Научная статья на тему 'ТЕМПЕРАТУРА КОЖИ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ПРИ КОМФОРТНЫХ ТЕМПЕРАТУРНЫХ УСЛОВИЯХ '

ТЕМПЕРАТУРА КОЖИ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ПРИ КОМФОРТНЫХ ТЕМПЕРАТУРНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Н П. Прокопьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕМПЕРАТУРА КОЖИ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ПРИ КОМФОРТНЫХ ТЕМПЕРАТУРНЫХ УСЛОВИЯХ »

детельствуют о лучшей быстроте различения, когда цвет доски и цвет фона сходны (см. варианты 1 и 5). При разном цвете учебной доски и фона быстрота различения замедляется в 1,5—2,6 раза. Это можно объяснить явлением цветовой переадаптации.

Следовательно, темно-зеленому цвету учебной доски наиболее соответствует светло-зеленая окраска парт и стен в классе. При этом создаются более благоприятные условия для лучшего функционирования органа зрения у школьников.

Исходя из сказанного, следует рекомендовать в классе темно-зеленый цвет учебной доски, белый мел и светло-зеленый фон (стены, парты).

От редакции

Публикуя настоящее сообщение, редакция считает нужным упомянуть, что предложение применять зеленые школьные доски уже было высказано В. Маняком, о чем говорилось в советских руководствах и что, по-видимому, неизвестно авторам статьи.

ЛИТЕРАТУРА

Габович Р. Д., Познанский С. С., Шахбазян Г. К. Учебник гигиены. М., 1964. — РабкинЕ. Б., Соколова Е. Г. Цвет вокруг нас. М., 1964.

Поступила 10/1 1966 г.

УДК 612.5€3-053.2:628.8

ТЕМПЕРАТУРА КОЖИ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ПРИ КОМФОРТНЫХ ТЕМПЕРАТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Н. П. Прокопьев

Кафедра гигиены Ленинградского педиатрического медицинского института

Настоящая работа имела целью изучение влияния относительной влажности воздуха на средневзвешенную температуру поверхности кожи детей дошкольного возраста в условиях пребывания их в комнате для групповых занятий детского сада. Анализируемый материал представляет выборочные данные из большого количества наблюдений, проведенных нами в течение 2 лет.

Методика исследования включала измерение общеизвестными методами основных физических параметров микроклимата (температуры, влажности, скорости движения воздуха и средней радиационной температуры), определение средневзвешенной температуры поверхности кожи и вычисление средневзвешенной суммарной тепловой изоляции тела. Последнюю величину устанавливали следующим образом :*вычислялн термическое сопротивление одежды и окружающего ее воздуха по отдельным участкам тела; вычисленную величину умножали на долю поверхности данного отдельного участка (по отношению ко всей поверхности тела); суммированием всех полученных величин по каждому отдельному участку выявляли фактическое значение тепловой изоляции всей поверхности тела детей, которая в наших экспериментах разделялась на 9 участков.

Определение термического сопротивления одежды, вычисление соотношения отдельных участков тела ко всей поверхности его, принцип расчета средневзвешенных величин (например, температуры поверхности кожи) показаны С. Я- Заржевским, П. Е. Калмыковым и А. И. Бекатовым, и др. Мы вычисляли лишь средневзвешенную суммарную тепловую изоляцию тела одеждой и окружающим ее воздухом. Температуру кожи н тепловой поток, используемый при расчете тепловой изоляции тела, измеряли одновременно с 9 участков тела при помощи комбинированной установки «Биотепломер» с 9 датчиками.

Результаты исследований приведены в таблице, из которой видно, что с уменьшением относительной влажности воздуха средневзвешенная температура поверхности кожи возрастает, причем это изменение является статистически значимым. Так, при степени нагретости воздуха до 19° уменьшение относительной влажности с 80 до 27% увеличивает средневзвешенную температуру поверхности кожи с 31,5 до 32,5°, а при степени нагретости воздуха до 22° снижение относительной влажности с 70 до 26% способствует повышению средневзвешенной температуры поверхности кожи с 32,5 до 33,5°.

Влияние относительной влажности воздуха на средневзвешенную температуру поверхности кожи детей дошкольного возраста (при скорости движения воздуха 0,15 м/сек и средневзвешенной суммарной тепловой изоляции тела детей 0,230 град ■ м* час/ккал)

Температура воздуха 19°, средняя радиационная температура 19,5° Температура воздуха 22°, средняя радиационная температура 22°

со к ¡¡Г 3 с

Л ^ Р§ о а о н Я X к о количество случаев (л) средняя температура поверхности кожи Х±т Йк О X я % В в Г Ч я « л 1 ^ 5 £ м " « 2 и В х к о ж §5 н О о V и з- я В 5- >» средневзвешенная температура поверхности кожи Х±т н- _ ¡1 £ м

О — X ^ л О. О X X .2- СО С-

80 16 31,5±0,1 70 9 32,5±0,2

0,001 0,025

55 46 31,9+0,1 50 16 33,0±0,1

0,02 0,002

27 13 32,5±0,2 26 8 33,5±0,1

Сопоставляя полученные нами результаты с изложенными в литературе разноречивыми мнениями о влиянии колебаний относительной влажности при комфортных температурных условиях воздуха на тепловое состояние и температуру поверхности кожи, можно видеть, что наши исследования подтверждают выводы Р. Лемера и К. Бенсени. Подобное совпадение, по-видимому, обусловлено точным учетом всех параметров окружающей среды, таких, как средняя радиационная температура, скорость движения воздуха и тепловая изоляция тела детей.

Снижение температуры поверхности кожи с увеличением относительной влажности воздуха при комфортной или, по выражению А. С. Блудорова, «энергетически индифферентной зоне» объясняется тем, что влажный воздух обладает повышенной теплопроводностью и теплоемкостью. Следовательно, даже небольшое, но достоверное изменение средневзвешенной температуры поверхности кожи при колебании относительной влажности воздуха в энергетически индифферентной зоне указывает на необходимость учитывать этот фактор при нормировании микроклимата детских учреждений, предназначенных для детей раннего возраста или детей с ослабленным здоровьем, у которых недоразвиты или нарушены терморегуляторные механизмы.

В условиях комфортной температуры оптимальное теплоощущение, по-видимо-му, обеспечивается при сравнительно сухом воздухе, т. е. когда относительная влажность составляет 26—50%.

Выводы

1. Изучая влияние влажности воздуха на организм детей в комфортных температурных условиях, необходимо наряду с точным учетом отдельных параметров микроклимата определять тепловую изоляцию тела.

2. Для организма детей колебание влажности в энергетически индифферентной зоне температуры воздуха небезразлично, так как в этих условиях при увеличении относительной влажности средневзвешенная температура поверхности кожи детей снижается.

3. Зависимость температуры поверхности кожи от влажности воздуха следует учитывать при нормировании окружающей среды, предназначенной для детей с недоразвитым и нарушенным терморегуляторным механизмом (например, недоношенные и новорожденные дети).

ЛИТЕРАТУРА

Б л у д о р о в А. С. Особенности терморегуляции у детей раннего возраста. М., 1954. — За ржевский С. Я. Новый метод физиолого-гигиенической оценки теплозащитных свойств одежды и обмундирования. Дисс. канд. Л., 1954. — Калмыков П. Е., Бекатов А. И. Гиг. и сан., 1961, № 9, с. 41. — Л ем ер Р., Бенсени К. Биометеорология. Л., 1965, с. 216.

Поступила 1/Х1 1965 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.