Древнеегипетские «Письма к мертвым» древней традиции как явление египетской культуры Первого переходного периода (XXII-XXI вв. до н. э.)
Ancient Egyptian Letters to the Dead of the ancient tradition as a phenomenon of Egyptian culture of the First Intermediate Period (XXII-XXI centuries BC)
Хапрова Анна Викторовна
Студентка 4-го курса Восточный факультет Санкт-Петербургский государственный университет
Россия, Санкт-Петербург e-mail: [email protected]. ru
Khaprova Anna
4th year student Faculty of Oriental Studies Saint-Petersburg State University Russia, Saint-Petersburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена анализу «Писем к мертвым» — писем, обращенных к умершим родственникам с какой-либо просьбой (как правило, это вопросы собственности, болезни, фертильности и др.) — древней традиции (11 источников) как явления древнеегипетской культуры эпохи Первого переходного периода (XXII-
XXI вв. до н. э.). Центральным вопросом, на который пытается ответить автор, является то, почему мы видим столь частое по сравнению с прочими периодами египетской истории (всего писем с конца Старого царства, т. е.
XXII в. до н. э., вплоть до Позднего периода, VII в. до н. э., насчитывается не более 20) обращение к этой своеобразной религиозной практике именно в это время. Связано ли это с социально-политическими потрясениями Первого переходного периода или же является следствием неких культурных процессов?
Annotation.
This paper is dedicated to the analysis of Letters to the Dead — letters that were written to the deceased relatives with some request (typically concerning the issues of property, illness, fertility, etc.) — of the ancient tradition (11 sources) as a phenomenon of ancient Egyptian culture of the First Intermediate period (XXII-XXI centuries BC). The main question the author attempts to answer is the following one: Why do we see such a frequent compared with other periods of Egyptian history (in total there are no more than 20 letters from the end of the Old Kingdom, i.e., the XXII century B.C., up to the Late period, the 7th century BC) use of this peculiar religious practice at this particular time? Is it connected with the socio-political upheavals of the First Intermediate period, or is it a consequence of certain cultural trends?
Ключевые слова: «Письма к мертвым», обращения к мертвым, культ предков, официальная идеология, кризис унитарной монархии, Первый переходный период, Среднее царство.
Key words: Letters to the Dead, appeals to the dead, ancestor worship, official ideology, crisis of unitary monarchy, The First Intermediate Period, the Middle Kingdom.
«Письма к мертвым» — корпус древнеегипетских текстов, представляющих собой письма, обращенные к умершим родственникам. Как правило, к их написанию прибегали не просто чтобы, как выразились А. Гардинер и К. Зете, связаться с родным, отправившимся на прекрасный Запад (Gardiner, Sethe 1928, 10), но обратиться к нему с куда более практической целью. В них адресант взывал к «аху» (Ax) (Wb, I, 13:9), «благословенному» умершему из числа его предков, с тем, чтобы он помог ему в той или иной беде, постигшей пишущего или его домочадцев (Gunn 1930, 147). Дело в том, что, согласно верованиям египтян, враждебно настроенный дух умершего мог действовать против живых — насылая, например, болезни или другие несчастья. Но как остановить и наказать такого духа, особенно если неясно, кто именно действует против тебя? Следует написать и попросить заступничества у одного из своих родственников, который уже находится «по ту сторону» и может поквитаться с неприятелем (Gunn 1930, ibid.).
Точное количество текстов, которые можно отнести к корпусу «Писем к мертвым» на данный момент, определить затруднительно, но это число точно не превышает 20. Хотя оно может показаться довольно скромным, как отмечают А. Гардинер и К. Зете, их число сопоставимо с количеством дошедших до нас иератических документов эпохи Старого и Среднего царств, а значит, мы имеем дело с некогда широко распространенным обычаем (Gardiner, Sethe 1928, 9-10).
