УДК 371. 2
Т. С. Морозова, М. Ю. Хазан
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УПРАВЛЯЕМЫХ КУРСОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ
Актуальность разработки и внедрения в образовательный процесс электронный управляемых курсов определяется стремлением современных высших учебных заведений организовать свою работу с учетом тех требований, которые предъявляются на рынке образовательных услуг. Повышение конкурентоспособности вузов предполагает совершенствование информационной инфраструктуры, составной частью которой является наличие электронной образовательной среды [5]. Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно становится новым образовательным стандартом, который внедряется во все структуры, проводящие подготовку и переподготовку специалистов (начиная от профессионально-технического и высшего образования и заканчивая ускоренными курсами по различным специальностям).
Как в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете (ННГУ) им. Н.И. Лобачевского, так и в других российских вузах сегодня интенсивно развивается направление использования технологий глобальной сети Интернет. В рамках развития информационной инфраструктуры в ННГУ им. Н.И. Лобачевского развивается система электронного обучения e-learning, в основе которой лежит система управления обучением Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Она является современной, прогрессивной, постоянно развивающейся средой, ориентированной на организацию взаимодействия между преподавателем и учащимися.
Удобство и гибкость гипертекстового представления материалов, оперативный доступ к большим объемам информации, возможность удаленного общения между преподавателями и учащимися позволяют широко применять компьютерные технологии при разработке курсов различной направленности [6].
Акроним Moodle образован из начальных букв названия: Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Раньше первая буква M обозначала Martin's, что означало имя первого разработчика системы дистанционного обучения Moodle - Martin Dougiamas. Также название Moodle было выбрано вследствие того, что было свободно соответствующее доменное имя.
В русскоязычной среде употребляются также названия «Мудл» и «Модус» (Модульная объектно-ориентированная динамическая управляющая среда).
«Moodle» является зарегистрированной торговой маркой во многих странах мира и зарегистрировано на Martin Dougiamas. Только партнеры Moodle могут легально использовать торговую марку для рекламы любых, имеющих к Moodle отношение, сервисов, таких как хостинг, поддержка, обучение и т.п.
На сегодняшний день система дистанционного обучения Moodle является самой распространенной системой дистанционного обучения с самым большим количеством пользователей и разработчиков.
Наиболее значимые улучшения в системе дистанционного обучения Moodle были сделаны в версии 1.5.
Разработка системы дистанционного обучения Moodle как свободно распространяемого программного обеспечения поддерживается командой программистов и международным сообществом пользователей, которые посредством сайта Moodle Community ведут обсуждение вопросов, связанных с работой системы дистанционного обучения Moodle [7].
Основным средством обучения, используемым в системе дистанционного обучения Moodle, являются дистанционные курсы. Система дистанционного обучения Moodle предоставляет инструменты для разработки дистанционных курсов. Также могут использоваться дистанционные курсы, разработанные в соответствии со стандартом дистанционного обучения SCORM.
Дистанционные курсы, разработанные с использованием средств системы дистанционного обучения Moodle, могут включать в себя:
- ресурсы - теоретические материалы для изучения, которые автор дистанционного курса размещает в разделах курса. Ресурсы могут быть
представлены в виде файлов, либо в виде ссылок на внешние сайты. Система дистанционного обучения МооШе позволяет использовать в качестве ресурсов дистанционного курса широкий диапазон форматов электронных документов;
- активные элементы - организация деятельности, выходящей за рамки обучения с использованием ресурсов дистанционного курса. Система дистанционного обучения МооШе под активными элементами в основном понимает организацию общения между слушателями дистанционного обучения (форум, чат, обмен сообщениями и т.п.). Также речь может идти об организации проверки знаний (тесты, задания и т.п.);
- задания - задачи, ответ на которые должен быть предоставлен в электронном виде (ответ должен быть направлен в виде одного или нескольких файлов);
- рабочая тетрадь - письменная контрольная работа или реферат. Преподаватель дает задание, слушатель дистанционного обучения должен внести ответ и может изменять его в течение некоторого времени;
- опрос - механизм, позволяющий задать студентам вопрос с выбором одного или нескольких вариантов ответа. Используя опрос, можно узнать мнение слушателей дистанционного обучения по тому или иному вопросу;
- база данных: Элемент база данных может быть использован для совместного накапливания статей, книг, гиперссылок и т.д.;
- демонстрации созданных слушателями дистанционного обучения фотографиями, плакатами и т.д.;
- предоставления слушателям дистанционного обучения места для хранения файлов [7].
