Научная статья на тему 'ОБ ОПЫТЕ УЧАСТИЯ ГУ МВД РОССИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ОБ ОПЫТЕ УЧАСТИЯ ГУ МВД РОССИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миргаязов Ильдар Зуфарович, Яременко Елена Владимировна, Игнатьева Мария Николаевна

Введение. Процесс реформирования органов внутренних дел, правовую основу которого заложил Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», можно считать с учетом десятилетней ретроспективы успешно завершившимся. МВД России предприняты конкретные шаги не только по изучению, оптимизации и модернизации собственных штатных, материальных, технических ресурсов, но и по обновлению нормативной базы оперативно-служебной деятельности. Вместе с тем практика реализации требований МВД России подчиненными территориальными органами на региональном уровне позволяет обнаружить некоторые противоречия. Авторским коллективом проанализирован опыт отстаивания интересов ГУ МВД России по Кемеровской области в органах государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, под которым понимается внесение предложений по включению финансово обеспеченных мероприятий правоохранительной направленности в региональные государственные программы и их фактическая реализация. Научная проблема заключается в имеющемся несоответствии между правовой базой и требованиями нормативных правовых актов МВД России по организации взаимодействия с высшими органами региональной власти в части выделения финансирования на реализацию мероприятий правоохранительной направленности в рамках региональных государственных программ. Объектом исследования выступает сфера правоохранительной деятельности, тогда как в качестве предмета изучается процесс применения программно-целевого метода управления для обеспечения надлежащего состояния правопорядка. Выводы. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что наблюдаемый в настоящее время дисбаланс между правовыми нормами, регламентирующими деятельность субъектов управления по обеспечению правопорядка, и интенциями данных субъектов является серьезным препятствием для реального повышения эффективности взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миргаязов Ильдар Зуфарович, Яременко Елена Владимировна, Игнатьева Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MAIN DEPARTMENT OF THE MIA OF THE RUSSIA IN THE KEMEROVO REGION’S PRACTICE IN THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF STATE LOW ENFORCEMENT PROGRAMS IN THE KEMEROVO REGION - KUSBASS

Introduction. The process of reforming the law enforcement agencies, the legal basis of which was laid down by Federal Law № 3 of 7 February 2011 «On the Police», can be considered, taking into account a ten-year retrospective, to have been successfully completed. The Ministry of Internal Affairs of Russia has taken concrete steps not only to study, optimize and modernize its own staff, material, technical resources, but also to update the regulatory framework for operational and official activities. At the same time, the practice of implementing the requirements of the Ministry of Internal Affairs of Russia by subordinate territorial bodies at the regional level allows us to detect some contradictions. The author's team analyzed the experience of defending the interests of the Main Department of the MIA of the Russia in the Kemerovo Region and the state authorities of the Kemerovo Region - Kuzbass, which means making proposals for the inclusion of financially secured law enforcement measures in regional state programs and their actual implementation. The scientific problem is in the existing discrepancy between the legal framework and the requirements of regulatory legal acts of the MIA of the Russia to organize interaction with the highest regional authorities in terms of allocating funding for the implementation of law enforcement activities within the framework of regional state programs. The object of the study is the field of law enforcement, while the subject is the process of applying the program-targeted method of management to ensure the proper state of law and order. Conclusions. In the course of the study, the authors concluded that the currently observed imbalance between the legal norms governing the activities of the subjects of the department to ensure law and order and the intentions of these subjects is a serious obstacle to a real increase in the effectiveness of interaction between the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level and the state authorities of the subjects of the Russian Federation. Introduction. The process of reforming the law enforcement agencies, the legal basis of which was laid down by Federal Law № 3 of 7 February 2011 «On the Police», can be considered, taking into account a ten-year retrospective, to have been successfully completed. The Ministry of Internal Affairs of Russia has taken concrete steps not only to study, optimize and modernize its own staff, material, technical resources, but also to update the regulatory framework for operational and official activities. At the same time, the practice of implementing the requirements of the Ministry of Internal Affairs of Russia by subordinate territorial bodies at the regional level allows us to detect some contradictions. The author's team analyzed the experience of defending the interests of the Main Department of the MIA of the Russia in the Kemerovo Region and the state authorities of the Kemerovo Region - Kuzbass, which means making proposals for the inclusion of financially secured law enforcement measures in regional state programs and their actual implementation. The scientific problem is in the existing discrepancy between the legal framework and the requirements of regulatory legal acts of the MIA of the Russia to organize interaction with the highest regional authorities in terms of allocating funding for the implementation of law enforcement activities within the framework of regional state programs. The object of the study is the field of law enforcement, while the subject is the process of applying the program-targeted method of management to ensure the proper state of law and order. Conclusions. In the course of the study, the authors concluded that the currently observed imbalance between the legal norms governing the activities of the subjects of the department to ensure law and order and the intentions of these subjects is a serious obstacle to a real increase in the effectiveness of interaction between the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level and the state authorities of the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОБ ОПЫТЕ УЧАСТИЯ ГУ МВД РОССИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 351.74 И. З. Миргаязов,

