ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 772: 1551-1556
Об охоте на лебедей в дельте Волги
Ю.С.Чуйков
Юрий Сергеевич Чуйков. Кафедра экологии, Астраханский государственный университет. E-mail: us.chuikov@mail.ru
Поступила в редакцию 1 июля 2012
Законом Астраханской области от 2 июня 2010 года № 26/2010-ОЗ «О внесении изменения в Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области» лебедь-шипун Cygnus olor отнесён к охотничьим ресурсам. Мотивировка такого решения заключается в следующем. Численность популяции лебедя в регионе такова, что возникла необходимость её регулирования. По данным авиаучёта в ноябре 2009 года, только на акватории водно-болотного угодья «Дельта реки Волги» суммарная численность лебедей-шипунов и лебедей-кликунов Cygnus cygnus составила 240.95 тыс. особей, в то время как численность серых гусей Anser anser оставалась низкой, учтено 11.2 тыс. особей. По этому же закону к охотничьим ресурсам на территории Астраханской области относятся не только лебедь, но и большой баклан Phalacrocorax carbo, грач Corvus frugilegus, серая ворона Cor-vus cornix, кваква Nycticorax nycticorax и цапля, а также млекопитающие и птицы, установленные федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за исключением объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу Астраханской области (см.: Чуйков 2004).
В 2011 году, по данным Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, было выдано 10480 разрешений на добычу лебедя-шипуна (Чуйков и др. 2012). Охотники возвратили только 6652 разрешения, на основании которых установлено, что в 2011 году было добыто 880 особей этого вида. Для сравнения приведём сведения по добыче и других видов водоплавающей дичи в Астраханской области в 2011 году (см. таблицу).
Желание открыть охоту на лебедей было у астраханских охотников давно. Мотивировка к этому была следующей: лебедей стало слишком много, они вытесняют из охотничьих угодий другие виды, в первую очередь - серого гуся, которого по мере роста численности лебедей становится всё меньше и меньше. Даже в те годы, когда в дельте Волги наблюдалась массовая гибель лебедей в суровые зимы или, как в 2005
году, от птичьего гриппа (Осипова 2006), охотники высказывали такую точку зрения: чем допускать гибель птиц из-за переуплотнения популяции, как они считали, лучше разрешить их отстрелять охотникам. Доводы о том, что естественные колебания условий обитания в водно-болотных угодьях дельты Волги (Русанов 1983, Чуйков 2001) и на Северном Каспии (Вилков 2010), а также антропогенная деятельность в этом регионе (Чуйков 2011) приводят к значительным колебаниям численности многих видов, в том числе и лебедей, в результате чего не требуется дополнительная регуляция их численности, охотниками также не признаны убедительными.
Сведения о добыче птиц, отнесённых к объектам охоты, в Астраханской области в 2011 году.
Виды Количество выданных разрешений Количество возвращённых разрешений Добыто охотниками, возвратившими разрешения
Серый гусь 9713 6227 1788
Утки (без разделения по видам) 10730 6788 43765
Лысуха 10721 6788 6319
Лебедь 10480 6652 880
Большой баклан 10721 6788 1173
Фазан 1417 883 1279
Серая куропатка 4611 3077 1080
Подобная мотивировка характерна не только для астраханских охотников. Крайнее выражение такой точки зрения можно найти, например, в статье «Эта вредная птица... лебедь?», опубликованной в «Крымской охотничьей газете» в феврале 2010 года. Приведём цитату из этой публикации, подчеркнув, что её нельзя считать научно обоснованной, а лишь выражающей эмоциональное мнение автора (Александра Посудина, как значится в публикации):