Основные направления работы при конструировании и внедрении электронных образовательных курсов сводятся к следующим: общие вопросы организации учебного процесса, учет и распределение учебной нагрузки; создание и использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов - электронных виртуальных лабораторий и курсов; информационно-техническое сопровождение электронного обучения; требования к он-лайн курсам, обеспечивающие возможность их зачета при освоении образовательных программ; стандарты описания результатов освоения он-лайн курсов, методики разработки и реализации
198
разноуровневых программ с дистанционными модулями. Данные проблемы находятся на стадии обсуждения, которое протекает в различных форматах. В частности, организуются семинары, конференции в университетах страны, обсуждаются возможные перспективы развития электронного образования (например, семинары и конференции проводились на базе Национального исследовательского Томского государственного университета, Национального исследовательского Томского политехнического университета, Уральского федерального университета имени первого Президента Б.Н. Ельцина).
Разработчику учебно-методических комплексов Moodle предоставляются возможности использовать все необходимые ресурсы и средства контроля.
Дистанционный курс может относиться к любой предметной области, поэтому на этапе проектирования, как правило, выделяются наиболее общие элементы, присущие для любого дистанционного курса.
Любой электронный курс представляет набор модулей, объединяющих в себе множество информационных, обучающих и контролирующих процесс обучения ресурсов и элементов.
Обобщенную структуру дистанционного курса можно представить, как набор модулей, объединяющих в себе множества лекционных, практических, лабораторных занятий и тестов. При этом практические и лабораторные занятия строятся на теории лекционных занятий, а тесты могут предшествовать любому виду занятия, завершать любое занятие или могут быть его частью [6].
В таблице 1 представлено тематическое планирование междисциплинарного дистанционного курса «Международное предпринимательство в инновационной сфере», предназначенного для широкой аудитории: магистрантов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», аспирантов, обучающихся по направлениям математических и естественных, гуманитарных наук; специалистов, связанных с международной деятельностью инновационно-активных предприятий. Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний обширна: инновационная, предпринимательская, внешнеэкономическая,
консультационная деятельность. Для освоения дисциплины
«Международное предпринимательство в инновационной сфере» выделяется годовой курс в виде очно-заочной дистанционной формы обучения на основе е-1еагш^-технологий с применением активных методов обучения. Предполагается пошаговая, непрерывная работа слушателя. Предусматривается изучение теоретических материалов, выполнение практических заданий, включена самостоятельная (или в команде) работа над проектом под руководством преподавателя-куратора.
Обычно ограничения на структуру блоков не накладываются, но чаще всего используется не больше трех уровней иерархии в пределах одной лекции - тема, раздел, пункт. При этом любой блок дистанционного курса может начинаться или завершаться блоком тестов либо содержать множество блоков тестов внутри. Материалы тестов зависят от содержимого учебных материалов, то есть соответствие данного теста текущему учебному материалу имеет место, если задания теста и материалы занятия пересекаются. Внутреннее наполнение курса зависит от специфики материала и личных предпочтений разработчика [6].
Таблица 1.
Тематическое планирование дисциплины «Международное предпринимательство в инновационной сфере»
№ Название модуля и тематическое наполнение
1. Модуль 1 Оценка внешней среды международного инновационного бизнеса
1.1 Тема 1. Современная экономика - экономика знаний. Понятие инновации
1.2 Тема 2. Система оценки и мониторинга инновационного развития стран, регионов и инновационного потенциала компании
1.3 Тема 3. Национальная инновационная система и формы взаимодействия ее участников
1.4 Тема 4. Анализ внешней среды в международном инновационном бизнесе
1.5 Тема 5. Мировой рынок технологий и тенденции его развития
2. Модуль 2 Социокультурные и этические аспекты международного бизнеса
2.1 Тема 1.Этика и экономическая сфера жизни общества
2.2 Тема 2. Управленческая этика в системе международного бизнеса
2.3 Тема 3. Этические основы международного делового взаимодействия
2.4 Тема 4. Типология деловых культур в международном бизнесе
3. Модуль 3. Разработка стратегии международной деятельности в сфере высоких технологий и инноваций
3.1 Тема 1. Элементы стратегического планирования международной деятельности
3.2 Тема 2. Инструментарий международного стратегического менеджмента
3.3 Тема 3. Типовые внешнеэкономические стратегии
3.4 Тема 4. Организационные формы международного инновационного бизнеса
3.5 Тема 5. Инновационная политика ТНК
3.6 Тема 6. Стратегические возможности российских инновационно-активных предприятий при выходе на внешние рынки
4. Модуль 4. Международный маркетинг высокотехнологичных продуктов и инноваций
4.1 Тема 1. Международные маркетинговые исследования
4.2 Тема 2. Информационное обеспечение международного маркетинга
4.3 Тема 3. Особенности международного комплекса маркетинга
4.4 Тема 4. Средства международных коммуникаций B2B
В таблице 2 в качестве примера приводится тематическое наполнение Модуля 2 «Социокультурные и этические аспекты международного бизнеса» курса «Международное предпринимательство в инновационной сфере».
