УДК 332.1:336 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Екимова Ксения Валерьевна, доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Финансовый менеджмент»
Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова,
г. Москва, Россия ekmovak2003@yandex. ты Савельева Ирина Петровна, доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Маркетинг и менеджмент» Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия ips60@mail. ты
Статья посвящена проблемам финансирования малого предпринимательства. Авторами рассмотрены вопросы формирования новых механизмов взаимодействия представителей малого и среднего предпринимательства в форме предпринимательских сетей в рамках региональной экономики, а также предложены показатели,
характеризующие новые формы интеграции малых и средних предприятий и эффективность их функционирования.
Ключевые слова: Малое и среднее предпринимательство; финансирование малого предпринимательства; финансово-экономическое планирование; предпринимательские сети; программа интеграции малых и средних предприятий; показатели эффективности.
THE ORGANIZATION OF INTEGRATED BUSINESS STRUCTURES FINANCING OF THE REGIONAL ECONOMY
Ksenia Ekimova, doctor for economic sciences,
Head of Department "Financial Management"
Russian Economic University, G.Plekhanov, Moscow, Russia ekimovak2003@yandex. ru Irina Savelyeva, doctor of economic sciences,
Head of the department "Marketing and Management"
South Ural State University, Chelyabinsk, Russia ips60@mail. ru
The article deals with problems of financing small enterprises. The authors consider questions of interactions new mechanisms forming of small and medium enterprises in the regional economy. The authors offer indicators of new forms of small and medium-sized business integration and the efficiency of their operation.
Keywords: Small and medium enterprises; financing small enterprises; financing, economical and financial planning; business networks; the program of integration of small and medium enterprises; performance indicators.
Финансирование малого предпринимательства традиционно связывают с привлечением ресурсов в данную сферу на льготных условиях по сравнению с банковским или коммерческим кредитованием. При этом традиционной попыткой реализации всех региональных программ финансирования предпринимательства на региональном и федеральном уровне является прямое копирование зарубежного опыта, осуществляемое в непригодных для российских условий формах. При этом кризисный нестабильный этап, в котором на сегодняшний день приходится функционировать малым и средним российским предприятиям, требует новых форм и методов поддержки малого и
среднего предпринимательства. Это необходимо для того, чтобы такая поддержка стала мощным стимулом не просто для осуществления текущей деятельности малых и средних предприятий (МСП), позволяющей решать текущие экономические задачи выживаемости в конкурентной нестабильной среде, но и давала возможность решать таким предприятиям задачи стратегического развития. И, следовательно, позволяла, воздействуя на предпринимательскую среду, решать задачи развития региона.
Традиционно, программы финансирования малого и среднего предпринимательства российских регионов призваны решать следующие текущие задачи: повышение роли малого бизнеса в улучшении условий жизни населения, обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социальноэкономического развития региона, наполнение рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера, увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса, увеличение налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней и др.
При этом традиционно индикаторами эффективности программ в регионах становятся известные показатели: темп роста числа малых и средних предприятий, доля производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг), темп роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях, доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий и организаций, темп роста объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий, темп роста среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях и пр.
При этом показатели, характеризующие новые формы интеграции малых и средних предприятий и эффективность их функционирования в этом перечне места не нашли.
Исследуя перспективы развития экономики субъектов Российской Федерации, представляется необходимым рассматривать её как экономическую систему с позиции анализа совокупности отраслей, являющихся элементами данной целостности. Данный подход позволяет рассматривать природу механизмов, которые лежат в основе взаимоотношений между отдельными предприятиями с целью реализации их стратегического развития.
Согласно представленных Росстатом и ФНС России данных [1], на 1 июля 2011 года в Российской Федерации осуществляют деятельность 248 268 субъекта малого и среднего предпринимательства (без учета микропредприятий), которые, выполняя отдельные виды работ и оказывая услуги, занимают определенный рыночный сегмент, способствуя развитию конкуренции на региональном рынке товаров и услуг. Тем не менее, в условиях современного рынка большинству представителей малого и среднего предпринимательства приходится преодолевать многочисленные трудности. Кроме трудностей, связанных с преодолением кризисных явлений, ситуацию усложняет постоянно меняющееся законодательство, что мешает руководителям компаний сориентироваться во всех тонкостях правовых вопросов. Стоит так же учитывать, что небольшие компании мало задействованы в региональных программах и национальных проектах (кроме целевых программ поддержки малого предпринимательства), возможности малых предприятий никак не учитываются в формировании региональной экономической стратегии. В итоге богатый потенциал малого и среднего предпринимательства в экономике региона остается нереализованным. Отсутствие свободных средств, банковских и страховых гарантий, небольшая мощность привели к тому, что ни одно малое или среднее предприятие, не входящее в состав интегрированного объединения, не в состоянии не только выиграть торги на госзаказ, но и самостоятельно сформировать портфель заказов на товары и услуги. Эта проблема может быть решена на основе
создания новых механизмов взаимодействия представителей малого и среднего предпринимательства региональной экономики.
