УДК 340
ББК 74.484.4:67.05
DOI: 10.35211/2500-2635-2024-3-59-82-87
ОБ ОПЫТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ (на примере ННГУ)
ON THE EXPERIENCE OF USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE TRAINING OF FUTURE LAWYERS (using the example of UNN)
ГОЛОВАНОВА Вера Федоровна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия E-mail: [email protected]
ДОМНИНА Анастасия Валерьевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с применением в учебном процессе электронно-управляемого курса и его влиянием на подготовку студентов - будущих юристов. Авторы отмечают высокую эффективность и практическую направленность данного курса, разные методы подхода при решении задач, а также отмечается активная позиция студентов в обучении, развитии логики мышления и творческого подхода к решению любого вопроса. Это дает возможность в дальнейшем формировать способность к самообразованию будущих юристов.
Говорится об использовании электронных курсов с точки зрения творческих заданий, даются примеры. Отмечается значимость тестов как эффективной проверке уровня знаний студентов, а преподавателю предоставляют возможность оценить усвоение студентами лекционного материала. Благодаря электронному курсу у студентов обосновывается более активная позиция в обучении, что дает возможность в дальнейшем формировать способность к самообразованию, а это и есть путь к успеху в работе юриста.
Отмечается, что электронный управляемый курс обладает возможностями актуализации и пополнения новыми материалами. Также говорится о том, что задания практической направленности должны быть соотнесены с компетенциями, предусмотренными программой дисциплины.
Ключевые слова: электронно-управляемый курс, инновации в образовании, студенты-юристы, самообразование, восприятие информации.
GOLOVANOVA Vera F.
Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
DOMNINA Anastasia V.
Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. This article discusses issues related to the use of an electronically controlled course in the educational process and its impact on the training of students - future lawyers. The authors note the high efficiency and practical orientation of this course, different methods of approach in solving problems, and also note the active position of students in teaching, developing logic of thinking and a creative approach to solving any issue. This makes it possible to further develop the ability to educate future lawyers. It talks about the use of e-courses in terms of creative tasks. Examples are given. The importance of tests as an effective test of the level of knowledge of students is noted, and the teacher is given the opportunity to assess the assimilation of lecture material by students. Thanks to the electronic course, students have a more active position in learning, which makes it possible to further develop the ability to self-education, and this is the way to success in Armenia.
Keywords: electronically controlled course, innovations in education, law students, self-education, information perception.
Инновации в юридическом образовании представляют собой сложный процесс создания, внедрения и распространения новых методов, технологий, которые должны способствовать изменению учебного процесса для достижения лучшего результата в подготовке юристов. В настоящее время
© Голованова В. Ф., Домнина А. В., 2024.
выделяют четыре типа технологий электронного обучения: синхронное и асинхронное, смешанное и адаптивное. Данный подход к классификации основан на критериях характера взаимодействия обучающего и обучающегося, а также степени индивидуализации образовательного контента (Гор-башко, Ватолкина 2020).
Сегодня предлагаются всевозможные методики, направленные на модернизацию юридического образования в России. Данная статья рассматривает как одну из инноваций в подготовке юристов в высшей школе создание, внедрение, распространение электронно-управляемых курсов. Разработка электронно-управляемых курсов, как правило, велась для создания многоуровневых курсов повышения квалификации (Золотова, Ганюшкина, 2018). Между тем начавшаяся пандемия коронавируса СОУГО-19 спровоцировала более активное распространение технологий дистанционного обучения. В рамках вводимых ограничений режима повышенной готовности учебные заведения были вынуждены перейти к активному использованию дистанционных технологий в учебном процессе. В таких условиях сложившиеся ранее представления и подходы к образованию нуждались в переосмыслении для выстраивания эффективной коммуникации между преподавателями и студентами. Наряду с междисциплинарными курсами (межфакультетскими дисциплинами) цифровой трансформации стали подвергаться и базовые курсы образовательных программ.
В юриспруденции основой, на которой формируется обучение, является дисциплина «Конституционное право». Этот учебный курс занимает ведущее место в системе предметов высшего юридического образования, имеет цементирующее значение для всей российской правовой системы. Определенный опыт преподавания конституционного права, включая использование цифровых средств, накоплен и на юридическом факультете Нижегородского национального государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ). Интерес может представлять разработка и внедрение электронных управляемых курсов, размещенных на сайте электронного обучения ННГУ для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Среди них определенное место отводится и курсу «Конституционное право».
