УДК 378.2 ББК 74.480.8
В.Л. Пестерева, Е.Л. Черемных
об одной из форм проведения итогового государственного экзамена в магистратуре
В статье рассматриваются особенности подхода к организации итоговой аттестации магистров педагогического образования в форме защиты портфолио и проектного задания. Проводится обоснование выбора тематики и структуры последнего, описывается методика подготовки студентов к экзамену.
Ключевые слова: магистр, государственная итоговая аттестация, методическая система обучения математике, педагогическое проектирование, проектное задание, образовательный портфолио.
V.L. Pestereva, E.L. Cheremnykh
ABOUT ONE OF THE FORMS OF CARRYING OUT THE FINAL STATE ExAMINATION IN THE MAGISTRACY
The article discusses the features of the approach to the organization of the final certification of masters of pedagogical education in the form of portfolio defence and project assignment. The article justifies the choice of themes and structure of the latter, and describes how to prepare students for the exam.
Key words: master's degree, state certification, methodical system of teaching mathematics, instructional design, project assignment, educational portfolio.
Современное общество, в том числе система образования как социальный институт, остро нуждается в специалистах, не только имеющих необходимый объем актуальных знаний, но и владеющих методологией профессиональной деятельности; умеющих анализировать проблемы, ставить задачи для их решения и находить рациональные пути достижения планируемого результата; обладающих высоким уровнем профессиональной культуры. Так, в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки «Педагогическое образование» [1; 2] стратегической задачей обучения будущих магистров педагогического образования в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ПГГПУ) выступает обеспечение школ и вузов Пермского края квалифицированными, конкурентоспособными специалистами, обладающими профессиональными компетенциями, владеющими навыками педагогической, научно-
исследовательской, управленческой, проектной, методической и культурно-просветительской деятельности.
Специфика содержания программы «Математическое образование» подготовки магистра педагогического образования нашла отражение в выделении специальной компетенции, называемой «математико-методологической» и дополняющей комплекс общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обозначенных в стандарте. Под ней понимаются:
• готовность выпускника к решению актуальных проблем в области математики и образования в русле целостного педагогического процесса;
• способность к овладению содержанием математических дисциплин: выделение основных понятий, идей, принципов и методов фундаментальных математических теорий;
• понимание роли математического моделирования в решении проблем науки и практики;
о
X
X
ф
m н
0 ^
го
1
о
X
ф
5 о.
° к Q-я
с О.
о E -8- |
n
S CO
>s ro
О X X <u
О (Q
Ю £3
О n
-О
X
ф
^ ф
Т
и]
го ей
Ф ^
Ф
н
о ф
С Ш
• способность к постановке проблем в области математики, ее истории и методики преподавания, поиску методов их решения, выбору и применению соответствующего аппарата, интерпретации полученных результатов;
• готовность к реализации методологической функции математики (владение культурой математического мышления, способность понимать логику, динамику и закон развития математики, пользоваться ее языком);
• способность применять математические методы к решению разнообразных задач;
• готовность осуществлять преподавательскую деятельность на научно-методическом уровне, включая проектирование и организацию учебно-познавательной математической деятельности, осуществление профессиональной экспериментальной исследовательской работы.
Реализация компетентностного подхода требует изменения не только в отборе содержания, методов, форм обучения, но также в подходах к оценке качества подготовки будущих магистров, должной носить деятельностный и комплексный характер, что особенно важно для итоговой аттестации, которая призвана дать интегральную оценку уровня готовности выпускника по всем ведущим профессиональным и выделенной специальной компетенциям.
В магистратуре на математическом факультете ПГГПУ в качестве итоговой государственной аттестации наряду с защитой диссертации проводится междисциплинарный экзамен «Современные проблемы математического образования». Его содержание нацелено на выявление уровня сформированности компетенций, относящихся к проектной, методической, управленческой и культурно-просветительской деятельности, что обусловило выбор формы его проведения как защиты будущими магистрами проектного задания, а также представления образовательного портфолио.
