Научная статья на тему 'Головной убор египетских богинь и царственных женщин в виде грифа: история происхождения и символика'

Головной убор египетских богинь и царственных женщин в виде грифа: история происхождения и символика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2897
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ ЦАРИЦЫ / ИКОНОГРАФИЯ / СИМВОЛИКА КОРОН / ГРИФ / ANCIENT EGYPTIAN QUEENS / ICONOGRAPHY / SYMBOLISM OF CROWNS / VULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Большаков Владимир Анатольевич

В статье рассматривается один из важнейших атрибутов египетских богинь, матерей и жен фараонов – головной убор в форме грифа. На материале изобразительных и письменных источников анализируется происхождение и идеологически обусловленное символическоезначение данного головного убора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbolism and Origins of Vulture Headgear of Egyptian Goddesses and Queens

This article deals with one of the most important attributes of Ancient Egyptian goddesses and queens – the vulture headgear. On the basis of various figurative and written sources the origin and symbolic value of the headgear are analyzed. A special attention is paid to visual parallels drawn between queens and such protective goddesses-mothers as Nekhbet, Wadjet and Mut.

Текст научной работы на тему «Головной убор египетских богинь и царственных женщин в виде грифа: история происхождения и символика»

ИЗ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

ГОЛОВНОЙ УБОР ЕГИПЕТСКИХ БОГИНЬ И ЦАРСТВЕННЫХ ЖЕНЩИН В ВИДЕ ГРИФА: ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СИМВОЛИКА

В.А. Большаков

Кафедра истории и социально-экономических дисциплин Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

В статье рассматривается один из важнейших атрибутов египетских богинь, матерей и жен фараонов - головной убор в форме грифа. На материале изобразительных и письменных источников анализируется происхождение и идеологически обусловленное символическое значение данного головного убора.

Ключевые слова: древнеегипетские царицы, иконография, символика корон, гриф.

Одним из характерных атрибутов богинь и царственных женщин Древнего Египта является особый вид короны в виде грифа (егип. - пеге1;), шея и голова которого выступают надо лбом, а крылья и оперенные когти, обычно сжимающие знак «вечность» (кольцо - БЬеп), с двух сторон облегают голову наподобие чепца (рис. 1).

Поскольку в сценах сакрального характера (и так называемых «официальных» сценах) не было места случайному и преходящему, а различные атрибуты и инсигнии имели большую смысловую нагрузку, символическое значение головного убора в виде грифа, причины и обстоятельства его появления в иконографии матерей и жен царей Р 1 заслуживают особого внимания. Судя по форме

упомянутого головного убора и детализированным

древ-неегипетским изображениям грифов, речь идет о стилизованном воспроизведении грифа белоголового (Gyps fulvus) (1) (рис. 2). Изобразительные источники и отдельные упоминания в Текстах Пирамид позволяют идентифицировать грифа, а точнее, самку грифа белоголового как олицетворение Нехбет - богини-покровительницы Верхнего Египта (2). Богиня Нехбет, с древнейших времен почитавшаяся в верхнеегипетском городе Нехебе (Эль-Кабе), занимала особое место в символике царской власти. Так, изображения богини Нехбет в виде грифа представлена уже на многих ран-нединастических церемониальных предметах первых царей Египта: например, на так называемой «юбилейной» булаве Нарме-ра (3), на табличке из Нагады (4), на табличках Семерхета (5), Каа (6), фрагментах ваз Перибсена (7), печати и фрагменте вазы Хасехемуи (8). На ран-нединастических памятниках и в иероглифической письменности богиня-гриф Нехбет вместе с богиней-змеей Уаджит образуют двуединый образ - Обе Владычицы (Nbty, - знак G 16 по списку иероглифических знаков А. Гардинера) (9) (рис. 3). После объединения около 3100 г. до н.э. Верхнего и Нижнего Египта в единое государство эти богини регулярно присутствуют на царских памятниках, выражая тем самым власть над обеими частями страны и защиту фараона. В некоторых случаях Обе Владычицы предстают в виде двух уреев: так, две кобры, обрамляющие с двух сторон крылатый солнечный диск, интерпретируются как персонификация богинь Нехбет и Уаджит (10).

Изображения Нехбет в виде грифа или в облике женщины с головным убором в виде самки грифа с кеглеобразной белой короной Верхнего Египта (hedjet) позволяют заключить, что эта богиня являлась своеобразной женской параллелью богу Хору - богу-защитнику царя и его земному воплощению (11). Наиболее очевидное выражение образ грифа, тесно связанный с аспектами материнства, имеет в иероглифической письменности: знак-определитель для ело-

Тч

ва neret «гриф» (знак G 14 -""(12)) также служит знаком-идеограммой для ело-

ва «мать» (mut) и для написания имени богини Мут (знак G 15 (13)) ((которое, в свою очередь, переводится как «мать»).

