Научная статья на тему 'ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВАРИАНТА ЕГИПЕТСКОЙ ИДЕОГРАММЫ mSa (A12) В ИСТОЧНИКАХ ПЕРВОГО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА'

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВАРИАНТА ЕГИПЕТСКОЙ ИДЕОГРАММЫ mSa (A12) В ИСТОЧНИКАХ ПЕРВОГО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Древний Египет / Первый переходный период / военная история / идеография / Ancient Egypt / The First Intermediate period / military history / ideography

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Н С. Чиж

В статье рассматривается используемый в Первый переходный период вариант изображения идеограммы mSa (A12 по списку Гардинера), изображающей мужчину с инструментом, который можно интерпретировать как мотыгу или кайло. Привлекая письменные, изобразительные и материальные источники, автор проводит связь между этой уникальной идеограммой и тем, как египтяне изображали и обозначали разрушение крепостных стен, которые они уничтожали посредством мотыги. Рассматриваемый вариант появляется и исчезает в эпоху смут Первого переходного периода, сопровождавшихся, помимо прочего, осадами и разрушением стен из сырцового кирпича. Появление такого варианта является отражением актуальных обстоя-тельств междоусобных войн Первого переходного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Circumstances of the Origins of a Variant of mSa (A12) Ideogram in the Sources of the First Intermediate Period

The present article deals with a First Intermediate Period variant of mSa ideogram (A12 in Gardiner sign-list) which depicts a man with a tool which may be interpreted as a hoe or a pick. Through textual, iconographic and material sources the author establishes a connection between this unique ideogram and the way Egyptians described and represented the demolition of defensive walls by means of a hoe. The variant in question appears and then vanishes during the upheaval of the First Intermediate Period, which is characterised as a period of armed conflicts accompanied, among other things, by sieges and destruction of mud-brick walls. The appearance of this variant is therefore assumed to reflect the historical circumstances of the wars of the First Intermediate Period.

Текст научной работы на тему «ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВАРИАНТА ЕГИПЕТСКОЙ ИДЕОГРАММЫ mSa (A12) В ИСТОЧНИКАХ ПЕРВОГО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА»

DOI: 10.30842/ielcp2306901528096

Н. С. Чиж

Институт востоковедения РАН, Москва, Россия. [email protected]

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВАРИАНТА ЕГИПЕТСКОЙ ИДЕОГРАММЫ mSr (A12) В ИСТОЧНИКАХ ПЕРВОГО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА1

В статье рассматривается используемый в Первый переходный период вариант изображения идеограммы msr (A12 по списку Гардинера), изображающей мужчину с инструментом, который можно интерпретировать как мотыгу или кайло. Привлекая письменные, изобразительные и материальные источники, автор проводит связь между этой уникальной идеограммой и тем, как египтяне изображали и обозначали разрушение крепостных стен, которые они уничтожали посредством мотыги. Рассматриваемый вариант появляется и исчезает в эпоху смут Первого переходного периода, сопровождавшихся, помимо прочего, осадами и разрушением стен из сырцового кирпича. Появление такого варианта является отражением актуальных обстоятельств междоусобных войн Первого переходного периода.

Ключевые слова: Древний Египет, Первый переходный период, военная история, идеография.

N. S. Chizh

Institute of Oriental Studies, RAS, Moscow, Russia. [email protected]

On Circumstances of the Origins of a Variant of mSr (A12) Ideogram in the Sources of the First Intermediate Period

The present article deals with a First Intermediate Period variant of msr ideogram (A12 in Gardiner sign-list) which depicts a man with a tool which may be interpreted as a hoe or a pick. Through textual, iconographic and material sources the author establishes a connection between this unique ideogram and the way Egyptians described and represented the demolition of defensive walls by means of a hoe. The variant in question appears and then vanishes during the upheaval of the First Intermediate Period, which is characterised as a period of armed conflicts accompanied, among other things, by sieges and destruction of mud-brick walls. The appearance of this variant is therefore assumed to reflect the historical circumstances of the wars of the First Intermediate Period.

