66
Высшее образование в России • № 2, 2014
Литература
1. Сенчагов В. Экономика, финансы, цены:
эволюция, трансформация, безопасность. М.: Анкил, 2010.
2. Экономическая безопасность России: об-
щий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенча-гова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 815 с.
3. Стратегия экономической безопасности
при разработке индикативных планов социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу: монография. М.: Институт экономики РАН, 2009. 232 с.
4. Экономическая безопасность регионов России: монография / Под ред. В.К. Сен-чагова. Н. Новгород, 2012. 254 с.
5. Васильев Г., Халикова Э. Экономическая
безопасность предприятий в современных условиях // Экономика и менеджмент: проблемы и тенденции развития: материалы международной заочной научно-практической конференции, 2011. URL: http://sibas.info
6. Беспалько А. Экономическая безопасность
предприятий. Понятия, подходы, принципы. URL: http://s-director.ru
7. Клименко П. Экономическая безопасность
предприятия: сущность, структура СЭБ. Опора России. Московское городское отделение. URL: http://mosopora.ru
8. Гочаренко Л. Процесс обеспечения эконо-
мической безопасности предприятия // Справочник экономиста. 2004. № 12. URL: http:// profiz.ru
9. Бархатов В., Пугач В., Алимова Н. Эконо-
мическая безопасность вуза. URL: http:// naukovedenie. ru/ sbornik1/2-1.pdf
10. Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения: учебник / Под общ. ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2013. 345 с.
11. Папилов Р. Технические университеты и
модернизация экономики. URL: www.vkp.ru/ upload/ global/1212_Papilov.doc
12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. URL: http://www.scrf. gov.ru/news/436.html
13. Алимова Н. Экономическая безопасность образовательного учреждения в условиях становления инновационной экономики: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2009. 184 с.
14. Резник Г. Студент как субъект управления экономической безопасностью вуза // Проблемы современной экономики. 2012. № 1(41).
15. Актуальные задачи воспроизводства кадров в научно-образовательной сфере и пути их решения: Доклад Координационного Совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совету при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. М., 2007.
16. Бюджет начального этапа модернизации. М.: ИЭ РАН, 2011. 280 с.
17. URL: http://www.hse.ru/primarydata/ io2007; http:// www.hse.ru/ primarydata/ io2013; http:// минобрнауки.рф/ прессцентр/ 3407/
Из жизни вуза
67
Е.Г. ИВАШКИН, проректор по учебной работе М.Е. БУШУЕВА, декан факультета довузовской подготовки и дополнительных образовательных услуг
Роль университета в подготовке молодёжи к профессиональному становлению
В данной статье рассматривается создание современной программы профессионального становления, в которой предусматривается необходимость непрерывного сопровождения учащегося в его самостоятельном личностном становлении, в определении своего будущего, в том числе профессионального. Программа основана на компетентностям подходе, выстроена системно: в ней профориентация и профессиональная карьера рассматриваются как составные части единого комплекса. Цель -ознакомить учащихся с экономическим и профессиональным окружением, обогатить их представления о профессиональном мире, сформировать готовность к трудностям и умение преодолевать их на основе саморефлексии. Программа предполагает активное участие взрослых - психолого-педагогическое сопровождение учащегося как в школе, так и в вузе вплоть до его вступления в мир труда.
Ключевые слова: профориентация, профессия, компетенции, квалификация, учащийся
Нижегородский государственный технический университет, имея почти вековую историю своего развития, всегда оставался на передовых позициях в подготовке специалистов для экономики страны. Университет чтит и бережёт свои лучшие традиции, воспринимает свою историю как необходимую базу для построения будущего.
Классическое советское техническое образование создавались в интересах индустриализации и по ее образу. Соответственно, оно готовило специалистов, предназначенных для конкретных рабочих мест на конкретных предприятиях. Традиционная «квалификация» специалиста подразумевала функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению обучающимся более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков.
