Научная статья на тему 'Общественное пространство исторического центра Иркутска как объект исследования в рамках учебной практики в архитектурной школе'

Общественное пространство исторического центра Иркутска как объект исследования в рамках учебной практики в архитектурной школе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
331
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / МЯГКИЕ ГРАНИЦЫ / PUBLIC SPACES / STUDY PRACTICE / EMPIRIC RESEARCHES / CITY SPACE / SOFT BORDERS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Козлова Л. В., Козлова Г. С., Фогт В.

Цель. Представлена методика и результаты учебной практики по исследованию общественных пространств исторического центра г. Иркутска. Целью работы является разработка методики учебной практики, предназначенной для развития научно-аналитического отношения к городской среде у студентов архитекторов и дизайнеров первого курса. Методы. Осуществлялось натурное обследование, использовались методы эмпирического и графоаналитического исследования. Результаты. По результатам исследований можно определить особенности организации и использования конкретного пространства и дать общую характеристику общественных пространств исторического центра г. Иркутска. Выводы. Предложенная методика в рамках учебной практики способствует реализации важных для города исследований и развитию навыков предпроектных исследований при подготовке студентов к этапу начального проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC SPACE OF A HISTORIC CENTRE PRACTICE IN ARCHITECTURAL SCHOOL OF IRKUTSK AS THE OBJECT OF RESEARCH WITHIN THE FRAMES OF STUDY

Purpose. In this article we present the methods and results of study practice in the research of public spaces of a historic centre of Irkutsk. The aim is to develop of the methods of a study practice for architects-designers with the development of first-year students’ scientific and analytical attitude to the city area. Methods: natural investigation, empiric and graphical and analytical researches. Results. According to the research results it is possible to define peculiarities of organization and use of a definite space, and give general characteristics of public spaces of a historic centre of Irkutsk. Conclusions. The suggested methods within the frames of study practice helps to carry out important researches for the city and to develop skills of pre-project researches to prepare students for the stage of initial designing.

Текст научной работы на тему «Общественное пространство исторического центра Иркутска как объект исследования в рамках учебной практики в архитектурной школе»

Оригинальная статья / Original article УДК 72.007

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ИРКУТСКА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЕ

© Л.В. Козлова1, Г.С. Козлова2, В. Фогт3

1 2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 3 Технический университет Штутгарта,

Федеративная Республика Германия, 70174, г. Штутгарт, ул. Кеплерштрассе, 11.

Резюме. Цель. Представлена методика и результаты учебной практики по исследованию общественных пространств исторического центра г. Иркутска. Целью работы является разработка методики учебной практики, предназначенной для развития научно-аналитического отношения к городской среде у студентов архитекторов и дизайнеров первого курса. Методы. Осуществлялось натурное обследование, использовались методы эмпирического и графоаналитического исследования. Результаты. По результатам исследований можно определить особенности организации и использования конкретного пространства и дать общую характеристику общественных пространств исторического центра г. Иркутска. Выводы. Предложенная методика в рамках учебной практики способствует реализации важных для города исследований и развитию навыков пред-проектных исследований при подготовке студентов к этапу начального проектирования. Ключевые слова: общественные пространства, учебная практика, эмпирические исследования, городская среда, мягкие границы.

Формат цитирования: Козлова Л.В., Козлова Г.С., Фогт В. Общественное пространство исторического центра Иркутска как объект исследования в рамках учебной практики в архитектурной школе // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7, № 2. C. 126-135.

PUBLIC SPACE OF A HISTORIC CENTRE PRACTICE IN ARCHITECTURAL SCHOOL OF IRKUTSK AS THE OBJECT OF RESEARCH WITHIN THE FRAMES OF STUDY

© L.V. Kozlova, G.S. Kozlova, W. Vogt

Irkutsk National Research Technical University,

83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.

Technical University Stuttgart,

11, Keplerstrasse, Stuttgart, 70174, Germany.