Keywords: Ancient Egypt, The First Intermediate period, military history, ideography.

1 Выражаю благодарность И. В. Богданову за обсуждение статьи и сделанные замечания.

Идеограмма с общепринятой в египтологии лексической

интерпретацией msr Й— A12 по списку Гардинера (Gardiner 1957: 443) — используется для написания ряда лексем, связанных прежде всего с военной деятельностью2. Стандартная форма этого знака изображает мужчину с пером на голове, в одной руке которого практически всегда находится лук, а в другой — иной инструмент или оружие (чаще всего это булава или стрелы). Такой вид идеограмма сохраняет вплоть до эллинистического времени с некоторыми вариациями (Kurth 2007: 131), но выделяется, однако, Первый переходный период египетской истории, когда количество новых вариантов знака было особенно велико.

Следует отметить, что Первый переходный период характеризуется многочисленными локальными военными конфликтами, которые в конце концов вылились в полноценную войну между двумя крупнейшими политическими образованиями того времени — царствами IX-X династий со столицей в nn-nsw.t (позже известный среди эллинов как Гераклеополь Великий) и фиванской XI династии, под эгидой которой произошло объединение раздробленного Египта и началась новая эпоха — т. н. Среднее царство3.

Источники по военной истории эпохи Старого царства немногочисленны, но в Первый переходный период тексты биографий, иконографические мотивы и титулатура указывают на постепенно милитаризующееся общество, на изменения в организации армии и социальном положении военных людей. Резкое увеличение вариантов идеограммы msr находится в русле этих общих тенденций.

Децентрализация Первого переходного периода привела к тому, что локальные культурные традиции стали развиваться самостоятельно, независимо от центра и демонстрируя

2 В первую очередь для написания лексемы mSa и её дериватов (AWMR: 1142-1144). Иные частые употребления знака в качестве детерминатива: mnfA.t / mnfy.t 'пехота' (AWMR: 1075); phr.t 'патруль' (AWMR: 939). Более редкие употребления: для лексемы sn.yt 'свита' (Луврская стела C3; AWMR: 2468); hy в написании титула im.j-ri-hy 'начальник войск-hy' (Fischer 1959: 269).

3 Для подробного описания военного конфликта двух египетских царств см.: Gomaa 1980: 123ff.; Brovarski 2018: 32ff.

зачастую сильные различия (Fischer 1968: 133f.). Обретение самостоятельности хорошо виден на примере трансформаций идеограммы msr, поскольку именно в Первый переходный период появляются многочисленные её вариации, частично уже описанные в египтологической литературе (Fischer 1962; Brovarski 2018: 329). В данной статье мы хотели бы рассмотреть те варианты знака A12, на которых изображается мужчина со специфическими инструментами, обычно трактуемыми как оружие (Brovarski 2018: 328; рис. 1.). Один из этих инструментов (рис. 1) и является предметом исследования данной работы. На наш взгляд, некоторые источники позволяют предположить, что это была разновидность мотыги или кайла .

Интересующий нас инструмент является более редким в вариациях знака mSa и сохранился на очень ограниченном количестве памятников, среди которых стоит отметить прежде всего (рис. 1):

1) Стела Ъ-ihw (CG 1609; Borchardt 1964: 82; Brovarski 2018: pl. 12.6.; Рис. 1.1.).

2) Саркофаг spsj-pw-mnw (ГМИИ I.1.a 5304-5305; Livshitz 1971; рис. 1.2.)5.

3) Стела dmj (Музей Метрополитен 65.107; Allen 1921; Goedicke 1960; Schenkel 1965: 116f., n. 83; Zelenkova 2008: Dok. 146; рис. 1.3.).

4) Знаки гробницы rnh.tj=fj в Моалле (Vandier 1950; рис. 1.4.)6.

