Научная статья на тему 'Об опыте проведения выездных летних учебно–ознакомительных практик студентов'

Об опыте проведения выездных летних учебно–ознакомительных практик студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ДИЗАЙН / СТУДЕНТЫ / ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА / УЧЕБНАЯ / ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ / ARCHITECTURE / DESIGN / STUDENTS / SUMMER TRAINING / INTRODUCTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дагданова И. Б.

В статье затрагиваются вопросы, связанные с проведением учебно-ознакомительных практик студентов 3 курса архитектурного факультета. В период проведения выездных летних практик в Москве, Санкт-Петербурге, в странах Западной Европы студенты посещают проектные мастерские, знакомятся с примерами современной архитектуры, закрепляют знания по истории архитектуры. Статья иллюстрирована фотографиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON EXPERIENCE OF SUMMER TRAVELLING INTRODUCTIVE TRAININGS FOR STUDENTS

The article touches upon problems of introductive training for third-year students of architectural faculty. During the period of travelling introductive trainings in Moscow, Saint-Petersburg and the countries of Western Europe students visit project workshops, study examples of modern architecture, solidify knowledge of architecture history. The article is illustrated with photographs.

Текст научной работы на тему «Об опыте проведения выездных летних учебно–ознакомительных практик студентов»

Таким образом, одним из важнейших условий реабилитации городской среды Ангарска является формирование пространственных систем, включающих различные по площади и функциональному назначению типы озелененных пространств и природ-но-ландшафтных территорий. Это должны быть небольшие пространства жилых дворов и общественных скверов; городские сады и парки; крупные природно-ландшафтные территории поймы реки Китой и пригородные зоны отдыха. Для формирования непрерывной системы озеленения все зеленые пространства должны быть связаны между собой аллеями, бульварами и пешеходными улицами. Такая система озеленения будет стимулировать внетранспортные передвижения жителей, создаст условия для физкультурно-оздоровительной деятельности и отдыха в пригородной среде, а также будет способствовать восстановлению экологического равновесия городской среды, что благоприятно скажется на физическом и духовном здоровье жителей Ангарска.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Виханский О.С. Стратегическое управление : учеб. пособие / О.С. Виханский. М. : Гардарика, 1998.

2. Демидова Е.В. Реабилитация городских пространств: опыт, ретроспектива, проблематика Уралниипроект РААСН - "Проект Ахей". Екатеринбург, 2010.

3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика / А.Т. Зуб. М. : Аспект ПРЕСС, 2002.

Информация об авторе

Вяткина Бэлла Михайловна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», Иркутский государственный технический университет, тел. 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com

Information about the author

Vyatkina B.M., associate professor, Architecture Projection Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com

УДК 720.021

ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ ЛЕТНИХ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ

И.Б. Дагданова

В статье затрагиваются вопросы, связанные с проведением учебно-ознакомительных практик студентов 3 курса архитектурного факультета. В период проведения выездных летних практик в Москве, Санкт-Петербурге, в странах Западной Европы студенты посещают проектные мастерские, знакомятся с примерами современной архитектуры, закрепляют знания по истории архитектуры. Статья иллюстрирована фотографиями.

Ключевые слова: архитектура, дизайн, студенты, летняя практика, учебная, ознакомительная

ON EXPERIENCE OF SUMMER TRAVELLING INTRODUCTIVE TRAININGS FOR STUDENTS

I.B. Dagdanova

The article touches upon problems of introductive training for third-year students of architectural faculty. During the period of travelling introductive trainings in Moscow, Saint-Petersburg and the countries of Western Europe students visit project workshops, study examples of modern architecture, solidify knowledge of architecture history. The article is illustrated with photographs.

Key words: architecture, design, students, summer training, introductive.

Современный молодой специалист - архитектор, знакомый с теоретическими проблемами архитектуры и историей архитектуры, имеющий навыки учебного курсового проектирования, должен обладать широким кругозором, иметь возможность увидеть, осмыслить то, что он изучил, будучи студентом.