Под педагогическим проектированием будем понимать организацию искусственного преобразования какого-
либо педагогического объекта (процесса, системы или явления), приводящего к качественному изменению ситуации. Последнее, в свою очередь, возможно в результате реализации различных проектов. Их структура обязательно должна учитывать профессиональную проблему, средства ее решения и описание желаемого результата.
Проектная деятельность предоставляет возможность магистрам продемонстрировать свои способности и готовность использования широкого спектра знаний как средства для достижения сформулированных ими целей.
Сложность организации итогового экзамена в форме защиты проектных заданий заключается, прежде всего, в выборе посильного для магистранта уровня решения проблемы междисциплинарного характера, позволяющего провести комплексное исследование, не выходя на уровень выпускной квалификационной работы. В связи с этим попытаемся обосновать выбор тематики и структуры проектных заданий.
Среди ключевых дисциплин рассматриваемой магистерской программы: «Современные проблемы математики и математического образования», «Педагогическое проектирование», «Мониторинг в образовательной деятельности», «История отечественного математического образования» и других - особое место занимают курсы «Методика и технология обучения математике в профильной школе», «Методика преподавания математики в вузе». Именно эти дисциплины ближе к практике и в большей степени интегрируют знания из других наук. Кроме того, одно из требований современного работодателя - специалист высокого уровня профессиональной подготовки должен уметь проектировать учебное занятие не только в рамках изучения темы, но и в условиях разработанной методической концепции обучения математике. Значит, следует обратить особое внимание и на сам процесс подготовки магистранта к итоговой аттестации.
В частности, в курсе «Педагогическое проектирование» создаются условия для разработки, выстраивания сту-
дентами личной методической системы обучения математике. Такая система включает следующие компоненты: цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Приоритет отводится целям, образующим иерархическую систему. Первый ее уровень задают те из них, что отражают социальный заказ общества образованию; второй - это образовательные цели; третий - педагогические цели, которые реализуются повседневно, на каждом учебном занятии [3].
Соответственно, рассматриваются три уровня проектирования магистрантами методической системы обучения математике: 1) теоретический (концептуальный); 2) изучение темы (модульный); 3) конкретное учебное занятие (урочный).
На первом уровне магистранты:
• изучают стратегические проблемы образования;
• самоопределяются по отношению к ним;
• рассматривают свое участие в их решении;
• формулируют воспитательные и развивающие цели (личные и метапред-метные результаты);
• изучают программы по математике, исследуют их содержательные возможности в достижении целей;
• формулируют образовательные цели для предмета «Математика» (предметные результаты);
• выполняют декомпозицию воспитательных, развивающих, образовательных целей по возрастам и темам школьного курса математики;
• характеризуют образ ученика на выходе и критерии, по которым можно оценивать результат обучения;
• выбирают технологию (систему методов, форм, средств обучения);
• осознают, что основным средством решения проблемы являются математическое содержание и выбранные технологии.
На втором уровне магистранты проектируют систему уроков по одной из тем школьного курса математики. Здесь рассматриваются проблемы промежуточного характера; конкретизируются личност-
ные, метапредметные результаты обучения; выполняется логико-дидактический анализ темы и формулируются цели изучения каждого параграфа (предметные результаты обучения).
На третьем уровне проектируется учебное занятие. Следует помнить, что урок, по-прежнему, является основной формой организации обучения математике. Только теперь он рассматривается как целостный педагогический процесс, как «клеточка» методической системы. То есть ее проектирование также предполагает постановку целей и отбор содержания, выбор системы методов и средств обучения, способствующих усвоению отобранного содержания и достижению целей (желательно диагностируемых).
Учитывая вышесказанное, можно предложить следующую структуру проектного задания «Методическая система изучения темы...»
1. Концептуальные основы Вашей методической системы «Обучение математике»:
а) охарактеризовать стратегические проблемы образования, самоопределиться по отношению к ним;
б) сформулировать цели на уровне социального заказа и цели Вашей методической системы обучения;
в) обосновать выбор технологий обучения.
2. Обоснование выбора темы:
а) роль и значение темы (в системе знаний об окружающем мире, в школьном курсе, в личностном развитии);
б) возможности содержания в решении социального заказа общества;
в) специфика межпредметных связей;
г) личностные, метапредметные и предметные результаты изучения темы.