Согласно Текстам Пирамид, богини-матери умершего царя предстают в образе двух кормящих его грифов (14). Рельефы из пирамидных комплексов царей времен V-VI династий (XXVI-XXIII вв. до н.э.) подтверждают, что под двумя кормящими царя матерями в облике грифов подразумеваются богини Нехбет и Уад-жит, изображенные в антропоморфном облике, но в головном уборе в виде грифа.

Другой египетской богиней-матерью, ассоциирующейся с грифом, являлась вышеупомянутая богиня Мут.

Рис. 2

Несмотря на то что имя Мут тоже выписывалось знаком «гриф», образ этой хищной птицы, по-видимому, не был для этой богини первичным: чаще всего Мут выступала в антропоморфном облике с человеческой или иногда львиной головой, но не в виде грифа, как Нехбет (15).

Хотя для Мут типичен головной убор в виде самки грифа, сама она, в отличие от Нехбет, собственно богиней-грифом не являлась и до конца Нового царства изображалась либо полностью в антропоморфном облике, либо как львиноголовая женщина (16).

Богиня Мут, имя которой за исключением амарнского времени (т.е. времени правления Аменхотепа ГУ/Эх-натона (ок. 1350-1334)), выписывалось знаком «гриф», была связана с этой птицей прежде всего потому, что в египетских представлениях гриф имел положительные коннотации и символизировал материнство и женское божественное начало. По свидетельству позднеантичного писателя ГУ в.н.э. Гораполлона, «род грифов... является только женского пола. Поэтому египтяне помещают грифа в качестве короны на все женские изображения, и, следовательно, египтяне употребляют этот знак для всех богинь» (17).

Атрибутами сравнительно поздно появившейся в египетском пантеоне богини Мут становится не только головной убор в форме грифа, но и корона Верхнего и Нижнего Египта (ра 8еЬеш1у), являющаяся важным атрибутом бога-творца Атума-Ра и царя как властителя всего Египта (рис. 4).

По мнению Х. Те Вельде, Мут, наделенная двойной короной, выступает не просто в роли богини-матери, но как божественная царица-мать и даже царица-регентша, богиня-правительница, представляющая царскую власть (18). Главными же функциями, сближающими образы Мут и Нехбет, являлись материнство по отношению к царю и устрашение его врагов. Отметим, что в иероглифической письменности само слово

_ «гриф» (пеге1 (19)), по всей видимости, - производное

от глагола «устрашать» (пеп), причем его знаком-опре-

I_I делителем (также как и для существительного пеги -

Рис 4 «устрашение», «ужас») служит гриф или голова грифа (20).

В этом контексте необходимо отметить, что в религиозно-мифологических представлениях египтян грифы, змеи и львицы являлись олицетворением богинь-хищниц, которых требовалось умилостивлять, чтобы они проявили мирную сторону своей сущности. В частности, образы Нехбет и Мут (особенно Мут в ее львином образе) сближаются с гневными богинями-львицами - Сехмет, Бастет и Нейт. С другой стороны, на амбивалентность функций богини-грифа Нехбет указывает и двойное значение глагола пеп - «устрашать», но также и «защищать, оберегать» (21).

Так, в Текстах Пирамид Нехбет характеризуется как богиня-защитница царя: «Да живет царь N этот благодаря отцу своему Атуму! Да защитишь ты его, Нехбет! Ибо защитила уже ты его, Нехбет, царя N пребывающая в Доме Знатного, находящегося в Иуну» (22).

Изобразительные памятники свидетельствует о том, что головной убор в виде самки грифа не сразу появился и утвердился в иконографии царственных женщин. На рельефах в пирамидных комплексах царей эпохи Древнего царства (ХХУ11-ХХШ вв. до н.э.) в этом головном уборе преимущественно предстают богини, а не матери и жены царя: в частности, раннее известное изображение богини в чепце-иеге!, надетом поверх трехчастного парика, датируется ГУ династией (23). Из поминального храма царя Сахура в Абусире происходят фрагменты рельефов с изображениями богинь Нехбет, Уаджит и Мерет в трехчастном парике и в головном уборе-иеге! (24). Так, на одной из сохранившихся сцен богиня Нехбет кормит грудью царя (25) (рис. 5), причем следует отметить, что за исключением чепца-иеге! облик богини в облегающей рубашке на бретелях, колье, широким ожерельем и браслетами ничем не отличается от изображений знатных женщин эпохи Древнего царства. Еще один поврежденный блок с изображением Сахура в окружении Нехбет и Уаджит (обе в чепце-иеге!) происходит из Саккары (26). К У же династии, но ко времени правления царя Ниусерра относится одно из наиболее ранних свидетельств модификации головного убора-иеге! имеющего во фронтальной части не голову грифа, а урей, что объясняется тем, что в конкретном случае в антропоморфном облике изображена не Нехбет, а богиня-змея Уаджит (27).