Е. В. Яременко,

М. Н. Игнатьева

ГУ МВД России по Кемеровской области

Об опыте участия ГУ МВД России по Кемеровской области в разработке и реализации государственных программ Кемеровской области - Кузбасса правоохранительной направленности

АННОТАЦИЯ. Введение. Процесс реформирования органов внутренних дел, правовую основу которого заложил Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», можно считать с учетом десятилетней ретроспективы успешно завершившимся. МВД России предприняты конкретные шаги не только по изучению, оптимизации и модернизации собственных штатных, материальных, технических ресурсов, но и по обновлению нормативной базы оперативно-служебной деятельности.

Вместе с тем практика реализации требований МВД России подчиненными территориальными органами на региональном уровне позволяет обнаружить некоторые противоречия. Авторским коллективом проанализирован опыт отстаивания интересов ГУ МВД России по Кемеровской области в органах государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, под которым понимается внесение предложений по включению финансово обеспеченных мероприятий правоохранительной направленности в региональные государственные программы и их фактическая реализация.

Научная проблема заключается в имеющемся несоответствии между правовой базой и требованиями нормативных правовых актов МВД России по организации взаимодействия с высшими органами региональной власти в части выделения финансирования на реализацию мероприятий правоохранительной направленности в рамках региональных государственных программ.

Объектом исследования выступает сфера правоохранительной деятельности, тогда как в качестве предмета изучается процесс применения программно-целевого метода управления для обеспечения надлежащего состояния правопорядка.

Выводы. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что наблюдаемый в настоящее время дисбаланс между правовыми нормами, регламентирующими деятельность субъектов управления по обеспечению правопорядка, и интенциями данных субъектов является серьезным препятствием для реального повышения эффективности взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правоохранительная деятельность, стратегическое управление, программно-целевой метод бюджетного планирования, государственная программа субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Миргаязов И. З., Яременко Е. В., Игнатьева М. Н. Об опыте участия ГУ МВД России по Кемеровской области в разработке и реализации государственных программ Кемеровской области - Кузбасса правоохранительной направленности // Научный портал МВД России. 2021. № 4 (56). С. 118-123.

I. S. Mirgayasov, E. V. Yaremenko, M. N. Ignatjeva

The Main Department of the MIA of the Russia in the Kemerovo Region

On Main Department of the MIA of the Russia in the Kemerovo Region's practice in the development and implementation of state low enforcement programs in the Kemerovo Region - Kusbass

ABSTRACT. Introduction. The process of reforming the law enforcement agencies, the legal basis of which was laid down by Federal Law № 3 of 7 February 2011 «On the Police», can be considered, taking into account a ten-year

retrospective, to have been successfully completed. The Ministry of Internal Affairs of Russia has taken concrete steps not only to study, optimize and modernize its own staff, material, technical resources, but also to update the regulatory framework for operational and official activities.

At the same time, the practice of implementing the requirements of the Ministry of Internal Affairs of Russia by subordinate territorial bodies at the regional level allows us to detect some contradictions. The author's team analyzed the experience of defending the interests of the Main Department of the MIA of the Russia in the Kemerovo Region and the state authorities of the Kemerovo Region - Kuzbass, which means making proposals for the inclusion of financially secured law enforcement measures in regional state programs and their actual implementation.

The scientific problem is in the existing discrepancy between the legal framework and the requirements of regulatory legal acts of the MIA of the Russia to organize interaction with the highest regional authorities in terms of allocating funding for the implementation of law enforcement activities within the framework of regional state programs.

The object of the study is the field of law enforcement, while the subject is the process of applying the program-targeted method of management to ensure the proper state of law and order.

Conclusions. In the course of the study, the authors concluded that the currently observed imbalance between the legal norms governing the activities of the subjects of the department to ensure law and order and the intentions of these subjects is a serious obstacle to a real increase in the effectiveness of interaction between the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level and the state authorities of the subjects of the Russian Federation.