4 Фигуры на знаках msr могли иметь разные предметы в руках и быть в разных положениях: помимо вышеупомянутой позы с натянутыми луком, существует один пример, когда мужчина, запечатленный в идеограмме, замахивается с топором в руках (гробница Инеткемет (Brovarski 2018: 142, fig. 9.4.). Для датировки: Brovarski 2018: 105), держит в руках посох (Brovarski 2018: fig. 11.20 (a-d)), метательное оружие (?) (Brovarski 2018: fig. 11.20 (f)), щит (вариация знака A12 в качестве детерминатива лексемы tAz.t 'отряд' (Brunner 1937: 66), копье (ГМИИ Ы.а 5307; Livshitz 1971: 6).

Другие части этого саркофага также опубликованы: Livshitz 1967.

6 Стоит обратить внимание на знак из гробницы Анхтифи, где метательная палка и мотыга переданы особенно отчетливо (Vandier 1950: pl. XXI). На последних двух вариациях (рис. 1.4.) фигуры держат,

Конструкция этих инструментов отличается от стандартной: рядовая мотыга представляла из себя составной инструмент, где рабочую часть для твердости и регулирования угла применения привязывали к черенку — именно в таком виде

мотыга изображена на часто испольуемой графеме mr \ (U6; Gardiner 1957: 516), где ее части неизменно скреплены веревкой. В музейных коллекциях, однако, сохранились египетские мотыги разных периодов, которые по конструкции напоминают те, что изображены на интересующих нас вариациях знака mSrl.

Существует, тем не менее, и реже используемая идеограмма, где мотыга изображена без связывающей обе части инструмента веревки — т. н. мотыга hnn, запечатленная в знаке ^ (U8; Gardiner 1957: 516). Этот знак используется как двусоглас-ный знак hn, детерминатив для лексемы hnn (мотыга)8, элемент

видимо, плотницкие тесла, изображенные в той же гробнице (Vandier 1950: pl. XXIX-XXX).

7 К сожалению, большая часть из нужных нам мотыг являются моделями, созданными не для использования (некоторые из них, впрочем, тоже не имеют веревки: статуэтка из Британского музея EA 45195 (VI династия; URL: https://www.britishmuseum.org/collection/ object/Y_EA45195 (дата обращения — 13.02.2024)); мотыга из Института изучения древних культур в Чикаго E18799 (XVIII династия; URL: https://isac-idb.uchicago.edu/id/60e880f3-a96f-4c94-baed-6177447765c4 (дата обращения — 13.02.2024)); мотыга из Лувра N 2253A (XVIII династия; URL: https://collections.louvre.fr/ark:/53355/ cl010023884 (дата обращения — 13.02.2024)); Из настоящих, функциональных инструментов можно привести: мотыги из гробницы I династии в Саккаре, по форме идентичные тем, что мы имеем в некоторых вариациях (рис. 1.1; рис. 1.4.) (Emery 1939: 434, fig. 33); мотыга из Туринского музея Provv. 4420 (III-IV династия, массив; URL: https://collezioni.museoegizio.it/it-IT/material/Provv_4420 (дата обращения — 13.02.2024)); мотыга из Музея Питри при Университетском Колледже Лондона LDUCE-UC16694 (XII династия, составная; URL: https://collections.ucl.ac.uk/Details/collect/58255 (дата обращения — 13.02.2024)); мотыга из Британского музея 5408 (Новое царство, массив; URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/Y_EA5408 (дата обращения — 13.02.2024)).

8 ÄWMR: 1707; Petrie 1892: pl. XV. Рельеф из Бени Хасана доказывает, что название мотыги Hnn и мотыги со скрепляющей веревкой было одно и то же (Newberry 1893: pl. XXIX; skA m hnn — 'вспахивание мотыгой').

составной идеограммы для лексем Ыъ (AWMR: 783; РТ 650 =

Allen 2005: N 319) и libs oJl1 -fr (AWMR: 1854; РТ 509 = Allen 2005: P 462; PT 478 = Allen 2005: N 428) со значением 'пахать', а также входит в состав идеограммы для лексемы grg — 'основывать' (U17; U18; Gardiner 1957: 517f.; AWMR: 2605f.)9.