Рельефы из припирамидного комплекса царя Пепи ГГ (УГ династия) также показывают богинь Уаджит и Нехбет в антропоморфном облике и в головном уборе-иеге!, наде том поверх классического трехчастного парика (28). Следует отметить, что основным визуальным отличием обеих богинь друг от друга (кроме имен, начертанных над ними) служит единственный элемент их головного убора: у Нехбет на лбу помещена голова грифа, а у Уаджит -змея-урей (рис. 6). Р 6 Таким образом, только упомянутые изоб-

разительные источники позволяют сделать вывод о сложившейся к середине Древнего царства иконографической традиции

изображать богинь Нехбет и Уаджит (возможно, также и других богинь) в антропоморфном облике в чепце-пеге!, причем у богини-кобры Уаджит голова грифа, характерная для этого головного убора, во всех случаях заменена уреем.

В том, что обе богини-покровительницы (как видно по рельефам Древнего царства) выглядели практически идентично, по нашему мнению, следует видеть закономерный результат антропоморфизации облика Обеих Владычиц. Как нам представляется, данная иконографическая «зеркальность» обусловила перенос на богиню-змею Уаджит головного убора, первоначально присущего богине-грифу Нехбет. Однако данная стандартизация антропоморфного образа богинь-покровительниц Египта потребовала коррекции, выразившейся в замене головы грифа на головном уборе Уаджит змеей-уреем. С другой стороны, можно допустить и то, что ко времени ГУ династии головной убор-пеге! перестал быть исключительным атрибутом богини Нехбет (29).

Тем не менее следует признать тот факт, что до возвышения в эпоху Среднего царства в египетском пантеоне Мут головной убор в виде грифа первоначально ассоциировался с Обеими Владычицами, а визуальные и смысловые параллели, проводившиеся между царскими супругами и матерями и богиней Мут, отчетливо проявляются лишь с эпохи Нового царства (ХУГГГ династии), когда она уже почиталась как супруга и мать в фиванской триаде. Поскольку царь считался сыном Амона-Ра, а Мут одной из богинь-матерей царя (30), то сближение посредством визуальных средств образов Мут и царицы подчеркивало божественный материнский аспект, которым наделялась супруга и мать царя (31).

Древнейшее свидетельство ношения царицами головного убора в виде самки грифа относится к ГУ династии, которой датируются фрагментарный скульптурный портрет матери (?) царя Хафра (32) и рельеф с изображением царской супруги Хамерернебти ГГ (33). Однако на рельефах в гробнице Ме-ресанх ГГГ (34), супруги Хафра, этот головной убор в ее иконографии не встречается. Нет чепца-пеге! и на рельефных изображениях царской супруги Хетепхерес ГГ, матери Мересанх ГГГ (35).

В целом можно констатировать, что рельефные и скульптурные изображения обеих царственных женщин практически ничем не отличаются от представительниц элиты времен Древнего царства; преимущественно женщин из ближайшего окружения царя можно распознать лишь по титулам, фиксирующим их высокий статус (36).

Впервые некоторые атрибуты божественной власти (например, головной убор в виде грифа, посох-иаё] и знак-апЬ), которые при следующих династиях станут характерными для иконографии царских матерей, появляются у Хамерернебти ГГ (37).

Еще более показательный пример известен по рельефам погребального комплекса «матери царя» Хенткаус ГГ в Абусире (У династия) (38). В конце надписи с титулатурой и именем Хенткаус помещен знак-определитель в виде фигуры царицы, сидящей на кубообразном троне богов и царей. На ней

Рис. 7

надета длинная облегающая тело рубашка-сарафан, в пра-вой руке царица сжимает папирусовидный посох-uadj, а в левой - знак-anh. На одном рельефе царица показана в длинном парике и уборе-neret, а на другом - в простом парике, но с уреем на лбу (39) (рис. 7). Наличие урея на головном уборе Хенткаус II является первым достоверно установленным свидетельством использования этого важного атрии-бута в иконографии царственных женщин и свидетельствует о том, что, по меньшей мере, после середины V династии этот символ бо-жественной власти не предназначался исключительно для богов и царей.

С нашей точки зрения, урей на головном уборе Хенткаус II можно рассматривать как аллюзию на богиню Уаджит, однако нельзя полностью отвергнуть толкование этого атрибута как, собственно, знака царской власти, указывающего на необыкновенно высокий статус царской супруги (40).