Значение и роль профессиональных знаний не умаляются и в новой экономической ситуации. При этом важно помнить о принципиальной ограниченности таких знаний, о том, что любые модели работают только в определённых условиях. Совре-
менная экономика ориентирована на кадры, которые по своим показателям намного превосходят большинство выпускников как средней, так и высшей школы. Успешная профессиональная деятельность в современном мире невозможна без умений решать жизненные и профессиональные проблемы, причём не только сейчас, но и в 2020 г. Современный профессионал - это
68
Высшее образование в России • № 2, 2014
не только хороший производственник, но и специалист, понимающий экономические, экологические, социальные и другие проблемы общества. Кроме научной и технической эрудиции, ему необходимо стремление к постоянному совершенствованию своей профессиональной деятельности, критический подход к поиску решений, умение работать с людьми. В любой области ему нужно уметь действовать самостоятельно, инициативно и творчески [1]. Поэтому важен новый взгляд на его подготовку, нужна иная образовательная парадигма. Один из наиболее актуальных на сегодняшний день способов построения новой образовательной парадигмы - компетент-ностный подход.
В отличие от квалификационной модели, компетентностная модель специалиста, ориентированная на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников профессиональных образовательных учреждений в изменяющихся условиях. Компетентностный подход в образовании призван решить задачу организации эффективного взаимодействия между системой подготовки специалистов и рынком труда.
Выстраивая траекторию преобразований в профессионально-образовательной системе технического университета, формируя компетентностно-ориентированное образование, можно выделить первоочередные меры, которые могут определить и следующие шаги. Прежде всего, это организация профориентационной работы со школьниками и студентами как основа индивидуализации развития.
В индустриальной экономике профессиональная ориентация строилась на основе государственных кадровых нужд. В школе производилась дифференциация учащихся, определялась профильность их обучения, исходя из потребности в подготовке узконаправленных специалистов. Традиционный подход был очень успешен,
если предполагалась стандартизированная деятельность, шаблонное выполнение операций, однако оказался совершенно неадекватным в современных условиях, когда множество профессий не предусматривают чёткую алгоритмированность действий [2].
По мере того как новая экономика набирает обороты, глобальная конкуренция усиливается, а новые технологии превращаются в повседневность, необходимы изменения в представлениях о подготовленности к профессии. Чтобы достичь успеха в своей профессии и получить от неё удовлетворение, человек должен знать собственные уникальные качества. Однако большинство даже не догадываются о своих истинных возможностях, о своём потенциале, а следовательно, не представляют, каких высот могут достичь. Проблема не в отсутствии потенциала, а в неумении его увидеть и правильно использовать. Поэтому очень важно раскрыть свой потенциал и научиться его использовать, развить свои сильные качества. Точка соприкосновения природных способностей и личных предпочтений - это и есть призвание. Найти своё призвание важно как для самого человека, так и для здоровья всего общества [3].
Потребность в создании современной комплексной системы профориентации вызвана изменениями социально-экономического характера и модернизацией рынка труда в России. Высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры составляют главное национальное богатство профессиональной России XXI в. Девиз новой профориентации - не поиск своего места среди типовых рабочих мест, а самоопределение в будущей профессиональной деятельности, основанное на понимании собственной социальной уникальности. Её задачи:
• объединение академических и профессионально-технических знаний;
• обеспечение преемственности образования и занятости;
• установление связи между образо-
Из жизни вуза
69
вательными учреждениями и предприятиями;
• формирование у граждан личных целей и планов собственной карьеры;
• обучение навыкам эффективного поведения в условиях рынка труда;
• подготовка школьников и студентов к будущей работе и карьере;
• сокращение безработицы, особенно среди молодежи.
В 2010 г. в НГТУ была принята Программа профессионального становления, в которой предусматривается необходимость непрерывного сопровождения учащегося в его самостоятельном личностном росте, в определении им своего будущего, в том числе профессионального. Она основана на компетентностном подходе и выстроена системно: профориентация и профессиональная карьера рассматриваются в ней как составные части единого комплекса. Программа охватывает подростковый, старший школьный возрасты, период студенчества, т.е. рассчитана на молодёжь от 13 до 22 лет. Включает два направления: собственно профессиональное ориентирование и карьерное проектирование. Цель -ознакомить учащихся с экономическим и профессиональным окружением, обогатить их представления о профессиональном мире, сформировать готовность к трудностям и умение преодолевать их на основе саморефлексии. Программа предполагает активное участие взрослых - психолого-педагогическое сопровождение учащихся как в школе, так и в вузе вплоть до их вступления в трудовую жизнь.