Учебно-ознакомительная практика является одной из форм обучения студента -архитектора, при которой происходит ознакомление с памятниками мировой и выдающимися примерами современной архитектуры, как отечественной, так и западной. Также студенты имеют возможность посещения региональных проектных мастерских с целью знакомства с творчеством практикующих архитекторов и дизайнеров. В ходе практики у студента происходит формирование осознанного отношения к своей будущей профессии. Учебно-ознакомительная практика проводится в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, крупных городах Германии, Австрии, Италии, Франции, Дании и других стран.

Основной задачей летней зарубежной учебно-ознакомительной практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время обучения, знакомство с архитектурой посещаемой страны, аналитическое исследование отдельного архитектурного объекта или градостроительного фрагмента с изучением истории его создания, его нынешнего состояния и проблемами приспособления исторического здания к условиям и изменившимся требованиям современной жизни. Также в задачу практики входит знакомство с известными архитектурными и дизайнерскими фирмами, мастерскими и посещение наиболее интересных объектов.

Рис. 1. Студенты на улицах Берлина

Содержание практики определяется её программой. Ежегодно разрабатываются маршруты и подробные программы проведения практик с целью получения студентами максимальной пользы. Программа практики включает ежедневные экскурсии на наиболее интересные и характерные объекты современной архитектуры (по 2-3 в день), на выставки ив картинные галереи, посещение архитектурно-дизайнерских фирм. Имеется опыт проведения встреч с преподавателями факультета градостроительства Технического Университета в Мюнхене, посещения лекций и обсуждения градостроительной политики в городе, архитектурного образования, а также знакомства с возможностями технически оснащенной учебной базы Университета.

Рис. 2. Встречи в Техническом Университете Рис. 3. В макетной мастерской Университета

Мюнхена: зав. кафедрой градостроительства профессор читает лекцию об истории формирования генерального плана Мюнхена. На заднем плане фотография первого архитектора -градостроителя города - Теодора Фишера

Рис. 4. Обсуждение проекта в фойе Академии архитектуры в Берлине

Преподаватели строительного факультета Университета в Берлине познакомили студентов с замечательной производственной базой Университета - исследовательской лабораторией. Это здание прекрасной архитектуры конца XIX века - бывший завод (архитектор Питер Беренс), где немецкие студенты имеют возможность участвовать в научных и экспериментальных разработках своих педагогов.

Встреча с преподавателями архитектурного факультета Технического Университета в Вене дала студентам возможность сравнения программ обучения на архитектурных факультетах Иркутска и Вены, где давно проводится обучение по двухступенчатой программе: бакалавриат и магистратура. Студентов познакомили с одним из примеров реального решения проблемы сохранения фауны в реках при строительстве системы гидроэлектростанций, что актуально для сохранения экологического равновесия на наших реках. Экскурсии, проводимые архитекторами - авторами проектов новых жилых районов, комплексов; экскурсии в исторические кварталы со старинными соборами, храмами и новыми пешеходными улицами; знакомство с ансамблями, ставшими шедеврами мировой архитектуры, - все представляет огромный профессиональный интерес и дает толчок для дальнейшего развития и становления молодого архитектора.

В 2006 году была организована поездка в Германию, Данию, Швецию. Студенты имели возможность познакомиться как с памятниками архитектуры, так и выдающимися примерами современной архитектуры и средового дизайна в Берлине, Потсдаме, Копенгагене, Мальме. Будущих архитекторов покорили творения Алвара Аалто, Оскара Нимейе-ра, Рема Коолхаса, Ренцо Пьано, Хельмута Яна, сэра Нормана Фостера, Сантьяго Кала-травы и многих других замечательных архитекторов современности.