По мнению С. Рот, уникальные изображения Хенткаус II - единственное свидетельство эпохи Древнего царства столь полного уподобления женщины царского рода ее божественным прообразам (то есть богиням-покровительни-цам Нехбет и Уаджит) (41).

Ощутимое изменение в положении царственных женщин при V и VI династиях выразилось как в архитектуре и декоративной программе их погребальных комплексов, получивших черты, ранее характерные только для царских культовых сооружений, так и в иконографии. Например, до конца VI династии такие атрибуты божественной сущности, как головной убор-neret, налобный урей и посохи uadj и uas становятся привилегией царских матерей (42). Что касается чепца-neret в иконографии царских матерей, то его появление как их отличительного атрибута было, скорее всего, обусловлено его тесной смысловой связью с образами богинь-матерей. Таким образом, начиная с V династии убор в виде грифа может рассматриваться par excellence как характерная принадлежность матери правящего царя или матери наследника престола. По нашему мнению, лучше всего данное наблюдение иллюстрирует миниатюрная статуэтка царицы-матери Анхесенмери-ра (Анхесенпепи) II в чепце-neret, держащей на ко-Рис. 8 ленях царя-ребенка Пепи II (43) (рис. 8).

Данная скульптурная группа, выражающая идею божественного материнства, не могла не вызывать мифологические параллели с Исидой и младенцем Хором.

В царствование Пепи ГГ ношение головного убора в виде грифа, вероятно, сначала являвшегося исключительной привилегией царицы-матери, распространилось и на царских жен в целом (44). О закреплении в иконографии цариц чепца-иеге! (45) свидетельствуют рельефы УГ династии: таковы изображения царицы Ипут Г в «классическом» чеп-це-иеге! с головой грифа (46), царицы Нейт (47) (рис. 9), Анхесенмерира Г и Анхесенмерира ГГ (48).

Не исключено, что если воплощением бога Хора (и царя) в облике птицы являлся сокол, то олицетворением богини-защитницы и, следовательно, символом супруги и матери царя служила самка грифа. Как отмечает Х. Те Вельде, точно так же как иероглиф «сокол» мог обозначать любое божество мужского пола, так и иероглиф «гриф» стал обозначать не только богиню-мать, но богиню вообще (49). В связи с этим возьмем на себя смелость предположить, что по аналогии с царской скульптурой эпохи Древнего царства, где в некоторых случаях Хор-сокол изображен охватывающим крыльями голову фараона (50), головной убор царицы в виде самки грифа был не только атрибутом, визуально отождествлявшим ее с богиней, но и служил своеобразным женским аналогом царской короны.

Вследствие почти полного отсутствия изображений царственных женщин Первого Переходного периода (ХХГГ в. до н.э.) судить об особенностях их иконографии весьма затруднительно. Более или менее картина проясняется только с начала эпохи Среднего царства (ХХГГ-ХУГГГ вв. до н.э.), которой датируются сравнительно многочисленные скульптурные и плоскостные изображения женщин из царского окружения. Несмотря на существующую практику их символического отождествления посредством титула «соединившаяся с прекрасной белой (короной) с богиней Нехбет (51), в иконографии цариц указанного периода головной убор в виде самки грифа встречается достаточно редко: определенными исключениями являются всего несколько рельефных изображений цариц ХГ-ХГГГ династий в головном уборе-иеге! Иах (52), Аат (53), Хетепти (54), Иуахетибу и Сенебхенас (55), Нуб-хас (56). Однако ясное доказательство того, что головной убор в виде грифа стал атрибутом как правящей, так и будущей царской матери не позднее эпохи Древнего царства, предоставляет стела царя Себекхотепа ГГГ (ХГГГ династия). На стеле мать царя Иуахетибу и его супруга Сенебхенас показаны в

головных уборах в виде грифа, в то время как изображенные в нижнем регистре царевны носят урей.

Немногочисленность рельефных (и отсутствие скульптурных) изображений цариц в чепце-иеге! не позволяет определить степень распространенности этого атрибута у царственных женщин эпохи Среднего царства. Более того, нельзя сказать с уверенностью, являлся ли в то время убор-иеге! исключительной привилегией царицы-матери или же распространялся на всех представительниц царского дома - жен и дочерей царя. Так, изображения царственных женщин начала Среднего царства, обнаруженные в руинах поминального храма Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри (57), показывают их без каких-либо символов царственного достоинства (58). Например, одеяние цариц Кавит и Кемсит (59) ничем не отличается от того, что мы видим на знатных дамах: обе царицы носят короткий парик (60), рубашку-сарафан на бретелях, широкое ожерелье-воротник, ножные и ручные браслеты.

