ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
(руководитель Н. Д. Никандров). Отметим его главные достоинства:
1. Финансируется 36 часов в неделю, про них прямо написано: «подлежит обязательному государственному финансированию». (В проекте Л. П. Кезиной и А. М. Кондакова финансируются «не менее 30 часов», что дает возможность именно эту цифру и взять как обязательную к финансированию).
2. Финансируется 10 часов в неделю дополнительного образования.
3. Нет никаких жестких ограничений количества предметов.
4. Четко прописано, что федеральный базисный учебный план должен содержать 25 часов, а 11 часов -это компонент, формируемый школой вместе с учеником и родителями.
5. «Порядок и перечень изучения предметов на профильном уровне», а также порядок организации проектно-исследовательской деятельности определяется школой. То есть ученикам не навязывается в обязательном порядке выполнение «проекта».
6. Сокращение финансирования может быть только в случае уменьшения количества учеников.
7. Предусмотрена возможность сдачи выпускного экзамена на базовом и профильном уровнях.
Мы считаем, что проект Президиума РАО является разумно консервативным. В нем закрепляется существующая практика профильного изучения предметов в старшей школе, ученику не навязывается число изучаемых предметов, четко прописаны часы обязательного государственного финансирования, впервые сделана попытка четко обозначить число часов дополнительного образования, обязательных к финансированию. Кроме того, он написан ясным языком и не содержит прямых идеологических высказываний.
Мы считаем, что этот проект можно взять за основу с тем, чтобы образовательное сообщество высказало свои замечания по его доработке.
Литература
1. Болотов В., Ковалёва Г Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников//Инновацион-ные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 5.
2. Кузнецов А. А. Новый стандарт - это общественный договор // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 1.
3. Кузнецов А. А. Школы обяжут заниматься внеурочной работой // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 2.http://democrator.ru/problem/4515.
4. http://democrator.rU/problem/4515/docs#doc/6956.
В. И. Гайдукова
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ
И ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ
(Размышления учителя о подготовке педагогов к реализации новых стандартов)
Аннотация. Статья посвящена подготовке педагогов к реализации образовательных стандартов. Автор, анализируя принцип психологической комфортности, разграничивает области его реализации: для учащихся и для педагогов. Рассматривает проблемы подготовки педагогов к реализации новых стандартов, недостатки и достоинства существующей системы подготовки. Знакомит с новыми формами и методами подготовки, чтобы учитель смог приобрести свой собственный опыт деятельностного обучения в роли «ученика» и знание того, как по-новому организовать образовательный процесс.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, принцип психологической комфортности, образовательный процесс, педагогическая деятельность, технология деятельностного метода обучения - ТДМ, система курсовой подготовки, ситуация успеха.
О новом можно говорить только по-новому
В. Кубанев
Который раз я открываю книгу Ш. А. Амонашви-ли «Размышления о гуманной педагогике». (Эта книга для меня стала настольной еще со студенческой скамьи.) Идеи гуманной педагогики мне близки и понятны. Последние два десятилетия ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики
говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова дает следующее определение комфортности: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
9
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как «дома». Учитель так организовывает учебный процесс, что ребенок знает и понимает, зачем он пришел в школу, что он делает на уроке. Ученик не боится ошибаться, не огорчается неудачам, а вместе с учителем ищет причины своих трудностей и обязательно преодолевает затруднение.
Известно, что источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя. Поэтому сегодня мне хочется поговорить о психологической комфортности учителя. Замечали ли вы, уважаемые коллеги, как зависит ход урока от нашего с вами самочувствия, настроения. Наши ученики очень тонко чувствуют внутреннее состояние учителя. Если у нас все ладится, мы уверенны в себе, знаем и понимаем, чему и как должны научить детей, тогда и они с радостью идут в школу, у них на уроке горят глаза, и они готовы шагать вперед, преодолевать трудности и не искать «виноватых» в неудачах. Так же как у счастливых родителей - счастливые дети, так же у успешных учителей - успешные ученики. Педагоги, как правило, люди чувствительные, эмоциональные. Поэтому психологическая комфортность необходима каждому учителю для того, чтобы он мог обеспечить психологическую комфортность своим ученикам.