3. Логико-дидактический анализ темы:
а) сформулировать цели изучения каждого параграфа;
б) разработать критерии достижения целей.
4. Дидактическое обеспечение темы:
а) обоснование выбора средств (диагностические материалы, исторические сведения, тематика рефератов, исследо-
о
X
X
ф
ш
н
0 ^
го
1
о
о ш о
о н
X
ф
ф
Ж О.
° ь о-(О
с О.
£ ь
-8- |
со
^ ш >2 ГО О X X ф
о л
Ю Я
О п
.а
X
ф
^ ф
Т
и]
го ей
Ф ^
Ф
н
о ф
С Ш
вательских работ, ИКТ, материалы самостоятельных работ и т. д.);
б) разработка недостающих методических материалов.
5. Проектирование одного из учебных занятий по теме.
При выполнении проектного задания назначаются консультации. При этом допускается, что содержание заданий может отражать научно-исследовательские интересы выпускника и быть связано с выполняемой им магистерской диссертацией.
Теоретическая часть результатов работы включает описание концептуальных основ методической системы обучения математике и обоснование выбора темы в качестве демонстрации замысла этой системы.
Практическая часть заключается в представлении:
• логико-дидактического анализа темы в виде предметных результатов обучения на каждом учебном занятии и средств их диагностики;
• материалов дидактического обеспечения темы;
• разработки одного из учебных занятий по ней.
Так, за два месяца до даты проведения экзамена студентам предлагались на выбор следующие темы проектных заданий: «Прогрессии», «Тригонометрические функции», «Показательная и логарифмическая функции», «Предел и непрерывность», «Производная и ее применение», «Первообразная и интеграл», «Векторы», «Многогранники» и т. д. Учитывая педагогический опыт, накопленный за время прохождения практик и работы в школе, студенты самоопределялись с ключевой проблемой.
Например, в выбранной тематике «Производная и ее применение» маги-странтка выделила стратегическую проблему образования как развитие самостоятельности школьников экономического колледжа; обосновала, что основным средством решения проблемы является личностно-ориентированное обучение. При этом удачно был показан выход на использование моделирования. Другая студентка в процессе проектирования методической системы изучения темы
«Прогрессии» выделила проблему развития личности подростков, формирования универсальных учебных действий; ключевым средством ее решения стало обоснованное использование проектных технологий. Третья выпускница заинтересовалась темой «Векторы» и для образовательных школ описала проблему разноуровневого обучения. Ее она рассматривала как на содержательном, так и на технологическом уровне. Во всех проектных заданиях студенты успешно использовали исторические сведения.
Каждое выступление магистрантов сохраняло общность структуры проектных заданий и в то же время было специфическим, сугубо индивидуальным. Созданные условия позволили выпускникам реализовать свой творческий потенциал и показать широкий диапазон сформированных умений, преподавателям оценить различные аспекты профессиональной готовности будущих магистров, отмеченные в начале статьи. Однако не все, поэтому выбор образовательного порт-фолио в качестве одной из составляющих государственного экзамена не случаен, поскольку это может служить эффективным средством диагностики результатов сформированностиустудентовкультурно-просветительских компетенций. Данные компетенции связаны с готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности, реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, формировать художественно-культурную среду. Данные компетенции осваиваются в ходе научно-исследовательской, педагогической и научно-педагогической практик в магистратуре, поэтому подготовка портфолио осуществляется магистрантом в течение всего периода обучения и представляет собой сбор и систематизацию необходимых материалов.
Структура портфолио включает следующие компоненты:
1. Титульный лист..
2. Содержание деятельности. Отчет (в виде таблицы) о результатах деятель-
ности, осуществленной в рамках обучения в магистратуре, в том числе в ходе прохождения практик, с указанием всех мероприятий, в которых принимал участие магистрант, видов выполняемой деятельности, ее итогов.
