Научная статья на тему 'Об определении акмеологии как науки'

Об определении акмеологии как науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
136
28
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КМЕОЛОГИЯ / НАУКА / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / AKMEOLOGY / SCIENCE / DEFINITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зазыкин Владимир Георгиевич

Обсуждается проблема определения акмеологии, прежде всего, как науки о прогрессивно (то есть продуктивно и поступательно) развивающейся зрелой личности, самореализующейся, главным образом, в профессиональной деятельности и достигающей вершины в своем развитии (преимущественно личностно-профессиональном).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the definition of acmeology as science

Discusses the definition of acmeology the science of progressive (productive and progressive) developing a mature personality. It is implemented in professional activities and reaches the top in development (personal-professional).

Текст научной работы на тему «Об определении акмеологии как науки»

ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ

Зазыкин В.Г.

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АКМЕОЛОГИИ КАК НАУКИ

Когда речь идет о какой-либо новой науке в первую очередь необходимо дать ее определение. Определение выполняет как минимум две функции:

- объяснительную, как так в определении должны отражаться принципы и цели науки, ее содержание, объектная и предметная сферы, возможно, миссия;

- имиджевую, определение должно формировать образ науки, особенно у тех людей, которые с ней непосредственно не связаны, но могут использовать ее возможности и достижения.

Процесс формирования определения науки довольно долгий, по своему содержанию он представляет собой последовательное приближение к какой-то компактной и емкой формулировке, которое отражает состояние науки в данное время и, в конце концов, становится каноническим на определенный период. Новые научные результаты и факты дают основания для коррекции определения науки. Иногда эта коррекция представляет собой расширительное толкование науки, иногда «углубляет» формулировки, но чаще делает их более содержательными и компактными. Повторимся, это длительный процесс, имеющий свою динамику, поэтому окончательное определение какой-либо науки вряд ли будет когда-нибудь дано в силу бесконечности процесса познания.

Случается, что на определение науки оказывают влияние идеологические факторы. Так, например, случилось с психологией. Еще сто лет назад психология определялась как «наука о душевных явлениях» . Описание содержания психологии в значительное мере находилось под влиянием идей Платона и Аристотеля. В то же время в нем уже отражались представления о «рациональном изучении души и ее способностей» (И.Кант), представлялись результаты реалистического и экспериментального направления исследований от В.Вундта до Челпанова. В середине ХХ века психология определялась как «наука о психике, как особом свойстве высокоорганизованной материи, заключающемся в отражении объективной реальности в мозгу человека (животных)». В начале ХХ! века психология определяется уже как «наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности» . Является ли это определение окончательным? Вряд ли, ведь психология - интенсивно развивающаяся наука, постоянно обогащающаяся новыми научными фактами.

Сказанное в полной мере относится и акмеологии, которая насчитывает всего лишь два десятка лет. Акмеология, к сожалению, не так хорошо известна в научном мире и, особенно, на практике, к тому же имидж у нее неясный, поэтому, когда говорят об акмеологии, сразу возникает вопрос, а что это за наука, каковы ее возмож-

68

ности, можно ли с ее помощью решать актуальные научные и практические проблемы? Естественно, лучшим ответом является понятное определение акмеологии как науки, описание ее объекта и предмета. И здесь возникают проблемы: существующее научное определение акмеологии все-таки довольно сложно для восприятия и формирования интереса к ней у неспециалистов, а определение акмеологии для ее позиционирования на уровне обыденных представлений (имиджевое), пока не создано. К тому же существующее научное определение акмеологии дает неполное представление об этой науке. Чтобы не быть голословным, обратимся к определению акмеологии.

В настоящее время каноническим является следующее определение акмеоло-гии, представленное в акмеологических научных, учебных и справочных изданиях: акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии .

Следует заметить, что данное определение обладало парадигмальным статусом на протяжении многих лет, но особенно велика его роль была на начальных этапах становления и развития акмеологии, когда эта наука только заявляла о себе, завоевывала свое место в системе человекознания. В этом определении отражены наиболее существенные характеристики акмеологии как науки, в частности:

— интегративный характер;

— главные характеристики объекта исследований — личностной зрелости человека и его развития до вершинного уровня;

— констатация достижения вершинного уровня за счет продуктивного развития человека.

