ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КОММУНИКАЦИОННОГО ЛАНДШАФТА В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Ю.Н. Земская
Ключевые слова: коммуникация, коммуникационные тренды, интернет, социальные сети.
Keywords: communication, communication trends, the Internet, social media.
В современном мире все больше говорят и пишут об изменениях - геополитических, финансово-экономических, технологических и многих других. Однако по значимости и последствиям не менее важные изменения происходят в коммуникациях. Они особенно заметны в сферах коммуникативной деятельности, ориентированных на широкую общественность, где глубинные трансформации происходят как на уровне каналов коммуникации, так и на уровне ее контента.
С чем это связано? В первую очередь с появлением и развитием новых технологий. Если еще 500 лет назад информацию «доносили» глашатаи, нарочные, голуби и соседи, то сегодня эту функцию выполняют книги и газеты, радио и телефон, телевизор и интернет. Именно последний в совокупности со всемирной паутиной послужил основой для возникновения New Media. «Значение весьма популярного термина «новые медиа» изменчиво. В настоящее время под ним обычно подразумевают <...> интернет, компьютерные игры, цифровые фильмы и фотографии, мобильную телефонию и виртуальный мир. Новые медиа занимают свое место среди других вещей, порожденных новыми технологиями и изменениями в человеческом поведении» [Стинс, 2008].
К началу 2013 года в мире насчитывалось 2,5 млрд. пользователей интернета1. По данным Фонда общественного мнения, в 2013 году доля активной аудитории Рунета, пользующейся интернетом как минимум 1 раз в сутки, составила 48% населения России, то есть 56,3 млн. человек. При этом рост числа активных интернет-пользователей составил 7%, а по отношению к суточной аудитории он увеличился почти в два раза - 12%2. По результатам исследования TNS Web Index за март 2013,
1 http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404
2 http://www.sostav.ru/publication/auditoriya-runeta-vyrosla-na-7-infografika-9277.html
среди 5-ти самых популярных ресурсов Рунета по показателю среднесуточной аудитории Яндекс (аудитория 30,7 млн. чел.), Mail.ru (28 млн. чел.), Vk.com (27,9 млн. чел.), Odnoklassniki.ru (19 млн. чел) и Google (13,6 млн. чел.)1.
Что изменилось в коммуникации вслед за изменением человеческого поведения? Каковы основные коммуникационные тренды?
1. Коммуникация из вертикальной стала горизонтальной. Субъект-объектные отношения стали вытесняться субъект-субъектными. Профессиональные коммуникаторы вынуждены не только создавать новости, писать и рассылать пресс-релизы, но и учиться общаться в социальных сетях. Сегодня аккаунты в социальных сетях имеют многие крупные государственные (например, МЧС РФ) и бизнес-структуры (в частности, компании МТС и Мегафон), политики и даже традиционные медиа, от федеральных (таких как «РИА Новости» и «КоммерсантЪ») до региональных (в том числе ТРК «Подмосковье» и информационное агентство «Амител»). Многие крупные компании не только имеют блог-секретарей, но и используют социальные сети как новый вид call-центров, позволяющих удовлетворять потребности пользователей.
2. Коммуникация становится все более персонифицированной. Пользователи интернета не только с помощью FourSquare рассказывают о своем местоположении, но и через наполнение аккаунтов рассказывают о себе и событиях своей жизни в режиме реального времени.
Даже первые лица государств заводят страницы в социальных сетях. По данным исследования, проведенного порталом Twitplomacy, аккаунт Барака Обамы лидирует по числу подписчиков в социальной сети Twitter, на обновления аккаунта президента США подписаны более 34,5 миллионов человек. На втором месте по популярности находится Папа Римский Франциск - за сообщениями в его девяти аккаунтах, публикуемых на разных языках, следят более 7,2 миллионов человек. Среди российских политиков самым популярным является аккаунт Дмитрия Медведева, который в глобальном рейтинге Twitter-активности находится на седьмом месте среди мировых лидеров2. На твиты премьер-министра России на русском языке на сегодняшний день подписаны более 2,32 миллиона человек3.