3. Рабочие материалы. Материалы и работы магистранта, созданные в процессе изучения дисциплин, прохождения научно-исследовательской, научно-педагогической и педагогической практики. Обязательно представляются работы, отражающие участие в культурно-просветительской деятельности.
4. Достижения. Документы, подтверждающие указанные в отчете результаты: сертификаты, дипломы, грамоты, авторские свидетельства, отзывы, рекомендации и т. п.
5. Самоанализ. Рефлексивный анализ итогов обучения в магистратуре, собственных достижений и перспектив.
Обучение студентов созданию и защите портфолио осуществляется в рамках специального курса «Электронный портфолио в образовании».
При оценивании на экзамене достижений магистрантов использовались критерии двух видов: формальные и экспертные, что позволило дать комплексную характеристику сформированным компетенциям. Мы не останавливаемся подробно на данном вопросе, поскольку инструментарий оценивания сейчас проходит доработку с учетом требований профессионального стандарта педагога и в соответствии с идеями педагогической квалиметрии, описанными М.В. Потаповой [4].
В заключение отметим, что опыт проведения итогового государственного экзамена в виде защиты проектного задания и представления образовательного портфолио оказался положительным. Содержание экзамена, соотнесенное с типовыми задачами профессиональной деятельности преподавателя математики, проблемами развития математического образования на современном этапе, позволяет варьировать тематику проектов, отвечая на потребности постоянно обновляющейся и развивающейся системы образования.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») [Текст] // Приказ МОиН РФ от 14 января 2010 г. № 35.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [Текст] // Приказ МОиН РФ от 21 ноября 2014 г. № 1505.
3. Новиков, А.М. Методология образования [Текст] / А.М. Новиков. - 2-е изд. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.
4. Потапова, М.В. Современный инструментарий отслеживания компетенций и универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / М.В. Потапова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2. - С. 181-193.
References
1. The federal state educational standard of higher education in the direction of training 050100 Teacher education (qualification (degree) "master"): Ministry of Education and Science of the Russian Federation as of January 14, 2010. № 35. [in Russian].
2. The federal state educational standard of higher education in the area of training 44.04.01 Teacher Education (master level): Ministry of Education and Science of the Russian Federation as of November 21, 2014. № 1505. [in Russian].
3. Novikov A.M. The methodology of education. M.: Egves, 2006. P.488. [in Russian].
4. Potapovа M.V. Modern tools tracking competencies and universal learning activities of students.
Vestnik chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. Р. 181-193. [in Russian].
Сведения об авторах: Пестерева Вера Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения математике, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.
Черемных Елена Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра высшей математики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь. Ктай: cheremnyhel@pspu.ru
Information about the authors: Pestereva Vera Leonidovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate professor,
The Department of Theory and Methods of Mathematics TeachingPerm State University of Humanities and Education, Perm
Cheremnykh Elena Leonidovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate professor, The Department of Mathematics, Perm State University of Humanities and Education, Perm. E-mail: cheremnyhel@pspu.ru
<
Ш
со О
X
Ф T ca ro О
od <
УДК 373.7:378 ББК 74.47:74.480
А.В. Савченков, Е.А. Гнатышина
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИй АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВУЗОВ
Данная статья посвящена проблеме сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вузов, а именно созданию системы непрерывного преемственного профессионального образования. В статье представлен историко-педагогический анализ этапов развития непрерывного профессионального образования в России в XX веке.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие учреждений среднего профессионального образования и вузов, профессиональное образование, непрерывное профессиональное образование, преемственность, интеграция.
A.V. Savchenkov, E.A. Gnatyshina
HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE NETWORKING COOPERATION PROBLEMS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AND HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
This article is devoted to the networking cooperation problem of secondary vocational education and higher education institutions, namely the creation of the system of continuous successive vocational education. The article presents the historical and pedagogical analysis of the continuing professional education development stages in Russia in the XXth century.
Key words: networking cooperation of secondary vocational education and higher education, vocational education, continuing professional education, continuity, integration.
Современное состояние жизненных научной затратностью. Достижения в процессов в человеческом обществе любой области жизнедеятельности тре-характеризуется высокой ресурсной и буют сегодня нетривиальных подходов