Суть содержательной части программы - знакомство с миром профессий, путями их получения, а главное - познание учащимися себя, своих потребностей, склонностей, интересов, возможностей.
Методическое обеспечение программы осуществляется прежде всего через информирование: экскурсии (как реальные, так и виртуальные) на предприятия и в организации для знакомства с профессиями, участие
во всевозможных выставках, конкурсах, показ фильмов о профессиях и подготовке к ним в учреждениях профессионального образования. Кроме того, в кадровом центре вуза сконцентрирована дополнительная информация - данные о профессиях, о предприятиях города и области, требованиях работодателей к специалистам.
Большое значение в программе отдано диагностическому методу [4]. Для его реализации нужны инструменты оценивания. Такие инструменты существуют, но какой бы из них ни был выбран, он должен быть психометрически обоснован, т.е. оценивать то, что должен оценивать, и основываться на объективных количественных показателях. В отсутствие объективного инструмента, служащего отправной точкой, с самого начала вся система может оказаться нежизнеспособной. Без надёжных данных не удастся изучить взаимосвязь между оцениваемыми качествами и дальнейшей работой. Рассмотрев множество современных диагностических систем, мы выбрали отечественный компьютеризированный диагностический комплекс «Профориентатор», выявляющий интересы, способности и личностные качества старшеклассников («Профкарьера» - для студентов). В 2003 г. данный диагностический комплекс
70
Высшее образование в России • № 2, 2014
получил официальное признание на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации.
В диагностической работе мы исходим из того, что, во-первых, будущая профессия должна быть прежде всего интересна. Зона интереса - это, в нашем понимании, главное в призвании для каждого. Если ребенку нравятся животные, растения, то ему будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику -интерес к ней будет поддерживать его деятельность в качестве инженера-конструк-тора или физика-теоретика. Во-вторых, комплекс помогает выявить интеллектуальные способности. Отечественный психолог Б.М. Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые легли в основу определения, часто используемого специалистами:
1) способности - это индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2) при этом имеются в виду только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или нескольких видов деятельности;
3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, хотя и обусловливают лёгкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.
Тестирование позволяет измерить уровень интеллекта определенным количеством баллов, однако в оценке академическихспо-собностей мы опираемся не только на эти данные. Мы исходим из того, что разнообразие интеллекта - это одно из его фундаментальных качеств, позволяющее человеку найти свое призвание, и это важно донести до учащегося. Наконец, третье: необходимо определить, насколько возможна реализация способностей в интересующей деятельности, совпадает ли она с личностным, характерологическим типом. В программе предусмотрено также консуль-
тирование, беседа и рекомендации. Консультирование помогает индивиду понять свою мотивацию, свои потребности, возможности, компетенции. Консультации могут проводиться какиндивидуально, так и в присутствии родителей. В ходе консультирования учащимся часто даются рекомендации. Они помогают им выстроить представление о проблеме и принять решение относительно учебного и профессионального выбора. Процесс самопознания и саморефлексии включает выявление своих истинных интересов, сильных и слабых сторон, склонностей, создание позитивного образа себя, ознакомление со способами принятия решения и планирования действий.
Главными при реализации программы являются принципы непрерывности и согласованности в действиях всех участников процесса профессионального становления. Они подразумевают создание необходимых условий для развития у учащихся умения самостоятельно ориентироваться в многообразии профессионального мира, организацию возможных путей подготовки к избранной профессии в стенах школы на основе скоординированной совместной работы образовательных учреждений, различных партнеров по внешкольной работе, а также родителей учащихся. Таким образом, обеспечивается единство и согласованность действий всех субъектов профессиональной ориентации. Особенностью организации профессионального становления в нашем вузе является взаимодействие внутришкольной и внешкольной (для студентов - внутривузовской и вневузовской) составляющих.