Abstract. Purpose. In this article we present the methods and results of study practice in the research of public spaces of a historic centre of Irkutsk. The aim is to develop of the methods of a study practice for architects-designers with the development of first-year students' scientific and analytical attitude to the city area. Methods: natural investigation, empiric and graphical and analytical researches. Results. According to the research results it is possible to define peculiarities of organization and use of a definite space, and give general characteristics of public spaces of a historic centre of Irkutsk. Conclusions. The suggested methods within the frames of study practice helps to carry out important researches for the city and to develop skills of pre-project researches to prepare students for the stage of initial designing. Keywords: public spaces, study practice, empiric researches, city space, soft borders

For citation: Kozlova L.V., Kozlova G.S., Vogt W. Public space of a historic centre practice in architectural school of Irkutsk as the object of research within the frames of study. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 2, pp. 126-135. (In Russian)

1

Козлова Людмила Валерьевна, аспирант, e-mail: koza-mila@yandex.ru Lyudmila V. Kozlova, Postgraduate, e-mail: koza-mila@yandex.ru

2Козлова Галина Серафимовна, старший преподаватель кафедры истории архитектуры и основ проектирования, e-mail: koza-gala@mail.ru

Galina S. Kozlova, senior lecturer, Department of the history of architecture and bases of design, e-mail: koza-gala@mail.ru

3Фогт Вальтер, доктор технических наук, профессор, тел.: +49 711 685 83370, e-mail: WVoffice@t-online.de

Walter Vogt, Doctor of technical sciences, Professor, tel.: +49 711 685 83370, e-mail: WVoffice@t-online.de

Введение

Правительством РФ инициирована к разработке в настоящее время программа повышения качества городской среды, которая привлекает внимание муниципалитетов как к проблеме перспективного планирования, так и к практическим вопросам развития общественных пространств. Одним из существенных недостатков существующих программ обучения архитекторов выступает их традиционный, преимущественно теоретический характер с неразвитой исследовательской составляющей реальных условий развития городской среды. Недостаточно усилий предпринимается для выработки у студентов исследовательских компетенций и соответствующих практических навыков. Подготовка архитекторов на первых курсах относится к базовой ступени и сочетает теоретическую и практическую подготовку.

В силу этих причин развитие практических компонентов становится одним из основных принципов совершенствования учебных программ в профессиональной деятельности. Более шестой части учебных часов в новой модели учебной программы отводится на разные формы практической работы сту-

дентов. Основной формой организации этой работы выступают учебные практические работы, организуемые в конце семестровых программ. Проведенные исследования во время практики могут являться предпроект-ными для начального этапа проектирования.

Объектом исследования учебной практики стали общественные пространства - доступные для всех пространства, в которых реализуется социальная деятельность. Они олицетворяют собой город - его жизнь и его историю.

Изучение развития архитектурной среды исторического центра крупного города, каким является Иркутск, базируется на концепции мозаичности структуры исторического центра и установлении основных характеристик идентичности различных фрагментов: зоны с кварталами охраны исторических памятников, зоны с кварталами вдоль главных планировочных осей, зоны с кварталами на границе с крупными ландшафтными формами. В этой структуре для исследования были выбраны наиболее активно используемые пространства исторического центра по результатам исследований, проводимых в 2014 году (рис. 1) [1].

Рис. 1. Исследуемые участки исторического центра г. Иркутска Fig. 1. Case studies of the historical center of Irkutsk

Материал и методы исследования

Исходными материалами послужили карты исследуемых общественных пространств в масштабах от 1:1000 до 1:500 в зависимости от размеров объекта. Студентам предлагалось для анализа линейное и узловое пространство (улица и площадь). При исследовании пространства применялись методы натурного обследования, эмпирического и графоаналитического исследования.

Натурное обследование современного состояния объекта включает:

1) корректировку исходных карт с нанесением элементов городского оборудования и озеленения и замер характерных деталей. Проведение обмерных работ проводится с помощью обмерных инструментов (мерной рулетки) или шагомерным способом в условиях интенсивного движения.