Таблица 2.
Тематическое наполнение Модуля 2 «Социокультурные и этические аспекты международного бизнеса» курса «Международное предпринимательство в инновационной сфере»
2 Социокультурные и этические аспекты международного бизнеса
№ Название темы Количество разделов в теме модуля
2.1 Тема 1. Этика и экономическая сфера жизни общества. 1. Этика как наука о морали и нравственности. 2. Морально-этические концепции, определяющие поведение и деятельность. 3. Труд как нравственная ценность. Производительные силы и производственные отношения, их нравственная основа.
2.2 Тема 2 Управленческая этика в системе международного 1. Этика организационной культуры, ее составляющие. Этическая основа подготовки и принятия управленческих решений в сфере международного бизнеса.
бизнеса.
2. Этика в сфере инноваций. 3. Реализация корпоративной социальной ответственности в международном бизнесе.
2.3 Тема 3. Этические основы
международного делового взаимодействия.
1. Сущность этики международного бизнеса, этические принципы и нормы делового взаимодействия. 2. Базовые документы деловой этики. 3. Профессиональные и корпоративные этические кодексы поведения.
2.4 Тема 4. Типология деловых культур в международном бизнесе.
1. Понятие деловой культуры. Конвергенция и дивергенция культур. 2. Концепция национального стереотипа поведения. 3. Классификации деловых культур Р.Д. Льюиса и Э. Холла. Модель Г. Хофстеда. Учет культурных различий в международном бизнесе.
2.5 Практические
задания по Модулю 2.
1. Разбор и дальнейшее осмысление кейсов по определению этической проблематики международного делового взаимодействия, по определению кросс-культурных аспектов работы с иностранными партнерами.
2. Выполнение заданий, представленных на сайте на основе практической проработки знаний, полученных посредством изучения теоретического материала, инфографики представленной в презентациях, бизнес-кейсах, а также инструкций к модулю.
Междисциплинарность - термин, выражающий интегративный характер современного этапа научного познания. На различных этапах истории науки ее изменения существенно определяются сложным взаимодействием процессов дифференциации (распадения однородной, «единой и целостной» системы на ряд относительно автономных областей) и интеграции (объединения ранее самостоятельных предметных сфер, возникновение «синтетических» дисциплин: биофизики, психолингвистики). В различных исторических условиях ту или иную конкретную стадию функционирования познания может определять временное доминирование какого-то одного из этих процессов. Однако это не означает полного вытеснения противоположной тенденции. По существу, обе эти линии взаимно предполагают и дополняют друг друга.
Освоение новых областей реальности и становление ранее не существовавших познавательных средств и методов способствует формированию все более специализированных дисциплинарных областей. Осознание же необходимости надежно обосновывать конструируемые системы знания ведет к выявлению всевозможных связей между ними, что способствует объединению до того разнородных проблемных подходов и разрабатываемых теорий в более широкие концептуальные структуры. Это воспринимается как усиление интеграции в познании. В современной науке доминируют процессы интеграции знания, но проявляются они в особой форме, будучи обусловлены спецификой существующих исторических реалий. Междисциплинарный характер познавательной деятельности выражает эту специфику наиболее явным образом. Одним из проявлений ее является достаточно распространенный в современной науке перенос идей, средств и способов исследования, возникших в рамках одной дисциплины, в другие, иногда достаточно далекие друг от друга. В последнее время явным образом обнаруживается влияние лингвистических и литературоведческих подходов на область исторических и экономических дисциплин, существенное пересечение психологических, лингвистических и формально-логических моделей (еще недавно максимально дистанцированных друг от друга), усиливается взаимный обмен задачами и способами их решения между сферами собственно научного и инженерно-технического исследования.