Большинство из «Писем к мертвым» иератические (т. е. написаны скорописью) и нанесены чернилами на сосуды из красной глины (чаши, блюда, подставки под сосуды и пр.), фрагменты льна или папируса, остраконы или другие поверхности, такие как небольшие фигурки. Что касается датировки, то самое ранее из писем датируется концом Старого царства (XXII в. до н. э.), позднее — VII в. до н. э. (Donnât 2014, 21), (Miniaci 2016, 90), но следует отметить, что значительная их часть (11 писем т. н. древней традиции, рассматриваемые в настоящей статье) относится к сравнительно небольшому промежутку времени с конца Старого до начала Среднего царства (порядка 200-250 лет).
Таблица 1. Список «Писем к мертвым» древней традиции.
Название письма Местонахождение и инвентарный номер Происхождение Археологический контекст Датировка
1. Каирский текст на льне Египетский национальный музей, Каир, JE 25975 Саккара Неизвестен конец VI-ой династии
2. Чаша Кау Музей египетской археологии Питри (Лондон), UC16163 Некрополь Кау (10-й верхнеегипетский ном), гробница Qau 7695 Есть Первый переходный период, скорее всего, УП-УШ династии
3. Сосуд из Чикаго Музей Института востоковедения Чикагского университета, Chicago OIM 13945 Неизвестно Неизвестен Первый Переходный период, вероятно, У1-Х1 династии
4. Чаша Ху Музей египетской археологии Питри, UC16244 Некрополь Ху (7-й верхнеегипетский ном), гробница Ни Y84 Неизвестен Первый Переходный период, вероятно, начало Х1-ой династии
5. Папирус Нага эд-Дейр 3737 Центр Тебтунских папирусов при библиотеке Банкрофт, Калифорнийский университет в Беркли Некрополь Нага эд-Дейр (8-й верхнеегипетский ном), гробница № 3737 Есть Конец VI династии или Первый переходный период
6. Папирус Нага эд-Дейр 3500 Музей изящных искусств в Бостоне Некрополь Нага эд-Дейр, участок № 3500, гробница неизвестна Неизвестен Конец VI династии или Первый переходный период (У11-Х династии)
7. Стела из известняка Трастовая коллекция семьи Харер Неизвестно Неизвестен Скорее всего, первая половина Первого переходного периода
8. Чаша из Каира Египетский национальный музей, Каир, CG25375 Саккара Неизвестен Начало XII династии
9. Чаша из Лувра Лувр, Louvre E6134 Неизвестно, скорее всего, область Абидоса или южнее (Средний или Верхний Египет) Неизвестен Конец Первого переходного периода — начало Среднего царства
10. Чаша из Берлина Берлин, Египетский музей и собрание папирусов, Berlin 22573 Неизвестно Неизвестен Не позднее XII династии (скорее всего, период правления Х-Х1 династий)
11. Эрмитажная стела (писцовая доска) (?) Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, ДВ-4966 Неизвестно Неизвестен Конец Первого Переходного периода — начало Среднего царства (вероятно, XI династия)
Одни из центральных понятий для «Писем к мертвым» связаны с обозначением умерших — тех, к кому обращаются за помощью, и, наоборот, «злых» духов, которые действуют против адресанта. По большому счету, «Письма к мертвым» — название условное, не отражающее в полной мере представлений египтян об усопших. Как отмечает С. Донна, буквально «мертвыми» — mt.w (Wb, II, 167:1-6) — египтяне в контексте
этого корпуса текстов мыслили, как правило, тех умерших, с которыми автор письма не стремился поддерживать отношения через отправление культа (Donnat, 10-11), мертвых злонамеренных или своих покойных родственников, к которым он непосредственно в письме не обращается (в качестве нейтральной дескрипции). А обращался он к умершим «благословенным» — «ахам» Ax.w J(Wb, I, 15:17-16:10) — заупокойный культ которых этот человек исправно поддерживал (как мы увидим дальше, автор письма нередко упоминал о принесенных своему «благословенному» предку жертвах, хорошо устроенном погребении и прочих оказанных ему почестях, прежде чем начать излагать свои проблемы и просьбы — своего рода рычаг давления). Получается, что mt — понятие более общее, то есть всякий Ax — mt, но не каждый mt обязательно Ax. Конечно, существовали и другие обозначения почивших, в основном, коллективные, —tp.j.w-a «предки» (Wb, V, 283:1 ), im.j.w-bAH «те, что были прежде» (Wb, I, 73:8), nt.j. w-im(.w) «те, которые там» (Wb, II, 355:1) и так далее (Donnat, 2) — но они лишь разграничивали живых и умерших, подчеркивая их удаленность во времени и пространстве. Эти выражения, как правило, не использовались для описания личных отношений с отдельно взятыми покойными и потому в контексте рассматриваемого корпуса текстов не употребляются (Ibid.).