По сравнению с предшествующим периодом с начала эпохи Нового царства (ХУ1-Х1 вв. до н.э.) головной убор в виде самки грифа становится основным типом головного убора матерей и супруг царя. Со середины XVIII ди-настии (XIV в. до н.э.) древнее сочетание трехчастного парика чепцом в виде грифа заметно усложняется за счет комбинации новых элементов: теперь голову грифа на чепце-иеге! либо заменяет урей, либо обрамляют два урея, а сам чепец дополняется короной-модием, солнечным диском и двумя стилизованными перьями сокола. Этот тип головного убора цариц, появившийся в иконографии «великой супруги царя» при Аменхотепе III (ок. 1386-1349), недвусмысленно указывает на усилившиеся солярные акценты в царской идеологии.

В царствование Аменхотепа ^/Эхнатона, по приказу которого на памятниках уничтожали даже иероглифический знак «мать» (в виде грифа), ассоциировавшийся с богиней Мут, головной убор-иеге!, тесно связанный с образом супруги Амона-Ра, исчезает из иконографии его матери и жены -Тии и Нефертити. На памятниках первой половины правления Эхнатона Нефертити и Тии носят головной убор, представляющий собой сложную композицию из модия, соколиных перьев с солнечным диском, рогами и уреем (или несколькими уреями) (61). В последующие годы правления Эх-натона его супруга Нефертити обычно фигурирует в особом головном уборе синего цвета с плоским верхом, фронтальную часть которого венчает царский урей (62).

После восстановления культов отвергнутых Эхнатоном богов головной убор в виде грифа вновь появляется в изображениях царских матерей и жен: так, уже в правление Хоремхеба (ок. 1321-1293) его супруга Мутнеджемет показана носящей этот убор (63). При Рамсесе II (ок. 1279-1212) и на протяжении всей эпохи Рамессидов (до конца эпохи Нового царства) чепец-иеге! является одним из важнейших элементов иконографии царственных женщин, о чем, например, свидетельствуют скульптурные и плоскостные изо-

бражения царственных женщин из окружения Рамсеса II (Туи, Нефертари-Меритенмут, Исетнефрет I, Бентанат, Меритамон, Небеттауи, Хенуттауи, Хенутмира) (64).

Однако у цариц эпохи Рамессидов головной убор в виде грифа существенно усложняется за счет комбинации из нескольких элементов: короны-модия, характерного атрибута богини Хатхор - коровьих рогов, стилизованных соколиных перьев и солнечного диска. Фронтальную часть чепца-neret обычно венчал двойной урей или композиция, состоящая из урея и головы грифа (рис. 10).

В принципе можно констатировать, что тип композитного головного убора, который носили царицы XIX-XX династий, восходил к варианту, появившемуся еще при Аменхотепе III.

Наряду со многими атрибутами и инсигниями, заимствованными из иконографии божеств, головной убор-neret не только обозначал придворный и культово-церемониальный статус царственных женщин, но также служил визуальным средством, представлявшим их как земное воплощение богинь-спутниц верховного божества и богинь-покровительниц царя и царской власти. Первоначально являвшийся атрибутом Нехбет и Уаджит, а позднее многих других богинь египетского пантеона (прежде всего Мут, Хатхор, Исиды, Иунет, Чененет, Иусаас), головной убор в виде грифа стал к эпохе Нового царства одним из типичных элементов иконографии царских жен и матерей, превратившись в конечном счете в один из важнейших символов божественной защиты в декоре женских саркофагов Позднего периода.

Рис. 10

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Скульптуры и рельефы, показывающие богинь и царственных женщин в уборе в виде грифа, позволяют предположить, что подлинные его экземпляры были изготовлены из золота, инкрустированного полудрагоценными камнями.

(2) Этим можно объяснить эпитет Нехбет, ассоциируемой в Текстах Пирамид с верхнеегипетской белой короной: «О, царь N этот, ужас перед тобой - глаз Хора целый, (а именно) Белая Корона, богиня-змея, которая в Нехебе, дает она ужас твой (т.е. перед тобой. — В.Б.), царь N этот, в обоих глазах богов всех...» (ТП § 900 a-b-c). - Sethe K. Die Altaegyptischen Pyramidentexte. Erster band. -Leipzig, 1908. - S. 503; «О, царь N этот, могущественен двойник твой. нет у тебя отца среди людей и нет матери у тебя среди людей, так как мать твоя - великая змея-Huret, белая головным убором-afnet, пребывающая в Нехебе, крылья которой распростерты, груди которой полны» (ТП §§ 2203-2204), - Sethe K. Die Altaegyptischen Pyramidentexte. Zweiter band. - Leipzig, 1910. - S. 535.

(3) Эшмолеанский музей. Оксфорд (E 3831, Midant-Reynes B. Aux Origines de l'Egypte. Du Néolithique à l'émergence de l'État. - P., 2003. - P. 359. - Fig. 84).