Научные разработки по вопросам создания и развития интегрированных объединений [2,3,4] пока не освещают в полной мере весь комплекс проблем, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия при интеграции. Современные научные исследования в этой области посвящены изучению экономических отношений в структурах классического типа: консорциумы, холдинги, концерны и т.п. Основными недостатками этих структур являются сложная система управления, не позволяющая своевременно реагировать на воздействия внешней и внутренней среды, и опасность монополизирования рынка товаров и услуг. Кроме того, малые и средние предприятия, входящие в состав таких структур, полностью или частично лишены хозяйственной самостоятельности, что снижает заинтересованность менеджеров предприятий в достижении общей цели.
Устранение недостатков традиционных структур возможно, в том числе, путем внедрения новых эффективных форм взаимодействия малых и средних предприятий, что может послужить базой для его дальнейшего развития. Существенный интерес в этой связи представляет форма бизнеса в виде предпринимательских сетей, основной принцип организации которых заключается в объединении, в рамках партнерских отношений, юридически самостоятельных предприятий, каждое из которых, реализуя собственные интересы, способствует повышению эффективности функционирования всей сети. В этой связи актуальным видится исследование подходов, методов, моделей, способствующих созданию эффективного организационноэкономического механизма интеграции малых и средних предприятий в форме предпринимательских сетей.
Можно выделить следующие основные цели создания сетей малых и средних предприятий: обеспечение участников сети заказами в рамках осуществляемого проекта, формирование общей ресурсной базы для снижения
издержек ее эксплуатации и воспроизводства; создание общей базы знаний, обмен необходимыми компетенциями и предложение рынку более привлекательной ценности; распределение рисков между партнерами; максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта (системного эффекта).
Преимущество формирования эффективной системы организации взаимодействия малых и средних предприятий проявляется в появлении синергетического эффекта, обусловленного системными свойствами новой структуры, в росте эффективности использования имеющихся ресурсов, и в результате создает предпосылки для устойчивого развития региональной экономики. При этом принципиально важным аспектом являются вопросы эффективности интеграции для каждого из ее участников.
Необходимость решения указанных выше проблем, обусловила актуальность данного исследования. В результате интеграционных процессов образуется новый элемент социально-экономической системы интегрированное образование малых и средних предприятий в форме предпринимательских сетей, под которым мы понимаем: совокупность малых и средних предприятий коммерческой или некоммерческой направленности, образующих целостную систему экономически взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, путем аккумулирования материально-вещественных, энергетических и информационных ресурсов, обеспечивающих достижение общей цели и повышение эффективности функционирования каждого ее участника и всей системы в целом.
Наряду с автономными малыми и средними предприятиями, успешно функционировать могут и интегрированные структуры, являющиеся индикатором концентрации капитала в экономике. Экономический потенциал данных формирований значительно выше, чем у автономных предприятий. Деятельность интегрированных структур по своей природе направлена на получение повышенного экономического эффекта, в то время как деятельность конкретного малого или среднего предприятия в преимуществе своем решает
социальные задачи, например, увеличение числа рабочих мест. Интегрированные объединения малых и средних предприятий могут быть образованы либо путем разукрупнения крупных предприятий, либо путем объединения нескольких малых и средних предприятий.
Нами установлено, что интеграция малых и средних предприятий в форме предпринимательских сетей является открытой, сложной, динамической системой (рис.1) с нелинейным характером развития, сложными институциональными формами и отношениями в них. Сущность системы, ее свойства, строение, поведение находят концентрированное выражение в принципах, которые в системном подходе как направлении методологического познания выступают в виде совокупности познавательных принципов.
Рис. 1. Системная модель интегрированного образования малых и средних предприятий
Под организационно-экономическим механизмом предпринимательской сети малых и средних предприятий понимается конкретное выражение взаимодействия предприятий в рамках предпринимательской сети с помощью использования совокупности экономических методов и инструментов,
направленных на организацию деятельности технологически связанных участников интеграции.
Организационно-экономический механизм интеграции малых и средних предприятий представлен следующими аспектами: организационное
построение взаимодействия; управление технологически связанным производством; договорные отношения; финасово-экономическое планирование (бюджетирование); стратегия развития сети.