Живые поддерживали культ умерших родственников, от которых в ответ ожидалась помощь: например, защита их интересов на суде мертвых (Donnat 2014, 87). «Ахи», «благословенные умершие» в совокупности могли представлять своего рода суд присяжных, особенно на т. н. суде мертвых (известен также как суд Осириса), определяя участь новоприбывших умерших (Harrington 2013, 10). Поэтому в «Письмах к мертвым» к родственнику, в чьей благосклонности отправитель был уверен, обращаются за заступничеством на таком суде. Здесь четко прослеживается принцип do ut des («даю, чтобы ты дал»), который мы также видим, например, во многих иероглифических погребальных надписях, где тем, кто окажет покойному услугу и прочитает, например, жертвенную формулу, сулят всяческие блага, а потенциальным осквернителям гробницы угрожают (Donnat, ibid.). Типичными вопросами, с которыми египтяне могли обращаться к своим умершим родственникам, были несправедливое распределение собственности, болезни, фертильность, вредоносные действия других духов умерших. Скорее всего, оставляли «Письма к мертвым» в погребениях, рядом с телом усопшего.
«Письма...» представляют большой интерес для исследователей по той причине, что, как отмечает М. Гарсия (García 2010, 1), хотя религия и погребальные обычаи Древнего Египта пользуются чрезвычайной популярностью в современной культуре, наши знания о частных верованиях и практиках зачастую оказываются очень скудны. Вплоть до Нового царства нам известны преимущественно те аспекты египетской религии, которые напрямую связаны с погребениями (Baines 1987, 79). Религия предшествующих эпох, как выразился Дж. Бейнс, 'is less well known, and probably less knowable' (Ibid., 80). «Письма к мертвым» же как раз являют собой
пример частного, преимущественно низового и провинциального культа. Как писала Дж. Пинч (Hawass 2003, 445), «вероятнее всего, к мертвым обращались в те периоды, когда доступ к высшим божественным силам, населявшим управляемые государством храмы, был затруднен». Это, безусловно, заслуживающая внимания мысль, к которой мы еще вернемся ниже.
Как видно из таблицы, все рассматриваемые письма древней традиции, о происхождении которых нам что-либо известно, относятся либо к Саккаре — некрополю при столице Старого царства, Мемфисе — либо к области между IV и X номами Верхнего Египта, условной «провинции», известной своим усилением в Первый переходный период (Shaw 2000, 111 -112). Однако не стоит торопиться с выводами, поскольку количество источников очень невелико, и несколько новых писем могут кардинально изменить наши представления о них, но выстраивается любопытная закономерность.
Остановимся подробнее на времени написания рассматриваемых писем — промежутке между концом Старого царства и началом Среднего. Хотя в целом традиция написания «Писем к мертвым» продолжалась и после (нам известны примеры из Среднего и Нового царств, а также Третьего переходного периода) (O'Donoghue 1999, 92), (Donnat 2014, 21), примечательно, что не меньше половины из них относятся именно к этому сравнительно небольшому временному отрывку. Сложно сказать, совпадение ли то, что большинство сохранившихся и известных на данный момент писем были составлены именно в этот период, или же это свидетельствует об особой популярности данной практики в это время (O'Donoghue 1999, ibid.). Если все же считать, что в Первый переходный период написание «Писем к мертвым» приобрело особое распространение, то с чем это могло быть связано?
