Научная статья на тему 'ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЗОНЫ ДЕЙСТВИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НА ВЗРЫВООПАСНЫХ И ПОЖАРООПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ I И II КЛАССА ОПАСНОСТИ'

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЗОНЫ ДЕЙСТВИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НА ВЗРЫВООПАСНЫХ И ПОЖАРООПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ I И II КЛАССА ОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ЛОКАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОПОВЕЩЕНИЯ / ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ / ЗОНА ДЕЙСТВИЯ ЛОКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леонова Елена Михайловна, Леонова Алла Николаена

В представленной работе проанализирован опыт создания локальных систем оповещения на взрывоопасных и пожароопасных объектах, а также объектах I и II класса, рассмотрены актуальные наиболее проблемные вопросы при создании локальных систем оповещения, дано определение зон действия локальной системы оповещения и их сопряжение с территориальными системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Леонова Елена Михайловна, Леонова Алла Николаена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON DETERMINATION OF THE AREA OF OPERATION OF SALW AT EXPLOSIVE AND FIRE HAZARDOUS FACILITIES OF HAZARD CLASS I AND II

The present work analyzes the experience of creating local warning systems at explosive and fire hazardous objects of hazard class I and II, as well as the most pressing issues in the creation of local warning systems at explosive and fire hazardous objects of hazard class I and II, determining the area of operation of a local warning system and their connection with territorial systems.

Текст научной работы на тему «ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЗОНЫ ДЕЙСТВИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НА ВЗРЫВООПАСНЫХ И ПОЖАРООПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ I И II КЛАССА ОПАСНОСТИ»

УДК 614.841.084

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЗОНЫ ДЕЙСТВИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НА ВЗРЫВООПАСНЫХ И ПОЖАРООПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ I И II КЛАССА ОПАСНОСТИ

А. Н. ЛЕОНОВА, Е. М. ЛЕОНОВА

Федеральное государственное бюджетное учреждение Всероссийский Научно-Исследовательский Институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России Федеральный центр науки и высоких технологий, Российская Федерация, г. Москва E-mail: all_leo@mail.ru, elenaleon@mail.ru

В представленной работе проанализирован опыт создания локальных систем оповещения на взрывоопасных и пожароопасных объектах, а также объектах I и II класса, рассмотрены актуальные наиболее проблемные вопросы при создании локальных систем оповещения, дано определение зон действия локальной системы оповещения и их сопряжение с территориальными системами.

Ключевые слова: система оповещения населения, локальная система оповещения, техническое средство оповещения, потенциально опасный объект, зона действия локальной системы оповещения.

ON DETERMINATION OF THE AREA OF OPERATION OF SALW AT EXPLOSIVE AND FIRE HAZARDOUS FACILITIES OF HAZARD CLASS I AND II

A. N. LEONOVA, E. M. LEONOVA

Federal State Budget Institution All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia Federal Center for Science and High Technologies,

Russian Federation, Moscow E-mail: all_leo@mail.ru, elenaleon@mail.ru

The present work analyzes the experience of creating local warning systems at explosive and fire hazardous objects of hazard class I and II, as well as the most pressing issues in the creation of local warning systems at explosive and fire hazardous objects of hazard class I and II, determining the area of operation of a local warning system and their connection with territorial systems.

Key words: public warning system, local warning system, technical means of warning, potentially dangerous object, coverage area of the local warning system.

Трагические события апреля 1986 года, когда в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивное облако переместилось на большие расстояния и заразило обширные площади, значительная часть населения ряда городов и поселков была эвакуирована. Анализируя хронологию тех печальных событий, изучая материалы тех лет, можно констатировать, что население не было своевременно оповещено, как в районе размещения атомной станции, так и на европейской части Советского Союза в зоне распростране-

ния радиоактивного заражения, хотя технические средства оповещения имелись и были готовы к задействованию. Начиная с 1987 года начался поворот гражданской обороны к решению задач мирного времени, который означал новый качественный этап в развитии систем оповещения населения. Постановление Совета Министров СССР от 23 октября 1989 года № 882 «О мерах по обеспечению защиты персонала атомных станций и населения в случае радиационно опасных аварий на этих

© Леонова А. Н., Леонова Е. М., 2022

станциях» определило начало создания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов (далее - ЛСО).

