Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни - главное направление деятельности гигиенических музеев'

Формирование здорового образа жизни - главное направление деятельности гигиенических музеев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / HEALTH EDUCATION / ВРАЧЕБНО-САНИТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКСКУРСОВОД / GUIDE / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ / ACTIVE AGING / HYGIENE MUSEUM / MEDICAL AND SANITARY ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузыбаева Мария Павловна

Сохранение здоровья населения является важной социально-экономической задачей в любом государстве. Внимание практиков здравоохранения всегда было нацелено на улучшение условий жизни человека, на формирование новых поведенческих стимулов, обеспечивающих его здоровье и долголетие. Важную роль в этой работе играют гигиенические музеи и отраслевые выставки. Опыт наших предшественников в выставочной и музейной работе по санитарному просвещению в настоящее время - основа для выработки новых направлений этой деятельности на качественно ином уровне, с применением всех доступных современных технологий и общественных практик, обеспечивающих стабильность и благополучие в жизни людей, комфортность и здоровый образ жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIFESTYLE FORMATION IS A MAIN STREAM OF HYGIENE MUSEUM ACTIVITY

Maintaining population health is an important socio-economic task in any state. Attention of health care practitioners has always been aimed at improing conditions of human life, formation of new behavioral incentives to ensure health and longevity. Hygiene museums and industry exhibitions play an important role in this work. Experience of our predecessors in health education is a basis for development of its new directions at a different quality level, using all available modern technologies and social practices that ensure stability and prosperity in people''s lives, comfort, and a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни - главное направление деятельности гигиенических музеев»

В процессе риск-менеджмента, согласно стандарта ГОСТ Р ИСО 31000-2010, выделены следующие стадии: определение ситуации, оценка риска, включающая идентификацию, анализ и оценивание риска, воздействие на риск. Также управление рисками включает мониторинг и пересмотр рисков, обмен информацией и консультирование.

Полученные результаты свидетельствуют о достаточной эффективности действующей СМК. Определение общей ситуации и оценка рисков позволили выявить «узкие места» в системе риск-менеджмента: отсутствие мониторинга, управления причинами и последствиями у отдельных наиболее опасных рисков деятельности. Далее для каждого риска необходимо определить соответствующее воздействие, установить периодичность мониторинга риска, что сформирует полноценную модель риск-менеджмента.

Литература

1. Бурыкин И.М., Алеева Г.Н., Хафизьянова Р.Х. Управление рисками в системе здравоохранения как основа безопасности оказания медицинской помощи // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 1. - С. 80.

2. Кицул И.С. с соавт. Применение технологий риск-менеджмента в системе оказания медицинской помощи // Менеджер здравоохранения. - 2012. - № 10. - С. 6-14.

3. Куликов, О.В. Влияние рисков на деятельность государственной медицинской организации // Здравоохранение. - 2016. - № 3. - С. 28-35.

Кузыбаева М.П.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ

Московское научное общество историков медицины, Москва Кузыбаева Мария Павловна - музеолог; [email protected].

Резюме. Сохранение здоровья населения является важной социально-экономической задачей в любом государстве. Внимание практиков здравоохранения всегда было нацелено на улучшение условий жизни человека, на формирование новых поведенческих стимулов, обеспечивающих его здоровье и долголетие. Важную роль в этой работе играют гигиенические музеи и отраслевые выставки. Опыт наших предшественников в выставочной и музейной работе по санитарному просвещению в настоящее время - основа для выработки новых направлений этой деятельности на качественно ином уровне, с применением всех доступных современных технологий и общественных практик, обеспечивающих стабильность и благополучие в жизни людей, комфортность и здоровый образ жизни.

Ключевые слова: гигиенический музей, санитарное просвещение, врачебно-санитарная организация, экскурсовод, здоровый образ жизни, активное долголетие.

Kuzybaeva M.P.

