УДК 378.147 ББК 74.265.7 Ш 79
Ж.И. Шорова
Об изучении современных педагогических технологий обучения химии на факультете естествознания
Аннотация:
В статье рассматривается опыт использования в учебном процессе современных технологий обучения и изучения спецкурса «Современные педагогические технологии» на факультете естествознания. Влияние современных технологий на решение задач профессиональной подготовки будущих учителей химии.
:
Образовательные концепции; современные технологии обучения химии; информационные технологии; конструирование; модели; структурно-логические схемы; апробация.
Современное состояние общества вызвало необходимость модернизации образования, предъявило новые требования к качеству подготовки учителей. Учителю XXI века недостаточно владеть комплексом базовых на,
,
реализации различных концепций в условиях вариативного многоуровневого образования, к постоянному самообразованию, самосовершенствованию, саморазвитию.
Профессиональная подготовка современного учителя химии невозможна без изменения содержания образования и характера организации учебного процесса в вузе. Развитие образования на современном этапе характеризуется гуманизацией, интеграцией, фундаментализацией. Фундаментализация химического образования проявляется в различных аспектах: обновление содержания и улучшение его структуры; усиление внутри- и междисциплинарных связей; создание новых интегративных курсов и практикумов; адаптация содержания теоретических курсов к профессиональным задачам будущих специали-.
Основная цель совершенствования профессиональной подготовки учителя химии - вооружение его современными концепциями химического образования, современными образовательными технологиями обучения. Поэтому с 2000г на факультете естествознания изучается спецкурс «Современные технологии обучения химии». Учебная дисциплина реализуется посредством лекцион-,
работы исследовательского характера с последующей защитой на занятии. К разработке и защите курсовой работы по современным технологиям обучения разработаны
, -
-
творческую активность студентов при ее подготовке. Лекционный курс посвящен изучению следующих во:
• Современные концепции химического образова-
.
• Технологизация обучения, ее причины и современные тенденции развития.
тенденции их дальнейшего развития.
• Теоретико-методологические основы развития педагогических технологий, их сущность, основные признаки, характеристики и принципы.
• -.
• -
ческих технологий в процессе изучения химии.
• -
логий в процесс обучения химии.
Изучение курса «Современные технологии обучения » -, - -.
Семинарские занятия по данному спецкурсу построены с использованием комплекса современных , -мулирующих творчество и самореализацию обучаемых, на занятиях формируются умения: критически анализировать и творчески применять весь спектр современных педагогических технологий для моделирования уроков , -низационных форм обучения, методов и средств химического образования адекватно поставленным целям и зада.
Овладение современными технологиями позволит будущему учителю реализовать цели химического обра-
,
.
Изучение спецкурса «Сов^менные технологии обу» -ции, культуру современного учителя, а главное профес-, -гающим при решении задач профессиональной деятель.
включает научное химическое мышление и педагогическое. Интеграция научного химического мышления и педагогического представляет методическое мышление , -мировать учебную информацию для учащихся, организовывать процесс познания и управлять процессом самостоятельного конструирования знаний, использовать всю палитру инновационных современных педагогических
, -
теллектуального потенциала учащихся.
Контрольная работа для оценки знаний, профессиональных умений и навыков студентов включает вопросы, :
1. Дайте характеристику основным концепциям перестройки общего и химического образования.
2. -
.
3. Инновационные модели обучения химии на основе проблемного подхода.
Характер заданий для самостоятельной работы рассчитан на использование полученных знаний, а также на самостоятельную конструктивную деятельность студентов. Например:
1. -
ставления уравнений гидролиза, электролиза, окислительно-восстановительных реакций.
2. -для обобщения знаний по теме, разделу курса химии для .
3. -
ческой технологии графическими средствами.
4. Смоделировать систему понятий о химиической .
Основные задачи изучения спецкурса «Современные технологии обучения химии»:
• -
нологиями разного вида, с инновационными моделями .
химии и способам конструирования на их основе методических систем обучения.
• -
гических технологий для организации учебного процесса и управления деятельностью учащихся.
• Формировать методические знания и умения, составляющие основу педагогического мастерства учителя.
Реализация этих задачи связана с уровнем сформированное™ химического мышления в процессе изучения всего цикла химических дисциплин. Поэтому при изучении химических дисциплин особое внимание уделяется преподавателями кафедры химии формированию умений:
- ; -нять основные закономерности и взаимосвязь систем понятий о веществе, химической реакции и химической технологии с точки зрения основных научных теорий хи-;
химический эксперимент в учебном процессе; владеть научным языком химии для овладения и систематизации химических знаний и др.
На формирование педагогического мышления и функциональной системы профессионально-педагогической деятельности работает весь блок психологопедагогических дисциплин, включая: «Методику обуче-» « -».
Оба блока дисциплин по содержанию и по способам их реализации работают на формирование учителя с новым аналитическим, проектно-конс^уктивным характе-, -шенствование образовательных концепций.
Новые педагогические технологии немыслимы без новых информационных технологий, так как именно новые информационные технологии позволяет наиболее эффективно реализовать потенциальные возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.
Поэтому на факультете естествознания изучаются : « », « -» . обучающих компьютерных программах мультимедийные средства отображают наглядно динамику механизмов химических реакций и технологических процессов. Контролирующие программы обеспечивают быстрый контроль знаний и умений. Студенты используют компьютерные технологии для информационного поиска, составления обучающих и контролирующих программ в научно-исследовательской работе, и в процессе изучения педагогических технологий обучения химии.
Результаты контрольных работ, качество разрабатываемых рефератов по спецкурсу «Сов^менные техноло-», -ских занятий позволяют нам судить о повышении уровня сформированное™ исследовательских и профессиональных умений и навыков студентов факультета естество, -ной компетентности в целом.
Примечания:
1. Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии и технологии предметного обучения - СПб., 1995.
2. Чернилевский ДБ. Дидактические технологии в высшей школе. - М.: ЮНИТИ, 2002.
3. Новые педагогические и информационные технологии в сис-
: . системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, МБ. Моисеева, А.Е. Петров / Под. ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2005.
4. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е.. Обучение химии (Модернизация общего образования). - СПб.: Изд-во «Каро» 2003.
5. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: Академия, 2001.
6. Кларин МБ. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.