Научная статья на тему 'Об обеспечении руководителями следственных органов соблюдения сроков предварительного следствия, законности и обоснованности их продления'

Об обеспечении руководителями следственных органов соблюдения сроков предварительного следствия, законности и обоснованности их продления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
срок предварительного следствия / руководитель следственного органа / ведомственный контроль / процессуальные полномочия / the term of the preliminary investigation / the head of the investigative body / departmental control / procedural powers

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Накопия Хасан Генриевич

В статье рассматриваются вопросы обеспечения руководителями следственных органов соблюдения установленных законом сроков следствия, а также законности и обоснованности их продления посредством процессуального и ведомственного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Ensuring That the Heads of Investigative Bodies Comply with the Terms of the Preliminary Investigation, the Legality and Validity of Their Extension

The article discusses the issues of ensuring that the heads of investigative bodies comply with the deadlines established by law for the investigation, as well as the legality and validity of their extension through procedural and departmental control.

Текст научной работы на тему «Об обеспечении руководителями следственных органов соблюдения сроков предварительного следствия, законности и обоснованности их продления»

Об обеспечении руководителями следственных органов соблюдения сроков предварительного следствия, законности и обоснованности их продления

НАКОПИЯ ХАСАН ГЕНРИЕВИЧ,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 Е-mail: Khasan.nakopiya@icloud.com

On Ensuring That the Heads of Investigative Bodies Comply with the Terms of the Preliminary Investigation, the Legality and Validity of Their Extension

NAKOPIYA HASAN GENRIEVICH,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 Е-mail: Khasan.nakopiya@icloud.com

yflK 343.13

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения руководителями следственных органов соблюдения установленных законом сроков следствия, а также законности и обоснованности их продления посредством процессуального и ведомственного контроля.

Annotation. The article discusses the issues of ensuring that the heads of investigative bodies comply with the deadlines established by law for the investigation, as well as the legality and validity of their extension through procedural and departmental control.

Ключевые слова и словосочетания: срок предварительного следствия; руководитель следственного органа; ведомственный контроль; процессуальные полномочия.

Keywords and phrases: the term of the preliminary investigation; the head of the investigative body; departmental control; procedural powers.

Определенный в УПК РФ срок следствия в 2 месяца — это промежуток времени, по окончании которого следственные действия по уголовному делу должны быть выполнены в полном объеме . Производство следственных действий и иных процессуальных мероприятий по его истечении недопустимо

Нарушение установленного в законе срока предварительного следствия влечет отрицательные последствия для участников уголовного судопроизводства, объясняемое, прежде всего, несоблюдением их гарантированных Конституцией Российской Федерации прав на своевременное и качественное рассмотрение уголов-

ных дел и доступа обеих сторон к правосудию . Общее правило исчисления процессуальных сроков, содержащееся в ст . 128 УПК РФ, устанавливает, что расчет процессуальных сроков проводится в часах, сутках, месяцах .

Несмотря на изложенный тезис, уголовно-процессуальный закон не устанавливает предельный срок предварительного расследования в форме следствия . Однако это не дает основания полагать, что расследование может тянуться бесконечно, а его срок продлеваться неограниченное количество раз Основополагающим аспектом служит то, что следователь может обращаться с ходатайством о продлении срока следствия, во-первых, исключительно при существовании для этого реальных, предусмотренных в законе оснований и, во-вторых, только в течение срока, когда уголовное законодательство позволяет осуществлять уголовное преследование (исключение — отсутствие согласия сторон с прекращением уголовного преследования в связи с истечением срока давности).

Процессуальный контроль за законностью и обоснованностью продления срока расследования по уголовному делу, как и содержания под стражей, законом призван осуществлять руководитель следственного органа. Его процессуальный статус на протяжении последних шестнадцати лет существенно изменен в результате продолжающейся реорганизации института процессуального руководства в досудебном производстве . Необходимо подчеркнуть, что на руководителя следственного органа в настоящее время УПК РФ возложен большой объем правомочий для использования превентивных мер процессуального контроля в рассматриваемом направлении

В современной научной уголовно-процессуальной литературе вопрос наделения руководителя следственного органа исследуемыми в настоящей статье полномочиями по-прежнему носит дискуссионный характер и все еще оценивается неоднозначно . Приверженцы, которые выступают за восстановление у прокурора утраченной компетенции по руководству предварительным следствием, отмечают, что бремя доказывания, возложенное на предварительное следствие, не позволит его руководителю справедливо решать вопрос о продлении срока, который в противовес как ограничивающий конституционные права граждан требует усиления гарантий его обоснованности [3, с . 111] . Воззрения обосновываются в первую очередь тем, что в большей части вынесенных ходатайств следователи не получают отказа в их согласовании и продлении срока следствия, а начальники следственных органов неодно-

кратно устанавливают срок предварительного следствия в один месяц, возобновляя его производство в обход процедуре, установленной в ст . 162 УПК РФ .

Вместе с тем указанные доводы не находят своего подтверждения в практической деятельности . Во-первых, следует указать, что подавляющая часть ходатайств о продлении срока следствия согласовывается руководителями следствия в связи с необходимостью соблюдения полноты, всесторонности и объективности расследования, особенно по уголовным делам, следствие по которым вызывает особую сложность ввиду необходимости производства большого объема следственных действий . Очевидно поэтому процент удовлетворенных прокурором ходатайств следователей о продлении срока следствия и содержания под стражей до проведенной реформы также составлял до 98 % [2, с . 119] .

