Научная статья на тему 'Об обучении аудированию русской речи на начальном этапе в китайских вузах'

Об обучении аудированию русской речи на начальном этапе в китайских вузах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
85
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ РУССКОЙ РЕЧИ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП / НАЧИНАЮЩИЕ УЧАЩИЕСЯ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ НАВЫКИ / BASIC STAGE / RUSSIAN LISTENING / BEGINNERS / TEACHING METHODS / LANGUAGE SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чжан Цзин

Содержание обучения русскому языку на элементальном этапе в китайских вузах в основном охватывает четыре аспекта: аудирование, говорение, чтение и письмо, среди которых навык аудирования является необходимой предпосылкой и основой обучения на данном этапе, оказывает важное влияние на формирование навыков говорения, чтения и письма. В настоящей работе делается попытка внести свое мнение и предложение по обучению китайских студентов аудированию русской речи на начальном этапе, намерены постоянно улучшать всестороннюю способность начинающих изучать русский язык путем формирования навыков аудирования.The teaching content of the basic stage of Russian language in Chinese colleges and universities mainly covers the four aspects of listening, speaking, reading and writing. Among them, listening ability is the prerequisite and basis for learning at this stage, which has an important impact on the formation of speaking, reading and writing skills. This article mainly attempts to put forward some suggestions in elementary Russian listening teaching, aiming to continuously improve the comprehensive ability of beginners to learn Russian by training students' listening skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чжан Цзин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об обучении аудированию русской речи на начальном этапе в китайских вузах»

Об обучении аудированию русской речи на начальном этапе в китайских вузах

Чжан Цзин,

старший преподаватель русского языка, кандидат филологических наук, Шэньянский политехнический университет

E-mail: yuliawang4200@mail.ru

Содержание обучения русскому языку на элементальном этапе в китайских вузах в основном охватывает четыре аспекта: аудирование, говорение, чтение и письмо, среди которых навык аудирования является необходимой предпосылкой и основой обучения на данном этапе, оказывает важное влияние на формирование навыков говорения, чтения и письма. В настоящей работе делается попытка внести свое мнение и предложение по обучению китайских студентов аудированию русской речи на начальном этапе, намерены постоянно улучшать всестороннюю способность начинающих изучать русский язык путем формирования навыков аудирования.

Ключевые слова: аудирование русской речи, начальный этап, начинающие учащиеся, метод обучения, языковые навыки.

о с

CJ

Статья написана при поддержке проекта «Концепция Е.В. Па-дучевой об языковом отрицании» (№ LG201724); при поддержке программы развития образования и науки провинции Ляонин «Планы 13-й пятилетки» - «Исследование и практика стратегий подготовки талантов «специальность +иностранный язык» в рамках концепции «Один пояс и один путь» (JG18DB416).

Аудирование является одним из основных видов речевой деятельности, выступающих в качестве цели и средства обучения в курсе русского языка. Цели обучения аудированию можно определить как следующие: сформировать определенные навыки; развить определенные речевые умения; обучить умению общаться; развить необходимые способности и психические функции; запомнить речевой материал; научить учащихся понимать смысл однократного высказывания; научить учащихся выделять главное в потоке информации; развить слуховую память; развить слуховую реакцию. Аудирование так же служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. В последние годы, с бурным развитием реформы обучения русскому языку в китайских вузах, внимание постепенно уделялось обучению аудированию различными учебными заведениями. Всекитайский тест по русскому языку - 4-й уровень предназначен главным образом для оценки и проверки уровня и способности учащихся овладевать различными языковыми, речевыми знаниями и использовать полученные базовые навыки. В последние годы в ходе экзаменационной реформы доля в части аудирования не снизилась, составив около трети от общей стоимости. Таким образом, умение аудирования являются одним из важных факторов для оценки всесторонних языковых способностей учащихся.

Русские учёные Гойхман О.Я. и Надеина Т.М. считают, что факторы, влияющие на аудирование, включают в себя в основном два аспекта: объективный и субъективный. В частности, объективные факторы включают помехи и шум для аудиомате-риалов, акустические характеристики в местах общения и условия окружающей среды (например, температура, температура и т.д.); субъективные факторы включают в себя пол слушающего, тип нервной системы человека, интеллектуальный уровень [1, с. 245]. Китайские ученые Шу Динфан и Чжуан Чжисян также обобщает факторы, влияющие на аудирование, в основном в следующих областях: особенности аудиоматериалов, характеристики говорящих, признаки задания (тренировки) собственные особенности слушающих и особенности процесса аудирования [2, с. 178]. По мнению

вышесказанных ученых, мы считаем, что факторы, влияющие на аудирование могут быть обобщены как внешние факторы и факторы слушающих. В число внешних факторов входят аудио-среда, характер аудиоматериалов и т.д.; факторы слушающего в основном включают в себя собственные психологические качества слушающего, уровень владения языковыми знаниями, способность учиться и языковое чутьё.