Идентификация инструмента с мотыгой возможна благодаря сохранившемуся рельефу эпохи Старого царства из саккарс-кой гробницы Каимхесита, изображающего осаду поселения или крепости (Quibell, Hayter 1927: 25; McFarlane 2003: 34, pl. 48; рис. 2). На этом рельефе несколько мужчин явно используют мотыгу для уничтожения крепостных стен, построенных из кирпича-сырца 10 . Несоразмерность мотыги на рельефе Каимхесита и инструментов на наших вариациях знака mSa не влияет на возможность идентификации их с мотыгой/кайлом — разные размеры мотыг достаточно хорошо показываются вышеупомянутыми примерами в музейных коллекциях 11 . Следует отметить, что снос стен мотыгами не раз изображался в египетских источниках. По всей видимости, именно это событие изображено на т. н. «Палетке городов» (CG 14238; Wilkinson 1999, 41f.; Vogel 2004: 11; рис. 3)12 и в обозначении

9 Для особо похожего на наши мотыги знака см. гробницу Мечена начала IV династии (LD II: Tf. 6)

10 Уничтожение крепостных стен, вероятно, показано еще на одном рельефе Старого царства — из гробницы Инти в Дешаше, где несколько мужчин пользуются длинными, возможно, металлическими стержнями (Kanawati 1993: 24f., pl. 26). Кирпич довольно легко крошился, но египтяне исправили эту проблему не качеством, а количеством: именно по этой причине, полагаю, некоторые стены египетских крепостей в Нубии имели до 8 м в толщину (Vogel 2010: 19).

1 Размер инструмента, сконструированного по модели мотыги, мог быть и совсем небольшим. См., например, мотыжку из гробницы Рехмира, которую использовали при добыче массы для изготовления кирпичей (Davies 1943: Pl. LVIII).

12 На палетке запечатлен ряд поселений или крепостей, вероятно, ливийских, над которыми находятся символы божеств или царской власти с мотыгами, рабочая часть которых вонзается ими в стену. Существует и иная точка зрения о том, что действие это символизирует не разрушение, а основание этих городов, но Г. Дрейер, на примере других источников раннединастического периода, где мотыга ассоциируется с крепостью с разрушенной стеной, убедительно показал, что подразумевается именно разрушение (Dreyer 2005: 260).

года при царе II династии Нинечере на Палермском камне (Wilkinson 2000: 125f., PS r. IV.8; Gilbert 2004: 97).

В условиях ограниченных ресурсов и сложности организации крупных торговых походов и экспедиций за сырьем в период смут, рабочую часть мотыги могли заменять на новую, экономя запасы дерева в и так скудном на древесину Египте13. Использование металлических рабочих частей в таком случае было нецелесообразно14. Кремень в качестве рабочих частей мотыг также не был редкостью (Petrie 1917: 18).

В этой связи следует отметить, что у глаголов с основными значением 'пахать' есть второе значение 'разрушать', 'уничтожать', 'сравнивать с землёй', зафиксированное еще со Старого царства (xbA (AWAR: 933); bA (AWAR: 406))15. Значение 'уничтожать' для этих глаголов встречается также в надписях Среднего (xbA (AWMR: 1853); bA (AWMR: 783)), Нового царства16 и дальнейшие периоды17. Так как интересующие нас вариации идеограммы mS датируются Первым переходным периодом, ограничимся примерами хронологически смежных эпох — Старым и Средним царством.

Особенно обратите внимание на ярлык Дена, где мотыга глубоко входит в стены поселения (Dreyer 2005: Abb. 6c). Также см. Gilbert 2004: 98.

13 У. М. Ф. Питри отмечает, что египетские мотыги вряд ли могли использовать для работы над чем-то, что заставляло бы с силой их вытаскивать (Petrie 1917: 18). По его мнению, работа велась над чем-то рыхлым, например, землей. Сырцовый кирпич также подходит под данную характеристику.