Ценность данного определения выражается в ясной и конкретной представленности этих трех отличительных особенностей акмеологии, подчеркивающих ее уникальность и самостоятельный статус. Кроме того, в нем отражена и цель акмеологии — «закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости». Отметим, что закономерности - это устойчивые отношения, проявляющиеся в определенных условиях. Понятие «феномен» в общих энциклопедических изданиях представляется как необычное, особенное явление, иногда редкий факт, в философской логике И. Канта феномен - это явление, данное в опыте и постигаемое при помощи чувств.

Это определение и сейчас является базовым, хотя при его трансляции сразу возникают вопросы, на которые непросто ответить, особенно, что такое «наиболее высокий уровень в развитии» или вершина развития? в чем проявляется вершин-ность развития? как это определить? Необходимость ответов на данные вопросы и проведенные научные акмеологические исследования показали, что содержательной точки зрения определение акмеологии должно быть шире. В результате возникла необходимость коррекции существующего определения. Какая коррекция необходима, в чем она должна состоять? Обоснуем свою позицию.

На наш взгляд, основным недостатком существующего определения акмео-логии является то, что в нем не представлен результативно-деятельностный аспект, вследствие чего возникло несоответствие важному методологическому принципу психологии и акмеологии — единства личности и деятельности. Заметим, данное несоответствие проявлялось и в первых научных определениях профессионализма как акмеологической категории. Если опираться на данный методологический принцип, а делать это надо обязательно, в акмеологии вершинные уровни развития человека следует изучать в неразрывной связи с достижениями субъекта развития,

которые и являются результатом его деятельности (в большинстве своем деятельности профессиональной). Действительно, о высоком или вершинном уровне развития зрелой личности можно судить по проявлениям этого развития, а они отражаются, прежде всего, в направленности, характере и результативности деятельности и особенно в достигнутых результатах и их объективной значимости. Перефразируя известное высказывания из Священного Писания — «... всякое дерево доброе приносит и плоды добрые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» — можно утверждать, что вершинные уровни развития обязательно должны сопровождаться выдающимися достижениями. Человек, имея посредственный уровень развития, вряд ли может добиться знаковых, прорывных результатов в своей деятельности, во всяком случае, убедительных примеров тому найдено не было. Заметим, о великих и выдающих людях мы знаем или помним, прежде всего, по их делам, вернее достижениям, а потом уже узнаем о них как о личностях. Каким в жизни был И.В. Курчатов, знают немногие, но все знают о его главном достижении - создании ядерного щита для нашей страны. Не так много людей знают, как он работал, как шел к поставленной цели, как совершенствовалась его научная и организаторская деятельность. Однако все же в памяти поколений останутся его великие достижения. Каким в жизни был Д.И. Менделеев, опять же знают немногие, но все знают о его главном научном достижении - создании периодической системы химических элементов. Можно привести немало других таких же примеров.

О вершинном уровне развития человека можно судить и по его личностным свойствам, например, по уровню развития личностно-профессиональных качеств, эталонах, стандартах, особенностям мотивации, по отношениям. Однако если они не сказываются на результативности деятельности и достижениях, их значимость существенно снижается. К примеру, отличается человек очень высоким уровнем способности к прогнозированию, но если эта способность никак не отражается на результативности его профессиональной деятельности, можно ли говорить о высокой значимости вершинного развития данного свойства?

Теперь о деятельности. Очевидно, что в соответствии с методологическим принципом единства личности и деятельности личностное развитие и совершенствование, обязательно должно сопровождаться и совершенствованием регулятивной стороны, то есть самой деятельности. Нельзя достигнуть выдающихся результатов, если используются методы, приемы и алгоритмы деятельности, присущие начальному уровню профессиональной квалификации, в которых творческому компоненту отведено самое скромное место. Данное положение было обосновано и наглядно продемонстрировано при введении категорий профессионализм личности, профессионализм деятельности, когда было доказано, что между ними существуют не только диалектические связи, обусловливающие их единство, но и взаимно однозначное соответствие.

Из сказанного следует, что в определении акмеологии как науки обязательно должна быть отражена логическая цепочка: человек — прогрессивное развитие до вершинного уровня — обретение зрелости — все возрастающая результативность деятельности — выдающиеся достижения.