(4) Египетский музей. Каир (CG 14142, Johnson S.B. The Cobra Goddess of Ancient Egypt. Predynastic, Early Dynastic, and Old Kingdom Periods. Lnd. - N.Y., 1990. -P. 46. - Fig. 77).

(5) Британский музей. Лондон (ВМ 32668, Johnson S.B. The Cobra Goddess of Ancient Egypt. - P. 55. - Figs. 90-91).

(6) Музей Искусства. Филадельфия (UPM E. 6880), фрагмент ваз Каа из Британского музея (ВМ 32672) и музея Метрополитен. Нью-Йорк (ММА 01.4.20). - Johnson S.B. The Cobra Goddess of Ancient Egypt. - P. 56. - Fig. 92-93; P. 57. - Fig. 9495.

(7) Британский музей. Лондон (ВМ 35556, Johnson S.B. The Cobra Goddess of Ancient Egypt. - P. 58. - Fig. 96).

(8) Британский музей. Лондон (ВМ 35592); Египетский музей. Каир (JE 55291). -Johnson S.B. The Cobra Goddess of Ancient Egypt. - P. 59. - Figs 98-99.

(9) Gardiner A.H. Egyptian Grammar Being an Introduction to the Study of Hieroglyps. -3 ed. - Oxford, 2001. - P. 469.

(10) Johnson S.B. The Cobra Goddess of Ancient Egypt. - Р. 5.

(11) Troy L. Patterns of Queenship in Ancient Egyptian Myth and History. - Uppsala, 1986. -P. 117.

(12) Gardiner A.H. Egyptian Grammar. - P. 469.

(13) Ibid.

(14) «Он (царь) пришел к тем своим обеим матерям, обоим грифам с длинными перьями и изобильными грудями... чтобы провели они грудью по губам царя N и истинно не отняли они его от груди вечно» (ТП §§ 1118b-1119b), - Sethe K. Die Altaegyptischen Pyramidentexte. Zweiter band. - Leipzig, 1910. - S. 126.

(15) Te Welde H. Mut / Lexikon der Ägyptologie. - Bd. IV. - Wiesbaden, 1982. - S. 246; Te Velde H. Mut / The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. - Oxford, 2001. - Vol. II. -P. 454.

(16) Te Velde H. The Goddess Mut and The Vulture / Servant of Mut. Studies in Honor of Richard Fazzini. - Leiden, 2007. - P. 242; Budge W.E.A. The Gods of the Egyptians or Studies in Egyptian Mythology. - Vol. II. - Lnd, 1904. - P. 28.

(17) Цит. по: Te Velde H. The Goddess Mut and The Vulture. - P. 244.

(18) Te Velde H. Mut / The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. - P. 454.

(19) Буквально слово «neret» можно перевести как «устрашающая».

(20) Erman A., Grapow H. Wörterbuch der ägyptischen Sprache. - Bd. II. - Berlin, 1971. -S. 277.

(21) Ibid. - S. 288; FaulknerR.O. A Concise Dictionary of Middle Egyptian. - Oxford, 1991. -P. 134.

(22) ТП § 1451, - Sethe K. Die Altaegyptischen Pyramidentexte. Zweiter band. - Leipzig, 1910. - S. 291.

(23) Изображение богини Мерет из поминального храма Хуфу. Фрагмент рельефа, вторично использованного в поминальном комплексе Аменемхета I в Лиште. Музей Метрополитэн. Нью-Йорк (ММА 22.1.1, Goedicke H. The Metropolitan Museum Egyptian Expedition. Re-Used blocks from the pyramid of Amenemhet I at Lisht. -N.Y., 1971. - P. 35-38. - Cat. 16).

(24) Borchardt L. Das Grabdenkmal des Königs S'AHU-Re'. - Bd. II. - Leipzig, 1913. -Bl. 18, 20, 21, 22.

(25) Египетский музей. Каир (JE 39533, Borchardt L. Das Grabdenkmal des Königs S'AHU-Re'. - Bl. 18).

(26) Quibell J.E. Excavations at Saqqara (1908-09, 1909-10). The Monastery of Apa Jeremias. - Le Caire, 1912. - P. 147. - Pl. LXXXIX.

(27) Рельеф из поминального храма Ниусерра в Абусире. Египетский музей. Берлин (ÄM 16100, Borchardt L. Das Grabdenkmal des Königs Ne-user-re. - Leipzig, 1907. -Blatt. 16).

(28) Местонахождение данного рельефа также неизвестно. Публикация - Jéquier G. Le monument funéraraire de Pepi II. - Vol. II. - Le Caire, 1938. - Pl. 36.

