Из табл. 2 видно, что концентрация паров ртутьорганических препаратов даже при низкой температуре воздуха в 2—10 раз превышает предельно допустимую, а с повышением температуры воздуха до 15° их количество в воздухе увеличивается в 2—2'/г раза. Это можно объяснить тем, что органические производные ртути обладают сравнительно большой летучестью, а сам способ хранения протравленного зерна «открыто, насыпом» создает большую поверхность испарения. Хранение обеззараженного зерна в мешках также не обеспечивает чистоты воздуха помещений складов, при этом определяются концентрации ртутьорганических соединений, превышающие предельно допустимый уровень в 2—6 раз. Однако хранение протравленного зерна в мешках исключает дополнительную производственную операцию во время сева — ручное насыпание зерна в мешки для транспортировки его к местам сева. Следует отметить, что эта работа сопряжена с большим поступлением фунгицидов в зону дыхания работающих. По нашим данным, содержание фунгицидов в воздухе рабочей зоны весьма близко к тому количеству, которое мы регистрировали при перелопачивании семян с гранозаном, а в некоторых случаях значительно превышает его. На указанной работе в одном колхозе бывает занято от 3 до 6 человек.
Таким образом, все работы с ртутьорганическими пестицидами происходят в помещении, где хранится фуражное или продовольственное зерно. Учитывая, что пары органических производных ртути способны сорбироваться различными материалами и предметами, мы подвергли специальным исследованиям зерно и строительные материалы помещений складов. В продовольственном и фуражном зерне обнаружено от 0,01 до 0,9 мг ртути на 100 г его. В строительных конструкциях складов, в которых хранятся протравленные семена, содержание органических соединений ртути составляет от 0,1 до 1 мг на 100 г. Нам удавалось определить 0,3—0,6 мг ртути на 100 г в строительных материалах помещений, где протравливали семена 2—4 года назад. В воздухе этих помещений, которые в настоящее время используются под склады или мастерские и для других производственных нужд, органические производные ртути обнаруживались в концентрации от 0,01 до 0,03 мг/м®. Это свидетельствует о том, что объекты внешней среды, адсорбировавшие ртутьорганические препараты, могут долгое время служить источником вторичного загрязнения воздуха производственных помещений. Поэтому все помещения, где проводились работы с такими пестицидами, нельзя использовать для других целей без предварительной демеркуризации.
У людей, занятых на работах по заблаговременному протравливанию семян, отмечались жалобы на неприятный вкус во рту, нарушение сна, головные боли к концу рабочего дня, резь и боль в глазах. У 40% обследованных зарегистрированы частые носовые кровотечения. В моче этих лиц находили ртуть в количествах 0,004— 0,05 мг/л.
Все более широкое применение заблаговременного протравливания семян в сельскохозяйственном производстве вызывает необходимость разработки мероприятий по оздоровлению условий труда при таких работах.
Проектные институты сельского хозяйства должны разработать типовой проект помещения для обеззараживания зерна. В этом помещении следует иметь минимум 6 отделений: первые три — для механизированного протравливания семян, временного хранения зерна и хранения спецодежды и средств индивидуальной защиты; четвертое — душевая; пятое — для стирки и обезвреживания спецодежды и средств индивидуальной защиты в 2—3% растворе сернистого натрия. Наконец, шестое — комната для отдыха и приема пищи. Первые два отделения должны быть обеспечены рациональной общеобменной вентиляцией в сочетании с локальной вытяжкой от наиболее мощных источников загрязнения воздуха органическими производными ртути с обязательной очисткой выбросов в атмосферу. У стен и потолков этих помещений необходимо предусматривать непроницаемые для ртути покрытия, используя перхлор-виниловые лаки, стеклянные или керамические плиты; для полов целесообразно применять уплотненную метлахскую плитку или ожелезненный бетон.
Поступила 6/УШ 1965 г.
УДК 371.7
ОБ ОПТИМАЛЬНОМ ЦВЕТЕ И КОНТРАСТЕ СТЕН КЛАССА, УЧЕБНОЙ ДОСКИ И МЕЛА
М. П. Кирпичев, А. Шондоли, Л. Г. Попова Донецкий медицинский институт им.. А. М. Горького
Благоприятное для глаз соотношение цвета и контраста классной доски, мела, парт и стен — один из факторов, улучшающих видимость и снижающих зрительное утомление у школьников.
Литературные данные по этому вопросу недостаточно полны и противоречивы. Так, Р. Д. Габович с соавторами рекомендуют учебные доски черного цвета. Е. Б. Раб-кин и Е. Г. Соколова предлагают светло-зеленый тон для оформления классных комнат, парт, учебных досок и наглядных пособий. О цвете мела они не упоминают. Как видно из работы Е. Б. Рабкина и Е. Г. Соколовой, авторы опирались на данные, полученные методом учета правильно решенных задач и допущенных ошибок. По нашему мнению, этот метод является неадекватным и недостаточно чувствительным для решения вопроса о видимости букв на учебной доске. На результаты исследования может в большей степени влиять не цвет классной доски и мела, а различия в трудности задач, в психической настроенности и общем состоянии организма, а также неоднородность многих других условий, постоянство которых невозможно обеспечить.
Поэтому для решения вопроса об оптимальном соотношении цвета и контраста классной доски, мела, стен и парт мы изучали видимость букв и быстроту различения их (на пороге видимости) с помощью поляризационного бинокулярного измерителя видимости. Исследования проводили у 20 человек в экспериментально-лабораторных условиях и школе. Всего проведено 1200 определений видимости при 9 сочетаниях цвета и контраста учебной доски и мела. Результаты представлены в табл. 1. Видимость при черном цвете классной доски и белом меле принята за 100%.