2) визуальную оценку: а) архитектурно-композиционных качеств исследуемого пространства (его структуры и элементов), б) отдельных характеристик элементов (например, определение количества и расположения входов в прилегающие общественные здания и их оснащенность пандусами) и в) характера средового поведения человека (с выявлением узлов притяжения пешеходных потоков).

3) выполнение фотофиксации исследуемого объекта (элементы и характерные детали, перспективы и панорамы с характерных точек обзора, проблемные участки, деятельность людей в пространстве);

Эмпирические исследования проводятся в будний день при благоприятной погоде и включают сбор данных двух видов.

Во-первых, с 10.00 до 18.00 каждый час фиксируется изменение характера и интенсивности использования узлового общественного пространства (площади). Анкета заполняется каждый час, и в ней указывается, сколько человек стоит на данной территории, ждет транспорт, сидит на скамейках или других поверхностях, сколько человек расположилось за столиками кафе, каково количество детей в данный момент, людей, занимающихся коммерцией и пр.

Во-вторых, в узлах наиболее интенсивного движения производится подсчет прохожих в течение 10 минут, также каждый час.

Гоафоаналитическое исследование заключается в историко-градостроительном анализе пространства и визуализации результатов предыдущих исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Работа включала три этапа: подготовительный, практический и аналитический. Первый этап заключался в изучении исторических данных по объекту, подготовке необходимых чертежей (плана в масштабе 1:1000

(1:500) и разреза в масштабе 1:200) и предварительном знакомстве с объектом. Второй этап включал работу непосредственно в пространстве: проведение натурного обследования и эмпирических исследований. Третий этап заключался в камеральном анализе данных, собранных об объекте на предыдущих этапах работы, и содержал следующие графоаналитические работы:

1) откорректированный план площади с нанесением элементов городского оборудования и озеленения;

2) разрез улицы;

3) зонирование пространства по характеру движения с выявлением узлов притяжения пешеходных потоков (с указанием точки, в которой проводился подсчет пешеходов);

4) сводные таблицы по элементам оборудования городской среды;

5) фоторазвертку и схему с выявлением проблемных границ (рис. 2);

6) таблицы подсчетов и графики интенсивности пешеходного движения;

7) таблицы подсчетов и графики характера использования пространства;

8) сравнительный анализ исторических схем пространства или историческую справку;

9) схему функционального зонирования прилегающих зданий (рис. 2).

Методика проектирования общественных пространств архитектурного бюро «Гейл Архитектс» (Gehl Architects) базируется на следующей иерархии: во-первых, жизнь -люди и их деятельность; во-вторых, организация и заполнение пространства, отвечающего потребностям людей; в-третьих, пространственный контур застройки, являющийся неотъемлемой частью представления о месте пребывания и поддержания его жизнеспособности [2]. Общественные пространства складываются из пространственных границ, элементов и людей, наполняющих их жизнью. Проведенная исследовательская работа коснулась каждой из трех вышеперечисленных составляющих с целью определения их особенностей в общественных пространствах Иркутска.

Границы общественного пространства можно разделить на горизонтальные как основу пространства (городской ландшафт, мощение, дорожная разметка, бордюры и т.д.) и вертикальные, которые составляют основу зрительного образа городского пространства. Вертикальные границы, в свою очередь, можно разделить: на реальные (первые этажи зданий, высокие заборы), которые создают непроницаемые зрительные границы; символические проницаемые границы (деревья, кустарники, ограждения) и условные границы, формирующие общую картину городского пространства (перспектива улиц, панорама) [3].

ISSN 2227-2917

Рис. 2. Схемы исследования пространственных границ улицы Горького и прилегающих к

ней скверов. Авторы: студенты группы ДСб-15-2 Н.В. Коношонкина, А.И. Карепова Fig. 2. Schemes for the study of spatial boundaries of Gorky Street and the adjacent squares. Authors: students of DSB-15-2 group N.V. Konoshonkina, A.I. Karepova

В проведенном исследовании внимание было направлено на анализ вертикальных реальных границ пространства и состояло в оценке нижних этажей зданий.