Разрешить трудности, возникающие перед тем или иным специалистом, сегодня чаще всего удается тогда, когда этот специалист оказывается способным выйти за узкие рамки привычных ему канонов и норм. Междисциплинарный характер современного познания во многом обусловлен тем, что наука из «дисциплинарной» сферы деятельности превращается в «проблемно ориентированную» [8].
Целью создания междисциплинарных образовательных ресурсов является формирование универсальных синтетических компетенций, наиболее полно соответствующих сложному профессиональному контексту [2].
Например, в число компетенций, вырабатываемых в рамках освоения дисциплины «Международное предпринимательство в инновационной сфере», входят: умение, используя отечественные и зарубежные источники
информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор о внешней среде международного инновационного бизнеса; понимание особенностей национальных стереотипов поведения и значимости межкультурных отношений в ходе интернационализации отечественного инновационного бизнеса; готовность к кооперации с зарубежными коллегами, работе в международном коллективе, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь за счет подготовки индивидуальных и коллективных проектов, докладов и презентаций, участия в обсуждении результатов; способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии и др.
В число разработанных авторами статьи электронных управляемых курсов внешнеэкономической направленности также входят: «Коммуникативные аспекты внешнеэкономической деятельности», «Внешнеэкономическая деятельность», «Проведение деловых переговоров при заключении внешнеэкономических сделок». Опыт работы в данной сфере тесно связан с необходимостью объединения усилий филологов, занимающихся вопросами речевой коммуникации, юристов-международников, владеющих знаниями в сфере международного права и специалистов, изучающих внешнеэкономическую деятельность. Это позволяет охватить весь спектр задач, с которыми могут столкнуться слушатели на практике, что повышает привлекательность освоения междисциплинарных курсов внешнеэкономической направленности.
В ходе работы над формированием электронных управляемых курсов авторами были отмечены следующие перспективные направления использования междисциплинарного подхода в создании электронно-управляемых курсов в системе Мооё1е: возможность повысить качество преподавания дисциплин за счет установления необходимых междисциплинарных связей между понятиями, концепциями, компетенциями, благодаря чему у слушателя формируется целостная картина мира; более эффективное использование полученных знаний в последующей профессиональной деятельности, которая может стать неожиданной для слушателя в современной неопределенной ситуации на рынке труда; развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, повышение стремление личности к самостоятельной учебной деятельности и сотрудничеству за счет расширения эрудиции и привлечения интереса к смежной тематике; возможность преподавателей обращаться к аудиториям с разными профилями подготовки, что способствуют накоплению опыта работы и повышению квалификации.
Также при работе над электронными управляемыми курсами выявились определенные сложности, в числе которых разнородность содержательных блоков, отражающаяся, в первую очередь, в терминологии и стилистике. Затрудняют работу разные образовательные подходы, характерные для каждой области знаний, что вызывает опасения относительно восприятия учебного материала слушателями.
У создателей курса присутствуют различия в представлениях о базовых компетенциях, которыми должны обладать в учебной аудитории, что приводит к содержательной разнородности.
Необходимо отметить и трудности организационного характера, проявляющиеся в определении степени ответственности за окончательную сдачу работы, полномочия по руководству в течение выполнения проекта и т. п.
Особого внимания заслуживает запись видеофрагментов, которые составляют часть информационных ресурсов в ряде курсов. Кроме определения формата записи и видеомонтажа, также необходимо проводить работу по адаптации лекционного материала к новым требованиям, связанным с выделенным временем для записи, темпом съемок, большей, по сравнению с традиционной лекцией, наглядностью.
Цель учебных видеофильмов - обеспечить ускорение усвоения знаний посредством использования аудиовизуальных средств информации. Видеофильмы также могут нести большую дидактическую нагрузку, так как могут быть представлены те моменты, которые практически трудно передать в словесной форме.
Внедрением учебных видеофильмов в образовательные процессы достигается резкое расширение аудитории обучаемых, независимость выбора места и времени пользования фильмом, обеспечивается максимальный контакт обучаемых с действительностью.