Таким образом, представляется необходимым в существующем определении акмеологии как науки дать отражение результативно-деятельностной составляющей в дополнении к существующим. Тогда главными характеристиками акмеоло-гии как науки, представленными в ее определении, должны стать:

— интегративный характер;

— основные характеристики объекта исследований — личностной зрелости человека и его развития до вершинного уровня;

— констатация достижения вершинного уровня за счет продуктивного развития человека;

— постоянно совершенствуемая деятельность субъекта развития, достигающая высочайшего уровня эффективности, соответствующей категории «суперпрофессионализм деятельности»;

— выдающиеся достижения субъекта, достигшего вершин в своем развитии.

Образно говоря, главное в акмеологии — не столько что сделал, а каким стал,

чтобы это сделать.

Если ориентироваться на данный вариант «научных составляющих» акмеоло-гии, можно предложить следующий вариант определения акмеологии: акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены прогрессивного развития зрелой личности до вершинных уровней, а также ее достижения.

Данный вариант определения акмеологии представляется более точным существовавшего ранее, его объяснительная функция представлена более полно, однако, вследствие этого дополнения, его формулировка требует «оттачивания» до более совершенной формы. Такая работа будет продолжена.

Сказанное актуализировало поиск формулировок или определений для реализации имиджевой функции акмеологии. Иными словами, нужен имиджевый аналог данного определения, адекватно отражающий сущностные характеристики ак-меологии, но доступный для понимания на уроне смысловых ценностей обыденного сознания . Естественно, что этот аналог определения должен быть более компактным и образным.

Заметим, данная проблема стояла в акмеологии практически с момента ее создания. Было время, когда для имиджевых целей акмеологию позиционировали как науку о профессионализме, причем это полностью соответствовало особенностям обыденного восприятия, поэтому и стало весьма распространенным. Отрицать или бескомпромиссно бороться с мнением, что акмеология — это наука о профессионализме, тогда не было смысла, хотя это, конечно же, упрощенное понимание акмео-логического, значительно сужающее ее предметные и объектные поля, ограничивающее ее проблематику.

В то же время, данное имиджевое определение возникло не случайно. Оно, вообще говоря, в целом правильно отражало состояние акмеологической науки в те годы, когда отчетливо доминировали исследования профессионализма. К тому же это вызвано как отмечалось необходимостью формирования своеобразного практи-ко ориентированного восприятия акмеологии, чтобы вызвать спрос на акмеологи-ческое знание. Сейчас, разрабатывая акмеологические проблемы, необходимо стремиться решать задачи разного уровня, ориентированные как на узкое, так и широкое предметные поля, соответствующие истинному статусу акмеологии. Борьба же с позиционированием акмеологии как науки о профессионализме будет только препятствовать ее развитию, исследованиям других ее направлений, в которых АКМЕ рассматривается на уровне личности, индивида и индивидуальности. К тому же это может расколоть акмеологов, отвлечь их от решения актуальных научных и практических проблем, что станет крайне нежелательным для акмеологии.

Не отрицая роль позиционирования акмеологии как науки о профессионализме, все же рассмотрим и другие ее определения имиджевого характера. Они были разработаны в процессе мозговой атаки проблемы и в разной степени соотносятся с предложенным базовым понятием.

Акмеология - это наука о закономерностях и феноменах вершинного развития зрелого человека и связанных с этим развитием достижениях.

Акмеология — это наука, изучающая высшую ступень развития человека, связанную с выдающимися достижениями, закономерности движения к ним.

Акмеология - это наука о зрелых людях, достигших вершин в своем развитии и связанных с этим развитием достижениями.

Акмеология - это наука о людях великих и выдающихся, которые таковыми стали за счет своего личностного развития.

Повторимся, это всего лишь варианты для обсуждения, а не законченные определения, претендующие на парадигмальный статус.

Закончить обсуждение проблемы определения акмеологии на современном этапе хотелось бы призывом к акмеологической общественности включиться в эту проблему и рассмотреть представленные варианты определения акмеологии. Думается, что аргументированная критика или конструктивные предложения и дополнения позволят выбрать вариант определения акмеологии, который точно отражает ее нынешний статус и состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.