KEYWORDS: law enforcement, strategic management, prog ram-targeted method of budget planning, state program of the subject of the Russian Federation, normative legal acts.

FOR CITATION: Mirgayasov I. S., Yaremenko E. V., Ignatjeva M. N. On Main Department of the MIA of the Russia in the Kemerovo Region's practice in the development and implementation of state low enforcement programs in the Kemerovo Region - Kusbass // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2021. № 4 (56). P. 118-123 (in Russ.).

Реформирование органов внутренних дел представляло собой комплекс масштабных преобразований, направленных на повышение как эффективности оперативно-служебной деятельности, так и престижа службы в полиции, формирование положительной оценки работы полиции со стороны общества. Данные мероприятия потребовали значительных вливаний из средств федерального бюджета. Однако расходы, выделяемые на содержание полиции, не тождественны расходам, требуемым для обеспечения надлежащего уровня правопорядка.

Пунктом «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Одновременно органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств (п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации).

Содержательно данные полномочия регламентированы Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»1.

МВД России проблематика обеспечения правопорядка как вопросов совместного ведения решается в рамках методологии программ-

но-целевого управления, значимость которого отражена в работах Н. А. Андреева [1; 2], Б. Е. Власова [3; 4], И. Ю. Захватова [6], В. Б. Коробова [1; 2], Г. Н. Сусловой [8], имеющиеся проблемы в его реализации рассмотрены Ю. В. Борисовым2, Э. В. Ереминым [5]3, В. О. Лапиным4, М. А. Михалевой [7].

Отмечается, что государственные программы относятся к наиболее эффективным инструментам стратегического планирования (в противовес, например, концепциям, которые не имеют собственного финансового обеспечения) [5].

Организационно-аналитическим департаментом МВД России на постоянной основе проводится анализ состояния деятельности территориальных органов на региональном уровне по реализации во взаимодействии с региональными органами государственной власти мероприятий, связанных с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, в рамках программно-целевого бюджетирования.

В качестве ответственного исполнителя и координатора деятельности подразделений по уча-

1 См.: Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

2 См.: Борисов Ю. В. Внедрение инструментов программно-целевого метода управления в деятельность МВД России // Организация деятельности штабных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации : материалы регионального совещания-семинара (25-26 июля 2018 г., г. Иркутск).

3 См.: Лапин В. О., Еремин Э. В. Формирование методических основ деятельности по подготовке и реализации в системе МВД России документов стратегического планирования. - М. : Академия управления МВД России, 2019. Ш_ : ИПр//:10.5.0.15/оп^/пюкг/2020/аи/аи_2354.рс^ (дата обращения : 12.11.2020).

4 См.: Там же.

стию в разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ правоохранительной деятельности в территориальных органах МВД России определены штабные подразделения5.

Необходимость включения в зону ответственности штабов нового направления обусловлена межотраслевым характером правоохранительной деятельности и потребностью в ее координировании.

Штабом ГУ МВД России по Кемеровской области наработан определенный положительный опыт по участию в разработке и реализации региональных государственных программ Кемеровской области - Кузбасса.

По итогам 2020 г. состояние работы по реализации в Кемеровской области - Кузбассе региональных государственных программ, содержащих мероприятия правоохранительной направленности, МВД России оценено положительно. Кузбасс вошел в число регионов, расходующих значительные средства на профилактику наркозависимости, что способствовало сокращению числа лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (-14,4 %). Позитивно отмечены реализуемые мероприятия по повышению безопасности дорожного движения. В 2020 г. в области фиксировалось снижение количества дорожно-транспортных происшествий (-3,8 %), в том числе с участием детей

(-2,5 %).

За счет бюджетов муниципальных образований на 176,4 млн рублей профинансированы мероприятия по противодействию терроризму и защите объектов от потенциальных террористических посягательств, в том числе мест массового пребывания людей. Это третий результат в Российской Федерации после Краснодарского края (689 млн рублей) и Саратовской области (206,2 млн рублей)6.

Вместе с тем, несмотря на наличие конструктивного диалога с Департаментом административных органов Администрации Правительства Кемеровской области - Кузбасса, Комитетом по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности Законодательного Собрания Кемеров-

5 См.: Об утверждении Основных направлений деятельности штаба территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 26 окт. 2018 г. № 707.

6 См.: О направлении обзора о состоянии работы по разработке и реализации государственных программ субъектов

Российской Федерации : указание МВД России от 28 июля 2021 г. № 1/8547.