«Там, где поселилась лебединая пара, в радиусе нескольких километров не удаётся разыскать на водоёме обитаемого, обжитого гнезда какой-то другой водоплавающей птицы, по той простой причине, что сладкая белоснежная парочка неустанно и методически их уничтожает. Лебеди расшвыривают лапами чужие утиные гнёзда, в результате чего лежащие в них яйца тонут. Естественно, что из утонувших яиц не появится на свет никакого утиного потомства. И даже окажись какая-то утка похитрее да посообразительнее других, которая выберет место для гнезда подальше и поукромнее и которая успеет вдали от зорких лебединых глаз всё-таки насидеть кладку и обзавестись выводком пуховичков, всё равно судьба этого выводка утят незавидна. А если называть вещи своими именами, то ЭТОТ ВЫВОДОК (как, впрочем, и все другие выводки от других хитрых мамаш-уток, находящиеся в зоне влияния лебединой пары) БУДЕТ УНИЧТОЖЕН БЕЗ ВСЯКОЙ ЖАЛОСТИ этими царственно величавыми, красивыми белыми птицами. Да, хитрая утка
может укрыться в чаще густой прибрежной растительности, неподвижно сидя на гнезде, но появившееся на свет молодое поколение укрыть она уже не сможет. Утятам-пуховичкам надо двигаться, плавать, нырять и осваивать многие другие премудрости, прежде чем стать сначала хлопунцами, а затем и взрослыми птицами. А для этого им нужна открытая вода, где они становятся заметными и, увы, уязвимыми. А дальше всё просто и мерзко. Всего один сильнейший удар клювом, и... утёнок-пуховичок превращается в безжизненный кусок кровавого мяса. Эта же участь постигает всех его братьев и сестёр. Взрослые птицы остаются неуязвимыми, поскольку успевают реагировать на проявление лебединой агрессии».
Оставим на совести А.Посудина соответствие реальным событиям приведённых строк. Отметим только, что на протяжении почти 20 лет, что я проработал в Астраханском заповеднике, и многих дней и часов, проведённых за наблюдениями в природе, подобную картину видеть не приходилось никогда. Тем не менее, устойчивое мнение охотников об агрессивном характере гнездящихся лебедей, существует, является основным формальным поводом для открытия охоты на этих птиц в Астраханской области.
Немного об истории лебедя-шипуна в дельте Волги. Как известно, к концу XIX — началу XX века многие виды птиц в дельте Волги были истреблены чуть ли не полностью. Если говорить о шипуне, то в списке К.А.Воробьёва, опубликованном в 1936 году, этот вид отсутствует. Отмечен только лебедь-кликун в качестве пролётного вида. Из гнездящихся здесь пластинчатоклювых он приводит только широконоску, Anas clypeata, крякву A. platyrhynchos, серую утку A. strepera и серого гуся. В 1935 году орнитологические исследования в дельте (в основном на Обжоровском участке Астраханского заповедника) вёл Л.Н.Бородин (1938). Он также не отмечает в дельте Волги шипуна. Единственным видом лебедей, обнаруженных здесь, также был кликун. Приведём наблюдения Л.Н.Бородина, посвященные лебедю-кликуну:
«Весна. Первое появление одиночек и пар наблюдалось 25 февраля, а по Дам-чикскому участку — 19 февраля. Появление первых стай — 26 февраля. Появление стай в массе — 23 марта, по Дамчикскому участку — 20 марта; последние стаи — 16 апреля, по Дамчикскому участку — 16 апреля; наибольшее количество стай за весну — 28 марта, по Дамчикскому участку — 26 марта. Большие стаи наблюдались редко, чаще они не превышали 20-25 штук. Среди них не было других видов лебедя — Cygnus olor (Gm.) или Cygnus minor bewicki Yarr. (так в тесте — Ю.Ч.). До вскрытия вод останавливались по полыньям взморья и устьев рек. Со вскрытием, держались на частой воде култуков и ильменей вдали от берега. Во время массового хода стаи прибывающих лебедей подсаживались часто к плавающим, но больших скоплений не наблюдалось. При взлёте разбивались снова постайно.
Летом не наблюдался.
Осень. Появление первых стай — 26 сентября; массовое появление стай — 2 ноября; последние стаи — 25 ноября. Больших скоплений не наблюдалось. Стаи по
прилёте держались на култуках, останавливаясь иногда по ильменям. 15 ноября В.И.Доброхотов в Дамчикском участке наблюдал летящую стайку Cygnus olor (Gm.) в 14 штук».