Учебная практика показывает, что как правило, на начальном этапе изучения русского языка учащиеся очень нервничают во время проведения тренировки по аудированию, в процессе прослушивания слишком много внимания уделяют пониманию каждого слова, поэтому их внимание часто сосредоточено на отдельном слове. Как всем известно, русский язык относится к флективному языку, и его словоизменения богаты, что затрудняет начинающих учащихся быстро различать слова во время прослушивания [3, с. 35]. Если тратить слишком времени на соображение каждого слова, то скорость мышления будет отставать от скорости говорящего (диктора), и в конечном счете скажется на правильном понимании всего содержания. Из-за относительно слабой способности начинающих учащихся к самостоятельному бучению, отсутствия правильных методов обучения и нехватки необходимых грамматических знаний, отсутствия языковой среды студентам легко чувствовать себя недостаточно уверенно, нетерпеливо, не спокойно при формировании и развитии навыка аудирования на начального этапа изучения русского языка. Можно сказать, что эта проблема является общей для всех, кто занимается иностранным языком [4, с. 56]. Таким образом, в процессе обучения русскому языку формирование и развитие навыков и умений аудирования считается одной из самых важных актуальных проблем. Особенно важную роль играет обучение аудированию русской речи на начальном этапе целого учебного процесса, поскольку начальный этап (первые 4 семестра учёбы) обучения русскому языку обеспечивает дальнейшую эффективность обучения, представляет значительную предпосылку и основу для формирования и развития базовых навыков аудирования. это предъявляет более высокие требования к преподавателям, занимающимся обучением аудированию русской речью, при этом преподаватели должны активно думать и учиться тому, как совершенствовать свои методы обучения, чтобы постепенно улучшить навыки аудирования студентов путём прослушивания настоящей русской речи [5, с. 49].

Исходя из полученного опыта преподавания спецкурса по аудированию пытаемся внести наше мнение и предложение в данной области. В связи с тем, что ключевая задача начального этапа состоит в развитии у учащихся элементарных ауди-тивных навыков и умения узнавать усвоенные речевые элементы на слух, советуется на начальном этапе уделять больше внимания на прослушивание фонем, слогов, слов, словосочетаний, пред-

ложения, диалоги, микротексты. И самое важное, что все эти аудиоматериалы произнесены носителями русского языка. Навыки аудирования вырабатываются в конкретном процессе речевой деятельности, систематическая тренировка и специальные методы необходимы, а то не легко достичь точного понимания прослушанного. На первой студии начального этапа обучения аудированию предлагается нижеследующий тип тренировки:

* Слушать сопоставительные звуки, слоги и слова

ге - ки, хе - хи, са - ся, су - сю, ле - лэ, ро - рё, арь - ерь, шу - щу, дэ - де - ди, фья - фьё - фью-фье - фьи,

мы - мир, фото - фёдор, сыр - такси, ваза -Зина, рыба - рис, яблоко- яблоки, внести- унести, папа - баба, лука -рука

отец - отцы, город - города, дома - домой, дерево - деревья, счастье - счастливый, язык - языковой, муж - мужья, ухо - уши

* Слушать слова, писать их в тетради и указывать их ударение

август, дедушка, крестьянин, деньги, писать, смотреть, дежурный, геология, детство, молодёжь, отвечать, задавать

На второй студии начального этапа необходимы упражнения на различение типов интонационных конструкции:

* Слушать и повторять предложения за диктором и отмечать их ИК

ИК-1: Я преподаватель. Я родился и вырос в Харбине.

ИК-2: Мама, кто это? Скажите, пожалуйста, где находится ближайший магазин?

ИК-3: Твои? Твои комнаты? Это твои комнаты?

ИК-4: А тебя? А тебя как зовут? А его как?

ИК-5: Как хорошо! Какая хорошая погода!

На третьей студии начального этапа рекомендуется тренировка, помогающая студентам повторить и обобщить знания по лексике и грамматике.

* Прослушать слова и указать какие из них обозначают вид фруктов

самолёт, оптека, груша, часы, яблоко, виноград, бумага, письмо, банан, стол, ананас, манго, шкаф, стихи,

* Прослушать слова и указать какие из них обозначают вид животного

туфли, медведь, принтер, машина, лебедь, конь, картина, курица, свинья, пылесос, собака, университет, кошка, рыба

* Прослушать слова и указать какие из них обозначают родственные отношения

женщина, девушка, дедушка, продавец, тётя, дочка, преподаватель, доктор, тёща, племянник, зять, сосед, бабушка

* Прослушать слова и сказать, к какому роду они относятся

парк, конь, магазин, музей, улица, кухня, семья, окно, имя, кофе, кафе, ухо, время, матерь, яйцо, общежитие, ночь