Выступая в противовес мнению ученых о необходимости возвращения прокурору былых полномочий (по УПК РФ до 2007 г . ), стоит отметить, что продление следствия служит инструментом правовой координации со стороны начальства органа предварительного следствия Являясь непосредственным руководителем, начальник следственного подразделения располагает исчерпывающими сведениями о субъективных и объективных причинах продления срока . Он осуществляет в отличие от прокурора непрерывный контроль за законностью, своевременностью и качеством расследования и в этой связи способен объективно оценить целесообразность продления срока следствия

Важно отметить, что делегирование руководителю следствия функции процессуального руководства и предоставление ему возможности решать вопросы продления сроков лично способствуют выполнению одной из задач проведенного разделения обязанностей между ним и прокурором — укреплению нормативной независимости следственного органа [1; 5].

Таким же значимым доводом предоставления начальнику следственного подразделения права продлевать срок следствия является его положительная оценка руководителями следственных органов и следователями . 94,2 % опрошенных респондентов в рамках осуществленного анализа процессуальных полномочий руководителя следственного органа независимо от занимаемой должности признали передачу настоящего права указанному субъекту уголовного судопроизводства обоснованной и объективной, существенно сократившей затраты времени при расследовании [4].

В связи с тем, что соблюдение процессуальных сроков занимает отдельную нишу в право-

охранительной среде, функция процессуального контроля в этом направлении в УПК РФ обеспечена наделением полномочий продления сроков свыше трех месяцев руководителем на региональном уровне; свыше двенадцати месяцев — руководителем на федеральном уровне, аргументируя продление особой сложностью расследования. Преобладающее большинство уголовных дел, расследуемых в срок свыше двух месяцев, но не более двенадцати месяцев, составляют уголовные дела о кражах, мошенничествах, преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, нарушением правил дорожного движения и умышленным причинением тяжкого вреда здоровью

Следует констатировать, что продление срока следствия — это всегда негативный фактор, поэтому в правоприменительной деятельности необходимо исключать любое немотивированное продление сроков предварительного следствия . В этой связи контроль за законностью и обоснованностью продления сроков следствия имеет не только процессуальный, но и ведомственный характер, в том числе с привлечением вышестоящими руководителями следственных органов к дисциплинарной ответственности лиц, грубо нарушивших нормы ст . 162 УПК РФ .

С этой стороны руководством Следственного департамента МВД России выработаны методики по ужесточению процессуального ценза по уголовным делам, расследуемым свыше двухмесячного срока. Содержание правового документа отражает необходимость обсуждения фактов продлений на оперативных совещаниях и применения мер дисциплинарного характера при установлении нарушений законности, волокиты, иных недостатков и т д , уделяя особое внимание проблеме соблюдения сроков следствия со стороны руководителей следственных органов федерального уров-

ня. Так, приказ Следственного департамента МВД России от 29 июля 2020 г. № 27 регламентирует дополнительные правила подготовки ходатайств о продлении сроков предварительного следствия и ведомственного контроля руководителей вышестоящих следственных органов за ним1 . Его реализация позволяет поддержать политику сокращения количества продления сроков следствия . Процессуальное и ведомственное регулирование в органичной их взаимосвязи призваны обеспечить соблюдение сроков расследования, создавая надежную систему гарантий законности и обоснованности принимаемых решений

Приведенные положения указывают на сформированную в следственных органах МВД России систему процессуального и ведомственного контроля руководителей следственных органов различных уровней за сроками расследования Процессуальное и ведомственное регулирование вопроса в естественной их связи необходимо для обеспечения соблюдения сроков следствия, крепкой основы для соблюдения принципа законности и обоснованности в принимаемых решениях как для потерпевшего в части восстановления нарушенных прав, так и обвиняемого в связи с ограничением его прав и свобод при необоснованно длительном уголовном преследовании, применении к нему мер принуждения, что нельзя не оценить положительно . Достижение отмеченных целей подтверждается и статистическими данными правоприменительной деятельности органов предварительного следствия в этом направлении

1 Об утверждении Инструкции по организации процессуального и ведомственного контроля при возбуждении ходатайств о продлении срока

предварительного следствия, содержания обвиняемых под стражей, домашнего ареста и запрета определенных действий по уголовным делам,

находящимся в производстве следователей органов внутренних дел Российской Федерации: приказ Следственного департамента МВД России от 29 июля 2020 г. № 27 .

Список литературы:

1 . Бекетов А. О. Руководитель следственного

органа как субъект отношений обжалования: дис . ... канд . юрид . наук . Омск, 2017 .

2 Ведомственный процессуальный контроль в системе предварительного следствия органов внутренних дел / под ред . Н . И . Кулагина, П . В . Лементы . Краснодар, 2001 .

3 . Новиков Е. А. Руководитель следственного

органа в российском уголовном судопроизводстве: процессуальные и организационные аспекты: дис . ... канд . юрид . наук . Москва, 2009 .

4 . Процессуальные сроки производства пред-

варительного следствия и содержания обвиняемых под стражей: научно-практическое пособие / Б . Я . Гаврилов, У. В . Садиокова, Ю . В . Шпагина . Москва, 2023 .

5 . Садиокова У. В. Процессуальные полно-

мочия руководителя следственного органа: теория и практика реализации: дис . канд юрид наук Москва, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.