Таблица 1
Видимость букв при различных сочетаниях цвета учебной доски и мела
Цвет учебной досхи
Цвет мела
Видимость (в относительных единицах)
Черный Темно-зеленый
я п
Темно-коричневый
Белый
Бежевый
Светло-зеленый
Светло-синий
Светло-желтый
Белый
V
Светло-желтый
Белый
Черный
100% 130% 132% 90% 66% 32,6% 71% 35% 75%
100% 140%
95%
Исследования показывают статистически достоверное преимущество темно-зеленой доски и белого мела по сравнению с видимостью букв при черной доске и белом меле, а также по сравнению с видимостью букв при вариантах 4—9. Различия в видимости по числу порогов
Таблица 2
Быстрота различения при различных сочетаниях цвета учебной доски и фона
Цвет учебной доски
Цвет фона
Быстрота различения (в сек.)
М±т
Темно-зеленый
в перерасчете на различия в видимости в относительных единицах достоверны при разности 25% и более. По- , этому различия в видимости при белом и светло-желтом мелках и темно-зеленой доске недостоверны. Статистически недостоверны и различия в видимости при черной и темно-коричневой доске и белом меле.
Таким образом, лучшую видимость букв обусловливают темно-зеленый цвет учебной доски и белый мел. Применять светло-желтый мел при темно-зеленой учебной доске нецелесообразно, так как при стирании надписей будет несколько снижаться не только контрастность по яркости, но и контрастность по цвету.
Для решения вопроса об оптимальном соотношении цвета учебной доски и фона (стен и парт) мы провели 700 определений быстроты различения на пороге видимости в 7 вариантах сочетаний цвета учебной доски и фона. Результаты исследований представлены в табл. 2. Они сви-
Темно-коричневый
Светло-зеленый Желтый
Светло-коричневый Светло-розовый
Светло-коричневый Светло-зеленый Светло-розовый
0,31±0,01 0,76+0,015 0,75+0,015 0,83+0,02
0,4+0,01 0,68+0,014 0,65+0,016
детельствуют о лучшей быстроте различения, когда цвет доски и цвет фона сходны (см. варианты 1 и 5). При разном цвете учебной доски и фона быстрота различения замедляется в 1,5—2,6 раза. Это можно объяснить явлением цветовой переадаптации.
Следовательно, темно-зеленому цвету учебной доски наиболее соответствует светло-зеленая окраска парт и стен в классе. При этом создаются более благоприятные условия для лучшего функционирования органа зрения у школьников.
Исходя из сказанного, следует рекомендовать в классе темно-зеленый цвет учебной доски, белый мел и светло-зеленый фон (стены, парты).
От редакции
Публикуя настоящее сообщение, редакция считает нужным упомянуть, что предложение применять зеленые школьные доски уже было высказано В. Маняком, о чем говорилось в советских руководствах и что, по-видимому, неизвестно авторам статьи.
ЛИТЕРАТУРА
Габович Р. Д., Познанский С. С., Шахбазян Г. К. Учебник гигиены. М., 1964. — РабкинЕ. Б., Соколова Е. Г. Цвет вокруг нас. М., 1964.
Поступила 10/1 1966 г.
УДК 612.5€3-053.2:628.8
ТЕМПЕРАТУРА КОЖИ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ПРИ КОМФОРТНЫХ ТЕМПЕРАТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Н. П. Прокопьев
Кафедра гигиены Ленинградского педиатрического медицинского института
Настоящая работа имела целью изучение влияния относительной влажности воздуха на средневзвешенную температуру поверхности кожи детей дошкольного возраста в условиях пребывания их в комнате для групповых занятий детского сада. Анализируемый материал представляет выборочные данные из большого количества наблюдений, проведенных нами в течение 2 лет.
Методика исследования включала измерение общеизвестными методами основных физических параметров микроклимата (температуры, влажности, скорости движения воздуха и средней радиационной температуры), определение средневзвешенной температуры поверхности кожи и вычисление средневзвешенной суммарной тепловой изоляции тела. Последнюю величину устанавливали следующим образом :*вычислялн термическое сопротивление одежды и окружающего ее воздуха по отдельным участкам тела; вычисленную величину умножали на долю поверхности данного отдельного участка (по отношению ко всей поверхности тела); суммированием всех полученных величин по каждому отдельному участку выявляли фактическое значение тепловой изоляции всей поверхности тела детей, которая в наших экспериментах разделялась на 9 участков.
Определение термического сопротивления одежды, вычисление соотношения отдельных участков тела ко всей поверхности его, принцип расчета средневзвешенных величин (например, температуры поверхности кожи) показаны С. Я- Заржевским, П. Е. Калмыковым и А. И. Бекатовым, и др. Мы вычисляли лишь средневзвешенную суммарную тепловую изоляцию тела одеждой и окружающим ее воздухом. Температуру кожи и тепловой поток, используемый при расчете тепловой изоляции тела, измеряли одновременно с 9 участков тела при помощи комбинированной установки «Биотепломер» с 9 датчиками.
Результаты исследований приведены в таблице, из которой видно, что с уменьшением относительной влажности воздуха средневзвешенная температура поверхности кожи возрастает, причем это изменение является статистически значимым. Так, при степени нагретости воздуха до 19° уменьшение относительной влажности с 80 до 27% увеличивает средневзвешенную температуру поверхности кожи с 31,5 до 32,5°, а при степени нагретости воздуха до 22° снижение относительной влажности с 70 до 26% способствует повышению средневзвешенной температуры поверхности кожи с 32,5 до 33,5°.