Учебную информацию сможет получать и воспроизводить на своем индивидуальном компьютере каждый слушатель, заинтересованный в
повышении образовательного уровня и квалификации. Учебные видеофильмы обеспечивают возможность воспринимать информацию одновременно зрением и слухом, и как носители аудиовизуальных информационных возможностей являются наиболее действенными средствами обучения. Наглядность с текстовым сопровождением, поясняющим происходящие на телеэкране процессы, максимально приближают обучающихся к реальной ситуации, создают благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала без дополнительного привлечения квалифицированного преподавательского персонала [9].
Представляет интерес вопрос о соблюдении авторских прав при формировании электронного управляемого курса. Речь идет о возможности копирования из глобальной сети Интернет рисунков, схем, картинок и другого иллюстративного материала. Типичными нарушениями авторских прав при разработке электронного управляемого курса будут являться: размещение материалов в электронном управляемом курсе, полученных с другого ресурса; использование в учебно-методической литературе фрагментов из «чужих» произведений без ссылок на автора (плагиат) [4].
Поэтому в основном для иллюстрации содержания курсов создатели должны использовать собственные материалы, что увеличивает время на их подготовку для размещения в системе Мооё1е.
В образовательном процессе очень часто происходит использование произведений для создания других произведений. Гражданское законодательство выделяет два вида зависимых произведений:
- производные (переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другие подобные произведения);
- составные (антологии, энциклопедии, базы данных, атласы или другие подобные произведения), при этом автору составного произведения принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).
Производные и составные произведения - это самостоятельные объекты авторских прав, у них есть авторы. Однако обладатели интеллектуальных прав на зависимые произведения могут использовать такие произведения при условии соблюдения прав авторов произведений,
использованных для создания производного или составного произведения (п.3 ст.1260 ГК).
Закон позволяет размещать в системе электронного обучения изображения таких произведений, которые постоянно находятся на месте, открытом для свободного посещения (ст.1276 ГК). Допустимо использовать изображения скульптур, картин, которые находятся в публичных местах (на выставках, на улицах и площадях и т.п.), а также внешнего вида зданий. Но при этом изображение не должно быть основным объектом использования. Оно может лишь иллюстрировать другую информацию, которая имеет главное смысловое содержание (или изображение становится «неизбежно» использовано при изготовлении другого изображения - например, фотография на площади возле памятника).
Не являются объектами авторских прав (п.6 ст.1259 ГК):
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное) [4].
Таким образом, при анализе накопленного опыта в области подготовки электронных управляемых курсов внешнеэкономической направленности, можно сделать следующие выводы: для единства стилевого оформления и унификации научной терминологии необходимо более тщательно редактировать помещаемый в электронный курс информационный материал; при подготовке и размещении
иллюстративных материалов обращать внимание авторов на правовую сторону такой деятельности; при формировании проектной группы из преподавателей разных структурных подразделений вуза и разных научных областей более жестко закреплять функциональные обязанности за каждым из участников; для подготовки видеофрагментов необходимая особая редакция учебных материалов, предназначенных для размещения, с учетом особой подачи материла.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Горбунова М.Л., Хазан М.Ю. Практика применения образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в преподавании внешнеэкономических дисциплин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 3-1. С. 26-30.
2. Горбунова М.Л., Морозова Т.С. Опыт использования электронных методических разработок в преподавании дисциплин внешнеэкономического профиля // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-4. С. 26-30.
3. Международные экономические отношения: активные методы обучения: учеб. пособие / [Л.В. Новокшонова и др.]; под ред. Л.В. Новокшоновой. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - 124 с.
4. Аникин А.С. Вопросы авторского права в образовательной и учебно-методической деятельности. Лекция // http://e-1earning.unn.ru
5. Повышение конкурентоспособности ННГУ им. Н.И. Лобачевского среди ведущих мировых научно-образовательных центров // http://www.unn.ru/pages/ranking/program/program.pdf
6. Писаренко Е.В. Разработка электронно-обучающего курса «Представление знаний в информационных системах» в системе ЬМ8 МООБЬЕ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://conf.siu-kras.ru/sites/mn2014/pdi7d02/s10/s10_027.pdf.
7. http://www.web-1earn.ru
8. http://epistemo1ogy_of_scince.academic.ru
9. http://schoo1s.ke1dysh.ru