(29) Возможно, наличие у Мерет головного убора-neret связано с тем, что эта богиня имела двойную персонификацию «Мерет юга» и «Мерет севера». Данный географический дуализм сближал ее с Нехбет и Уаджит.

(30) Согласно интерпретации С. Нагиб сцен теогамии XVIII династии (из Дейр-эль-Бахри и Луксора), царь считался рожденными от союза Мут и Амона-Ра. - Naguib S.-A. Le clergé feminine d'Amon thébain à la 21e dynastie. - Leuven, 1990. - P. 77-78, 70.

(31) Ziegler C. (ed) Queens of Egypt. From Hetepheres to Cleopatra. - Monaco, 2008. - P. 121.

(32) Египетский музей Лейпцигского университета (1965, Hölscher U. Das Grabdenkmal des Königs Chephren. - Leipzig, 1912. - Abb. 140-144). См. также фото в: L'art égyptien au temps des pyramides. - P. - N. Y., 1999. - P. 225. - Cat. 68.

(33) Рельеф на архитраве портала ее гробницы в Гизе. - Callender V. Janosi P. The Tomb of Queen Khamerernebty II. A Reassesment // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts Abteilung Kairo. - Kairo, 1997. - Bd. 53. - P. 16. - Fig. 8. - Pl. I. Согласно альтернативной точке зрения, активно поддерживаемой М. Бо, эта гробница принадлежит Хамерернебти I. Cм.: Baud M. The Tombs of Khamerernebty I and Khamerernebty II at Gîza // Göttinger Miszellen. - Göttingen, 1998. 164. - P. 7-14; Он же. La tombe de la reine-mère Ha-mrr-Nbtj Ire // Bulletin de l'Institut Français d'Archéologie Orientale. - Le Caire, 1995. 95. - P. 11-21.

(34) Титулы Мересанх III (passim) удостоверяют ее принадлежность к семье царя: «дочь царя», «дочь царя от плоти его», «дочь царя, любимая им», «жена царя», «жена царя, любимая им». - Dunham D., Simpson W.K. The Mastaba of Queen Mersyankh III G 7530-7540. - Vol. I. - Boston, 1974 - P. 25.

(35) Многочисленные титулы Хетепхерес II из мастабы G 7530-7540 тоже отражают ее происхождение и статус: «дочь царя», «дочь царя Верхнего и Нижнего Египта Хуфу», «жена царя», «жена царя, любимая им». - Dunham D., Simpson W.K. The Mastaba of Queen Mersyankh III G 7530-7540. - P. 25.

(36) Сallender V.G. The iconography of the princess in the Old Kingdom // The Old Kingdom Art and Archaeology. - Prague, 2006. - P. 120-121.

(37) Callender V.G., Janosi P. The Tomb of Queen Khamerernebty II. - P. 16. - Fig. 8. - Pl. I.

(38) VernerM. Abusir III. The Pyramid Complex of Khentkaus. - Praha, 1995. - P. 80, 82.

(39) Verner M. Abusir III. - Р. 80; Verner M. Verlorene Pyramiden, vergessene Pharaonen. Praha, 1994. - S. 125.

(40) VernerM. Abusir III. - P. 56, note 4.

(41) Roth S. Die Königsmütter des Alten Ägypten von der Frühzeit bis zum Ende der 12. Dynastie. - Wiesbaden, 2001. - S. 286-287.

(42) C. Рот считает, что впервые в иконографии матери царя урей появляется при IV династии у Хамерернебти I. - Roth S. Die Königsmütter des Alten Ägypten. -S. 284. По поводу Хамерернебти I см. сноску 33. С нашей точки зрения, головной убор царицы украшает все-таки гриф, а не урей. - Callender V.G., Janosi P. The Tomb of Queen Khamerernebty II. - Fig. 8. - Pl. I.

(43) Музей Искусства. Бруклин (39.119, L'art égyptien au temps des pyramides. - P. 347348. - Cat. 173).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(44) Roth S. Die Königsmütter des Alten Ägypten. - S. 279.

(45) Чепец-neret, впрочем, не вытеснил диадему, которую, как свидетельствуют рельефы, продолжали носить царственные женщины времен V-VI династий - Baud M. Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien. - T. I. - Р. 199.

(46) Стела Пепи I из Коптоса. Египетский музей. Каир (JE 41890, Goedicke H. Königliche Documente aus dem Alten Reich. - Wiesbaden, 1967. - Abb. 4).

(47) Блок из пирамидного комплекса Нейт в Саккаре (местонахождение блока в настоящее время неизвестно). Jéquier G. Les pyramides des reines Neit et Apouit. - Le Caire, 1933. - Pls. IV-V.