Как отмечает М. О'Доною, ответ на этот вопрос неразрывно связан с тем, как исследователь в целом относится к этому историческому периоду и какие процессы предпочитает в нем видеть (Ibid., 93). Те египтологи, которые считают Первый переходный период временем хаоса, естественно, будут связывать частое обращение за помощью к умершим родственникам с возникшим из-за него чувством неопределенности и неполадками в работе социальных институтов. Те же, кто придерживается иных взглядов на протекавшие в то время исторические процессы, ищут этому другое объяснение. Таким образом, здесь на интерпретацию религиозной практики неизбежно накладываются взгляды исследователя (Ibid.).
Так, М. Гильмо считает, что столь частое обращение за помощью к умершим связано именно с наступившей нестабильностью (Guilmot 1966, 8). Он полагает, что египтянин не стал бы тревожить дух своего покойного родича без веской на то причины, а значит, если он все-таки писал ему письмо, то все земные инстанции уже были пройдены, и справедливости все же добиться не удалось (Ibid.). Первый переходный период М. Гильмо описывает как время, когда социальные институты Старого царства рухнули, и государство не могло больше должным образом отстаивать права своих граждан, отчего они и стали обращаться за помощью и справедливостью к тем, кто находится «по ту сторону» (Ibid.).
М. Гарсия, в свою очередь, подчеркивает, что ключевую роль в возросшей популярности такой практики как написание «Писем к мертвым», а также в отождествлении умершего с Осирисом (ранее с ним мог сравниваться только царь) и постепенном появлении Текстов саркофагов в погребениях частных лиц, сыграл кризис унитарной монархии и окончание монополии высокой дворцовой культуры на идеологию и религиозную жизнь египтян (García 2010, 4-6). Именно вследствие этих процессов, считает М. Гарсия, большую видимость приобрели семейный культ, культ предков и важность расширенной семьи, до этого, по-видимому, не находившие отражения на частных памятниках и существовавшие исключительно в устной форме (Ibid.). В Старом царстве вплоть до его заката культ предков не был распространен, так как царь в рамках государственной идеологии воспринимался как глава большой семьи, включавшей и его родственников, и чиновников египетского
государства. После того, как монархия ослабла, официальная идеология уступила место низовым культам и ценностям (García 2010, 20-21).
Альтернативный взгляд на этот вопрос представлен, например, в статье А. Роккати (Roccati 1967), который считал, что особая популярность «Писем к мертвым» в Первый переходный период обусловлена тем, что именно в это время стала складываться идея о семейных узах, которые могут «пережить» саму смерть и продолжить связывать живущего с его покойным родственником (эта идея, опять же, находит свое отражение в некоторых из Текстов саркофагов) (O'Donoghue 1999, 93).
Автору же кажется, что два изложенных выше подхода к объяснению необычайно большого количества «Писем к мертвым», относящихся именно к Первому переходному периоду, в определенной степени дополняют друг друга. Представляется вполне возможным, что эти протекавшие параллельно процессы (ослабление центральной власти, крах социальных институтов Старого царства с одной стороны и сложение идеи о семейных узах, сохраняющихся и в смерти, с другой) и привели к популярности такой религиозной практики как написание «Писем к мертвым».
