Научная статья на тему 'Совершенствование методики оценки сформированности компетенций магистров на основе портфолио'

Совершенствование методики оценки сформированности компетенций магистров на основе портфолио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИТОГОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / ПОРТФОЛИО ВЫПУСКНИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОГНИТИВНЫЙ / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCY-BASED APPROACH / FINAL STATE EXAMINATION / MASTER''S THESIS / GRADUATE''S PORTFOLIO / UNIT STANDARD / COGNITIVE / PRAXEOLOGICAL AND AXIOLOGICAL COMPONENTS OF A COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Анна Александровна, Москвин Сергей Николаевич

В статье представлены результаты разработок по совершенствованию методики итоговой аттестации магистров по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование на основе комплексного междисциплинарного подхода. Оценка результатов обучения ориентирована как на компетенции в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, так и на трудовые действия профессионального стандарта. Описаны рекомендации по совершенствованию инструментов оценки, разработаны структура, содержание и механизм формирования портфолио выпускника, конкретизированы критерии оценивания государственного экзамена и магистерской диссертации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODOLOGY FOR THE ASSESSMENT OF THE FORMEDNESS OF MASTERS’ COMPETENCIES THROUGH CUMULATIVE FILES

The article presents the results of the research on improving the procedure of final academic assessment of Masters majored in Pedagogical Education (major No. 44.04.01) on the basis of an integrated multidisciplinary approach. The assessment of learning outcomes is aimed both at the competencies in accordance with Federal State Educational Standard and the employment of the unit standard. It also gives some recommendations for improving assessment tools, describes the structure, content and mechanism of the formation of a graduate's cumulative file, specifies the assessment criteria for the state exam and master's thesis.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики оценки сформированности компетенций магистров на основе портфолио»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРОВ НА ОСНОВЕ ПОРТФОЛИО

IMPROVING THE METHODOLOGY FOR THE ASSESSMENT OF THE FORMEDNESS OF MASTERS' COMPETENCIES THROUGH CUMULATIVE FILES

А.А. Лукьянова, С.Н. Москвин А.А. Lukyanova, S.N. Moskvin

Компетентностный подход, итоговый государственный экзамен, магистерская диссертация, портфолио выпускника, профессиональный стандарт, когнитивный, праксиологический и аксиологический компоненты компетенции.

В статье представлены результаты разработок по совершенствованию методики итоговой аттестации магистров по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование на основе комплексного междисциплинарного подхода. Оценка результатов обучения ориентирована как на компетенции в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, так и на трудовые действия профессионального стандарта. Описаны рекомендации по совершенствованию инструментов оценки, разработаны структура, содержание и механизм формирования портфолио выпускника, конкретизированы критерии оценивания государственного экзамена и магистерской диссертации.

Competency-based approach, final state examination, maste/s thesis, graduates portfolio, unit standard, cognitive, praxeological and axiologi-cal components of a competency. The article presents the results of the research on improving the procedure of final academic assessment of Masters majored in Pedagogical Education (major No. 44.04.01) on the basis of an integrated multidisciplinary approach. The assessment of learning outcomes is aimed both at the competencies in accordance with Federal State Educational Standard and the employment of the unit standard. It also gives some recommendations for improving assessment tools, describes the structure, content and mechanism of the formation of a graduate's cumulative file, specifies the assessment criteria for the state exam and master's thesis.

Проблема повышения качества подготовки магистров в вузе является весьма актуальной в профессиональном образовании современной России.

Целью данной статьи является представление результатов исследования и совершенствования методики по итоговой оценке сформированное™ компетенций для магистратуры направления обучения 44.04.01 Педагогическое образование программы «Управление образованием» Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Основными критериями качества подготовки магистров являются:

- сформированность общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО;

- соответствие потребностям (заказу) личности, общества и конкретных потребителей образовательных услуг [Галкина, 2015, с. 11];

- соответствие модели выпускника университета, отвечающего за конкурентоспособность магистра как потенциального работника.

Все критерии важны, однако основополагающим критерием следует считать образовательный стандарт и сформулированные в нем компетенции, что определено в Конституции РФ (статья 43).

Компетентностный подход является определяющим для современного образования. Для

этого подхода характерно целостное системное восприятие результатов образовательной деятельности, включающих когнитивный, праксиологический, аксиологический и мотивационно-волевой компоненты. Впрочем, дискуссия между исследователями по содержанию и структуре понятия «компетенция» до сих пор открыта [Зимняя, 2006; Храпова, 2009; Ярыгин, 2012].

Актуальность данной статьи заключается в недостаточной проработке механизма итогового оценивания компетенций магистров, отсутствии верифицированных методик и инструментариев измерения сформированности компетенций.

В соответствие с ФГОС ВО к основным типам формируемых компетенций для направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование относятся:

- общекультурные компетенции;

- общепрофессиональные компетенции;

- профессиональные педагогические компетенции;

- профессиональные научно-исследовательские компетенции;

- профессиональные проектные компетенции;

- профессиональные методические компетенции;

- профессиональные управленческие компетенции.