Понятие «мягкие границы» (soft edges), введенное Яном Гейлом - датским архитектором, признанным специалистом в области общественных пространств, подчеркивает важность активизации границ для полноценного использования пространства. Активизация может заключаться как в физическом взаимодействии внешнего пространства с внутренним - преобладание общедоступных функций в прилегающих к общественному пространству зданиях, так и в визуальном - витрины, декоративные элементы. Мягкие границы придают пространству человеческий масштаб и существенно влияют на его жизнеспособность [4]. Критериями для оценки нижних этажей являются: количество входов в общественные здания, разнообразие функций, декор и пластика фасадов, качество деталей и материалов, информационная насыщенность [3]. Я. Гейл на основе показателей вышеперечисленных критериев выделяет 5 типов фасадов: активный, дружественный, смешанный, скучный, пассивный. Последние два можно отнести к разряду проблемных границ.

Скучный фасад (рис. 3, а) - это, как правило, глухой и неинтересный фасад с 2-5 дверями на 100 м и почти полным отсутствием разнообразия функций. Пассивный фасад (рис. 3, б) - глухой фасад с отсутствием де-

талей и функционального разнообразия, отсутствием или малым количеством входов (0-2 двери на 100 м).

Также на основе исследования города Иркутска к категории проблемных фасадов можно добавить агрессивный и ветхий. Для агрессивного фасада (рис. 3, в) свойственно наличие большого количества дверей (15-20 дверей на 100 м), разнообразие функций, применение некачественных материалов, чрезмерное использование рекламы, при этом такие фасады обычно глухие и неинтересные. Ветхий фасад (рис. 3, г) характеризуется отсутствием дверей и функций, ветхостью и применением некачественных материалов с возможным использованием рекламы (в целях драпировки).

Особое внимание при исследовании было направлено на анализ доступности прилегающих полуобщественных пространств для людей с ограниченными возможностями. Под полуобщественными пространствами подразумеваются пространства, находящиеся под контролем социальной группы, но визуально и физически доступные для всех. По ул. Урицкого процент входов в общественные здания, приспособленных для людей с ограниченными возможностями, составляет 56 %, по ул. Карла Маркса - 25 %, средний показатель по другим улицам -10 %, а на одной из главных улиц города, ул. Ленина, этот показатель практически нулевой.

в г

Рис. 3. Градация проблемных фасадов: а - скучный; б - пассивный; в - агрессивный;

г - ветхий. Фото Козловой Л.В. Fig. 3. Gradation of problem facades: a - boring; б - passive; в - aggressive; г - ramshackle.

Photo: Kozlova L. V.

Таким образом, выявлены проблемы использования пространств людьми с ограниченными возможностями, показатель проблемных границ для которых значительно выше. Прослеживается зависимость: чем выше плотность торговых функций на городской улице, тем выше показатель доступности.

Исследование подтвердило важность взаимодействия внутреннего пространства с внешним (общественным) для активного использования общественного пространства. Из четырех основных принципов организации мягких границ городского пространства [3] наиболее распространенными для Иркутска являются принципы прозрачности (витрины) и проницаемости (входы в общественные здания), тогда как принципы перетекания и взаимодействия встречаются редко и в основном в новых объектах (кафе, кинотеатры).

Элементы общественного пространства существенно влияют на формирование его архитектурного образа. В отличие от пространственных границ элементы являются менее долговечной, гибкой составляющей общественного пространства. На основе архитектурно-планировочных средств формирования городской среды [5] можно выделить следующие элементы общественного пространства: детали архитектурных объемов, плоскостные элементы, средства информации, городское оборудование, эле-

менты ландшафта, произведения искусства и самостоятельное творчество граждан. Обилие и разнообразие перечисленных элементов зачастую не способствует, а препятствует формованию единого образа пространства. Так, проблема значительной диверсификации пространственных элементов побудила управление планирования города Дрезден к разработке руководства планирования общественных пространств [6]. Это руководство стало результатом скоординированной работы со специализированными учреждениями города - дорожно-строительным отделом, управлением по вопросам экологии, управлением культуры и охраны памятников, а также с представителями лиц с ограниченными возможностями и другими заинтересованными группами. Документом были установлены четыре группы стандартов: 1) для исторического центра города; 2) периферийных районов города; 3) особых промышленных районов; 4) ландшафтных территорий. Документ касается предложений для создания стилистического решения плоскостных элементов и городского оборудования.