HEALTHY LIFESTYLE FORMATION IS A MAIN STREAM OF HYGIENE MUSEUM ACTIVITY

Abstract. Maintaining population health is an important socio-economic task in any state. Attention of health care practitioners has always been aimed at improing conditions of human life, formation of new behavioral incentives to ensure health and longevity. Hygiene museums and industry exhibitions play an important role in this work. Experience of our predecessors in health education is a basis for development of its new directions at a different quality level, using all available modern technologies and social practices that ensure stability and prosperity in people's lives, comfort, and a healthy lifestyle.

Key words: hygiene museum, health education, medical and sanitary organization, guide, healthy lifestyle, active aging.

В настоящее время большое значение для стабильного развития общественного здоровья имеет просветительская деятельность гигиенических и историко-медицинских музеев, которые активно работают на территории России более столетия. Направления деятельности российских медицинских музеев за этот период не претерпели существенных изменений, поскольку повышение гигиенической осведомленности и медицинской грамотности населения остаются неизменно актуальны.

Открытию гигиенических музеев в России предшествовали многочисленные выставки мирового и регионального масштаба. Пожалуй, наиболее значимой в этом плане стала гигиеническая экспозиция различных стран в Дрездене в 1911 г. Участие России в этом мероприятии привлекло известных ученых-гигиенистов, производителей соответствующей продукции, практиков охраны народного здоровья, врачей и других отраслевых специалистов, общественные организации. Опыт наших предшественников в выставочной и музейной работе по санитарному просвещению чрезвычайно важен, так как открывает новые перспективы для этой деятельности на качественно новом уровне, с применением всех доступных в настоящее время современных технологий и общественных практик.

В Международной гигиенической выставке, открывшейся 9 мая 1911 г. в Дрездене, приняли участие 26 стран. Она была одной из самых представительных за всю историю организации смотров достижений в области медицинской науки и здравоохранения [6]. За 6 месяцев работы ее посетило более 5 млн. человек. Инициатором ее проведе-

ния был известный немецкий промышленник и общественный деятель Карл Август Лингнер. «В основе выставки лежала идея, что главным в социально-гигиенической деятельности является гигиеническое обучение народа» [3], - писал он. Яровинский отмечает, что, по мнению Лингнера, «такое обучение лучше всего мог осуществить специальный музей, но сбор экспонатов для музея обычно требует времени, в то время как материалы для выставки можно собрать в кратчайший срок; выставка, кроме того, помогает привлечь внимание общественности к проблемам гигиены, здравоохранения, дает возможность сопоставить достижения различных стран в этой области» [6]. По числу ученых, принимавших участие в ее работе, она значительно превосходила первую Международную гигиеническую выставку в Брюсселе 1876 г. Значение Дрезденской выставки для развития общественной и коммунальной гигиены, эпидемиологии и микробиологии, гигиены труда, социальной гигиены и других медицинских наук отмечали многие русские специалисты: З.Г. Френкель, А.Н. Сысин, С.Н. Игумнов, Н.Ф. Гамалея, П.И. Куркин, А.В. Мольков и др. Представить тематику разделов, которые были освещены в экспозициях многочисленных павильонов, поможет характеристика профессора В.В. Подвысоцкого - правительственного комиссара павильона России на выставке: «Никогда мир не видал подобной выставки в смысле скопления того, что выработала наука, и санитарная техника по части воды, водоснабжения, почвы, канализации, удаления нечистот, дезинфекции, устройства жилищ и городов, устройства больниц и оказания помощи раненым, ухода за юношеством и детьми, пищи, питания, патологии заразных болезней и борьбы с ними, гигиены тропиков, гигиены одежды, спорта, ухода за телом, захоронения трупов, статистики врачебной, страхования рабочих...» [4]. Помимо национальных павильонов каждой из стран-участниц, были созданы тематические экспозиции: «Воздух, свет, почва, вода»; «Профессия и труд», «Инфекционные заболевания», «Гигиена путей сообщения», «Военная и морская гигиена» и др. Музейный характер научных отделов способствовал тому, что выставка воспринималась «многотомным руководством гигиены, изложенным в формате пластических изображений, которые запечатлеваются в памяти человека с наименьшей затратой технических средств» [1]. Участие известных ученых в отборе экспонатов в соответствии с их научной ценностью помогло создать научный отдел, в котором специалисты могли найти самые современные материалы в интересующей их области.

