УДК 37.06
Е.Г. Ивашкин, М.Е. Бушуева ОБ ОПЫТЕ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА
В статье рассматривается необходимость и возможность создания современной программы профессионального становления, основой которой является непрерывное сопровождение учащегося в его самостоятельном личностном становлении, в определении своего будущего, в том числе профессионального.
Программа выстроена системно - профориентация и профессиональная карьера в ней выступают как составные части единого комплекса. Её цель - ознакомить учащихся с экономическим и профессиональным окружением; обогатить их представления о профессиональном мире; сформировать готовность к трудностям и умения преодолевать их на основе саморефлексии при активном участии взрослых - психолого-педагогическом сопровождении как в школе, так и в вузе, вплоть до интеграции в мир труда.
Ключевые слова: самоопределение, призвание, жизненный путь, система профессионального ориентирования.
Будущее нашей страны - современное студенчество. Именно на его плечи через пят-надцать-двадцать лет ляжет вся ответственность за происходящие в мире, стране и обществе преобразования. Важно, чтобы эти преобразования были во благо, направлены на создание мира, в котором хочется жить, а потому заниматься ими должны люди подготовленные, ответственные и творческие. Предвосхищать ход развития общества и его членов, более других общественных институтов, обязана система образования. Она не имеет права обходить стороной проблему изменчивости мира, старения знаний, стереотипов мышления и действия, устаревания привычных форм, методов, приёмов трудовой деятельности, способов её организации и т.д. Уже сейчас ясно, как высока степень и скорость изменения предметного и социального окружения человека. Интеллектуальные технологии производят в современном обществе преобразования, сравнимые по масштабам и значимости с теми, которые были связаны с развитием машинного производства. Чем выше темпы изменений в мире, тем выше требования к системе образования. В этом смысле она должна обладать не только даром предвидения, но и быть институтом будущего. Чтобы воспитать завтрашних лидеров, важно уже сегодня увидеть людей с соответствующим потенциалом и создавать среду - в школах, вузах, на рабочих местах, - где каждый может развивать свой творческий потенциал и может быть уверен в том, что у него есть возможность и способности заниматься тем, чем он должен заниматься для того, чтобы открыть свое призвание.
Центральной проблемой в период юности является выбор профессии и продвижение в профессиональной сфере. Важнейшей потребностью становится реальная перспектива приобщения к той или иной сфере трудовой деятельности. Однако у молодого человека в этот период возникает неопределённость его социального положения и ожиданий, которые он испытывает. Этот период нередко сопряжён с метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Если рассматривать юность на пересечении психоаналитического и социологического подходов, как это делает Э. Эрик-сон, то эту пору жизни можно определить как период физической зрелости и социальной незрелости. Если в детстве роли для ребёнка определяют взрослые, то с наступлением юности возникает задача самостоятельного выбора и юноша сам должен ответить на вопросы: «Кто
Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».
я?» и «Каков мой дальнейший путь?» Причём одни имеют хорошую способность прогнозировать и планировать будущее - легко представляют себе картины будущего, демонстрируют как правило, уверенность в себе, в своих качествах, твёрдость характера, приспособленность к социуму, хорошие целеволевые характеристики и образовательный уровень. Другие затрудняются в представлении будущего, образы его нечёткие, туманные [1].
И те, и другие, в результате ограниченности опыта, часто представляют действительность в искажённом виде. Принятие решений в отношении своего будущего основываются на оценке не реальной, а надуманной ситуации. Часто для молодых людей сложность заключается в том, что истинно взрослые решения и выбор надо делать не между высоким идеалом и прозой жизни, а между вещами, одинаково далёкими от идеала. Задача взрослых в этот период - обеспечивать юношам постепенно возрастающую свободу выбора и действий, в рамках правил и норм социума, и поощрение всякого проявления зрелого поведения. Указывая возможные ориентиры в жизни, взрослый, помимо всего прочего ещё и демонстрирует юноше, что кто-то о нём заботится. Юность - период стресса и психологических проблем, на этом сходятся представители различных теоретических направлений. Все изменения, происходящие в этот период, в целом соединяются в едином процессе переосмысления молодым человеком самого себя. Познание себя в окружающем мире и есть та главная задача, которую решает молодёжь на пути во взрослую жизнь.
Помочь в решении этой задачи на предтрудовом этапе может и должна образовательная система. И если в школе у учащегося ещё есть поддержка в виде учителей, родителей, школьных психологов, то при переходе в вуз, он остаётся один на один со своими проблемами. Это ещё не взрослый человек, это всё ещё юноша в поиске себя. Именно поэтому задача вуза - организация системы профессионального ориентирования - особой сферы деятельности, включающей хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении информационные и методические ресурсы. Система оказания помощи в профессиональном, карьерном развитии может выглядеть следующим образом (табл. 1).