14 Мотыги с медной рабочей частью, тем не менее, использовались уже в I династию (Emery 1939, 435f., Fig. 34-35, pl. LXV). По форме они практически идентичны тем, что держат в руках интересующие нас вариации знака mSa.

15 При чтении могут возникнуть некоторые сложности, так как один и тот же детерминатив — птица-bA (G29; Gardiner 1957: 470) с мотыгой в лапах — может использоваться с обеими лексемами. Без фонетических комплементов невозможно точно установить, какая из этих двух подразумевается. Соответственно, оба варианта равнозначно возможны.

16 Табличка Карнарвона (Gardiner 1916: 106); Лондонский медицинский папирус (Wreszinski 1912: 169, 19.7); Рельеф из Мединет Абу (Картотека TLA: DZA 27.729.870).

17 Храм Тахарки в Карнаке (Картотека TLA: DZA 27.729.850).

Старое царство:

)0S

1) ОТ«Я^1с1(РТ650).

bA=f n=f ЫЬМ^* sT.t «Уничтожит он для него (умершего царя Неферкара — Н. Ч.) крепости Азии».

^ I |Р о о

2) = I. 103.8).

bA.n=f tА Hrjw-Sr «Разрушило оно (войско — Н. Ч.) страну тех, что на песке»19.

(Urk. I. 133.9-10; Edel 2008: 683, Tf. XXXIV)20.

iw hAb.n wj {n}21 Hm n.j nb(=j) r bA wDb wAwA.t irT.t «Послал меня (его) величество мой господин, чтобы уничтожить берег Вават и Ирчет».

Первый переходный период:

(Gardiner, Sethe 1928: pl. VIa).

18 В эпоху Старого царства использовалось несколько лексем, означавших 'крепость': mnnw (ÄWAR: 535), wn.t (с ссылкой на этот пассаж Текстов Пирамид см. ÄWAR: 346); inb.t (ÄWAR: 153; дериват лексемы innerem' (ÄWAR: 153)). Первый из трех знаков крепостей в этом пассаже используется как детерминатив для лексем wn.t и inb.t, причем для inb.t используется знак как овальной, так и прямоугольной крепости. Детерминатив для лексемы mnnw изображает совершенно другой вид крепости, отсутствующий в нашем пассаже. Компромиссным вариантом, таким образом, является чтение inb.w или inb.wt, что дословно можно перевести как 'стены' в первом случае и 'крепости' — во втором.

19 В данном случае имеются в виду бедуины юга Палестины.

20 Интересующий нас глагол bA Э. Эделем был прочитан как hbA (Edel 2008: 683).

21 Ошибочное написание n. Ср. параллельный нашему пассаж на южной стороне фасада: iw gr hAb.n wj hm n.j nb(=j) r shtp hAs.wt (i)ptn (Edel 2008: Tf. XXXIII) — «Послал меня (его) величество мой господин, чтобы успокоить эти чужеземные страны».

ir nfr n [wnn]22 m-r=k ki pr=k hbi(.w)

«Если от тебя ничего не будет, то дом твой будет разрушен».

Среднее царство:

o^^ol'fl'^iyy] (Altenmüller 2015: 28ff.)23. mir msr hnr im.j-ri mnfi.t msr r bi st.t iwi

«Отправка войск вместе с начальником пехоты войска, чтобы разрушить Азию, страну Ива».

Не случайно, на наш взгляд, мотыги/кайла появляются в вариациях знака msr именно в Первый переходный период, в эпоху бушевавшей между номами междусобной войны. Военные действия и осады городов (Vogel 2004: 41ff.), включали уничтожение крепостных стен из сырцового кирпича 24 . Во время боя, очевидно, было затруднительно заниматься сносом стен: рабочие были открыты для обстрела лучников. Множество сцен осады включает в себя, прежде всего, осадные лестницы, которые и использовались для взятия стен25, но после боя, чтобы уничтожить оборонительную способность города или крепости, стены из кирпича, вероятно, сносились. Это действие по уничтожению стен называли hbi или bi —