Отдельного внимания заслуживает павильон «Человек». Описание некоторых его экспонатов дает С. Игумнов: «Здесь к популяризации привлечено все: и рисунки, и муляжи, и микроскоп, и фотография, и естественные препараты, и электричество, и химия. Вот, например, первая зала, в ней до 80 микроскопов, под ними превосходные препа-

140

раты, систематически подобранные, представляют гистологическое строение всех тканей человеческого тела. Вот вам рычаг - надавливая на него, вы поднимаете гирю; оказывается, что при этом вы сделали усилие, равное работе сердца при одном его сокращении» [2]. В павильоне была создана экспозиция, адресованная нескольким категориям посетителей одновременно.

К открытию выставки в Дрездене в 1911 г. были подведены итоги всему, что сделано в России общественной медициной по изучению санитарного состояния страны и по организации врачебно-санитарного дела. Правительственным комиссаром по устройству русского отдела на Дрезденской выставке был назначен профессор В.В. Подвысоцкий - директор Института экспериментальной медицины. Он предложил оргкомитету представить для всеобщего обозрения экспонаты ведомств, связанных с охраной общественного здоровья, а также впервые привлечь к участию в выставочной работе земские организации.

Для составления плана и программы организации русского отдела, получения экспонатов с мест было создано рабочее бюро (счетчики и чертежники, техники); оно обобщало материалы по всем губерниям, занималось художественным оформлением. Руководил работой бюро Захарий Григорьевич Френкель. При отборе и систематизации поступавших материалов главное внимание уделяли не только достижениям земской медицины в отдельных губерниях, но стремились создать экспозицию о земской медицине страны в целом. Русский отдел был на выставке одним из самых посещаемых публикой. Посетители знакомились с экспонатами Нижегородского музея по борьбе с пьянством, с передвижной выставкой Коломенского земства, которую современники называли «передвижным университетом здоровья». Большой интерес привлекали экспонаты Института экспериментальной медицины с противочумной лабораторией, Императорской военно-медицинской академии (ИВМА), Русского общества охранения народного здравия (РООНЗ), малярийной комиссии при Пироговском обществе, школы нянь профессора К.А. Раухфуса, бактериологической лаборатории Ф.М. Блюменталя в Москве и др. Подлинную сенсацию произвели экспонаты, раскрывавшие деятельность московской, киевской и других земских врачебно-санитарных организаций. Они выделялись не броскостью и ярким оформлением экспозиций, а содержанием: продуманными диаграммами, картограммами, статистическими таблицами, подготовленными под руководством З.Г. Френкеля и П.И. Куркина [6]. Медицинская статистика на выставке представляла поэтапную картину многолетней работы земств на ниве охранения здоровья людей.

Важную роль в работе земского отдела играли молодые экскурсоводы, энтузиазм и энергия которых увлекали публику. Развернутые в

141

экспозиции сводные графики и таблицы, картограммы требовали разъяснения особого смысла каждого экспоната. Этим занимался З.Г. Френкель и группа подготовленных им сотрудников. Причем пояснения давали как по-русски, так и по-немецки [5]. Значимым результатом работы выставки явилось стремление ученых и прогрессивной интеллигенции создать аналогичные учреждения и развивать музейно-выставочную работу в данном направлении в своих государствах. В России немецкий и мировой опыт в области гигиены и санитарии активно популяризировал З.Г. Френкель - создатель соответствующего раздела в Музее истории Санкт-Петербурга.

