряжением Президента Россий-

ской Федерации от 09.04.1997 № 118-рп, которым он поддержал возрождение кадетского образования и воспитания и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам самоуправления принять меры по созданию кадетских школ (кадетских школ-интернатов). Правительство Российской Федерации постановлением от 15.11.1997 № 1427 утвердило типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате).

В силу ограничивающих рамок действующего законодательства в настоящее время ФСИН России не может самостоятельно создавать учебные заведения, реализующие кадетские образовательные программы, а также выступать соучредителем при их создании (ст. 11 Закона Российской Федерации «Об образовании» исключает совместное учредительство государственных образовательных учреждений).

Поэтому непосредственную правовую основу подшефного кадетского движения составляют договоры о сотрудничестве, контрагентами которых в разных вариантах выступают учреждения и органы УИС, органы государственной власти и муниципальные образования, образовательные учреждения. На сегодняшний день между 18 территориальными органами ФСИН России и муниципальными образовательными учреждениями субъектов Российской Федерации заключены договоры или соглашения о взаимодействии в вопросах организации совместной учебной деятельности в подшефных кадетских классах и школах (ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России по республикам Ингушетия, Коми, Мордовия, Татарстан, Удмуртия; Волгоградской, Курганской, Липецкой, Мурманской, Новгородской, Омской, Ростовской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ульяновской областям;

Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам).

Согласно договорам основные усилия учреждений и органов УИС сосредоточены на разработке учебных планов и дополнительных образовательных программ правовой и военно-спортивной направленности, их непосредственной реализации сотрудниками в кадетских школах-интернатах и кадетских классах общеобразовательных школ и других учебных заведений, предоставлении учебно-материальных баз для проведения занятий с учащимися, обеспечении кадетских классов учебной и методической литературой, учебными пособиями, организации досуга учащихся (экскурсий, туристических походов, концертов).

На 2013 год ГУФСИН, УФСИН России по Чеченской Республике, республикам Тыва, Хакасия; Приморскому краю; Астраханской и Нижегородской областям запланировано решение задач по развитию подшефного кадетского движения.

Наряду с созданием при участии органов УИС двух кадетских школ-интернатов основное развитие получила организация в общеобразовательных школах и других учебных заведениях профессионально ориентированных специализированных классов (групп). Данная форма сотрудничества, а также взаимодействие, оказание поддержки и шефской помощи (пошив форменной одежды, проведение занятий, использование учебно-материальной базы учебных центров, предоставление автотранспорта) кадетским формированиям на общественных началах осуществляется в ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России по республикам Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Мордовия, Татарстан, Чувашия; Забайкальскому, Красноярскому, Пермскому краям; Архангельской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Костромской, Курской, Пен-

зенской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Томской областям и в других территориальных органах.

Рассмотрим несколько примеров успешной реализации данных проектов.

В Республике Татарстан действуют 16 кадетских классов на базе девяти средних общеобразовательных школ, над которыми шефствуют 14 учреждений УФСИН республики. В них обучаются 319 человек, в том числе 38 детей сотрудников. В период с 2006 по 2011 год в образовательные учреждения ФСИН России поступили 79 выпускников, в том числе в 2011 году -21. Формой одежды со знаками различия УИС обеспечены пять классов.

В Республике Удмуртия действуют два кадетских класса на базе средней общеобразовательной школы № 74, в которых проходят обучение 39 человек, в том числе три человека - это дети сотрудников. Все они обеспечены форменной одеждой. В период с 2003 по 2011 год в ОУ УИС поступило 20 выпускников, в том числе в 2011 году - один.

В ГУФСИН России по Красноярскому краю проводится активная организационная работа с воспитанниками кадетских корпусов. Приказом начальника ГУФСИН края за кадетскими корпусами для проведения военно-патриотического воспитания и профориентационной работы закреплены учреждения. С воспитанниками кадетских корпусов края проводятся уроки Мужества, встречи с членами Совета ветеранов, Общественного совета, Совета патриотического воспитания при губернаторе Красноярского края, занятия по огневой подготовке, рукопашному бою, выезды на экскурсии. За счет оказания материальной помощи учреждениями ГУФСИН края совершенствуется материальная база кадетских корпусов.

С кадетами двух кадетских классов средней школы № 7 г. Сегежи, 70 % из которых - это дети сотрудников и работни-

ков учреждений УИС Карелии, организована работа по подготовке к поступлению в ведомственные учебные заведения ФСИН России. Занятия в классе проводит командно-преподавательский состав учебного центра. Организованы модульные экскурсии по учреждениям (отдельно по службам) с определением специфики деятельности каждой службы. Конкурс при зачислении в класс - три человека на место. Учащиеся кадетских классов УФСИН России по Республике Карелия постоянно участвуют в торжественном мероприятии «Караул Почета»: несении службы в Почетных караулах у мемориалов захоронения павших бойцов времен Великой Отечественной войны 19411945 годов. Кадеты принимают участие в смотре строя и песни среди учащихся школ г. Сегежи, республиканском кадетском бале.

12 марта 2012 года проведено посвящение в кадеты учащихся кадетского класса СОШ № 18 г. Ухты Республики Коми. 23 марта 2012 года сотрудники ГУФСИН республики приняли участие в республиканской родительской конференции «Духовно-нравственное воспитание - основа крепкой благополучной семьи», в которой рассматривался вопрос развития кадетских школ и классов в системе регионального образования.

2 мая 2012 года в г. Саранске прошел III Республиканский слет кадетов Мордовии «Во славу России!», посвященный 267-летию со дня рождения великого флотоводца адмирала Ф. Ф. Ушакова и 1000-летию единения Мордовии с Россией и году Российской истории. В номинации «Конкурс сценариев патриотического воспитания среди кадетов» ученики кадетского класса УФСИН России по Республике Мордовия заняли 3-е место за сценарий классного часа «С чего начинается Родина», где рассказывалось о людях, прославивших поселок Явас.