В СССР помимо районов размещения атомных станций ЛСО создавались на химически опасных объектах, а также на гидротехнических сооружениях. В Российской Федерации Постановлением от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»2 были установлены конкретные зоны действия ЛСО для перечисленных выше потенциально опасных объектов (далее -ПОО).

В 2003 году было выпущено распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года № 1544-р «Об обеспечении своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время»3, в котором федеральным органам исполнительной власти и организациям, в ведении которых находятся ПОО, предписывалось завершить до 2010 года работы по созданию ЛСО. Несмотря на принятые Правительством Российской Федерации меры, определенные распоряжением № 1544-р, темпы создания ЛСО оставались довольно низкими, вследствие этого население в районах размещения ПОО продолжало оповещаться посыльными и средствами громкоговорящей связи на подвижных объектах, что не гарантировало своевременности доведения сигнала и информации оповещения.

Постановление Совета Министров СССР от 23 октября 1989 года № 882 «О мерах по обеспечению защиты персонала атомных станций и населения в случае радиационно опасных аварий на этих станциях» [Электронный ресурс] Режим доступа: Технорма^и (tehnorma.ru), дата обращения:31.01.2022.

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» [Электронный ресурс]. https:// docs.cntd.ru/document/58856769 (дата обращения 31.01.2022).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года № 1544-р «Об обеспечении своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время» [Электронный ресурс]. https:// docs.cntd.ru (дата обращения 01.02.2022).

Так, в 2005 году в Приволжском федеральном округе было создано только 28,4 %, Уральском - 21,4 %, Сибирском - 12,6 % от общей потребности в ЛСО . Данные по количеству созданных ЛСО на территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года4 проиллюстрированы на рис. 1.

Для устранения сложившейся ситуации и повышения темпов ввода в эксплуатацию ЛСО в 2007 году был ужесточен контроль за созданием ЛСО, который осуществлялся:

центральным аппаратом МЧС России в ходе плановых комплексных проверок территориальных подсистем РСЧС и территориальных органов МЧС России;

территориальными органами МЧС России в ходе плановых и неплановых проверок ПОО.

Динамика созданных ЛСО в Российской Федерации в 2008-2013 годах приведена на рис. 2.

Долгая двадцатипятилетняя практика создания ЛСО по установленным правилам и нормам2,3,5 была изменена в 2014 году Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в Федеральный закон «О гражданской обороне»6, согласно которому ЛСО создают и поддерживают в постоянной готовности объекты, эксплуатирующие опасные производственные объекты (далее - ОПО) I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью

Государственный доклад о состоянии защиты

населения и территорий Российской Федера-

ции от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2005 год, МЧС России, 2006 г. [Электронный ресурс]. https:// docs.cntd.ru document/ 901913235 (дата обращения 10.02.2022).

5 Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, МЧС России, 2002 г. [Электронный ресурс]. https:// docs.cntd.ru (дата обращения 01.02.2022).

6 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне» [Электронный ресурс] https:// base.garant.ru/ 70552578/ (дата обращения 01.02.2022).

населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности7. Поэтому помимо «традиционных» потенциально опасных объектов2, ЛСО, начиная с

2014 года, должны создаваться на ОПО I и II классов опасности, классификация которых определена в8. В объекты, на которых необходимо создавать ЛСО, вошли взрывоопасные и пожароопасные объекты I и II классов опасности. Это хочется особо подчеркнуть, поскольку именно данные объекты вызывают трудности при проектировании ЛСО.

Рис. 1. Данные по количеству созданных ЛСО на территории Российской Федерации

по состоянию на 1 января 2006 года

Рис. 2. Динамика создания ЛСО в Российской Федерации в 2008-2013 годах

7 Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» - ИБ «Консультант Плюс»: Законодательство / Российское законодательство (ВерсияПроф) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94225/ (дата обращения 01.02.2022).

8 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 15234/ (дата обращения 01.02.2022).