Таблица 1. Система профессионального ориентирования
Степень изменения отношения к профессии Конкретные цели проводимой работы Формы реализации
Осознание Знание * 1 Благожелательное _____ отношение 1 ^ Предпочтение Убеждение Выбор Предоставление информации о мире профессий и необходимых компетенциях Создание положительных отношений и чувств к определённой деятельности Стимулирование и сохранение намерений развития Диагностика интересов, способностей, мотивации, черт характера «Профессиональные пробы», стажировки, выставки и др. СМИ, посещение предприятий, встречи с работниками и др. Конкурсы работ, участие в конференциях, производственные практики, гранты предприятий
Из таблицы видно, как происходит постепенный переход от осознания необходимости профессионального выбора к самому выбору через целенаправленную систему помощи. В возрасте 17-18 лет индивид уже способен оценивать себя с точки зрения внутренних стан-
дартов и представлений о собственном счастье и благополучии. Поэтому предоставление ему информации о мире профессий, который ждёт его в будущем, может и должно сопровождаться предоставлением ему информации о нём самом, его способностях и возможностях их реализации. В результате диагностики он получает информацию о своём нынешнем потенциале и возможности его развития для того, чтобы найти своё призвание в дальнейшем. Другие процессы являются лишь сопровождающими, углубляя самоопределение и самоидентификацию.
В 2010 году в НГТУ была принята программа профессионального становления, в которой предусматривается необходимость непрерывного сопровождения учащегося в его самостоятельном личностном росте, в определении своего будущего, в том числе профессионального. Она основана на компетентностном подходе, выстроена системно - в ней профориентация и профессиональная карьера рассматриваются как составные части единого комплекса. Программа охватывает подростковый, старший школьный возрасты, период студенчества, рассчитана на молодёжь с 13 до 20 лет. Она включает два направления - собственно профессиональное ориентирование и карьерное проектирование. Её цель - ознакомить учащихся с экономическим и профессиональным окружением; обогатить их представления о профессиональном мире; сформировать готовность к трудностям и умения преодолевать их на основе саморефлексии при активном участии взрослых - психолого-педагогическом сопровождении как в школе, так и в вузе, вплоть до интеграции в мир труда. В содержательной части программы - знакомство с миром профессий, путями их получения, а главное, познание учащимися себя - своих потребностей, склонностей, интересов, возможностей.
Методическое обеспечение программы осуществляется, прежде всего, через информирование'. экскурсии (как реальные, так и виртуальные) на предприятия и в организации для знакомства с профессиями и работа с полученной информацией - участие во всевозможных выставках, конкурсах, показ фильмов о профессиях и подготовке к ним в учреждениях профессионального образования. Кроме того, в Кадровом центре вуза сконцентрирована дополнительная информация - данные о профессиях, о предприятиях города и области, требованиях работодателей к специалистам; работает система помощи: анализ компетенций, составление резюме. Большое значение в Программе придаётся диагностическому методу [2]. Для его реализации нужен инструмент оценивания. Такие инструменты существуют, но какой бы из них не был выбран, он должен быть психометрически обоснован, т.е. оценивать то, что должен оценивать, и основываться на объективных количественных показателях. В отсутствие объективного инструмента, служащего отправной точкой, с самого начала вся система оказалась бы нежизнеспособной. Без стопроцентно надёжных данных не удастся изучить взаимосвязь между оцениваемыми качествами и дальнейшей работой. Из множества современных диагностических программ был выбран отечественный компьютеризированный диагностический комплекс «Профориентатор», выявляющий интересы, способности и личностные качества учащихся средних и старших классов школы, который в 2003 году получил официальное признание на уровне Министерства Образования Российской Федерации. В работе со студентами используется психодиагностическая методика (батарея тестов) «Профкарьера». Этот диагностический комплекс позволяет оценить профессионально-важные качества студентов и сориентировать их на те должностные позиции и отрасли, где они будут наиболее востребованы и успешны.
Многоступенчатая диагностика позволяет всесторонне посмотреть на юношу. Во-первых, в блоке тестов предусмотрена диагностика интересов у школьников, а у студентов -диагностика карьерных интересов, жизненных установок и ценностей. Зона интереса - это главное в призвании для каждого. Если ребенку нравятся животные, растения, то ему будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику - интерес к ней будет поддерживать его в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика. Во-вторых, комплекс методик определяет структуру интеллекта человека, сильные/слабые стороны, общий уровень интеллектуальной
Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».
работоспособности. Интеллект здесь не рассматривается с точки зрения академических способностей. Важно его разнообразие - один из фундаментальных принципов, позволяющих найти свое призвание. Именно это необходимо показать и донести до учащегося. В-третьих, проводится диагностика личностных качеств и трудовой мотивации (у студентов). Определяются склонности к лидерству, активности и общительности, аналитичности или эмоциональности, организованности, практичности или творческого склада характера. Программа профессионального становления - наукоемкая инновационная услуга. В её методическом обеспечении предусмотрено также консультирование психолога, беседа и рекомендации. Консультирование позволяет индивиду понять свою мотивацию, свои потребности, возможности, компетенции. Консультации могут проводиться как индивидуально, так и в присутствии родителей. В практике консультирования часто используются рекомендации. Они помогают выстроить представление о проблеме и принять решение относительно учебного и профессионального выбора. Организация познания учащимися самих себя предполагает помощь в построении ими позитивного образа себя, ознакомление со способами действий и принятия решения [3].