22 Наиболее вероятная реконструкция по: Hsieh 2021: 258ff. Также см. Drioton, Lauer 1958: 240; ir nfr n wnn m-r=tn dd.hr=tn ... — «Если у вас

ничего нет, то скажите.». Для других примеров этого, по-видимому, устойчивого выражения см. Edel 1964: 591f., §1136. 3 Также см.: Altenmüller 2015: 67; Farag 1980: 79. Здесь группа знаков во фразе ...r bA iwAj bA iAsy — «.уничтожить (крепость) Иваи и (крепость) Иаси» — визуально едина: знак птицы bA расположен над знаком крепости, а мотыга в когтях вонзается в стены.

24 Камень в Египте использовался для культовых построек. Вне Египта, тем не менее, некультовые постройки могли также строить из камня (Форт Рас Будран на южном Синае (Vogel 2010: 6, 19)).

25 К вышеупомянутым сценам из гробниц Инти и Каимхесита следует добавить осаду из гробницы Интефа в Асасифе (Arnold, Settgast 1965), рельеф из храма Ментухотепа в Дейр эль-Бахри (Smith 1965: fig. 185).

'запахивание', поскольку главным инструментом при этом

26

стала служить мотыга или разновидность кайла .

В заключение стоит сказать, что наличие у запечатленного в знаке ш$г воина не связанных с военной деятельностью инструментов возможно, так как сама лексема ш$г в широком смысле значит «экспедиция, отряд» (AWMR: 1143£), причем не обязательно собранный для осуществления военных кампаний.

Таким образом, можно предположить, что междоусобные войны в Первый переходный период, сопровождавшиеся, разрушением крепостей, повлияли на изменение в изображений идеограммы А12.

26 Идентификация инструмента с бумерангом или метательным оружием нам кажется маловероятной. Ср. формы этого оружия разных периодов: Британский музей EA 62080 (Бадари; URL: https://www.britishmuseum.org/coUection/object/Y_EA62080 (дата обращения — 13.02.2024)); Британский музей EA 59703 (Бадари; URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/Y_EA59703 (дата обращения — 13.02.2024)); Туринский музей S. 11112 (I-II династия; URL: https://collezioni.museoegizio.it/it-IT/material/S_11112/ (дата обращения — 13.02.2024); Лувр E 11356 (Первый Переходный период — Новое царство; URL: https://collections.louvre.fr/ark:/53355/cl010007738 (дата обращения — 13.02.2024); особенно ср. с: Dunham 1937: pl. 33, n. 85); Музей Метрополитен 12.182.67 (Среднее царство; URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/544270 (дата обращения — 13.02.2024); Музей Метрополитен 15.3.1117 (Среднее царство; URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/557007 (дата обращения — 13.02.2024)); Музей Метрополитен 19.3.166 (Второй переходный период; URL: https://www.metmuseum.org/art/ collection/search/555864 (дата обращения — 13.02.2024); Музей Метрополитен 36.3.204 (XVIII династия; URL: https://www.metmuseum. org/art/collection/search/549074 (дата обращения — 13.02.2024): Берлинский музей ÄM 4734/02 (XIX династия; https://recherche.smb.museum/ detail/756544 (дата обращения — 13.02.2024)); Лувр AF 6595 (Новое царство; URL: https://collections.louvre.fr/ark:/53355/cl010007635 (дата обращения — 13.02.2024)).

W- 3) Allen 1921. £'Ш

1) Brovarski 2018: fig. 11.20 (k) 2) фото: ГМИИ им А. С. Пушкина лЖ 4) Vandier 1950.

Рис. 1. Вариации идеограммы mSr на памятниках Первого переходного

периода.

Fig. 1. Variations of msr ideogram in the sources of the First Intermediate Period.

Рис. 2. Рельеф осады из гробницы Каимхесита (McFarlane 2003: pl. 48). Fig. 2. Relief from the tomb of Kaimhesit (McFarlane 2003: pl. 48).