* Прослушать глаголы и назвать, какие личные местоимения им соответствуют

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

идёшь, читают, ждёте, хотим, пишут, помогает, учитесь, стоят, задаём, сижу, лежат, чищу, передаст, слышу

Формирование и развитие навыков аудирования тесно связано с умением письма. Тренировку навыков аудирования необходимо сочетать с письмом. В таком смысле, диктант считается самым подходящим таким сочетанием. Лучше начать диктант с самого простого, постепенно менять степень трудности. На четвёртой студии проводится диктант:

* Буквенный диктант

Вв, Шш, Яя, Зз, Хх, Сс, Лл, Фф, Мм, Бб, Юю, Уу, Кк, Гг, Шш

* Слоговой диктант

ща - щи, па - ба, то - до, ры - ри, ве - вэ, чи -чьи, на - ня, су - зу,

* Словарный диктант

январь, транспорт, велосипед, лодка, кафе, повар, лето

золотая осень, читальный зал, стиральная машина, студенческий билет, домашнее задание, русский писатель

Утром Антон встаёт рано, завтракает и идёт в институт.

На уроке они читают, пишут, отвечают на вопросы преподавателя.

* Интонационный диктант

- Какая сегодня погода?

- Хорошая.

- Да, какая хорошая погода.

- Что вы хотите делать?

- Я хочу гулять в парке.

*Текстовый диктант (Время диктанта рекомендуем ограничивать до 5-10 минут)

Я очень люблю свою маму и часто помогаю ей. В свободное время мои подруги любят танцевать, смотреть фильмы и разговаривать по телефону. А мне нравиться вместе с мамой готовить на кухне. Я так люблю свою маму, что не могу видеть её усталое лицо, поэтому я всегда рядом с ней. По выходным дням мы вместе готовим обед, а каждую пятницу убираем квартиру. Мы с мамой чистим мебель, моем пол. У нас в квартире всегда чисто и уютно. А как довлен папа, когда приходит с работы в чистую квартиру. Мои друзья думают, что я совсем не современная девушка, но я чувствую себя счастливой.

Кроме вышесвязанных советуем преподавателям в конкретном учебном процессе побольше задать студентам вопросы и попросить их выразить собственное мнение по прослушанному, употребляя изучаемую лексику в устном или письмнном виде, чтобы проверить уровень владения студентами изученным.

Вообще говоря, аудирование на начальном этапе служит основой развития навыков данной речевой деятельности на старших курсах, чтобы 5 развить навыки и умения аудирования русской ре-§ чи, требует систематической тренировки и рациональной подходящей методики. Это долгосрочен ный, пошаговый подход, который не может быть ав достигнут одним махом.

Литература

1. О.Я. Гойхман, Т.М. Речевая коммуникация. М., 2001. 145.

2. Dingfang Shu, Zhixiang Zhuang. Modern foreign language teaching theory, practice and methods [M]. Shanghai: Shanghai Foreign Language Education Press, 2001.

3. Yajun Li. Schema Knowledge and Russian Listening Strategies [J]. Foreign Language Teaching, 2004 (6): 35-38.

4. Yajun Li. The effect of schema knowledge on Russian listening [J]. Chinese Russian Teaching, 2005 (4): 56-59.

5. Wenling Xu. Linguistic constraints on Russian listening [J]. Journal of PLA University of Foreign Languages, 2005 (5): 49-53.

ABOUT ELEMENTARY RUSSIAN LISTENING TEACHING IN CHINESE UNIVERSITIES

Zhang Jing

Shenyang Ligong University

The teaching content of the basic stage of Russian language in Chinese colleges and universities mainly covers the four aspects of listening, speaking, reading and writing. Among them, listening ability is the prerequisite and basis for learning at this stage, which has an important impact on the formation of speaking, reading and writing skills. This article mainly attempts to put forward some suggestions in elementary Russian listening teaching, aiming to continuously improve the comprehensive ability of beginners to learn Russian by training students' listening skills.

Keywords: basic stage, Russian listening, beginners, teaching methods, language skills.

References

1. O. Ya. Goikhman, T.M. Speech communication. Moscow, 2001. 145

2. Dingfang Shu, Zhixiang Zhuang. Modern foreign language teaching theory, practice and methods [M]. Shanghai: Shanghai Foreign Language Education Press, 2001.

3. Yajun Li. Schema Knowledge and Russian Listening Strategies [J]. Foreign Language Teaching, 2004 (6): 35-38.

4. Yajun Li. The effect of schema knowledge on Russian listening [J]. Chinese Russian Teaching, 2005 (4): 56-59.

5. Wenling Xu. Linguistic constraints on Russian listening [J]. Journal of PLA University of Foreign Languages, 2005 (5): 49-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.