При натурном исследовании общественных пространств Иркутска пред студентами стояла задача зафиксировать все виды элементов городского оборудования, представленные в определенном общественном пространстве. По результатам исследований отмечается отсутствие стилистического

единства пространственных компонентов вне зависимости от типа и размеров пространства (рис. 4). В связи с этим опыт Дрездена по введению специального руководства может

служить примером разработки программы по формированию целостного облика общественных пространств города.

Рис. 4. Сравнительная таблица элементов городского оборудования 130 квартала. Составлена по материалам натурного обследования студентов группы ДСб-15-2 М.Н. Алсаевой, В.Н. Ивановой и О.В. Мыльниковой Fig. 4. Comparative table about the street furniture elements of 130th quarter. The table is based on the full-scale study students of DSB-15-2 group M.N. Alsaeva, V.N. Ivanova and O.V. Mylnikova

Характер использования пространства. Образ и атмосфера общественного пространства зависят не только от статичных элементов, но и от наполняющих его жизнью динамичных объектов, к которым относятся люди и транспортные средства. Охарактеризовать использование общественных пространств помогают эмпирические исследования, основанные на методике датского архитектора Яна Гейла, признанного специалиста в области общественных пространств, профессора, руководителя бюро «Гейл Архи-тектс» (Gehl Architects). Изучение характера использования пространств является основой для стратегического планирования и проектной работы «Гейл Архитектс». Бюро проводит подобные исследования по всему

миру в качестве предпроектных, а также для регулярного отслеживания изменений использования пространства. Исследования представляют собой социологические наблюдения за пешеходной активностью и деятельностью людей в пространстве. Авторами была проведена попытка адаптации методики Яна Гейла и ее внедрение в образовательный процесс в рамках учебной практики студентов-архитекторов 1 курса. В 2014 году подобные исследования общественных пространств исторического центра города Иркутска были проведены со студентами пятого курса архитектурного факультета НИ ИрГТУ в рамках дисциплин «Современные проблемы истории и теории архитектуры, градостроительства и дизайна» и «Теоретические осно-

вы развития архитектурного ансамбля» [7]. В исследованиях 2016 года были учтены недочеты организационного процесса, что позволило задействовать каждую работу в общем анализе. Подобные эмпирические исследования Ян Гейл называет акупунктурными, в них рассматривается конкретное место в человеческом масштабе. По результатам исследований можно увидеть как особенности и

проблемы использования конкретного пространства, так и общую картину особенностей использования общественных пространств исследуемого района (рис. 5). Обобщающий анализ акупунктурных исследований проводится преподавателем, и результаты исследования обсуждаются на семинарских занятиях.

Рис. 5. Виды деятельности, связанные с пребыванием людей в исследуемых общественных пространствах (анализ основан на наблюдениях, осуществлявшихся в теплый весенний будний день). Схема составлена Козловой Л.В. на основе эмпирических

исследований, проведенных в рамках учебной практики с группой ДСб-15-2 Fig. 5. Activities related to the stay of people in the studied public spaces (the analysis is based on observations made on a warm spring weekday). The scheme compiled by Kozlova L.V. based on empirical research conducted within the framework of educational practice with the group

DSB-15-2

По итогам исследования можно выделить следующие особенности использования общественных пространств г. Иркутска:

• Несмотря на большой процент пассивной деятельности (70 %), занятость посадочных мест составляет в среднем 11 %, что говорит о низкой плотности использования общественных пространств.

• В сравнении с исследованиями 2014 года существенно возросло количество фотографирующихся людей, составляющее 8 %.

• Число играющих детей снизилось с 11 до 3,3 %.

• Пешеходная активность во временном промежутке с 10.00 до 18.00 равномерно увеличивается.