Как видим, в 1935 году лебеди-шипуны в дельте отсутствовали не только на гнездовании, но и на весеннем пролёте. И только осенью на Дамчике была отмечена стайка этих птиц. Возможно, это первая встреча лебедя-шипуна в заповеднике после большого перерыва. Тем не менее, в списке пластинчатоклювых Астраханского заповедника Бородин приводит только один вид лебедя — кликуна.
В последующие годы изучению орнитофауны дельты, и, в частности, лебедей было посвящено множество работ. Укажем некоторые, не останавливаясь на их анализе (Луговой 1963; Русанов 1983; Русанов, Кривоносов 1990).
Таким образом, лебедь-шипун немногим менее чем за век из редкого (или даже отсутствующего) вида превратился в дельте Волги в обычный вид. Это, возможно, один из немногих примеров из отечественной орнитофауны (исключая конечно таких синантропов, как серая ворона, сизый голубь Columba livia, кольчатая горлица Streptopelia de-caocto, зеленушка Chloris chloris), когда дикий вид не только не сократил свою численность в природе, а значительно увеличил её, дойдя до стабильно высокого уровня. Без сомнения, одной из причин этого явилось специфическое отношение человека в нашей стране к этому виду. В сказках, фольклоре, в современной песенной и кинематографической традиции до недавнего времени образ лебедя был поэтизирован. И если посмотреть обсуждение «лебединой» темы в Интернете, то в сознании большинства людей лебедь — это птица из Красной книги. Хотя реально в российскую Красную книгу занесён только малый лебедь. Но в некоторые региональные включены и другие виды, в том числе — лебедь-шипун.
Исследования последних десятилетий, в частности, сотрудников Астраханского заповедника, показывают, что численность шипуна в дельте Волги и на Северном Каспии стабильна, подвержена межгодовым колебаниям, связанным с климатическими условиями и заболеваниями. Современную ситуацию с численностью лебедей можно проиллюстрировать следующей информацией (Чуйков и др. 2012) из Государственного доклада об экологической ситуации в Астраханской области в 2011 году (раздел подготовлен сотрудниками Астраханского государственного заповедника) по данным авиаучётов:
«Лебеди. Суммарная численность лебедей-шипунов и лебедей-кликунов составила 204.3 тыс. особей, что на 20.5% меньше численности лебедей, полученных при авиаучёте в прошлом году. Лебедей встречали повсеместно. Самые массовые их скопления наблюдали на территории Астраханского заповедника и у его границ. Очень крупные скопления лебедей-кликунов были отмечены в местах массового
произрастания лотоса в следующих урочищах: Маленький, Блинов, Баровые острова, Большой и Малый Зюдев, Ракушечный, Постовой, Сазаний, Макаркин и др. В отличие от кликунов, шипуны держались рассредоточено, но почти повсеместно. Особенно высокая численность шипунов (до 70 тыс. особей) была на акватории, расположенной между Гандуринским каналом и западным побережьем. Большое количество птиц держалось на свободной от надводной растительности акватории на удалении 3-5 км от каналов и побережья.
Следует отметить, что современная ситуация с лебедями на предустьевом волжском взморье — явление уникальное, как в природоохранном, так и эстетическом отношении. Они являются прекрасными видами-индикаторами экологического состояния угодий. Включение их в перечень охотничьих видов птиц мы считаем грубой ошибкой, особенно по морально-этическим мотивам.
В ходе проведенного авиаучёта погибших лебедей обнаружено не было».
Таким образом, по мнению орнитологов Астраханского государственного заповедника, включение лебедя-шипуна в перечень охотничьих видов в дельте Волги с точки зрения регулирования его численности не имеет под собой научно обоснованной базы.
В 1990-е годы и в начале 2000-х охотники Астраханской области неоднократно выходили с предложением об открытии охоты на лебедей. В тот период руководство природоохранных структур и администрация региона отклоняли эти предложения.