По нашему мнению, предпринимательские сети малых и средних предприятий, созданные с целью реализации конкретного проекта должны быть вертикально интегрированы, так как интеграция в данном случае возможна на основе объединения интересов технологически связанных участников сети на единый конечный результат. Вертикально интегрированные сети малых и средних предприятий, в которых отдельные предприятия автономны, функционируют на самоокупаемости и контролируются общим центральным органом (управляющей компанией).
Для обеспечения контроля за деятельностью предпринимательской сети предлагается разбить всех участников предпринимательской сети на четыре группы (направления деятельности): подготовка производства, производство, инженерно-техническое сопровождение и инфраструктура сети. Наличие единой бухгалтерии, юридической службы, предприятия, осуществляющего материально-техническое снабжение, позволит снизить накладные расходы каждого предприятия, входящего в состав предпринимательской сети. С одной стороны, не каждое малое предприятие может позволить себе содержание отдельной службы материально-технического снабжения, высококлассного бухгалтера или экономиста в силу нехватки финансовых ресурсов. С другой -управляющая компания (и все участники предпринимательской сети) могут иметь оперативную и достоверную информацию по конкретному проекту и принимать на ее основе своевременные корректировочные действия.
Для того чтобы должным образом профинансировать всех участников, реализующих проект, обеспечить слаженность их работы, своевременное поступление материальных и финансовых ресурсов предлагается внедрить в предпринимательской сети МСП сквозное планирование, то есть планирование, охватывающее в рамках совместной деятельности всех участников интеграции и все уровни управления.
Основу сквозного планирования должно составлять финансовоэкономическое планирование, основанное на разработке системы бюджетов. Формирование бюджета сети, осуществляемое подразделением управляющей компании, представляет собой целостную систему непрерывного планирования, включающую все основные вопросы: от обоснования целей и задач до контроля за исполнением бюджетов на всех стадиях.
Стратегию развития предпринимательской сети малых и средних предприятий обуславливают направления развития. Направление развития в интеграции формируется на базе балансового учета факторов и действующих сил внешней среды, внутрисистемных ресурсов и компетенций, которые могут составить конкурентные преимущества. Синергетическое развитие ориентирует интегрированные структуры не на экономию, стабилизацию, расширение производства, а на синергетическое развитие через активизацию системоформирующих факторов и направление их на создание прорывных технологий и базовых инноваций, создание товаров-лидеров, создание новых рынков.
Системно-синергетический подход к формированию стратегии развития предпринимательской сети малых и средних предприятий включает следующие этапы:
1. Оценку тенденций развития на отраслевом и региональном рынках.
2. Разработку прогнозов развития предпринимательской сети в разрезе отраслевого и регионального развития.
3. Разработку стратегии развития предпринимательской сети, состоящей из следующих подэтапов:
- формулирование концепции развития;
- формулирование миссии развития;
- формулирование целевых установок;
- формулирование задач с учетом финансовых, материальных и временных ресурсов;
- формулирование мероприятий с оценкой их эффективности.
4. Формирование отрицательной и положительной обратных связей как механизмов устойчивого развития.
Таким образом, под стратегией развития интеграции малых и средних предприятий мы понимаем систему теоретических и практических знаний по разработке и обоснованию основных долгосрочных целей и задач развития предпринимательской сети, основывающуюся на создании адекватного механизма и условий их реализации, и включающую в себя планомерный выбор оптимальной стратегии из числа возможных направлений развития.
Механизм распределительных отношений в предпринимательской сети МСП не должен быть направлен на расчет и установление доли каждого участника в совместном проекте, не должен сводится к распределению прибыли по заранее рассчитанным долям, пропорциям, коэффициентам, процентам и т.п. Такая цель не способствует повышению эффективности совместного проекта. Основной целью распределительных отношений участников интегрированного образования МСП является создание условий для их развития.
Классический подход к оценке эффективности предполагает соотнесение результатов от деятельности к понесенным затратам. Целевая ориентация такого отношения - стремление к максимизации. При этом ставится задача максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат.
Однако, при оценке экономической эффективности интеграции возникает методическая проблема разделения общего эффекта производственной деятельности предприятий на долю, приносимую сохраняемой частью производства и долю, создаваемую вложениями в интеграцию предприятий. Без подобного разделения эффекта и затрат на две части можно судить только о динамике показателей эффективности работы всего предприятия, определяя эффективности вложений в интеграцию долевым способом. Дополнительную сложность при оценке эффективности интеграции создает отсутствие формализованных методов оценки социальной эффективности.
В рамках синергетического подхода в качестве критерия экономической эффективности программ интеграции МСП в работе предлагается принять отношение полученного чистого дохода (приращения прибыли) за счет осуществления программы к вложениям в программу. Такой подход наиболее приемлем для оценки инвестиционных проектов, а программу интеграции вполне правомерно рассматривать как инвестиционный проект, реализуемый на уровне предпринимательской сети.
