Научная статья на тему 'Об изменениях коммуникационного ландшафта в эпоху интернета и социальных сетей'

Об изменениях коммуникационного ландшафта в эпоху интернета и социальных сетей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
375
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ / COMMUNICATION TRENDS / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Земская Юлия Николаевна

Эта статья рассказывает о тенденциях, меняющих основы современной коммуникационной системы, анализирует опыт коммуникаций в новых медиа, обращает внимание на технологические и законодательные инициативы, которые могут дать ответ информационным вызовам современности. В центре аналитического обзора оказываются такие явления и тенденции, как переход модели коммуникации из вертикального в горизонтальный формат, персонификация информации и, как следствие, ее таргетирование, возрастание скорости распространения информационных потоков и увеличение их плотности, формирование систем дифференцированного потребления информации, актуализация проблем этики и информационной экологии. В статье приводятся многочисленные данные различных исследований, характеризующие численность аудитории глобального и российского интернета, коммуникационные активности пользователей социальных сетей (Facebook.com, Twitter.com и других), а также представлены некоторые актуальные кейсы, иллюстрирующие описываемые тенденции и явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article informs about trends that change the bases of modern communication system, analyzes the experience of communications in new media, draws attention to the technological and legislative initiatives that may meet modern information challenges. Such phenomena and trends, as transition of communication model from vertical format to horizontal one, personification of information and, as a result, its targeting, increase of informational traffic distribution speed and density, formation of information differential consumption systems, updating of ethics and informational ecology problems come to be in the center of analytical review. Numerous data from various studies that characterize the size of the global and Russian internet audience, communication activities of social network users (Facebook.com, Twitter.com etc.) are presented in the article, as well as some relevant case studies that illustrate the trends and phenomena described.

Текст научной работы на тему «Об изменениях коммуникационного ландшафта в эпоху интернета и социальных сетей»

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КОММУНИКАЦИОННОГО ЛАНДШАФТА В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Ю.Н. Земская

Ключевые слова: коммуникация, коммуникационные тренды, интернет, социальные сети.

Keywords: communication, communication trends, the Internet, social media.

В современном мире все больше говорят и пишут об изменениях - геополитических, финансово-экономических, технологических и многих других. Однако по значимости и последствиям не менее важные изменения происходят в коммуникациях. Они особенно заметны в сферах коммуникативной деятельности, ориентированных на широкую общественность, где глубинные трансформации происходят как на уровне каналов коммуникации, так и на уровне ее контента.

С чем это связано? В первую очередь с появлением и развитием новых технологий. Если еще 500 лет назад информацию «доносили» глашатаи, нарочные, голуби и соседи, то сегодня эту функцию выполняют книги и газеты, радио и телефон, телевизор и интернет. Именно последний в совокупности со всемирной паутиной послужил основой для возникновения New Media. «Значение весьма популярного термина «новые медиа» изменчиво. В настоящее время под ним обычно подразумевают <...> интернет, компьютерные игры, цифровые фильмы и фотографии, мобильную телефонию и виртуальный мир. Новые медиа занимают свое место среди других вещей, порожденных новыми технологиями и изменениями в человеческом поведении» [Стинс, 2008].

К началу 2013 года в мире насчитывалось 2,5 млрд. пользователей интернета1. По данным Фонда общественного мнения, в 2013 году доля активной аудитории Рунета, пользующейся интернетом как минимум 1 раз в сутки, составила 48% населения России, то есть 56,3 млн. человек. При этом рост числа активных интернет-пользователей составил 7%, а по отношению к суточной аудитории он увеличился почти в два раза - 12%2. По результатам исследования TNS Web Index за март 2013,

1 http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404

2 http://www.sostav.ru/publication/auditoriya-runeta-vyrosla-na-7-infografika-9277.html

среди 5-ти самых популярных ресурсов Рунета по показателю среднесуточной аудитории Яндекс (аудитория 30,7 млн. чел.), Mail.ru (28 млн. чел.), Vk.com (27,9 млн. чел.), Odnoklassniki.ru (19 млн. чел) и Google (13,6 млн. чел.)1.

Что изменилось в коммуникации вслед за изменением человеческого поведения? Каковы основные коммуникационные тренды?

1. Коммуникация из вертикальной стала горизонтальной. Субъект-объектные отношения стали вытесняться субъект-субъектными. Профессиональные коммуникаторы вынуждены не только создавать новости, писать и рассылать пресс-релизы, но и учиться общаться в социальных сетях. Сегодня аккаунты в социальных сетях имеют многие крупные государственные (например, МЧС РФ) и бизнес-структуры (в частности, компании МТС и Мегафон), политики и даже традиционные медиа, от федеральных (таких как «РИА Новости» и «КоммерсантЪ») до региональных (в том числе ТРК «Подмосковье» и информационное агентство «Амител»). Многие крупные компании не только имеют блог-секретарей, но и используют социальные сети как новый вид call-центров, позволяющих удовлетворять потребности пользователей.

