Кузыбаева М.П.
ОБ ОПЫТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ
НАЧАЛА XX ВЕКА
ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко, Москва, Россия
Резюме. Развитие государственно-частного партнерства в настоящее время имеет глубокие основания в прошлом, в частности в проведении выставок медицинской тематики. Выработанный тогда механизм сотрудничества работает и сегодня.
Ключевые слова: медицинские выставки и разделы, финансирование затрат, частные и государственные инвестиции, льготное налогообложение.
Abstract. The development of public-private partnership currently has deep foundations in the past, in particular in exhibitions of medical subjects. Then developed a mechanism for cooperation works today.
Key words: Medical exhibitions and sections, financing costs, private and public investment, preferential taxation.
Выставка по актуальной медицинской тематике всегда является прологом будущей музейной экспозиции. Бурное развитие выставочного движения в Российской империи конца XIX- начала XX века обусловлено многими факторами, среди которых одним из важнейших стало привлечение частных инвестиций и собственников к участию в организации и проведении подобных мероприятий. Многолетняя практика создания отраслевых и тематических медицинских и торгово-промышленных выставок в России и за рубежом способствовала выработке идеального механизма государственно-частного партнерства, который в настоящее время становится все более популярным в различных сферах деятельности, в частности в музейно-выставочной работе.
Инициативная группа по проведению научно-промышленной выставки в Казани в 1890 году получила одобрение от губернатора и разрешение на строительство выставочного городка в одном из
районов города. Земельные владения под эти цели выделялись совершенно безвозмездно. Финансирование мероприятия осуществлялось за счет средств организационного комитета выставки, её частных экспонентов, значительных сумм, выделенных городским головой, собранных по подписке и пожертвований попечителя, которым выступал наследник престола. Цели и значение данного мероприятия получили широкое освещение в различных периодических изданиях и специально выпущенных изданиях, что помогло привлечь внимание потенциальных зарубежных и отечественных участников. Ученые медицинского факультета Императорского Казанского университета приняли активное участие в создании медицинского отдела выставки, представив обширные коллекции из учебных лабораторий и кабинетов. Председатель Комитета выставки, городской голова С.В. Дьяченко дал высокую оценку медико-санитарному отделу: «Эти богатые коллекции представляли собой большой научный интерес, вызвавший любопытство даже малообразованных посетителей выставки. Хотя экспонаты эти, в большей своей части, и не были вполне доступны простому пониманию массы, тем не менее, они представлялись поучительными в том отношении, что популяризировали медицинские сведения вообще и свидетельствовали о тех значительных успехах, которые сделаны наукой в последнее время»[1-С.24]. Опасения организаторов Казанской выставки в её непопулярности и убыточности не оправдались. Количество участников значительно превысило запланированное, а посетителям и гостям была предоставлена возможность льготного прохода и бесплатного участия в культурной и научной программе выставки. Доход от проведения в Казани в 1890 г. научно-промышленной выставки значительно превысил все затраты на её организацию.
Печатные издания воссоздают атмосферу и особенности таких событий как, например, Варшавская гигиеническая выставка 1896 г.[2]. Принцип софинансирования затрат на организацию и проведение выставки со стороны государства и частных инвесторов, обширный научный раздел с медицинской частью, созданный при содействии ученых Варшавского университета вновь обеспечили отличный результат и превратили данное мероприятие в значимое общественное событие. Пустырь в пригороде Варшавы превратился в
особую зону, где выросли специальные павильоны и экспозиции фабрики санитарных приборов и канализации домов А. Ветлера и М. Нассеиуса, демонстрировавшей оригинальной конструкции душевые, ванны; фирмы «Веста», которая представляла бездымные топки системы инженера Пуцяты, служившие для обогрева больших помещений; фирмы инженера «Рахловского, Зера и Компании» с ажурными конструкциями артезианского колодца с мощным приводным механизмом; фирмы А. Яскульского в Варшаве выставившей никелевые изделия; акционерного товарищество бумажных изделий Карла Шейблера в Лодзи с гигиенической продукцией в небольшом киоске [2-С.7-9]. Популярность проводившихся выставок и их общественное значение было столь велико, что многочисленные издания стремились сообщить не только общую информацию об их открытии и сроках работы, но уделяли также много внимания описанию наиболее значимых экспонатов и достижений, которые в настоящее время стали значимыми источниками для исследователей.
Одной из самых представительных за всю историю организации смотров достижений различных государств в области медицинской науки и здравоохранения, отмечает Яровинский М.Я., стала Международная гигиеническая выставка, открывшаяся 9 мая 1911 г. в Дрездене. В ней приняли участие 26 стран [3-С.75]. За 6 месяцев работы ее посетило более 5 млн. человек. Инициатором ее проведения был известный немецкий промышленник и общественный деятель Карл Август Лингнер, для которого основополагающей была «идея, что главным в социально-гигиенической деятельности является гигиеническое обучение народа» [4-С.17]. По мнению организатора выставки, «такое обучение лучше всего мог осуществить специальный музей, но сбор экспонатов для музея обычно требует времени, в то время как материалы для выставки можно собрать в кратчайший срок; выставка, кроме того, помогает привлечь внимание общественности к проблемам гигиены, здравоохранения, дает возможность сопоставить достижения различных стран в этой области»[3-С.75]. Принципы проведения Дрезденской выставки, по сути, мало отличались от тех, что применялись организаторами аналогичных мероприятий в России. Рекламная компания о грядущем событии во всех возможных изданиях органично сочеталась с привлечением предпринимателей со
всего мира. Доля государственного участия состояла как в выделении финансовых средств, земельных угодий, поощрении победителей среди участников, так и в популяризации призеров и их деятельности за счет предоставления ряда льгот и освобождения от налогов.
В настоящее время вновь актуально сотрудничество частных структур (фирмы, компании) с государственными (университеты, клиники) и общественными организациями (научные и благотворительные общества, организационные комитеты) в выставочной работе, примеры которой приведены выше. В музейной практике России все чаще встречаются некоммерческие партнерства, как например комплекс «Вятское», музейные объекты в Коломне, музей света в Москве и др. Развивать культурно-оздоровительную деятельность среди населения городов и сел, популяризировать гигиенические, общебиологические и экологические знания затруднительно без организации выставок и музеев соответствующей направленности. Привлечь сегодня в сферу деятельности медицинских музеев частных инвесторов важная задача для организаторов здравоохранения. Именно взаимодействие представителей различных структур и форм собственности позволит обеспечить серьезный научный подход к трансляции медицинских знаний посредством музейной экспозиции и выставки, созданных уже в начале XXI в.
Литература
1. Отчет Комитета Казанской научно-промышленной выставки 1890 года, состоящей под покровительством Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича.- Казань, 1891.
2. Гигиеническая выставка.2-ая. Варшава.1896.
3. Яровинский М.Я. Международная гигиеническая выставка 1911 г. в Дрездене и ее роль в развитии медицинского музейно -выставочного дела //Советское здравоохранение, №9, 1986.
4. Лотова Е.И. Русская интеллигенция и вопросы общественной медицины / М.,1962.