Проведение Дрезденской выставки 1911 г. создало благоприятные условия для учреждения Национального гигиенического музея в Германии, в настоящее время уникального учреждения культуры. Музей располагает постоянной экспозицией «Приключение человека», которая повествует о человеческом теле и разуме, о взаимосвязи индивидуума с окружающим миром и социальными формациями; а также детским музеем «Пять чувств», где юные посетители могут ознакомиться с системами слуха, обоняния, вкуса, осязания и зрения. Востребованы и временные выставки, которые затрагивают острые проблемы современности, как например, консюмеризм или искаженное представление о стандартах красоты. Музей гигиены в Дрездене также является концертной площадкой, бизнес центром и местом для ведения культурного, социального и научного диалога [7].

Гигиенический музей в Дрездене предлагает широкий спектр образовательных программ. В зависимости от возраста, предпочтений, тематической направленности обучения для детей и молодежи проводят обзорные и тематические экскурсии. Для дошкольников и школьников младших классов экскурсии проводят в основном по детскому музею «Пять чувств», например, «Чудесный мир чувств», «Видеть в темноте, слышать тишину». Для детей средней школы экскурсионные туры предлагают по вопросам этики и сексуального воспитания. Школьникам старших классов и студентам техникумов предлагаются лекции на тему этики, сексуальных отношений и профессионального выбора. После посещения экспозиции, ученики участвуют в дискуссиях об ответственности за принятие собственных решений, о роли общественного мнения в формировании поведения [8].

Преемниками и продолжателями благородных начинаний первых гигиенических выставок и музеев России стали сегодня различные музейные учреждения, обращающиеся ко всему российскому обществу с призывом сделать здоровый образ жизни естественной нормой, сохранить генофонд нации, актуализировать в сознании граждан и представителей власти вопросы общественного здоровья. Инициативы сотрудников музеев и музейно-выставочных центров РФ затрагивают актуальные для российского общества проблемы сохранения здоро-

142

вья молодого поколения и пожилых людей, необходимость популяризации здорового образа жизни, борьбы с алкоголизацией, курением, наркоманией, абортами, СПИДом.

Теоретические аспекты понятия «образ жизни» и его влияние на состояние здоровья людей исследуют и изучают представители медицинских профессий, философы, социологи. Деятельность музеев и выставок, актуализирующая ЗОЖ, является важной частью системы государственных мероприятий по сохранению здоровья и увеличению населения России, она стала новой социальной практикой на постсоветском пространстве. Шаг за шагом музейные работники воспитывают у молодого поколения культуру здоровья, учат заботиться о его сохранении, соблюдать регулярность и умеренность во всем, что формирует фундамент долгой и здоровой жизни. Музей гигиены, в котором сотрудники работают над такими задачами, обращен к самым широким слоям населения. В контексте культурной жизни современного российского социума историко-медицинский музей, специализированные центры медицинской профилактики и выставки гигиены занимают особое место, востребованы обществом и важны как никогда прежде.

Литература

1. Журнал Русского общества охранения народного здравия. - 1911. -№ 5-6. - С. 41.

2. Игумнов С.С Дрезденской выставки. - Харьков, 1911.

3. Лотова Е.И. Русская интеллигенция и вопросы общественной медицины. - М.,1962.

4. Подвысоцкий В.В. Правда, по поводу Дрезденской международной выставки гигиены. СПб., 1911.

5. Френкель З.Г. Записки о жизненном пути // Вопросы истории. - 2006. - № 11. - С. 80-81.

6. Яровинский М.Я. Международная гигиеническая выставка 1911 г. в Дрездене и ее роль в развитии медицинского музейно-выставочного дела // Советское здравоохранение. - 1986. - № 9. - С. 71-75.

7. Rupprecht C. Bildungsangebote Schuljahr 2016/17. - Dresden: Deutsches Hygiene-Museum, 2016.

8. Wingender C. Tätigkeitsbereich 2015. - Dresden: Neue Druckhaus Dresden GmbH, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.