2. Коммуникация становится все более персонифицированной. Пользователи интернета не только с помощью FourSquare рассказывают о своем местоположении, но и через наполнение аккаунтов рассказывают о себе и событиях своей жизни в режиме реального времени.

Даже первые лица государств заводят страницы в социальных сетях. По данным исследования, проведенного порталом Twitplomacy, аккаунт Барака Обамы лидирует по числу подписчиков в социальной сети Twitter, на обновления аккаунта президента США подписаны более 34,5 миллионов человек. На втором месте по популярности находится Папа Римский Франциск - за сообщениями в его девяти аккаунтах, публикуемых на разных языках, следят более 7,2 миллионов человек. Среди российских политиков самым популярным является аккаунт Дмитрия Медведева, который в глобальном рейтинге Twitter-активности находится на седьмом месте среди мировых лидеров2. На твиты премьер-министра России на русском языке на сегодняшний день подписаны более 2,32 миллиона человек3.

1 http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151

2 http://digit.ru/intemet/20130724/403667845.html

3 https://twitter.com/MedvedevRussia

При этом тенденция к персонификации коммуникаций вызывает увеличение таргетированности информационных потоков, базирующейся на данных учетных записей в аккаунтах в социальных сетях, анализе посещаемости страниц в интернете и пр. Информация становится более точечной с точки зрения учета интересов целевых аудиторий и автоматизированной с позиции технологий ее распространения. Не так давно даже Яндекс, поисковая система по сути, в которой, как известно, «Найдется все», создал закладку «Мои новости», позволяющую сформировать подписку на сообщения избранных СМИ и новости друзей в социальных сетях http ://news.yandex. ru/mynews.

3. Коммуникация становится мгновенной из-за возрастания скорости распространения информации. Причем это касается не только использования интернет-мессенджеров, таких как Skype или WhatsApp, которые позволяют не только обмениваться сообщениями в режиме реального времени, но и делать видеозвонки практически из любой точки земного шара.

Социальные сети за счет своей структуры дают возможность многопорядково увеличить скорость распространения информации. Так, в июле 2013 года хештэг «royalbaby» поставил новый SM-рекорд. После официального сообщения о том, что герцогиня Кембриджская доставлена в больницу, сообщения с хештегом «royalbaby» появлялись со скоростью более 25 тысяч в минуту. В общем хештеги, связанные с рождением принца Джорджа, были использованы в социальных сетях более 2 миллионов раз1.

4. Возрастает плотность информационного потока - формируются системы дифференцированного потребления информации.

По заявлению Мартина Гильберта, основанному на результатах данных исследования группы ученых Университета Южной Калифорнии, «в 1986 году мы ежедневно получили столько информации, сколько бы поместилось в 40 газетах, к 2007 году этот объем значительно увеличился. Теперь каждый день человек получает информацию, которая бы уместилась в 174 печатных изданиях»2.

Социальные сети лишь усилили этот процесс. Бараку Обаме принадлежит один из главных Twitter-рекордов: его твитом о победе на президентских выборах 2012 года «Four more years» поделились более 800 тысяч человек. Это сообщение стало самым популярным в истории

1 http://lenizdat.ru/articles/1113499

2 http://www.meta.kz/500166-chelovek-poluchaet-v-den-informacii-kak-ot-174-gazet.html

социальной сети. Именно с его помощью Обама первым сообщил об итогах голосования на выборах Президента США1.

Однако информация становится не просто доступной, она становится избыточной и требует упорядочивания. Одним из коммуникационных ответов на увеличение объемов информации стали инфографика и проекты в формате Big Data (Большие данные). «Термин «большие данные» характеризует совокупности данных c возможным экспоненциальным ростом, которые слишком велики, слишком не форматированы или слишком не структурированы для анализа традиционными методами» [Морисон, 2009].

Конечно, помимо управления объемами информации, существует также проблема ее фильтрации, поэтому потребитель информации отвоевывает себе право выбирать информационный контент. Это происходит как на уровне законодательном (операторов связи штрафуют за рассылку рекламных смс-сообщений без согласия пользователя), так и на уровне этическом.

5. Современные коммуникации актуализировали проблемы этики и информационной экологии. В современном коммуникационном потоке при всей его «настроенности» на адресанта все большее значение приобретает разработка инструментов защиты пользователя от избыточной, негативной и даже вредоносной информации.

Череда скандалов сотрясает не только социальные сети, но и традиционные СМИ. Что есть оскорбление, как защитить честь и достоинство, где границы свободы слова и др. - вот темы общественных и профессиональных дискуссий 2013 года. Подготовка и принятие законов о регулировании интернета - это не что иное, как попытка законодательно осмыслить новую формирующуюся реальность.

Литература

Морисон А. Большие данные: как извлечь из них информацию // Технологический прогноз. 2010. Вып. № 3.

Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8. 2008 № 7.

1 http://news.rambler.ru/20245639

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.