ской области - Кузбасса, результаты работы не в полной мере соответствуют ожидаемым.

1. Наиболее уязвимым местом программно-целевого метода в условиях секвестирова-ния бюджетов всех уровней является ресурсное обеспечение планируемых к реализации мероприятий [4]. Соответственно какими бы актуальными и проработанными ни были предложения, направляемые территориальным органом МВД России в органы государственной власти региона, они могут быть не реализованы по причине отсутствия финансирования.

Например, в 2021 г. дефицит бюджета Кемеровской области - Кузбасса достигал 15 %7, что привело к «замораживанию» инициатив Главного управления по дополнению Государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Обеспечение безопасности населения Кузбасса» на 2014-2024 годы» подпрограммой по снижению уровня алкоголизации населения, а также по включению в подпрограмму «Борьба с преступностью и профилактика правонарушений» мероприятий по антикоррупционной политике, противодействию терроризму и экстремизму, профилактике имущественных преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Рекомендованный МВД России аргумент, что объемы расходов, направляемых на мероприятия правоохранительной направленности, и доходов, администрируемых органами внутренних дел, подлежащих зачислению в региональный и муниципальные бюджеты, должны быть сопоставимы, поддержки не находит. По мнению Правительства Кузбасса, он противоречит ст. 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации (принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов) - расходы бюджета не могут быть увязаны с его доходами и источниками финансирования.

2. Отсутствие «идеального» образца, утвержденного нормативным правовым актом федерального уровня (федеральным законом, постановлением Правительства Российской Федерации), приводит к рассредоточению мероприятий правоохранительной направленности по значительному числу региональных государственных программ. Такая же тенденция про-

7 В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Кемеровской области - Кузбасса от 23 декабря 2020 г. № 160-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов» дефицит областного бюджета составил 16 076 013,8 тыс. рублей, или 15,0 % от объема доходов областного бюджета на 2021 г. без учета безвозмездных поступлений.

слеживается и на уровне органов местного самоуправления.

В настоящее время на контроле Главного управления находится реализация двух государственных программ Кемеровской области - Кузбасса правоохранительной направленности8, а также 9 подпрограмм, содержащих мероприятия правоохранительной направленности, включенных в 7 государственных программ Кемеровской области9.

Данное обстоятельство снижает оперативность и объективность проводимого мониторинга хода реализации региональных государственных программ, порождает дополнительную переписку с органами государственной власти, приводит к значительным трудозатратам.

8 См.: Обеспечение безопасности населения Кузбасса на 2014-2024 годы : Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса : утв. постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 13 сент. 2013 г. № 375 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса „Обеспечение безопасности населения Кузбасса" на 2014-2024 годы» : в ред. постановления правительства Кемеровской области - Кузбасса от 10 февр. 2021 г. № 70; Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016-2022 годы : Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса : утв. постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 24 дек. 2015 г. № 434 : в ред. постановления правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27 мая 2021 г. № 270.

9 См.: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровской области на 20172023 годы : Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса : утв. постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 16 сент. 2016 г. № 360: в ред. постановления правительства Кемеровской области - Кузбасса от 21 авг. 2021 г. № 527; Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергоэффективности Кузбасса на 2014-2026 годы : Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса : утв. постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 24 окт. 2013 г. № 458 : в ред. от 30 сент. 2021 г. № 581; Развитие здравоохранения Кузбасса на 2014-2024 годы : Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса : утв. постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 15 окт. 2013 г. № 443 : в ред. от 24 марта 2021 г. № 137; Туризм, молодежная политика и общественные отношения Кузбасса на 2021-2024 годы : Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса : утв. постановлением правительства Кемеровской области - Кузбасса от 30 июня 2021 г. № 376; Развитие системы образования Кузбасса на 2014-2025 годы : Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса : утв. постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 4 сент. 2013 г. № 367 : в ред. от 29 июня 2021 г. № 370; Социальная поддержка населения Кузбасса на 2014-2024 годы : Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса : утв. постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 25 окт. 2013 г. № 468 : в ред. от 28 сент. 2021 г. № 578; Содействие занятости населения Кузбасса на 2014-2024 годы : Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса : утв. постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 25 окт. 2013 г. № 467 : в ред. от 9 сент. 2021 г. № 549.

3. Наличие пробелов в федеральном законодательстве приводит к невозможности достижения положительного результата по ряду направлений.