Рис. 5. Новый стадион футбольного клуба Бавария Рис. 6. Встреча с архитекторами в проектной в Мюнхене; архитекторы Херцог и Де Мерон мастерской архитектора Гюнтера Бениша

в Мюнхене

Выставка дипломных проектов в Королевской Академии архитектуры в Копенгагене дала возможность перенять опыт макетного проектирования с тщательной проработкой деталей проектов. Поразил Берлин, где воплотилось новое видение реконструкции столицы Германии после объединения западного и восточного Берлина, получившее определение как «критическая» реконструкция, под которой подразумевалось новое строительство «при сохранении основных типологических черт старой застройки и исторической сетки улиц». Новый подход в развитии городских территорий студенты наблюдали в промышленных в прошлом районах, как в Берлине или районе бывших военных доков, так и в Копенгагене. Реновация этих территорий демонстрирует успешные примеры развития города с привлечением новых функций - в основном строительство новых жилых районов и кварталов с яркой выразительной средой и раскрытием городской застройки на реку, на залив.

Рис. 7. Здание плавательного бассейна Олимпийского комплекса в Мюнхене

Рис. 8. Офисно-жилое здание в Мальме, Швеция Архитектор С. Калатрава

Рис. 9. Студенты на фоне знаменитого купола комплекса Сони-пентра в Берлине Арх. Хельмут Ян

Рис. 10. Встреча с архитекторами архитектурной фирмы «Gewers Kuhn + Kuhn» в Берлине На заднем плане - собор Кайзера Вильгельма, пострадавший в период Второй мировой войны

В 2007 году в период летней практики больше внимания было уделено изучению исторического и культурного наследия Италии, Германии, Австрии. География городов была значительно расширена: Берлин - Мюнхен - Зальцбург - Флоренция - Пиза - Венеция - Рим.

Рис. 11. На практике в Дании, Копенгаген Рис. 12. Посещение с датскими архитекторами

Встреча с архитекторами в проектной фирме элитного жилого района после реновации

территории бывших военных доков

Студенты познакомились с опытом использования памятников архитектуры, рядовой исторической застройки в новых условиях, с опытом решения проблемы сочетания новых элементов с контекстом. Одной из задач учебно-ознакомительной практики было закрепление знаний об архитектурных ансамблях и их роли в формировании образа города. Студенты испытали эстетическое наслаждении, ощутили положительные эмоции при восприятии ансамблевых систем архитектуры эпохи Возрождения в городах Венеция, Флоренция, Рим, Пиза. Современные крупные градостроительные ансамбли в городах Италии, Германии показали студентам, что наиболее выразительными, запоминающимися являются художественные, композиционно завершенные ансамблевые структуры.

Рис. 13. Венеция Рис. 14. Собор Св. Марка

Ансамбль площади Святого Марка

В 2008 году основной целью поездки было участие в работе 23-го Всемирного Конгресса Архитектуры в Турине. Студенты воочию видели ведущих известных архитекторов, слушали выступления Роберта Вентури, Питера Айзенмана, пламенную речь итальянца Массимилиано Фуксаса, японских и других архитекторов. Чрезвычайно полезными оказались выставки в рамках Конгресса проектов, в том числе студенческих, макетов некоторых новых конструктивных систем. Знакомство с архитектурой Италии было продолжено посещением Венеции, Флоренции, Рима. Пребывание в Марселе, Франция, и Барселоне, Испания, где сформирована комфортная привлекательная среда для отдыха на прибрежных территориях, показало нам примеры решения схожих проблем в Иркутске и на Байкале.

Рис. 15. Студенты на фоне ансамбля площади Св. Петра в Риме Рис. 16. Скульптура Давида работы

Микельанджело в ансамбле площади Синьории во Флоренции

Учебно-ознакомительная практика 2010 года была посвящена проблемам центральной части города на примерах двух столиц: Берлина и Парижа. Студентам ставилась задача проведения сравнительного анализа градостроительной структуры этих крупных городов, их исторических центров. Анализ структурно-планировочных систем выявил схожие характеристики и различия, указал на истоки и причины ясно читаемой индивидуальности этих городов. В обоих случаях сформирована комфортная городская среда с удобными улицами, рядами деревьев, парками. Плотная квартальная застройка с уютными дворовыми пространствами, эстетичность жилого пространства, удобство проживания в центре города, дающие жителям улучшенное качество жизни, мирное сосуществование нового и старого в исторических центрах -такой принцип застройки доказал свою эффективность и жизнеспособность.