Принципы непрерывности и согласованности в действиях всех участников процесса профессионального становления являются главными при реализации Программы. Это подразумевает создание необходимых условий для развития у молодёжи умения самостоятельно ориентироваться в многообразии профессионального мира, возможных путях подготовки к избранной профессии в стенах школы и вуза, необходимость скоординированной совместной работы образовательных учреждений, различных партнеров по внешкольной, вневузовской работе, а также родителей. Таким образом, обеспечивается единство действий всех субъектов профессиональной ориентации. Помимо диагностики, профориентационного и карьерного консультирования, программа предполагает развивающие тренинги, групповые лекции и обсуждения, а также активную работу с НК-департаментами компаний-работодателей.
Программа реализуется четвёртый год и уже показала значительные результаты. Особенно они заметны в работе с профильными школами города и области и студентами вуза. В школах, на ранних этапах (7 класс) начинается изучение личности учащегося, определении его способностей, склонностей, психофизических данных, индивидуальных черт характера. Важная роль при этом отводится тестам, результаты которых известны родителям и психологам школы. Как результат диагностической и информационной поддержки рекомендуется направление профильного обучения [4]:
1) физико-математическое;
2) социально-экономическое;
3) естественнонаучное;
4) лингвистическое;
5) технологическое;
6) гуманитарное.
С учётом этой информации, родители, ученики, совместно с учителями и руководством школы могут выбрать обучение профильного характера, предполагающее дифференциацию учащихся по учебным направлениям, секциям и профилям. Это способствует сближению учебной и профессиональной ориентации, где последняя предстает как стратегия профессионального будущего учащегося, а учебная - как его тактика. При переходе в старшие классы (к концу 9 класса), после очередного тестирования и консультирования с психологом, учащийся (с родителями) должен определить свой дальнейший учебный путь: оставаться в общеобразовательном классе или специализированном, с углублённым изучением отдельных предметов, возможно, будет выбрано обучение в профессиональном лицее или колледже. Со своей стороны, вуз предлагает учащимся выбрать для изучения дополнительные предметы по своим интересам и возможностям: углубленное изучение иностранного языка, опытные или технологические науки. Работа вуза на этом этапе сконцентрирована на информировании учащихся о
различных учебных направлениях, профилях, профессиях, к которым они готовятся. Главные компетенции, которые должны быть сформированы в этом процессе: представлять профессии, классифицировать по основным принципам деятельности, уметь выделить главные задачи профессии, используемые средства, различать способы овладения профессией. В целом, работа сосредоточена на уточнении профессиональных предпочтений учащихся и самопознании с тем, чтобы избежать возможных ошибок в дальнейшем, так как поступление в вуз и выбор направления обучения, как свидетельствует практика, не у всех студентов бывает взвешенным и осознанным. Допускается, как правило, четыре типа ошибок: выбор профессии модной, имиджевой, денежной или династической. В ходе профессионального обучения у молодого человека могут возникнуть сомнения в правильности выбора, иногда свидетельством этому выступают неуспехи в учёбе. На этом этапе опять важна помощь взрослых и образовательного учреждения, поэтому Программа профессионального становления активно продолжается в вузе. Её основное назначение - выявление компетенций, способностей, мотивации учащихся вузов для прогнозирования дальнейшего профессионального и карьерного развития. В случае необходимости выстраивается программа индивидуального развития, с помощью неё можно повысить уровень некоторых компетенций, развить профессионально-важные качества. Кроме того, в Программу профессионального становления включена работа с предприятиями. По их запросу проводится профессиональное тестирование с целью оценки и развития стажёров как кандидатов на различные позиции в компании, для выделения наиболее приемлемых на те или иные позиции.
Построение такой системы профессионального ориентирования, как показывает наш опыт, способствует лучшему осознанию молодым человеком самого себя в контексте настоящего и будущего рынка труда.
Библиографический список
1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. —
СПб.: Алетейя, 2001. С.110-126.
2. Шмелев, А.Г. Психодиагностика в профориентации: принципы инфраструктурного обеспечения
компьютеризированного тестирования [Текст] / А.Г. Шмелёв, А.Г. Серебряков //
Психологическая диагностика. 2006. № 2. С. 4-16.
3. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт [Текст] / А.Г. Шмелев. - СПб.: Речь, 2002. С.
107-119, 188-202.
4. Ивашкин, Е.Г. Роль университета в подготовке молодёжи к профессиональному становлению
[Текст] / Е.Г. Ивашкин, М.Е. Бушуева // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 57-62.