Литература
Бородин Л.Н. 1938. Материалы к познанию пластинчатоклювых Астраханского
заповедника // Тр. Астраханского заповедника 2: 16-54. Вилков Е.В. 2010. Миграционная стратегия и динамика многолетней численности лебедей в районе западного побережья среднего Каспия // Изв. высш. учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. естеств. науки. 4: 98-103. Воробьёв К. А. 1936. Материалы к орнитологической фауне дельты Волги и прилежащих степей // Тр. Астраханского заповедника 1: 3-52. Луговой А.Е. 1963. Птицы дельты реки Волги // Тр. Астраханского заповедника 8: 9 -185.
Осипова Н.И. 2006. Эпизоотия среди лебедей-шипунов (Cygnus olor) в нижней дельте Волги (ноябрь 2005 г.), вызванная высокопатогенным вирусом гриппа A/H5N1 // Реф. журн. Ветеринария 4: 1162. Русанов Г.М. 1983. Состояние природных угодий предустьевого пространства взморья Волги и перспективы их дальнейших изменений // Бюл. МОИП. Отд. биол. 88, 5: 10-21.
Русанов Г.М., Кривоносов Г.А. 1990. Лебеди на Северном Каспии и дельте Волги // Экология и охрана лебедей в СССР. Мелитополь, 1: 103-112. Чуйков Ю.С. 2001. Водно-болотные угодья дельты Волги и прилегающих территорий // Естеств. науки 3: 41-50. Чуйков Ю.С. (ред). 2004. Красная книга Астраханской области. Астрахань: 1-356.
Чуйков Ю.С. 2011. Возвращаясь к проблемам Каспия. Часть 1 //Астрахан. вестн. экол. образования 1 (17): 43-87.
Чуйков Ю.С., Сангина Е.Г., Вишнякова М.Ю. (ред.) 2012. Государственный доклад об экологической ситуации в Астраханской области в 2011 году. Астрахань: 1-305 - http://nat.astrobl.ru.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 772: 1556-1557
Гнездование, летовки и зимовки лебедя-шипуна Cygnus olor в Крыму
А. Б. Гринченко
Второе издание. Первая публикация в 1991*
В начале 1960-х годов началось строительство Северо-Крымского канала. С развитием рисосеяния и поливного земледелия большое количество дренажных и используемых на чеках вод стало сбрасываться в Сиваш. В результате опреснения лиманов в Присивашье к 1975 году сформировалась обширная растительность плавневого типа. С начала 1980-х годов лебеди-шипуны Cygnus olor стали регулярно летовать на Сиваше. Сведения о гнездовании лебедей стали поступать с 1983 года
В конце мая 1985 года на Восточном Сиваше недалеко от села Пшеничное Нижнегорского района было найдено гнездо шипунов с одним яйцом, выводок с гнезда сошёл. Гнездо располагалось на сплавине рогоза у края плёса в 700 м от берега. Общая численность гнездящихся лебедей в 1985 году не превышала 5-7 пар. В 1986 году после массовой гибели в зимнее время гнездование не отмечалось вообще. В 1987 году встретили 3 выводка шипунов, в 1988 году гнездилось уже около 30 пар, в 1989 году учтено около 50 гнёзд, а в 1990 году гнездилось 65-70 пар. В настоящее время лебеди заселили все подходящие биотопы. Численность вида на полуострове в ближайшие годы достигнет 100-150 пар, что является естественной ёмкостью угодий.
Скопления линных лебедей-шипунов на Сиваше находятся в стадии формирования. Первые птицы были отмечены на летовке в 1980 году (не более 30-40), в дальнейшем их число постепенно увеличивалось и к 1985 году достигло 400-500 особей. Летовка проходила на опреснённых лиманах Сиваша в зарослях плавневого типа. Держатся лебеди одиночками, парами и разреженными группами до 20-30 особей. В 1985 году первые линные лебеди (20 особей) отмечены на солёной
* Гринченко А. Б. 1991. Гнездование, летовки и зимовки лебедя-шипуна в Крыму //Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2, 1: 165-166.