Этот электронный управляемый курс, как и другие, обладает возможностями актуализации и пополнения новыми материалами. В условиях достаточно ограниченного количества часов, отводимых студентам на аудиторные занятия, электронно-управляемый курс способствует надлежащей подготовке студентов к занятиям. Курс «Конституционное право» разделен на две части: общую и особенную. Он включает в себя 12 модулей (разделов), каждый раздел подразделяется на отдельные вопросы.
Благодаря электронно-управляемому курсу студенты могут взаимодействовать с преподавателем и предметом не только на очных лекциях и семинарских занятиях. Они получают возможность знакомиться с лекциями в различных форматах. Электронный курс позволяет разместить как текстовые, так и видеолекции (медиа-контент). Благодаря видеолекциям студенты,
пропустившие очные занятия могут быстро восполнить возникшие пробелы в своих знаниях. Однако, по мнению авторов статьи, дублировать полностью в электронном курсе все лекции, которые читает преподаватель очно или очно-заочно, нецелесообразно, так как некоторые студенты в этом случае могут утратить свою мотивацию активно работать во время очной лекции. Лекции способствуют развитию творческого мышления и деятельности в случае, если показывают развитие определенной проблемы и исследование различных вариантов ее решения. При подготовке лекций в электронном курсе целесообразно после каждого вопроса в теме размещать тесты с вариантами ответов или вопросы, ответив на которые правильно, студенты смогут перейти к изучению следующего вопроса в теме лекции. В противном случае им необходимо будет снова изучить данный вопрос.
Одним из главных элементов электронного курса являются задания практической направленности, данный раздел формируется в зависимости от специфики курса. Задания должны быть соотнесены с компетенциями, предусмотренными программой дисциплины.
Виды заданий выбирает преподаватель и размещает их в каждом модуле электронного курса.
Основная цель этих заданий - научить студентов непосредственно применять теоретические знания, законодательство и другие нормативные акты, а также развивать творческое мышление будущих юристов.
Разработка планов практических занятий включает в себя несколько составных моментов:
- формирование темы и указание отводимых на каждую тему часов;
- выделение основных вопросов темы в качестве плана;
- составление заданий;
- рекомендации по использованию литературы (учебной и научной).
Проектирование заданий в электронном курсе занимает большую часть
при создании электронного курса. Задания должны быть разной сложности и различными по содержанию. Среди самых актуальных заданий используются конкретные практические ситуации (казусы), составление законопроектов, творческое задание. Практические ситуации (казусы) желательно составлять с учетом последних изменений в законодательстве.
Использование электронных курсов показывает, что студентам нравится выполнять именно творческие задания. При их выполнении творческий потенциал каждого студента виден невооруженным глазом. В качестве творческого задания преподаватель предлагает студентам самим составить практическую задачу по отдельной теме курса. Причем задача должна решаться с использованием нескольких норм права, желательно из разных нормативных актов. К составленной задаче необходимо предоставить авторский вариант ее решения.
Еще одним примером творческого задания может служить разработка студентами законопроекта по предложенной преподавателем теме. Обычно студенты объединяются в группы для выполнения этого задания. Каждая группа должна предоставить:
а) текст законопроекта,
б) пояснительную записку к нему, в которой отражаются:
- цель законопроекта;
- актуальность и практическая значимость законопроекта;
- состояние законодательства в данной сфере правового регулирования;
- круг лиц, на которых направлено действие законопроекта;
- основные положения законопроекта;
в) перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию.
Важной составляющей выступает методика оценивания творческого задания. Критерии оценивания могут складываться из следующих составляющих:
1) предоставление работы в установленный срок;
2) проверка работы в системе антиплагиат (оригинальность - не менее 70 %);
3) оформление работы;
4) точность и ясность изложения материала;
5) логика вопросов;
6) творческий характер.
Еще один важный компонент электронного курса - это тесты. Надо отметить, что использование тестов способствует эффективной проверке уровня знаний студентов, а преподавателю предоставляет возможность оценить усвоение студентами лекционного материала. Желательно предоставлять студентам возможность, используя законодательство, постановления Конституционного суда Российской Федерации, учебной и научной литературы, давать комментарии под каждым тестовым вопросам. Верных ответов может быть несколько в одном вопросе, поскольку чем сложнее правовой феномен, тем многограннее и ответы к нему.