(48) Рельеф на косяке портала «визиря» Джау из Абидоса. Египетский музей. Каир (CG 1431, Fischer H. G. The Orientation of Hieroglyphs. Egyptian Studies II. Pt. 1. Reversals. - N.Y., 1977. - Fig. 58); фрагмент декрета Анхкара из Саккары. Египетский музей. Каир (JE 56370, Goedicke H. Königliche Documente. Abb. 15).

(49) Te Velde H. The Goddess Mut and The Vulture. - P. 245.

(50) См., например, статую Хафра из Гизы. Египетский музей. Каир (JE 10062=CG 14) и

фрагмент статуэтки Неферефра из Абусира. Египетский музей. Каир (JE 98171). - Sa-lehM., Sourouzian H. Offizieller Katalog die Hauptwerke im Ägyptischen Museum Kairo. -Mainz, 1986. - Kat. 31, 38 и фрагмент статуи Аменхотепа III. Египетский музей. Каир. -von Bissing Fr. W.F. Denkmäler Ägyptischen Sculptur. - München, 1914. - Taf. 10.

(51) Интерпретация этого титула, распространенного при XII-XVII династиях, носит дискуссионный характер.

(52) Рельеф из Вади Шатт-эр Ригаль. - Habachi L. King Nebhepetra Mentuhotep: His Monuments, Place in History, Deification and Unusual Representations in the Form of Gods // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts Abteilung Kairo. - Kairo, 1963. - Bd. 19. - P. 48. - Fig. 23.

(53) Рельеф на ложной двери из Дахшура. - Arnold D. Die Pyramide Amenemhet III von Dahschur. Vierter Grabungsbericht // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts Abteilung Kairo. - Kairo, 1982. - Bd. 38. - Taf. 7g.

(54) Рельефе из храма в Мединет-Мади. - Donadoni S. Testi geroglifici di Madinet Madi // Orientalia. - Rome, 1947. 16. - P. 348-350.

(55) Стела из Вади эль-Хол. - Macadam M.F.L. A Royal Family of the Thirteenth Dynasty // Journal of Egyptian Archaeology. - Oxford, 1951. 37. - Pl. VI.

(56) Отела из Абидоса. Лувр (C 13=N 167, Ziegler C. (ed) Queens of Egypt. - Р. 327. - Cat. 156).

(57) Раскопки этого комплекса позволили установить, что в нем были устроены маленькие часовни для пяти супруг Ментухотепа II: Хенхенет, Кемсит, Кавит, Садех, Аашаит и царевны Маит. Местоположение, формы и размеры гробниц, расположенных на территории царского комплекса, указывали на различие в статусе их владелиц. - Ziegler C. (ed.). Queens of Egypt. - Р. 94, 98. - Fig. 33.

(58) Так, статуя анонимной царственной женщины (Музей Искусства и Истории. Женева 4766) и статуэтка царской супруги Аашаит (Египетский музей. Каир, 36538), найденные в Дейр-эль-Бахри, не имеют знаков царского достоинства. - Vandier J. Manuel d'archéologie égyptienne. - T. III. Les grandes époques. La statuaire. - P., 1958. -Pl. LVI. - Fig. 5. - Pl. XCV. - Fig. 3.

(59) Ziegler C. (ed) Queens of Egypt. - P. 267. - Cat. 70.

(60) Верхняя часть фигуры царицы Кемсит не сохранилась, но, скорее всего, на ней также был круглый парик. См. также рельеф из Британского музея (ЕА 1450), показывающий Ментухотепа II в сопровождении Кемсит. - Ziegler C. (ed) Queens of Egypt. - P. 91. - Fig. 31.

(61) Robins G. Women in Ancient Egypt. - Lnd, 1993. - P. 54.

(62) См. скульптурные и рельефные изображения Нефертити. Passim.

(63) См., в частности, диаду Хоремхеба и Мутнеджемет. Египетский музей. Турин (1379, Hari R. Horemheb et la reine Moutnedjemet. - Genève, 1964. - Pls. 51-52, 60.

(64) Passim. См., напр.: Leblanc C. Les Reines du Nil au Nouvel Empire. - P., 2009. - Figs. 201, 211, 222-223, 234, 255, 263,269.

SYMBOLISM AND ORIGINS OF VULTURE HEADGEAR OF EGYPTIAN GODDESSES AND QUEENS

V.A. Bolshakov

Chair of History, Economics and Social Disciplines

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str. 6, 117198, Moscow, Russia

This article deals with one of the most important attributes of Ancient Egyptian goddesses and queens - the vulture headgear. On the basis of various figurative and written sources the origin and symbolic value of the headgear are analyzed. A special attention is paid to visual parallels drawn between queens and such protective goddesses-mothers as Nekhbet, Wadjet and Mut.

Key words: Ancient Egyptian Queens, iconography, symbolism of crowns, vulture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.