Рис. 3. «Палетка городов» (Dreyer 2005: Abb. 5). Fig. 3. «City Palette» (Dreyer 2005: Abb. 5).

Сокращения

ÄWAR — Hannig, R. 2003 : Ägyptisches Wörterbuch I, Alters Reich und Erste Zwischenzeit. Mainz am Rhein.

ÄWMR — Hannig, R. 2006: Ägyptisches Wörterbu ch II, Mittleres Reich und Zweite Zwischenzeit. Mainz am Rhein.

ГМИИ — Государственный музей Изящных Искусств им. А. С. Пушкина.

CG — Catalogue général.

PT — Sethe, K. 1908-1922: Die altaegyptischen Pyramidentexte nach den Papierabdrücken und Photographien des Berliner Museums. Bd. I-IV. Leipzig.

LD — Lepsius, K. R. 1849: Denkmäler aus Ägypten und Äthiopien: nach den Zeichnungen der von Seiner Majestät dem Könige von Preussen Friedrich Wilhelm IV. nach diesen Ländern gesendeten und in den Jahren 1842-1845 ausgeführten wissenschaftlichen Expedition. Abth. II. Berlin.

Urk. — Sethe, K. 1933: Urkunden des Alten Reichs. Bd. 1. Leipzig.

TLA — Thesaurus Linguae Aegyptiae; URL: https://aaew.bbaw.de/tla/ index.html (дата обращения — 12.02.2024).

DZA — Digitalisierte Zettelarchiv des "Wörterbuches der ägyptischen Sprache"; URL: http://aaew.bbaw.de/tla/servlet/DzaBrowser (дата обращения — 12.02.2024).

Литература

Allen, J. P. 2005: The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Atlanta.

Allen, T. G. 1921: The Story of an Egyptian Politican. The American Journal of Semitic Languages and Literatures 38/1. 55-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Altenmüller, H. 2015: Zwei Annalenfragmente aus dem frühen Mittleren Reich. Hamburg.

Arnold, D., Settgast, J. 1965: Erster Vorbericht über die vom Deutschen Archäologischen Institut Kairo im Asasif unternommenen Arbeiten. Mitteilungen des deutschen archäologischen Instituts: Abteilung Kairo. 47-61.

Borchardt, L. 1964: Denkmäler des alten Reiches. Tome II. Le Caire.

Brovarski, E. 2018: Naga ed-Der in the First Intermediate Period. Atlanta.

Brunner, H. 1937: Die Texte aus den Gräbern der Herakleopolitenzeit von Siut (mit Übersetzung und Erläuterungen). Gluckstadt-Hamburg-New York.

Davies, N. de G. 1943: The Tomb of Rekh-mi-re' at Thebes. Vol. II. New York.

Dreyer, G. 2005: Narmerpalette und Städtepalette. Die Unterwerfung des Deltas. In: K. Daoud, S. Bedier, S. Abd el-Fatah (ed.) Studies in Honor of Ali Radwan. Le Caire.

Drioton, E., Lauer, J.-Ph. 1958: Un groupe de tombes a Saqqarah: Icheti. Nefer-Khouou-Ptah, Sebek-em-Khen et Ankhi. Annales du Service des Antiquités de l'Égypte 55. 207-251.

Dunham, D. 1937: Naga-ed-Der Stelae of the First Intermediate Period. London.

Edel, E. 1964: Altägyptische Grammatik. Bd. II. Roma.

Edel, E. 2008: Die Felsgräbernekropole der Qubbet el-Hawa bei Assuan. I. Abt. Bd. 2. Paderborn.

Emery, W. B. 1939: A Preliminary Report on the First Dynasty Copper Treasure from North Saqqara. Annales du Service des Antiquités de l'Égypte 39. 427-437.

Farag, S. 1980: Une inscription memphite de la XIIe dynastie. Revue d'Égyptologie 32. 75-82.

Fischer, H. G. 1959: A Scribe of the Army in a Saqqara Mastaba of the Early Fifth Dynasty. Journal of Near Eastern Studies 18/4. 233-272.