Почти все выездные практики начинались со знакомства с архитектурой и ведущими архитектурными фирмами в Москве, с тенденциями в развитии современной отечественной архитектуры. Учебно-ознакомительная практика 2009 года проводилась в Москве и Санкт-Петербурге. Перед студентами ставились конкретные задачи, лежащие в области профессиональных интересов: знакомство с архитектурой двух столиц, аналитическое исследование отдельного градостроительного фрагмента с изучением истории его формирования и строительства, его нынешнего состояния и приспособления к условиям современной жизни.

В начале учебного года студентами проводится презентация отчетов по учебно-ознакомительной практике. Студенты освещают тематику поездки, задачи программы, иллюстрируя сообщения собственными фотографиями.

Выпускающая кафедра считает чрезвычайно полезной такую форму проведения практики для студентов архитектурной специальности и неоценимой в плане получения новых знаний, впечатлений, расширения кругозора. Издание сборников по материалам учебно-ознакомительных практик с выездом в Германию, Италию, Испанию, Данию и другие страны позволит многим студентам познакомиться с творчеством архитекторов этих стран, с личными впечатлениями участников поездок. В будущем сборники могут послужить методическим пособием для студентов и преподавателей.

Рис. 17. Москва. Архитектор Андрей Асадов перед экскурсией на объект рассказывает студентам о проекте нового здания Учебного центра Российской Академии театрального искусства в Москве

Рис. 18. В персональной архитектурной мастерской известного московского архитектора

Александра Асадова

Мы полагаем, проведение подобных выездных практик студентов-архитекторов как нельзя лучше отвечает требованиям и стандартам Министерства образования и науки Российской Федерации в части приобретения студентами практических навыков во время практик. Это подтверждается содержанием представленных отчетов по летней учебно-ознакомительной практике. В отчетах студенты демонстрируют навыки сравнительного анализа рассматриваемых объектов, что крайне необходимо для воспитания критического отношения к себе и своим работам и вынесения объективной профессиональной оценки работам своих будущих коллег. Бесспорным, полагаем, формирование у студентов навыка работы с проектируемым объектом как сложным комплексом вопросов: социальных, функциональных, технологических, экономических, художественных во взаимосвязи с архитектурой. Не сомневаемся, что полученные знания и навыки, весь опыт зарубежной практики будут использованы молодыми специалистами в практической проектной или научной деятельности и, возможно, послужат толчком к перспективным творческим поискам.

Информация об авторе

Дагданова Ирина Баторовна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование». Иркутский государственный технический университет, тел.: 89148874614

Information about the author

Dagdanova I.B., associate professor, Architecture Projection Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89148874614

УДК 720.021

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КРУПНОГО ГОРОДА

И.Б. Дагданова, В.В. Козлов

В статье изложен опыт современных реконструкций исторического центра крупного города, который является в настоящее время мотором развития новых градостроительных технологий, проектных стратегий в достижении лучшего качества проживания населения.

Ключевые слова: исторический центр, реконструкция исторической застройки, периферийный район центра, стратегическое планирование развития города.

A HISTORICAL CENTER AS A DEVELOPMENT RESERVE FOR A LARGE TOWN

I.B. Dagdanova, V.V. Kozlov

Some experience of historical centers being reconstructed in large towns has been described in the article, whereas at present, a historical center is a generator of new town building technologies and designed strategies oriented at the achievement of better residential conditions for the community.

Key words: historical center, reconstruction of historical housing, an outlying center district, strategic planning of a town development.

Исторический центр города, который, как правило, является центром управления, торговли, услуг, культуры, досуга, и где сконцентрирован основной жилой фонд, в последние годы претерпевает серьезные структурные изменения. И это происходит во всем мире. Современные тенденции суб-урбанизации, регионализации и развития полицентрической структуры городов в обширном пространстве приводят к конкуренции между периферией и центром. Проблемы развития исторического центра, в особенности, крупных горо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.