Научная статья на тему 'Об изучении современных педагогических технологий обучения химии на факультете естествознания'

Об изучении современных педагогических технологий обучения химии на факультете естествознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / МОДЕЛИ / СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ / АПРОБАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорова Ж. И.

В статье рассматривается опыт использования в учебном процессе современных технологий обучения и изучения спецкурса «Современные педагогические технологии» на факультете естествознания. Влияние современных технологий на решение задач профессиональной подготовки будущих учителей химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об изучении современных педагогических технологий обучения химии на факультете естествознания»

УДК 378.147 ББК 74.265.7 Ш 79

Ж.И. Шорова

Об изучении современных педагогических технологий обучения химии на факультете естествознания

Аннотация:

В статье рассматривается опыт использования в учебном процессе современных технологий обучения и изучения спецкурса «Современные педагогические технологии» на факультете естествознания. Влияние современных технологий на решение задач профессиональной подготовки будущих учителей химии.

:

Образовательные концепции; современные технологии обучения химии; информационные технологии; конструирование; модели; структурно-логические схемы; апробация.

Современное состояние общества вызвало необходимость модернизации образования, предъявило новые требования к качеству подготовки учителей. Учителю XXI века недостаточно владеть комплексом базовых на,

,

реализации различных концепций в условиях вариативного многоуровневого образования, к постоянному самообразованию, самосовершенствованию, саморазвитию.

Профессиональная подготовка современного учителя химии невозможна без изменения содержания образования и характера организации учебного процесса в вузе. Развитие образования на современном этапе характеризуется гуманизацией, интеграцией, фундаментализацией. Фундаментализация химического образования проявляется в различных аспектах: обновление содержания и улучшение его структуры; усиление внутри- и междисциплинарных связей; создание новых интегративных курсов и практикумов; адаптация содержания теоретических курсов к профессиональным задачам будущих специали-.

Основная цель совершенствования профессиональной подготовки учителя химии - вооружение его современными концепциями химического образования, современными образовательными технологиями обучения. Поэтому с 2000г на факультете естествознания изучается спецкурс «Современные технологии обучения химии». Учебная дисциплина реализуется посредством лекцион-,

работы исследовательского характера с последующей защитой на занятии. К разработке и защите курсовой работы по современным технологиям обучения разработаны

, -

-

творческую активность студентов при ее подготовке. Лекционный курс посвящен изучению следующих во:

• Современные концепции химического образова-

.

• Технологизация обучения, ее причины и современные тенденции развития.

тенденции их дальнейшего развития.

• Теоретико-методологические основы развития педагогических технологий, их сущность, основные признаки, характеристики и принципы.

• -.

• -

ческих технологий в процессе изучения химии.

• -

логий в процесс обучения химии.

Изучение курса «Современные технологии обучения » -, - -.

Семинарские занятия по данному спецкурсу построены с использованием комплекса современных , -мулирующих творчество и самореализацию обучаемых, на занятиях формируются умения: критически анализировать и творчески применять весь спектр современных педагогических технологий для моделирования уроков , -низационных форм обучения, методов и средств химического образования адекватно поставленным целям и зада.

Овладение современными технологиями позволит будущему учителю реализовать цели химического обра-

,

.

Изучение спецкурса «Сов^менные технологии обу» -ции, культуру современного учителя, а главное профес-, -гающим при решении задач профессиональной деятель.

включает научное химическое мышление и педагогическое. Интеграция научного химического мышления и педагогического представляет методическое мышление , -мировать учебную информацию для учащихся, организовывать процесс познания и управлять процессом самостоятельного конструирования знаний, использовать всю палитру инновационных современных педагогических

, -

теллектуального потенциала учащихся.

Контрольная работа для оценки знаний, профессиональных умений и навыков студентов включает вопросы, :

1. Дайте характеристику основным концепциям перестройки общего и химического образования.

2. -

.

3. Инновационные модели обучения химии на основе проблемного подхода.

Характер заданий для самостоятельной работы рассчитан на использование полученных знаний, а также на самостоятельную конструктивную деятельность студентов. Например:

1. -

ставления уравнений гидролиза, электролиза, окислительно-восстановительных реакций.

2. -для обобщения знаний по теме, разделу курса химии для .

3. -

ческой технологии графическими средствами.

4. Смоделировать систему понятий о химиической .

Основные задачи изучения спецкурса «Современные технологии обучения химии»:

• -

нологиями разного вида, с инновационными моделями .

химии и способам конструирования на их основе методических систем обучения.

• -

гических технологий для организации учебного процесса и управления деятельностью учащихся.

• Формировать методические знания и умения, составляющие основу педагогического мастерства учителя.

Реализация этих задачи связана с уровнем сформированное™ химического мышления в процессе изучения всего цикла химических дисциплин. Поэтому при изучении химических дисциплин особое внимание уделяется преподавателями кафедры химии формированию умений:

- ; -нять основные закономерности и взаимосвязь систем понятий о веществе, химической реакции и химической технологии с точки зрения основных научных теорий хи-;

химический эксперимент в учебном процессе; владеть научным языком химии для овладения и систематизации химических знаний и др.

На формирование педагогического мышления и функциональной системы профессионально-педагогической деятельности работает весь блок психологопедагогических дисциплин, включая: «Методику обуче-» « -».

Оба блока дисциплин по содержанию и по способам их реализации работают на формирование учителя с новым аналитическим, проектно-конс^уктивным характе-, -шенствование образовательных концепций.

Новые педагогические технологии немыслимы без новых информационных технологий, так как именно новые информационные технологии позволяет наиболее эффективно реализовать потенциальные возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

Поэтому на факультете естествознания изучаются : « », « -» . обучающих компьютерных программах мультимедийные средства отображают наглядно динамику механизмов химических реакций и технологических процессов. Контролирующие программы обеспечивают быстрый контроль знаний и умений. Студенты используют компьютерные технологии для информационного поиска, составления обучающих и контролирующих программ в научно-исследовательской работе, и в процессе изучения педагогических технологий обучения химии.

Результаты контрольных работ, качество разрабатываемых рефератов по спецкурсу «Сов^менные техноло-», -ских занятий позволяют нам судить о повышении уровня сформированное™ исследовательских и профессиональных умений и навыков студентов факультета естество, -ной компетентности в целом.

Примечания:

1. Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии и технологии предметного обучения - СПб., 1995.

2. Чернилевский ДБ. Дидактические технологии в высшей школе. - М.: ЮНИТИ, 2002.

3. Новые педагогические и информационные технологии в сис-

: . системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, МБ. Моисеева, А.Е. Петров / Под. ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2005.

4. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е.. Обучение химии (Модернизация общего образования). - СПб.: Изд-во «Каро» 2003.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: Академия, 2001.

6. Кларин МБ. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.