Так, Главным управлением неоднократно поднималась проблема реализации мероприятий по развертыванию правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», включая выделение финансирования на монтаж и обслуживание систем видеонаблюдения в местах массового пребывания граждан, установку устройств экстренной связи «Гражданин - полиция». Было подготовлено техническое задание на проектирование пилотной зоны аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (в городах Кемерово, Новокузнецк, Таштагол и Междуреченск), которое утверждено в МЧС России еще в 2018 г. Однако проект до настоящего времени находится в стадии разработки, сроки его реализации не определены, актуальность утрачивается.

Основной причиной, препятствующей реализации проекта, Департаментом по чрезвычайным ситуациям Кузбасса называется отсутствие на федеральном уровне самостоятельной федеральной целевой программы, содержащей исчерпывающий перечень мероприятий, направленных на реализацию Концепции построения и развития АПК «Безопасный город», и закрепляющей расходы за соответствующими уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

Имеющиеся системы видеонаблюдения установлены в местах массового пребывания граждан за счет средств муниципальных бюджетов, однако техническим требованиям, предъявляемым к АПК «Безопасный город», они не соответствуют и не могут быть в дальнейшем интегрированы в сегменты комплекса.

Длительную историю имеет вопрос создания в Кемеровской области - Кузбассе специализированных учреждений для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться и ориентироваться в окружающей обстановке. Совместно с правительством Кемеровской области - Кузбасса, Законодательным собранием Кемеровской области - Кузбасса, главами муниципальных образований был изучен положительный опыт Томской области, Республики Татарстан, Республики Башкортостан.

В качестве альтернативных вариантов в 2015-2018 гг. рассматривались:

реализация пилотных проектов по созда-

нию специализированных центров для оказания медицинской и социальной помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного и иного опьянения, в муниципальных образованиях Кемеровской области - Кузбасса с численностью населения свыше 100 тыс. человек (прежде всего в городах Кемерово и Новокузнецке), для чего Главным управлением была проведена ревизия состояния зданий и помещений, в которых ранее располагались медицинские вытрезвители;

открытие специализированных палат при токсикологических отделениях медицинских организаций.

В 2019 г. в г. Кемерово предпринята попытка организовать работу муниципального учреждения по оказанию специализированной помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Администрацией г. Кемерово было издано постановление10 «О создании муниципального казенного учреждения "Центр помощи лицам, задержанным в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения"». Предполагаемая сумма расходов бюджета Кемеровского городского округа должна была составить около 29 млн рублей.

Однако данное решение было опротестовано прокурором г. Кемерово и признано судом противоречащим федеральному законодательству.

С 1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 464-ФЗ11, которым к полномочиям органов государственной

10 См.: О создании муниципального казенного учреждения «Центр помощи лицам, задержанным в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения» : постановление администрации г. Кемерово от 24 июня 2019 г. № 1563.

11 См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения : Федер. закон от 29 дек. 2020 г. № 464-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопроса о создании специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Главным управлением были вновь направлены предложения в Правительство Кемеровской области - Кузбасса и Законодательное Собрание Кемеровской области - Кузбасса о разработке и принятии закона Кемеровской области - Кузбасса, регламентирующего общий порядок создания специализированных организаций по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, о создании таких учреждений, а также о внесении соответствующих изменений в Устав Кузбасса, уставы муниципальных образований с определением уполномоченного органа.

Тем не менее, до утверждения Правил организации деятельности специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения12 работа органами государственной власти региона фактически не проводилась.

Таким образом, ключевыми условиями результативности в применении программно-целевого метода при решении вопросов обеспечения правопорядка являются бездефицитный бюджет субъекта Российской Федерации, а также своевременное введение в правовое поле норм, регламентирующих конкретные формы деятельности в сфере обеспечения правопорядка.

12 См.: Об утверждении Правил организации деятельности специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения : приказ Минздрава России, Минтруда России, МВД России от 30 июня 2021 г. № 689н/440н/509.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев Н. А., Коробов В. Б. Роль стратегического мышления в принятии управленческих решений в правоохранительной сфере // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4. С. 3-8.

2. Андреев Н. А., Коробов В. Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 359 с.

3. Власов Б. Е. Программно-целевое управление в деятельности органов внутренних дел: теория и реальность // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 2. С. 19-25.

4. Власов Б. Е., Петрова О. В. Организационно-правовые аспекты разработки и реализации программ анти-

криминальной направленности как формы оптимизации взаимоотношений территориальных органов МВД России с региональными органами государственной власти и управления // Вестник ВИПК МВД России. 2018. № 4. С. 133-141.