Программа реализуется четвёртый год и уже показала значительные результаты. Особенно они заметны в работе с профильными школами города и области. Внутришкольная профориентационная работа для нас важна, но повлиять на неё мы можем лишь отчасти, только в той мере, в какой она интересна школе, работающей с вузом. В
Из жизни вуза
71
этой части мы на ранних этапах (7-й класс) включаемся в изучение личности учащегося, в определение его способностей, склонностей, уровня знаний, психофизических данных, индивидуальных черт характера. Значительная роль при этом отводится тестам, результаты которых известны родителям и психологам школы. По результатам диагностической и информационной поддержки мы можем рекомендовать следующие направления профильного обучения: физико-математическое, социально-экономическое, естественно-научное, лингвистическое, технологическое, гуманитарное [5].
С учётом этой информации ученики совместно с родителями,учителями и руководством школы могут выбрать обучение профильного характера. Это способствует сближению учебной и профессиональной ориентации, где последняя предстает как стратегия профессионального будущего учащегося, а учебная - как его тактика. При переходе в старшие классы (к концу 9-го класса) после очередного тестирования учащийся (с родителями) должен определить свой дальнейший учебный путь: оставаться в общеобразовательном классе или перевестись в специализированный, с углублённым изучением отдельных предметов; возмож-
но, предпочтение будет отдано обучению в профессиональном лицее или колледже. Со своей стороны, вуз предлагает учащимся выбрать для изучения дополнительные предметы по своим интересам и возможностям, например, иностранный язык, естественные или технологические науки. Наша работа на этом этапе сконцентрирована на информировании учащихся о различных учебных направлениях, профилях, профессиях, ккоторым они готовятся. Главные компетенции, которые должны быть уже сформированы: умение классифицировать профессии по объектам и технологиям деятельности (производство продукции и услуги), умение выделять главные задачи профессии, используемые средства, различать способы овладения профессией.
Знакомство учащихся с разнообразием мира профессий на этом этапе проходит в стенах школы и вне её на предприятии в форме «ознакомительного визита»или «наблюдения » и включено в школьную программу. В целом работа сосредоточена, главным образом, на уточнении профессиональных предпочтений учащихся. Со стороны вуза им предлагаются стажировки на предприятиях в летний период, организуются встречи с бывшими учениками, которые уже стали
72
Высшее образование в России • № 2, 2014
студентами, а также с представителями различных профессиональных областей. Кроме того, вуз предлагает и оригинальные средства профориентационной работы. Среди них - занятия робототехникой и участие в конкурсах роботов, конференциях. В городе и области уже стал широко известен автобус с мультимедийными средствами, такими как учебные фильмы, слайды с информацией о различных профессиях и учебных заведениях, где их можно освоить. Например, серия учебных фильмов для учащихся колледжей знакомит с особенностями той или иной профессии, с организацией рабочего места; телевизионная программа «10 минут с Политехом » рассказывает о направлениях профессионального образования, об условиях поступления в вуз, карьерных перспективах. Автобус приглашают в школы, колледжи и лицеи города и области для организации ознакомления с профессиями, способами их получения. Сопровождают его соответствующие специалисты: представители организаций, преподаватели вуза, психологи.
Таким образом, действующая в вузе Программа профессионального становления и созданная система профориентации,
построенная по принципу персонализации, способствует выявлению индивидуальных талантов каждого учащегося, помогает естественным образом раскрыть его способности и истинные предпочтения, а ему самому- найти своё призвание.
Литература
1. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных
черт. СПб.: Речь, 2002. С. 107-119, 188-202.
2. Бакингем М., Клифтон Д. Добейся макси-
мума: Сильные стороны сотрудников на службе бизнеса: Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. С. 10-11.
3. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оп-
тимального переживания: Пер. с англ. М., 2013. С. 9-10.
4. Иванова О.Н., Одинцова В.В. Комплекс те-
стирования «Профориентатор»: психометрические и прагматические свойства теста // Психологическая диагностика. 2006. № 2. С. 41-69.
5. Шмелев А.Г., Серебряков А.Г. Психодиаг-
ностика в профориентации: принципы инфраструктурного обеспечения компьютеризированного тестирования // Психологическая диагностика. 2006. № 2. С. 4-16.