Стоит заметить, что электронные управляемые курсы помогают освоить и такие дисциплины, которые, казалось бы, предполагают только очный формат. Речь идет о дисциплине регионального компонента учебного плана образовательной программы «Юриспруденция» - «Юридическая риторика и ораторское искусство», которому на факультете уделяется большое внимание. И это не удивительно, так как юрист призван разрешать различные социальные конфликты с точки зрения права. Он должен владеть всеми формами речевого общения: обосновывать свою нравственную позицию, давать оценку доказательствам, наконец, ясно и доходчиво излагать свои мысли, что является важнейшим фактором в его деятельности.
Электронный курс по юридической риторике используется для обеспечения самостоятельной работы обучающихся. Он по объему небольшой -состоит из десяти тем, практических занятий творческого характера, текущих и контрольного тестов. Кроме того, в него входит: руководство к курсу, рабочая программа, литература, аннотация, график изучения курса, глоссарий, видео- и аудиоматериалы и форум для общения как с преподавателем, так и между студентами, что облегчает взаимодействие преподавателя со сту-
дентами. В зависимости от ежегодного набора студентов курс пополняется новыми материалами, а практические задания видоизменяются.
Работа в электронном формате дает возможность каждому из студентов заниматься с материалами в удобное для него время и в любом месте, что очень важно, так как нынешний студент находится в разной степени удаленности от вуза. Более того, определение крайнего срока сдачи выполненных работ, системность подобранных материалов предназначены для формирования и профессиональных навыков юриста - самостоятельному, критическому мышлению.
Конечно же, особое внимание в электронном курсе уделяется творческим заданиям. Например, студенты должны самостоятельно дать характеристику теориям красноречия; составить таблицу достоинств и недостатков каждого из теоретиков. Такое задание заставляет их критически мыслить и отстаивать свою точку зрения. Немаловажное значение имеет задание по анализу художественных произведений на тему судопроизводства. В основном, это произведения А. П. Чехова. В этом задании студенты отмечают доступность изложения материала и его дидактическую значимость.
Это способствует более активной позиции в обучении, что дает возможность в дальнейшем формировать способность к самообразованию (Батчаева 2020), а это и есть путь к успеху в работе юриста. Можно сказать, что электронный управляемый курс - это понятный технологический процесс, который обогащает студентов во всех областях изучаемых предметов, а аналитические задания развивают логику мышления и творческий подход к решению любого вопроса.
Немаловажное значение имеет тот факт, что данная система позволяет хранить все работы студентов, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Это позволяет как студенту, так и преподавателю объективно оценивать все выполненные задания, убедиться в освоении теоретического материала, который дается на лекциях.
Комбинируя занятия в аудитории и в электронном курсе МооШе, студенты привыкают к разным формам восприятия информации, что дает возможность будущим специалистам в области юриспруденции использовать эти формы на практике. Еще надо отметить тот факт, что электронный управляемый курс способствует активному мышлению студентов, высокой степени интерактивности, эмоционального восприятия изучаемого учебного материала, повышает их уровень мотивации.
Преподавание электронного курса включает простоту использования, интерактивность и применяемые средства обучения. Качество содержания курса характеризуется полнотой, оригинальностью и научностью (Горбаш-ко, Ватолкина 2020).
Таким образом, электронный управляемый курс как один из образовательных ресурсов в подготовке будущих юристов развивает ключевые качества студента в процессе учебной деятельности, способствует развитию познавательной активности, креативных способностей, повышает результативность всего образовательного процесса, эффективно формирует и оценивает общекультурные и профессиональные компетенции.
ПЕДАГОГИКА
87
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Горбашко, Е. А. Влияние технологических средств электронного обучения на качество высшего образования / Е. А. Горбашко, Н. Ш. Ватолкина // Primo aspectu. - 2020. - № 2 (42). -C. 50-65.
2. Золотова, М. В. Электронные управляемые курсы как одна из активных форм дистанционного образования / М. В. Золотова, Е. В. Ганюшкина // Высшее образование сегодня. -2018. - № 6. - С. 11-14.
3. Батчаева, П. А.-Ю. Самостоятельное освоение знаний студентами в условиях дистанционного обучения / П. А.-Ю. Батчаева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 4 (83). - С. 61-62.