• Доминирующую возрастную категорию пешеходов (42 %) составляют люди от

15-29 лет.

Натурное обследование позволяет выявить места наиболее активного пребывания людей (рис. 6). Такими местами являются: а) перекрестки магистральных улиц, б) остановки общественного транспорта, вхо-

ды в общественные здания (университеты, торговые центры, театры), в) пространства, организованные вокруг произведений монументального искусства, г) пространства, имеющие символическое значение (круглая площадь желаний в 130 квартале), д) места для сидения с красивым видом (на фонтаны, памятники архитектуры).

В основу зонирования пространства по характеру движения легло исследование А.Л. Титова, касающееся взаимодействия архитектурной среды и поведения человека [8]. Организация сценария движения человека в пешеходном пространстве базируется на целевых установках, определяющих степень активности и время пребывания человека в пространстве. Основными поведенческими установками являются целевая (достижение пункта назначения, работа) и непринужденная (времяпрепровождение, отдых) (рис. 6).

Зоны транзитного движения представляют собой сеть в виде кратчайших взаимосвязей между различными функциональными объектами города. Создание комфорт-

ных условий для передвижения пешком является обязательным условием развития общественной жизни современного города. Такие понятия, как доступность, безопасность, удобочитаемость и устойчивость городской среды, имеют существенное значение для организации зон целенаправленного движения.

Зоны для пребывания располагаются вдоль пространственных границ (контура застройки или на границе пешеходного и автомобильного движения). Если целенаправленные действия практически не подвержены влиянию погодных и пространственно-композиционных условий, то на непринужденное времяпрепровождение эти условия оказывают непосредственное влияние. Погода может сделать прогулки и отдых на улице невозможными, если же она благоприятная, вступает в силу критерий качественной организации пространства - люди идут туда, где созданы интересные и привлекательные условия для социальной деятельности.

Рис. 6. Зонирование пространства улицы Горького и прилегающих к ней скверов по характеру движения. Авторы: студенты группы ДСб-15-2 Н.В. Коношонкина, А.И. Карепова Fig. 6. Space zoning of Gorky Street and adjusting squares according to the character of the traffic. Authors: students of group DSB-15-2 N.V. Konoshonkina, A.I. Karepova

Заключение

Развитие практических способностей обучающихся, необходимых для решения проектных задач, является составной частью образовательных программ и многолетнего опыта университета [9, 10]. Погружение в региональные условия и задачи развития общественных пространств исторического цен-

тра в период практики служит первым шагом к познанию реального объекта городской среды во всей ее сложности.

Данная методика проведения обмерной практики способствует подготовке студента к начальному этапу проектирования и прививает навыки предпроектного исследования. Новая программа практики заклады-

вает подготовку проектных решений в последующих курсовых проектах на основе подготовленных исходных материалов. Для будущих дизайнеров формируется понятие неразрывной связи сценария развития пространства со сложившейся архитектурно-исторической средой.

Настоящая программа учебной практики в условиях активного поиска муниципалитетами возможностей развития и повышения привлекательности общественных пространств основана на следующих принципах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обучение новым моделям деятельности и методам анализа общественных пространств исторического центра с оценкой конкретной ситуации;

- организация работы в подгруппах на основе сочетания различных методов обучения - семинара, графоаналитических исследований, сбора и систематизации дан-

ных, подготовки исходных материалов для дальнейшей проектной работы при уточнении задач с муниципалитетом.

Реализация экспериментальной программы учебной практики в течение трех недель сделала возможным методическое обоснование и организацию работы студентов в подгруппах как на этапе обсуждения проблем развития общественных пространств, так и в процессе выполнения аналитических работ на разных масштабных уровнях. Исследование реальных ситуаций, с которыми работали студенты в рамках учебной практики, является предпосылкой для создания «творческой и исследовательской лаборатории». По результатам исследований можно как увидеть особенности организации и использования конкретного пространства, так и дать общую характеристику общественных пространств исследуемого района.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Козлова Л.В. Методика исследования общественных пространств центра города как основа их совершенствования // Вестник Ир-ГТУ. 2015. № 6 (101). C. 82-88.

