Научная статья на тему 'Об обсуждении проектов федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы'

Об обсуждении проектов федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ ФГОС ДЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ / ПРИНЦИПЫ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ВАРИАНТОВ ПРОЕКТОВ ФГОС ИСИО (РУКОВОДИТЕЛЬ А.Н. КОНДАКОВ) И ПРЕЗИДИУМА РАО (РУКОВОДИТЕЛЬ Н.Д. НИКАНДРОВ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шноль Дмитрий Эммануилович, Луховицкий Всеволод Владимирович

Автор обсуждает особенности проектов ФГОС, выделяет принципы ФГОС для базовой и вариативной части, характеризует проект ФГОС Президиума РАО для старшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об обсуждении проектов федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Д. Э. Шноль

В. В.Луховицкий

Об обсуждении проектов федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы

Открытое письмо

Аннотация. Автор обсуждает особенности проектов ФГОС, выделяет принципы ФГОС для базовой и вариативной части, характеризует проект ФГОС Президиума РАО для старшей школы.

Ключевые слова: проект ФГОС для старшей школы; принципы, характеристики вариантов проектов ФГОС ИСИО (руководитель А.Н. Кондаков) и Президиума РАО (руководитель Н.Д. Никандров).

Ровно три месяца назад было опубликовано письмо учителя С. В. Волкова о единственном на тот момент проекте федеральных государственных образовательных стандартов. Массовая поддержка этого письма педагогами, деятелями науки и культуры, родителями говорит о том, что невозможно принимать без публичного, максимально широкого обсуждения столь важного для всего российского общества документа Мы рады, что власть учитывает мнение гражданского общества. Сейчас идет обсуждение уже двух - альтернативных - проектов федеральных государственных образовательных стандартов: варианта ИСИО (руководитель А. Н. Кондаков) и Президиума РАО (руководитель Н. Д. Никандров).

В то же время мы хотим отметить, что прежде чем составлять какие-либо конкретные проекты ФГОС, необходимо сформулировать принципы, которым должен удовлетворять любой государственный образовательный стандарт.

Стандарт должен определять: 1) образовательный минимум, который обязан освоить школьник, чтобы стать современным культурным человеком, 2) образовательный уровень, который выпускник имеет право бесплатно получить.

Значит, стандарт должен состоять из обязательной (базовой) для каждого ученика части и вариативной части (состоящей как из основных учебных часов, так и часов дополнительного образования).

Базовая часть должна быть четко прописана. Базовая часть стандарта - это сфера государственного контроля. Она может и должна проверяться вышестоящими чиновниками-управленцами по заранее известным, открытым школе и обществу контрольным материалам.

Вариативная часть должна быть принципиально открытой. Если завтра выясниться, что появился разумный специальный школьный курс по нано-технологиям, то такой курс школа должна иметь возможность включить в учебный план, не дожидаясь изменения государственных стандартов. Вариативная часть - это

сфера взаимных договоренностей школы и ученика, это территория доверия ученика к школе. Стандарт не должен никак ограничивать набора углублений и предметов вариативной части (единственным ограничением должны быть требования СанПиН). Оценка работы школы по вариативной части не входит в компетенцию чиновников-управленцев и может быть проведена только силами образовательного сообщества на основании критериев, выработанным этим же сообществом.

Особую роль в профессиональном становлении человека играет дополнительное образование, которому следует уделить большое внимание в образовательном стандарте. Прежде всего, необходимо прописать количество часов дополнительного образования, которое ученик может получить бесплатно. Стандарт должен быть направлен на укрепление и развитие системы дополнительного образования старших школьников, которая является одним из условий создания общества равных возможностей. Например, если в небольшом городе нет школы с углубленным изучением иностранного языка, то ученик может изучать язык в школе на базовом уровне, и ходить на курсы иностранного языка, которые должны, хотя бы частично, оплачиваться государством. Механизм такой оплаты также должен быть четко прописан.

Язык общеобразовательного стандарта должен быть понятным широкому кругу граждан. Любой родитель должен иметь возможность, прочитав стандарт, знать, какими правами обладает его ребенок. Формулировки стандарта не должны допускать двоякого толкования.

И последнее. Стандарт - это важнейший документ, он должен быть не приказом Министерства образования, а законом, то есть приниматься Государственной Думой после широкого общественного обсуждения. Статус ФГОС должен быть прописан в законе «Об образовании».

Исходя из этих соображений, мы считаем необходимым поддержать в целом проект Президиума РАО

8

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

(руководитель Н. Д. Никандров). Отметим его главные достоинства:

1. Финансируется 36 часов в неделю, про них прямо написано: «подлежит обязательному государственному финансированию». (В проекте Л. П. Кезиной и А. М. Кондакова финансируются «не менее 30 часов», что дает возможность именно эту цифру и взять как обязательную к финансированию).

2. Финансируется 10 часов в неделю дополнительного образования.

3. Нет никаких жестких ограничений количества предметов.

4. Четко прописано, что федеральный базисный учебный план должен содержать 25 часов, а 11 часов -это компонент, формируемый школой вместе с учеником и родителями.

5. «Порядок и перечень изучения предметов на профильном уровне», а также порядок организации проектно-исследовательской деятельности определяется школой. То есть ученикам не навязывается в обязательном порядке выполнение «проекта».

6. Сокращение финансирования может быть только в случае уменьшения количества учеников.

7. Предусмотрена возможность сдачи выпускного экзамена на базовом и профильном уровнях.

Мы считаем, что проект Президиума РАО является разумно консервативным. В нем закрепляется существующая практика профильного изучения предметов в старшей школе, ученику не навязывается число изучаемых предметов, четко прописаны часы обязательного государственного финансирования, впервые сделана попытка четко обозначить число часов дополнительного образования, обязательных к финансированию. Кроме того, он написан ясным языком и не содержит прямых идеологических высказываний.

Мы считаем, что этот проект можно взять за основу с тем, чтобы образовательное сообщество высказало свои замечания по его доработке.

Литература

1. Болотов В., Ковалёва Г Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников//Инновацион-ные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 5.

2. Кузнецов А. А. Новый стандарт - это общественный договор // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 1.

3. Кузнецов А. А. Школы обяжут заниматься внеурочной работой // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 2.http://democrator.ru/problem/4515.

4. http://democrator.rU/problem/4515/docs#doc/6956.

В. И. Гайдукова

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

И ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ

(Размышления учителя о подготовке педагогов к реализации новых стандартов)

Аннотация. Статья посвящена подготовке педагогов к реализации образовательных стандартов. Автор, анализируя принцип психологической комфортности, разграничивает области его реализации: для учащихся и для педагогов. Рассматривает проблемы подготовки педагогов к реализации новых стандартов, недостатки и достоинства существующей системы подготовки. Знакомит с новыми формами и методами подготовки, чтобы учитель смог приобрести свой собственный опыт деятельностного обучения в роли «ученика» и знание того, как по-новому организовать образовательный процесс.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, принцип психологической комфортности, образовательный процесс, педагогическая деятельность, технология деятельностного метода обучения - ТДМ, система курсовой подготовки, ситуация успеха.

О новом можно говорить только по-новому

В. Кубанев

Который раз я открываю книгу Ш. А. Амонашви-ли «Размышления о гуманной педагогике». (Эта книга для меня стала настольной еще со студенческой скамьи.) Идеи гуманной педагогики мне близки и понятны. Последние два десятилетия ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики

говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова дает следующее определение комфортности: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.