Основные вопросы создания локальных систем оповещения отражены в «Положении о системах оповещения населения», утвержденном совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 578/365, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 октября 2020 года (регистрационный № 60567)9. Вместе с тем, вышедшие в 2021 году и утвержденные протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19.02.2021 № 1 Методические

рекомендации по созданию и реконструкции

10

систем оповещения населения не внесли ясности в главный вопрос - определение зоны действия ЛСО на взрывоопасных и пожароопасных объектах.

Что такое зоны действия ЛСО? Это территория, на которой должна действовать ЛСО, «...границами зоны действия ЛСО являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов от аварий на ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов)» (пункт 77).

Казалось бы, все ясно в данном определении, за исключением понятия «хозяйственная деятельность»? В соответствии с пунктом 5.33 ГОСТ Р 52104-200311, хозяйственная деятельность - это деятельность,

9 Приказ МЧС России и Минцифры России от 31 июля 2020 года № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» [Электронный ресурс]. https://docs. cntd.ru/ document/565649076 (дата обращения

31.01.2022).

10

Методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения населения, МЧС России, 2021 г. МЧС России, 2021 год, 110 стр., [Электронный ресурс]. https: //www.mchs.gov.ru/dokumenty/5174 (дата обращения 31.01.2022).

11 ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения [Электронный ресурс]. https://internet-law.ru/gosts/gost/5943/ (дата обращения 02.02.2022).

осуществляемая в ходе производственной деятельности индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, независимо от формы собственности и от того, носит она коммерческий или некоммерческий характер. Данное определение, на наш взгляд, еще более запутывает проблему и не позволяет на этапе проектирования определить конкретную необходимую для оповещения территорию. Требуются более четкие критерии определения территории (зоны озвучивания), например, наличие жилых и общественных построек. Но в таком случае как быть с зонами отдыха, которые единовременно могут привлекать большие массы населения?

С другой стороны, например, расположенная в Арктической зоне, на значительном удалении от населенных пунктов линейная часть магистрального нефтепровода «Заполярье - Пурпе» составляет более пятисот километров и включает технологические площадки и узлы, не требующие постоянного или вахтового технического обслуживания и присутствия персонала.

В схожих условиях малонаселенной местности располагаются и магистральные нефтепроводы «Куюмба-Тайшет», участки магистральных нефтепроводов трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий Океан».

Как говорится, «сколько людей - столько мнений». Отсутствие четкого определения приводит к различному пониманию и толкованию определения зоны действия ЛСО. Единственный ответ можно найти в пункте 3.2 Методических рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения населения11 «.перед разработкой технического задания на создание локальной системы оповещения определяется зона действия локальной системы оповещения на основании данных декларации промышленной безопасности (паспорта безопасности) объекта».

В соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются охранные зоны трубопроводов, в границах которых запрещается производить действия, которые могут нарушить нормальную их эксплуатацию, а также размещать здания, строения и сооружения. Однако линейная часть магистрального трубопроводного транспорта может пересекать железнодорожные пути и автомобильные дороги, проходить вблизи от населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, на которых может находиться население. Поэтому при проектировании и строительстве необходимо конкретизировать участки линейной части магистральных трубопроводов, на которых требуется создавать локальные системы оповеще-

ния, но исключать полностью создание локальных систем оповещения на объектах трубопроводного транспорта нецелесообразно.

В настоящее время в районах размещения ОПО проживает более 13 миллионов человек и только 76 % из них оповещаются средствами ЛСО12, работа по созданию ЛСО не закончена. В кратчайшее время необходима разработка нормативного акта, в котором будут

установлены конкретные требования к зонам локальной системы оповещения для каждой категории опасных производственных объектов I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности.

Леонова Елена Михайловна. ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Российская Федерация, г. Москва старший научный сотрудник E-mail: elenaleon@mail.ru Leonova Elena Mihailovna VNIIGOCHS (FC) Russian Federation, Moscow senior lecturer E-mail elenaleon@mail.ru

Леонова Алла Николаена ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Российская Федерация, г. Москва младший научный сотрудник E-mail: all_leo @mail.ru Leonova Alla Nikolaevna VNIIGOCHS (FC) Russian Federation, Moscow senior lecturer E-mail: all_leo@mail.ru

12

Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2020 год, МЧС России, 2020 г. [Электронный ресурс]. https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/5304 (дата обращения 10.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.