Очень скоро, 1 сентября 2011 года мы с вами начнем работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту. Стандарт нового поколения направлен на «обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных условиях на основе включения в процесс социализации, придание образовательному процессу воспитательной функции». Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В связи с этим, требования к результатам обучения в нем сформулированы в форме личностных, метапредметных и предметных результатов.
В стране проводится большая работа по внедрению новых стандартов: лекции, консультации, семинары по ознакомлению с материалами ФГОС, работают пилотные школы, для учителей организованы курсы. Такие мероприятия собирают целые залы педагогов разных возрастов: солидных, опытных, с большим стажем за плечами и совсем молодых, не имеющих опыта. Но, не смотря на профессионализм методистов, лекторов и высокий организационный уровень, для многих педагогов эти мероприятия являются настоящим испытанием. Часто такие лекции прерываются негодующими репликами слушателей. А в кулуарах после мероприятия педагоги и более откровенны: кто-то говорит о том, что пора заканчивать педагогическую деятельность, кто-то собирается переходить на группу продленного дня, молодые педагоги чаще молчат и думают о смене
профессии. Для некоторых новые стандарты «просто шок». Какая уж тут психологическая комфортность?
Почему же это происходит? Почему мы боимся нового?
Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных новым требованиям технологий, форм и методов обучения. Учитель теперь - не просто транслятор знаний, но организатор развития ученика, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала. Он идет рядом с учеником, создавая условия для формирования у него умения учиться, способности и готовности изменять себя к лучшему, для развития тех универсальных умений, которые помогут ему реализовать себя как личность и стать успешным в жизни в высоком смысле этого слова. А это совсем не просто для человека, который привык быть носителем знания, «истиной в последней инстанции».
Это - серьезное изменение. Потребуется осваивать новые методы работы, обновленное содержание и ИКТ... Сегодня мы видим такой опыт в практике отдельных учителей. Учитель - мобильный человек, он готов работать по-новому, особенно тогда, когда он видит, что это приносит реальную пользу детям. Однако основной массе нужна помощь, поддержка, как методическая, так и психологическая. Ведь учителю необходимо не только освоить новые технологии, но и перестроить полностью свое мировоззрение. Как?
Чтобы получить результат, мастеру нужен хороший инструмент. Топором и пилой евроремонт не сделаешь, нужны современные технологии. Даже волшебнику нужна волшебная палочка. В моей профессиональной деятельности такой волшебной палочкой стала технология деятельностного метода обучения - ТДМ, разработанная в Образовательной системе «Школа 2000.» под руководством Л. Г. Петерсон. Педагоги, работающие в этой системе, легко, без проблем вошли в работу по новым стандартам. Результат, заявленный ФГОС, они уже реализуют в течение последнего десятилетия и обеспечивают достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций. Для них это не пустые слова и фразы для отчетов, а осознанные ориентиры и помощники в работе.
Мне повезло. Так сложилось, что по учебникам Л. Г Петерсон я начала работать еще с конца девяностых годов. С них началось мое освоение технологии деятельностного метода, или ТДМ. Уроки по ТДМ для ребенка более естественны и интересны, чем традиционные, так как предполагают опору на его собственные активные действия. Однако для учителя - это принципиально новая ситуация, ведь теперь ему надо не просто толково рассказать то, что он знает - правила арифметических действий или грамматики, законы природы или основы безопасности жизнедеятельности. Теперь он должен помочь детям пройти путь к их
10
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
самостоятельному открытию. Путь, необходимый каждому ребенку для того, чтобы накопить опыт созидания и тех универсальных действий, которые он затем должен будет применять в своей жизни и профессии.