1 http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151
2 http://digit.ru/intemet/20130724/403667845.html
3 https://twitter.com/MedvedevRussia
При этом тенденция к персонификации коммуникаций вызывает увеличение таргетированности информационных потоков, базирующейся на данных учетных записей в аккаунтах в социальных сетях, анализе посещаемости страниц в интернете и пр. Информация становится более точечной с точки зрения учета интересов целевых аудиторий и автоматизированной с позиции технологий ее распространения. Не так давно даже Яндекс, поисковая система по сути, в которой, как известно, «Найдется все», создал закладку «Мои новости», позволяющую сформировать подписку на сообщения избранных СМИ и новости друзей в социальных сетях http ://news.yandex. ru/mynews.
3. Коммуникация становится мгновенной из-за возрастания скорости распространения информации. Причем это касается не только использования интернет-мессенджеров, таких как Skype или WhatsApp, которые позволяют не только обмениваться сообщениями в режиме реального времени, но и делать видеозвонки практически из любой точки земного шара.
Социальные сети за счет своей структуры дают возможность многопорядково увеличить скорость распространения информации. Так, в июле 2013 года хештэг «royalbaby» поставил новый SM-рекорд. После официального сообщения о том, что герцогиня Кембриджская доставлена в больницу, сообщения с хештегом «royalbaby» появлялись со скоростью более 25 тысяч в минуту. В общем хештеги, связанные с рождением принца Джорджа, были использованы в социальных сетях более 2 миллионов раз1.
4. Возрастает плотность информационного потока - формируются системы дифференцированного потребления информации.
По заявлению Мартина Гильберта, основанному на результатах данных исследования группы ученых Университета Южной Калифорнии, «в 1986 году мы ежедневно получили столько информации, сколько бы поместилось в 40 газетах, к 2007 году этот объем значительно увеличился. Теперь каждый день человек получает информацию, которая бы уместилась в 174 печатных изданиях»2.
Социальные сети лишь усилили этот процесс. Бараку Обаме принадлежит один из главных Twitter-рекордов: его твитом о победе на президентских выборах 2012 года «Four more years» поделились более 800 тысяч человек. Это сообщение стало самым популярным в истории
1 http://lenizdat.ru/articles/1113499
2 http://www.meta.kz/500166-chelovek-poluchaet-v-den-informacii-kak-ot-174-gazet.html
социальной сети. Именно с его помощью Обама первым сообщил об итогах голосования на выборах Президента США1.
Однако информация становится не просто доступной, она становится избыточной и требует упорядочивания. Одним из коммуникационных ответов на увеличение объемов информации стали инфографика и проекты в формате Big Data (Большие данные). «Термин «большие данные» характеризует совокупности данных c возможным экспоненциальным ростом, которые слишком велики, слишком не форматированы или слишком не структурированы для анализа традиционными методами» [Морисон, 2009].
Конечно, помимо управления объемами информации, существует также проблема ее фильтрации, поэтому потребитель информации отвоевывает себе право выбирать информационный контент. Это происходит как на уровне законодательном (операторов связи штрафуют за рассылку рекламных смс-сообщений без согласия пользователя), так и на уровне этическом.
5. Современные коммуникации актуализировали проблемы этики и информационной экологии. В современном коммуникационном потоке при всей его «настроенности» на адресанта все большее значение приобретает разработка инструментов защиты пользователя от избыточной, негативной и даже вредоносной информации.
Череда скандалов сотрясает не только социальные сети, но и традиционные СМИ. Что есть оскорбление, как защитить честь и достоинство, где границы свободы слова и др. - вот темы общественных и профессиональных дискуссий 2013 года. Подготовка и принятие законов о регулировании интернета - это не что иное, как попытка законодательно осмыслить новую формирующуюся реальность.
Литература
Морисон А. Большие данные: как извлечь из них информацию // Технологический прогноз. 2010. Вып. № 3.
Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8. 2008 № 7.
1 http://news.rambler.ru/20245639
4