Fischer, H. G. 1962: The Archer as Represented in the First Intermediate Period. Journal of Near Eastern Studies 21/1. 50-52.

Fischer, H. G. 1968: Dendera in the Third Millennium B.C. down to the Theban Domination of Upper Egypt. New York.

Gardiner, A. H. 1916: The Defeat of the Hyksos by Kamose: The Carnarvon Tablen, No. 1. Journal ofEgyptian Archaeology 3. 95-110.

Gardiner, A. H. 1957: Egyptian Grammar: Being an Introduction to the Study of Hiroglyphs. 3rd Edition. Oxford.

Gardiner, A. H., Sethe, K. 1928: Egyptian Letters to the Dead. Mainly from the Old and Middle Kingdoms. London.

Gilbert, G. P. 2004: Weapons, Warriors and Warfare in Early Egypt. Oxford.

Goedicke, H. 1960: The Inscription of dmi. Journal of Near Eastern

Studies 19/4. 288-291. Gomaa, F. 1980: Ägypten während der Ersten Zwischenzeit. Wiesbaden. Hsieh, J. 2021: Ancient Egyptian Letters to the Dead: The Realm of the

Dead through the Voice of the Living. Leiden. Kanawati, N. 1993: Deshasha. The Tombs of Inti, Shedu and Others. Marrickville.

Kurth, D. 2007: Einführung ins Ptolemäische: Eine Grammatik mit

Zeichenliste und Übungsstücken. Teil 1. Hützel. Livshitz, I. G. 1967: [Inscriptions from Wooden Sarcophagus Fragments of "count, sole friend (of the king)" Spsj-pw-mnw]. Epigrafika Vostoka [Epigraphy of the Orient] 18. 3-15. Лившиц И. Г. 1967: Надписи на фрагментах деревянного саркофага «князя, единственного друга (царя)» Spsj-pw-mnw. Эпиграфика Востока 18. 3-15. Livshitz, I. G. 1971: [Inscriptions from Akhmim]. Epigrafika Vostoka [Epigraphy of the Orient] 20. 4-14.

Лившиц, И. Г. 1971: Надписи из Ахмима. Эпиграфика Востока 20. 4-14. McFarlane, A. 2003: Mastabas at Saqqara. Kaiemheset, Kaipunesut,

Kaiemsenu, Sehetepu and Others. Oxford. Newberry, P. E. 1893: Beni Hasan. Part I. London. Petrie, W. M. F. 1892: Medum. London. Petrie, W. M. F. 1917: Tools and Weapons. London. Quibell, J. E., Hayter, A. G. K. 1927: Excavations at Saqqara: Teti

Pyramid, North Side. Le Caire. Schenkel, W. 1965: Memphis. Herakleopolis. Theben: die epigraphischen

Zeugnisse der 7.-11. Dynastie Ägyptens. Wiesbaden. Smith, W. S. 1965: Interconnections in the Ancient Near East: A Study of the Relationships between the Arts of Egypt, the Aegean, and Western Asia. New Haven. Vandier, J. 1950: Mo 'alla. La tombe d'Ankhtifi et la tombe de Sebekhotep. Le Caire.

Vogel, C. 2004: Ägyptische Festungen und Garnisonen bis zum Ende des

Mittleren Reiches. Hildesheim. Vogel, C. 2010: The Fortifications of Ancient Egypt 3000-1780 BC. Oxford.

Wilkinson, T. A. H. 1999: Early Dynastic Egypt. London-New-York. Wilkinson, T. A. H. 2000: Royal Annals of Ancient Egypt. London; New York. Wreszinski, W. 1912: Der londoner medizinische Papyrus (Brit. Museum Nr. 10 059) und der Papyrus Hearst in Transkription, Über -setzung und Kommentar. Leipzig. Zelenkova, L. 2008: Die privaten Stiftungsinschriften des funerären Bereichs des Alten Reiches und der 1. Zwischenzeit. Wien.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.