Но учителя в большинстве своем не только не имеют опыта такого преподавания, но и сами никогда так не учились. Поэтому первое, что нужно сейчас учителю, чтобы выполнить свою миссию -это приобрести свой собственный опыт деятельностного обучения в роли «ученика» и знание того, как по-новому организовать образовательный процесс. Сегодня же, говоря о новых стандартах, при обучении педагогов чаще всего используют традиционные, репродуктивные методы, где звучат слова «учитель должен», «учитель обязан». Но ясно одно - невозможно обеспечить новые результаты, если работать по-старинке, а научить учителя новым методам работы нельзя, не ставя его в активную позицию. Просто лекциями и пересказыванием содержания требований новых стандартов не обойтись. Как же донести до учителя значимость его сегодняшней миссии, помочь ему поверить в себя, вдохновить и вооружить удобным рабочим инструментом?
Ключ к ответу на этот вопрос найден в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО: авторскому деятельностному методу, созданному в этом Центре, учителей обучают тем же самым деятельностным методом. Занятия проводятся так, что каждый учитель «проживает» все этапы ТДМ: самостоятельно ставит перед собой цель в соответствии со своими знаниями и возможностями, находит путь решения проблемы, преодолевает возникшие затруднения, корректирует свои действия.
Осуществляя самостоятельный поиск, учитель учится направлять учебные действия детей, помогать, а не мешать им при выходе из затруднения, при решении своей учебной проблемы. Работая в группах, педагоги сами осваивают групповые приемы работы, и одновременно учатся управлять работой детей в парах и группах, не подавляя их инициативы и не мешая им договариваться, вырабатывать собственную версию ответа.
Осваивая деятельностный метод, педагоги меняются сами, меняется их взгляд на жизнь, их отношение к проблемам на работе, в семье. Они переосмысливают не только свой педагогический, но и свой жизненный опыт, и освоенный деятельностный инструментарий становится помощником им в работе и жизни.
В дидактической системе Л. Г Петерсон принцип психологической комфортности нацеливает взрослых создать среду, где обязательно обеспечивается ситуация успеха для каждого ребенка, когда он прикладывает усилия для движения вперед, и он постоянно ощущает эмоциональную поддержку, веру в его силы. Но этот же принцип психологической комфортности используют руководители
курсов, методисты, чтобы создать среду для учителей, где обязательно обеспечивается ситуация успеха для каждого педагога, эмоциональная поддержка и вера в его силы. Ведь для учителя мало услышать, как надо делать, мало посмотреть, как делают другие, важнее оказаться внутри этой деятельности. Учитель, начиная осваивать эту систему, сам того не подозревая, попадает в ситуацию комфорта, как психологического, так и интеллектуального.
В Центре «Школа 2000.» АПК и ППРО создана система курсовой подготовки и выпущена методическая литература, которая позволяет учителю на курсах или заочно подготовиться к реализации деятельностного метода обучения. Эта система выстроена так, что каждый слушатель, исходя из своих возможностей, может выбрать свой темп освоения технологии, пройдя путь от ознакомительных курсов до курсов методистов, вырасти профессионально и качественно подготовиться к работе по новым стандартам.
В данной статье я не ставила цель: раскрыть технологию деятельностного метода обучения. Это лишь размышления учителя о подготовке к реализации новых стандартов.
Каждое утро в своем классе мы с ребятами начинаем так: беремся за руки и говорим слова: «Мы вместе, значит, у нас все получится! Удачи!»
Уважаемые коллеги, у нас все обязательно получится, если мы будем вместе с детьми. Удачи!
Литература
1. Амонашвили Ш. А. «Размышления о гуманной педагогике». М., 2001.
2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М., 2005.
3. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...”/Построение непрерывной сферы образования. М., 2007.
4. Петерсон Л. Г., Аверкиева Л. А., Гусева Е. А., Кубы-шева М. А., Текнеджян Т. В. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000.». М., 2010.
5. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит «уметь учиться». М., 2006.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., 2010
7. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. -№ 2
8. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 3.
9. Текнеджян Т. В., Л. А. Аверкиева. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения. - М., 2008.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
11