Условные обозначения:
Эфt - относительная эффективность вложений в программу за период времени 1;;
Эф -показатель эффективности программы интеграции;
Дй - суммарный за рассматриваемый период времени поток доходов, (денежных поступлений), полученных 1-м интегрируемым предприятием;
Тт
и - текущие затраты 1-го предприятия за период времени 1;;
Тк
й - капиталовложения 1-го предприятия за период времени 1;;
пт
а - суммарный за рассматриваемый период времени поток расходов 1-го предприятия на осуществление производственной программы;
ЯКК - суммарный за рассматриваемый период времени поток расходов 1-го предприятия на осуществление мероприятий программы интеграции;
г - годовой банковский депозитный процент; р - годовой уровень инфляции; т - количество интегрируемых предприятий;
Величина экономической эффективности инвестиций с учетом дисконтирования и инфляции, вкладываемых в программу интеграции имеет вид:
т ТТ т ТТ
^________/4 И_________ у'_______-Чг________
Э _ £(0 + Г )(1 + Рг ))* 1Т1((1 + Г )(1 + рг ))
т тК ■ (1)
^__________1л________
1_1((1 + Г )(1 + Р)У
Соответственно значение величины экономической эффективности программы интеграции:
т ТТ т
Э 1_1((1 + Гг )(1 + Рг )) £(0 + Гг )(1 + Рг )) _
Эф~ т ПК • (2)
у к„________
1_1((1 + Гг )(1 + Рг ))
Предлагаемый целевой показатель эффективности для программ интеграции МСП рекомендуется устанавливать на уровне больше единицы. При этом следует иметь в виду, что при Эф=1 имеет место окупаемости капитальных вложений, то есть любое значение Эф>1 свидетельствует о положительном эффекте.
Особую роль играет при интеграции, так называемый синергетический эффект. Под синергетическим эффектом мы понимаем возрастание эффективности деятельности в результате интеграции участников предпринимательской сети в единую систему за счет так называемого положительного системного эффекта (эффекта эмерджентности), где эффект от
взаимодействия участников объединения внутри превышает сумму эффектов деятельности каждого участника в отдельности (автономно).
Эффект от совместного функционирования малых и средних предприятий как целого, складывается из суммы эффектов их автономного функционирования, скорректированных с учетом возникающих синергетических эффектов.
Экономико-математическая модель формирования эффективных форм интегрированных объединений малых и средних предприятий, имеет вид:
£,э = _ 2э. ^ тах, I = 1,п
1=1
( СУ < С или С < С
п рын п рын
пИНТ — у пмсп
уобщ — 2 г=1
п (3)
^МСП
^бщ —
п
±ВрМСП
ВрИНТ — м------
п.
Условные обозначения:
5Э - синергетический эффект;
Э5 - эффект от совместной деятельности автономных предприятий; Эi - эффект от деятельности ьго предприятия;
Срын - средняя рыночная стоимость готовой продукции;
Ообщ - общий объем работ и услуг, выполненный интегрированным
объединением МСП;
уысп - объем работ и услуг, выполненный ьм предприятием в год до
интеграции;
Яобщ - средняя рентабельность в рамках интегрированного объединения;
RМСП - рентабельность ьго предприятия, в год до интеграции;
ВрИНТ - средняя выработка на 1 рабочего в год в рамках интегрированного объединения;
ВрМСП - выработка на 1 рабочего ьго МСП, в год до интеграции.
Данная модель позволяет формировать предпринимательские сети малых и средних предприятий на основе вертикальной или горизонтальной интеграции на принципах повышения эффективности их функционирования (цены ниже или равны среднерыночным при сохранении или росте объемов производства по интенсивному типу на фоне роста рентабельности), решая задачи программно-целевого управления развитием российских регионов.
Литература
1. Официальный сайт «Федеральной службы государственной статистики»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ (дата обращения 02.12.2011)
2. Баринов, В.А. Развитие сетевых формирований в инновационной экономике / В.А. Баринов, Д.А. Жмуров // «Менеджмент в России и за рубежом». - 2007. - № 1. - С. 20-30
3. Катенев, В.И. Перспективы развития сетевой экономики в условиях формирующегося общества знаний / В.И. Катенев // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». - 2007. - №2 (22).
4. Мичурина, О.Ю. Предпринимательские сети как форма адаптации предпринимательских структур к рыночным отношениям / О.Ю. Мичурина,
О.Н. Лебедев // Экономика и менеджмент современного предприятия: проблемы и перспективы: межвуз. сб. науч. тр. / СПб, 2007. - С. 138-151
Рецензент:
Данилова Ирина Валентиновна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и мировой экономики Южно-Уральского государственного университета.