Такая совокупность компетенций, с одной стороны, задает системный подход к подготовке магистра в области управления образованием, позволяет сформировать его оптимальную профессиональную модель, с другой - накладывает на процедуру оценки сформированности компетенций серьезные требования. Это потребовало проведение ревизии существующего инструмента оценки, модернизации, замены его содержания и форм, а также разработки совершенно иной методики оценивания.

В основу проведенного исследования легли системный анализ, основы компетентностно-го подхода; метод экспертных оценок, метод измерения.

В программе магистратуры «Управление образованием» в соответствии с ФГОС ВО преду-

смотрена государственная аттестация выпускника в форме итогового государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Для повышения эффективности итоговой государственной аттестации контрольно-измерительный аппарат был дополнен еще одним инструментом -портфолио выпускника. Мы проанализировали разработки В.И. Звонникова, Н.А. Артеменко и других исследователей-практиков [Артеменко, 2013; Звонников, 2010; Татур, 2010]. Назначение портфолио выпускника состоит в решении следующих весьма важных задач:

- стимулировать обучающихся к активной учебной, профессиональной, научной деятельности на протяжении всего периода обучения в магистратуре;

- сформировать реноме конкурентоспособного действительного (потенциального) работника в сфере управления образованием;

- сформировать навык субъектной позиции и активного профессионального поведения, умения презентовать результаты собственной деятельности.

Поскольку портфолио выпускника стало еще одним инструментом итоговой аттестации магистров, появилась необходимость дифференцировать ряд компетенций по инструментам итоговой оценки, чтобы каждый инструмент (государственный экзамен, ВКР, портфолио) стал полноценным инструментарием оценивания сформи-рованности компетенций. Разработанная на кафедре менеджмента организации КГПУ им. В.П. Астафьева дифференцированная модель компетенций позволила снять необходимость дублирования при оценивании компетенций и сосредоточиться на тех из них, которые в наибольшей степени отвечают характеру каждого инструмента оценки. Принцип выделения компетенций для оценки соответствовал содержанию каждого инструмента и приоритетности профессиональных компетенций в сфере управления образованием.

Рассмотрим содержание и специфику применения каждого из инструментов.

В проведении государственного итогового экзамена мы учли фактор субъективности выставле-

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

ния оценки, а также требования компетенций по ФГОС ВО и трудовых действий по профессиональному стандарту. Перед нами стояла задача реализации интегрированного полидисциплинарного подхода, поэтому мы ушли от прямой привязки заданий к дисциплинам программы и ориен-

тировались на компетенции и трудовые действия. Тем не менее в контрольных вопросах и практических заданиях прочитываются неявные ссылки на те или иные дисциплины. В табл. приведен пример комплексного задания государственного итогового экзамена (форма для члена ГЭК).

Пример комплексного задания для государственного экзамена

Трудовое действие (по профессиональному стандарту): управлять основными (технологическими) процессами

Диагностируемые компетенции по ФГОС ВО: готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10)

Операционализация компетенций: знать: структуру и содержание учебных дисциплин, форм и методик обучения; принципы управления процессом разработки программ и образовательной деятельности на их основе; уметь: использовать различные подходы к организации и осуществлению образовательного процесса; проектировать содержание и технологии образовательного процесса

Содержание задания (текст) Вопросы и задания Критерии оценки

Базовый уровень (3) Продуктивный уровень (4) Продвинутый, креативный уровень (5)

Дисциплина основной образовательной программы магистров «Селф-менеджмент» (Персональный менеджмент руководителя образовательной организации) Теоретический вопрос: сформулируйте основные отличия традиционного, активного и интерактивного подхода к обучению и назовите методы обучения, присущие каждому из них Формулирует некоторые отличия в подходах. Идентификация методов происходит неосознанно Формулирует отличия в подходах, называет соответствующие методы обучения Формулирует отличия в подходах, выделяет особенности их использования, называет соответствующие методы обучения, приводит примеры

Практическое задание: разработать цель, содержание (темы), используемые формы и методы обучения, контрольно-измерительный аппарат учебной дисциплины «Сэлф-менеджмент» Разрабатывает основные положения программы учебной дисциплины. Не может убедительно объяснить свой выбор Разрабатывает программу дисциплины на основе комплексного подхода Обосновывает выбор элементов программы, элементы согласованы друг с другом и с целью

Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) является наиболее консервативным и устоявшимся инструментом оценивания сформированности компетенций, поэтому структура выпускной квалификационной работы и процедура защиты были сохранены практически без изменений. Нами были доработаны оценочные формы для членов государственной аттестационной комиссии. Основной

акцент в корректировке был также сделан на сформированности компетенций (каждой по отдельности). Критерии оценки магистерской диссертации состоят из следующих блоков:

- компетенции, раскрываемые через содержание диссертации;

- компетенции, раскрываемые в процессе работы над диссертацией (оценивается научным руководителем);

- компетенции, раскрываемые через выступление на защите и ответы на вопросы.