5. Еремин Э. В. К вопросу об организации деятельности подразделений МВД России по реализации документов стратегического планирования // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы : сб. статей Междунар. науч.-практ. конференции. - М. : Академия управления МВД России, 2020. С. 282-289.

6. Захватов И. Ю., Еремин Э. В. Роль МВД России в деятельности по разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

// Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4. С. 38-44.

7. Михалева М. А. Взаимодействие территориальных органов внутренних дел МВД России на региональном уровне с органами государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации правоохранительной направленности // Вестник МВД России. 2016. № 3. С. 10-17.

8. Суслова Г. Н. Региональные комплексные программы по усилению борьбы с преступностью: теоретические аспекты разработки и механизмы реализации (по материалам Центрального федерального округа) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - 23 с.

REFERENCES

1. Andreev N. А., Korobov V. B. Trudy Akademii uprav-leniya MVD Rossii (Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2012, No. 4, pp. 3-8.

2. Andreev N. A., Korobov V. B. Strategicheskoe upravle-nie v pravookhranitel'noj sfere (Strategic management in law enforcement), Moscow: UNITY-DANA, 2013, 359 p.

3. Vlasov B. E. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii (Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2011, No. 2, pp. 19-25.

4. Vlasov B. E., Petrova O. V. Vestnik VIPK MVD Rossii (VIPK Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2018, No. 4, pp. 133-141.

5. Eremin Eh. V. Strategicheskoe razvitie sistemy MVD Rossii: sostoyanie, tendentsii, perspektivy : sb. statej Mezh-dunar. nauch.-prakt. konferentsii (Strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: state, trends, prospects: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference), Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, pp. 282-289.

6. Zakhvatov I. Yu., Eremin Eh. V. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossi. (Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2020, No. 4, pp. 38-44.

7. Mikhaleva M. A. Vestnik MVD Rossii (Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2016, No. 3, pp. 10-17.

8. Suslova G. N. Regional'nye kompleksnye program-my po usileniyu bor'by s prestupnost'yu: teoreticheskie as-pekty razrabotki i mekhanizmy realizatsii (po materialam Tsentral'nogo federal'nogo okruga) : avtoref. dis. ... kand. yu-rid. nauk (Regional comprehensive programs to strengthen the fight against crime: theoretical aspects of development and implementation mechanisms (based on the materials of the Central Federal District): Extended abstract of candidate's thesis), Moscow, 2004, 23 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ильдар Зуфарович Миргаязов, начальник штаба Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (Российская Федерация, 650099, г. Кемерово, ул. Н. Островского, д. 17) E-mail: imirgayasov@mvd.ru Тел.: 8 (3842) 32-78-42

Елена Владимировна Яременко, заместитель начальника Штаба - начальник Отдела анализа, планирования и контроля Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (Российская Федерация, 650099, г. Кемерово, ул. Н. Островского, д. 17)

E-mail: eiaremenko@mvd.ru Тел: 8(3842) 32-71-61

Мария Николаевна Игнатьева, кандидат философских наук, старший инспектор по особым поручениям Отдела анализа, планирования и контроля Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (Российская Федерация, 650099, г. Кемерово, ул. Н. Островского, д. 17) E-mail: mkudelkina@mvd.ru Тел: 8(3842) 32-71-73

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ildar S. Mirgayasov, Chief of Staff of the Main Department of the MIA of the Russia in the Kemerovo Region (N. Ostrovs-kogo Ave., 17, Kemerovo, 650099, Russian Federation) E-mail: imirgayasov@mvd.ru Tel.: 8 (3842) 32-78-42

Elena V. Yaremenko, Deputy-Chief of Staff of the Main Department of the MIA of the Russia in the Kemerovo Region (N. Ostrovskogo Ave., 17, Kemerovo, 650099, Russian Federation) E-mail: eiaremenko@mvd.ru Tel: 8 (3842) 32-71-61

Maria N. Ignatjeva, Candidate of Philosophical Sciences, inspector of Department for analysis, planning and control of the Main Department of the MIA of the Russia in the Kemerovo Region (N. Ostrovskogo Ave., 17, Kemerovo, 650099, Russian Federation)

E-mail: mkudelkina@mvd.ru Tel: 8 (3842) 32-71-73

ВКЛАД АВТОРОВ

Авторы внесли равный вклад в работу как на этапе проведения исследования, так и в ходе ее написания.

Рукопись поступила в редакцию 09.11.2021, принята к публикации.

AUTHORS' CONTRIBUTION

The authors contributed equally to the work both during the research phase and during its writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.