В 2012 году в учреждения УФСИН России по Архангельской области направлены правила приема граждан в государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области кадетская школа-интернат «Архангельский морской кадетский корпус» для доведения этой информации до личного состава на занятиях по служебной подготовке и ее размещения на информационных стендах. В результате проведенной работы в приемную комиссию школы-интерната подано восемь заявлений от сотрудников УФСИН о приеме их детей. 28 мая 2012 года сотрудники отдела специального назначения в связи с успешным окончанием учебного года вручили трем лучшим школьникам Архангельской кадетской школы-интерната памятные шевроны с символикой отряда.

В УФСИН России по Воронежской области на постоянной основе организована работа с воспитанниками Воронежского Великого князя Михаила Павловича Кадетского корпуса и военно-патриотического клуба «Пластун». За отчетный период сотрудники отдела специального назначения УФСИН России по Воронежской области провели с кадетами Каширского казачьего класса занятия по огневой и физической подготовке, спортивно-массовые мероприятия с кадетами Михайловского корпуса. Сотрудниками УФСИН России по Воронежской области проводятся занятия и организуются соревнования в спортивных казачьих лагерях «Казачок», «Атаманец», «Православный лагерь для слаборазвитых физически детей».

В сентябре 2011 года заключен договор о совместном сотрудничестве УФСИН России по Курганской области с муниципальным общеобразовательным учреждением г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 24» в области учебно-практического сотрудничества в

организации деятельности кадетского класса. Школьники обеспечены форменной одеждой сотрудника УИС. С кадетами еженедельно проводятся факультативные занятия, в том числе патриотической направленности. В декабре 2011 года кадетскому классу на мероприятии посвящения в кадеты в торжественной обстановке вручена копия знамени УФСИН России по Курганской области.

В целях формирования у подростков чувства патриотизма, долга, чести и ответственности за судьбу Отечества, необходимости уметь его защитить с оружием в руках, а также интереса к поступлению на службу в УИС в «Курском автотехническом колледже» организовано обучение в кадетских группах УФСИН России по Курской области. В настоящее время в колледже обучается 85 кадетов УИС. 5 июня 2012 года кадетской группе в торжественной обстановке с участием духового оркестра УФСИН вручены 26 свидетельств об окончании колледжа.

В целом работа по развитию подшефного кадетского движения достаточно продуктивно проводится территориальными органами УИС в Северо-Западном (5 из 9), Центральном (11 из 18), Приволжском (8 из 14), Уральском (5 из 6) и Сибирском (7 из 12) федеральных округах.

В ходе анализа этой работы в территориальных органах ФСИН России выявлено, что она проводится в двух направлениях, а именно с участием учебных центров и (или) непосредственно учреждений.

Создание кадетских классов с участием учебных центров имеет ряд преимуществ: привлечение для работы с учащимися квалифицированного преподавательского состава, использование учебно-материальной базы учебных центров, оказание классам методической помощи. Занятия проводятся преподавателями учебных центров как по месту дислокации последних, так и непосредственно в учебных

заведениях. В случае отдаленности учебного центра от базового образовательного учреждения предусматривается доставка кадетов к месту проведения занятий на автотранспорте территориального органа. Основным недостатком такой организации кадетских классов является то, что класс оказывается «привязан» к месту дислокации учебного центра и, как следствие, количество классов невелико.

Неоспоримое преимущество имеет второе направление деятельности, когда в общеобразовательных школах (лицеях) и других учебных заведениях непосредственно при участии учреждений, исполняющих наказания, создаются профессионально ориентированные специализированные классы.

Очевидно, что оба алгоритма имеют право на существование, так как их использование позволяет более целенаправленно использовать ресурсы, имеющиеся у территориальных органов. Надо думать, что определенные перспективы имеет и симбиоз этих систем. Так, учебные центры в тех регионах, где они непосредственно не участвуют в создании кадетских классов, могли бы оказывать учреждениям методическую или иную помощь в этом вопросе.

Следует отметить, что значительный эффект дает привлечение территориальными органами к работе по ранней профессиональной ориентации образовательных учреждений ФСИН России. Там, где это сделано (республики Татарстан и Карелия, Удмуртская Республика), учебный процесс более четко ориентирован на решение задач, связанных с дальнейшей профессиональной деятельностью кадет, в том числе и с поступлением в образовательные учреждения ФСИН России, и, таким образом, обеспечивается непрерывность профессионального образования.

Так, за период с 2001 по 2011 год в образовательные учреждения ФСИН России поступило более 260 выпускников кадетских формирований, в том числе в 2011 году -около 70 человек.

Определенную обеспокоенность вызывает некоторое несоответствие конечного результата затраченным усилиям. Это выражается в недостаточно активном стремлении выпускников идти на службу в органы и учреждения УИС. В работе с молодежью территориальным органам необходимо делать акцент на адресность помощи при профориентации, создание у молодых людей более мотивированных предпочтений при выборе будущей профессии, иных стимулов для дальнейшей службы в УИС.

Оценивая результаты проделанной работы, следует отметить, что территориальным органам ФСИН России, особенно со сложной кадровой ситуацией, необходимо активизировать работу по ранней профессиональной ориентации молодежи в рамках дальнейшего развития подшефного кадетского движения. Подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы требует творческого, нешаблонного подхода. Особенно это важно при работе с молодежью. Полагаем, что данная статья послужит не только распространению содержащегося в ней опыта, но и будет стимулировать дальнейшее совершенствование деятельности территориальных органов УИС по ранней профессиональной ориентации молодежи. ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.