Для каждого блока компетенций была разработана интерпретация в соответствии с уровнями оценки, поэтому задача оценивающих экспертов существенно облегчается.

При разработке портфолио выпускника мы стремились учесть достижения обучающегося в различных направлениях деятельности, связанной с его профессиональной и персональной сферой.

Ниже представлены основные виды достижений, сгруппированные по сферам деятельности.

1. Профессиональные достижения (участие в семинарах, тренингах, мастер-классах педагогической и управленческой тематики; результаты научно-педагогической практики; профессиональные звания и призы; членство в профессиональных клубах и ассоциациях).

2. Учебные достижения (разработка учебного проекта в рамках дисциплины «Управление проектами в сфере образования»; получение международных сертификатов о владении иностранными языками).

3. Научно-исследовательские достижения (научные публикации; победа в конкурсах научных работ; участие в исследовательских программах, грантах; результаты научно-исследовательской практики).

4. Личные достижения (призы, дипломы, почетные места за участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях; рефлексивное эссе).

Необходимо отметить, что структура портфолио достаточно сложна и учитывает множество аспектов. Представим на примере одного достижения общую структуру портфолио.

Тип достижения - научная публикация.

Трудовое действие (по профессиональному стандарту) - организация профессиональной деятельности и представление ее результатов.

Компетенция по ФГОС ВО - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); готовность осуществлять профессиональную

коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1).

Компоненты компетенции:

- когнитивный - понимание методологии, структуры и содержания научных публикаций, владение научным языком;

- праксиологический - уметь составлять тексты научных публикаций, развивать способность к анализу и синтезу, уметь выступать с собственной позицией в профессиональном сообществе;

- аксиологический - готовность к коммуникации в научном сообществе, развитие ценностных установок к подготовке научных публикаций.

Субъект оценки - научный руководитель магистранта.

Критерий оценки - статус публикации (научная монография, статья ВАК, статья РИНЦ, тезисы к научной конференции).

Предъявляемый для портфолио документ -сертификат публикации; копия страниц журнала, сборника конференции и информация о публикации; электронная ссылка (для электронных изданий).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, каждый магистрант может набрать определенную сумму баллов, которые присуждаются за каждый вид достижений. Эта сумма соответствует его персональному рейтингу по портфолио.

Разработанные нами и представленные в настоящей статье рекомендации по совершенствованию и развитию методики позволили решить несколько важных задач.

Во-первых, сформирован механизм оценивания сформированности компетенций по ФГОС ВО.

Во-вторых, установлена взаимосвязь трудовых функций и трудовых действий профессионального стандарта с компетенциями и конкретными инструментами оценивания.

В-третьих, произведена дифференциация компетенций по инструментам оценки.

В-четвертых, нами были операционализова-ны компетенции так, чтобы их можно было мерять и интерпретировать.

<С £

d m

0

ь

X

1 w m Е-U

CL

<

О ^

О о ^ h О Й

3

ш Е-

S О PL W

§

О §

х

%

«

о w :г s

ь

L

<с п w с

« s

д

H

и

W

м

Таким образом, разработанная нами и представленная в данной статье методика оценивания сформированности компетенций студентов магистратуры охватывает весь комплекс итого- 6. вой государственной аттестации.

Библиографический список

1. Артеменко Н.А. Методы оценивания степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций в рамках 7. итоговой государственной аттестации магистров культурологии // Вестник ТГПУ. 2013.

№ 13. С. 9-14.

2. Галкина Е.А. Механизмы обновления основ- 8. ных профессиональных образовательных программ магистратуры в региональном педагогическом вузе (на примере КГПУ им. В.П. Астафьева) // Вестник КГПУ им. 9. В.П. Астафьева. 2015. № 3 (32). С. 10-15.

3. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Университетская книга, 2010. 272 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного об- 10. разования // Электронный журнал «Эйдос». 2006. 5 мая.

5. Каримова А.Д. Оценивание компетенций студентов магистратуры в ходе ито-

говой государственной аттестации // Науковедение: интернет-журнал. 2014. Вып. 6.

Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарной технологии в подготовке магистра образования: учеб. пособие / Ю.Б. Дро-ботенко, Н.А. Дука, Н.С. Макарова и др.; под общ. ред. Н.В. Чекалевой. СПб.: Книжный дом, 2009. 160 с.

Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций: метод. пособие. М.: АНО Центр ИРПО, 2011. 72 с. Татур Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 22-32.

Храпова М.П. Методика экспериментального исследования развития профессиональной компетентности заместителя директора по воспитательной работе в условиях муниципальной системы / Известия Южного федерального университета. 2009. № 2. С. 120-129.

Ярыгин О.Н. Методология формирования компетентности в аналитической деятельности при подготовке научных и педагогических кадров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 2012. 42 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.