«Письма к мертвым» древней традиции — интереснейший корпус текстов времен Первого переходного периода и бесспорное свидетельство существования в Древнем Египте культа ближайших предков, «ахов», к которым обращались за помощью по различным поводам. Написание «Писем к мертвым» явно было достаточно распространенной практикой и, возможно, частью определенных литургий, связанными с почетанием предков и осирическими праздниками. Большинство из них происходят с территории Верхнего Египта, из условной «провинции», усилившейся в это время, и только древнейшее — каирский текст на льне — было обнаружено в важнейшем некрополе Старого царства в Саккаре. То обстоятельство, что больше половины известных на данный момент «Писем к мертвым» относятся к Первому переходному периоду, можно при этом понимать как результат ряда протекавших одновременно социально-политических и культурных процессов. С одной стороны, большинство исследователей сходятся на том, что Первый переходный период — это время хаоса и краха социальных институтов Старого царства, из-за чего египтянину, не добившемуся справедливости в разного рода земных инстанциях, приходилось обращаться за заступничеством к умершим родственникам. В то же время кризис унитарной монархии и ослабление влияния центральной власти на государственную идеологию приводили к тому, что большую видимость приобретали частные и семейные культы, а в частности и культ предков. С другой стороны, постепенно складывалось представление о семейных узах как о чем-то, что может выстоять перед лицом смерти и продолжить связывать умершего с его живыми родичами (эту же идею мы видим в ряде заклинаний Текстов саркофагов, которые обнаруживают значительное тематическое сходство с «Письмами к мертвым»).
Список используемой литературы:
1. Baines 1987 Practical Religion and Piety I J. Baines II JEA. — 1987. — № 73. — pp. 79-98.
2. Donnat Contacts with the dead in Pharaonic Egypt: Ritual relationships and dead classification I S. Donnat.
— Strasbourg: Marc Bloch University. — 11 p.
3. Donnat 2014 Écrire à ses morts: Enquête sur un usage rituel de l'écrit dans l'Egypte pharaonique I S. Donnat.
— Grenoble: Éditions Jérôme Millon, 2014. — 283 p.
4. García 2010 Oracles, ancestor cults and letters to the dead: the involvement of the dead in the public and private family affairs in pharaonic Egypt I J. C. M. García II Perception of the invisible: religion, historical semantics and the role of perceptive verbs. — Köln: Rüdiger Köppe, 2010. — pp. 133-153.
5. Gardiner, Sethe 1928 Egyptian Letters to the Dead, Mainly from the Old and Middle Kingdoms I A. H. Gardiner, K. Sethe. — London: at the offices of the Egypt Exploration Society, 1928. — 56 p.
6. Guilmot 1966 Les Lettres aux morts dans l'Égypte ancienne I M. Guilmot II RHR. — 1966. — № 170. — pp.
1-27.
7. Gunn 1930 Notices of Recent Publications: Egyptian Letters to the Dead, mainly from the Old and Middle Kingdoms. Copied, translated and edited by Alan H. Gardiner and Kurt Sethe / B. Gunn // JEA. — 1930. — Vol. 16, №. 1/2. — pp. 147-155.
8. Hawass 2003 Egyptology at the Dawn of the Twenty-First Century. Vol. 2: History, Religion / Z. Hawass (ed.). — Cairo-New York: 2003. — 445 p.
9. Miniaci 2016 Reuniting Philology and Archaeology: The "Emic" and "Etic" in the Letter of the Dead Qau Bowl UC16163 and its Context / G. Miniaci // ZÄS. — 2016. — № 143 (1). — pp. 88-105.
10. O'Donoghue 1999 The 'Letters to the Dead' and Ancient Egypt Religion / M. O'Donoghue // BACE. —
1999. — № 10. — pp. 87-104.
11. Roccati 1967 Due lettere ai morti / A. Roccati // RSO. — 1967. — № 42. — pp. 323-328.
12. Shaw 2000 The Oxford History of Ancient Egypt / I. Shaw (ed.). — New York: Oxford University Press,
2000. — 550 p.
13. Wb Wörterbuch der Aegyptischen Sprache / A. Erman, H. Grapow. — Berlin: Akademie Verlag, 1955. — Bände I-V.