2. Козлова Л.В. Возрождение общественных пространств как приоритетная стратегия европейских городов [Электронный ресурс] // Проект Байкал. 2013. № 35. C. 66-73. URL: http://www.projectbaikal.com/index.php/pb/articl e/view/18 (19.01.2017).

3. Козлова Л.В. Границы как метод оживления городского пространства // Вестник Ир-ГТУ. 2014. № 6 (89). C. 117-122.

4. Гейл Я. Города для людей / пер. с англ. А. Токтонова. М.: Альпина Паблишер, 2012. 276 с.

5. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: учебник. М.: Архитектура-С, 2006. 384 с.

6. Dresdner Standard. Gestaltungshandbuch öffentlicher Raum. Herausgeber: Lande-

shauptstadt Dresden Stadtplanungsamt. Dresden, Germany: Stoba-Druck GmbH Lam-pertswalde, 2013. 179 p.

7. Козлова Г.С. Теоретические основы развития архитектурного ансамбля: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИРГТУ, 2013. 112 с.

8. Титов А.Л. Организация архитектурной среды и поведение человека: дис. ... канд. арх.: 18.00.01 / Титов Александр Леонидович. Екатеринбург, 2004. 121 с.

9. Дагданова И.Б. Об опыте проведения выездных летних учебно-ознакомительных практик студентов // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 1 (2). C. 92-100.

10. Энгель Б., Козлов В.В. Градостроительное образование в эпоху перемен // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 4 (19). С. 90-201.

REFERENCES

1. Kozlova L.V. Methods of studying downtown public spaces as a basis for their improvement. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnich-eskogo universiteta [Proceedings of Irkutsk State Technical University], 2015, no. 6 (101), pp. 82-88 (In Russian).

2. Kozlova L.V. Revitalization of Public Spaces as a High Priority Strategy for European Cities. Proekt Baikal [Project Baikal], 2013, no. 35, pp. 66-73. Available at: http://www.projectbaikal.com/index.php/pb/articl e/view/18 (accessed 19.01.2017) (In Russian).

3. Kozlova L.V. Boundary as revitalizing method of urban space. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Pro-

ceedings of Irkutsk State Technical University], 2014, no. 6 (89), pp. 117-122 (In Russian).

4. Gehl J. Cities for People. Island Press, 288 p. (Russ. ed.: Geil Ya. Goroda dlya lyudei. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2012. 276 p.).

5. Shimko V.T. Arkhitekturno-dizainerskoe proektirovanie gorodskoi sredy [Architecture and design development of the city area]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2006. 384 p.

6. Dresdner Standard. Gestaltungshandbuch öffentlicher Raum. Herausgeber: Landeshauptstadt Dresden Stadtplanungsamt. Dresden, Germany, Stoba-Druck GmbH Lam-pertswalde, 2013. 179 p.

7. Kozlova G.S. Teoreticheskie osnovy razvitiya arkhitekturnogo ansamblya [Theoretical basis of

the development of architecture ensemble]. Irkutsk, Irkutsk National Research Technical University Publ., 2013. 112 p.

8. Titov A.L. Organizatsiya arkhitekturnoi sredy i povedenie cheloveka: dis. ... kand. arkh. [Organization of architecture area and human behavior: diss. ... cand. arch.]. Ekaterinburg, 2004. 121 p.

9. Dagdanova I.B. On experience of summer travelling introductive trainings for students. Iz-

Критерии авторства

Козлова Л.В., Козлова Г.С., Фогт В. имеют равные авторские права. Козлова Л.В. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила 24.03.2017 г.

vestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhi-most' [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate], 2012, no. 1 (2), pp. 92-100 (In Russian).

10. Engel B., Kozlov V.V. Town planning education in the changing times. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate], 2016, no. 4 (19), pp. 90-201 (In Russian).

Contribution

Kozlova L.V., Kozlova G.S., Vogt W. have equal author's rights. Kozlova L.V. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

The article was received 24 March 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.