Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
БЕЛЯЕВ Сергей Александрович ОБ ИЗМЕНЕНИИ СПРОСА НА ПРОГРАММЫ ...
УДК 377.018.432
DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0004
ОБ ИЗМЕНЕНИИ СПРОСА НА ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА И БАКАЛАВРИАТА СО СТОРОНЫ АБИТУРИЕНТОВ
© Автор(ы) 2021 AuthorID: 806692 SPIN: 6781-7835
БЕЛЯЕВ Сергей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры
экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. Российская система высшего образования уже более десяти лет находится в стадии реформирования. Демографические проблемы прошлых лет спровоцировали сокращение количества вузов и их филиалов, что существенно снизило доступность высшего образования для населения. Дополнительным фактором для снижения стало введение ЕГЭ, сокращение бюджетных мест в оставшихся вузах, рост стоимости обучения и подготовки к сдаче ЕГЭ в российских школах. В ходе исследования было установлено, что несмотря на превышение численности поступающих на программы бакалавриата над численностью поступающих на специалитет, подготовка по программам которого ограничена количественно, оставляет специалитет востребованным как для обучения на бюджетных местах, так и для обучения на договорной основе. Также в ходе работы было выяснено, что произошло значительное сокращение поступивших на бюджетные места за счет квот целевого приема, что следует оценивать как негативную тенденцию, поскольку целевой прием может способствовать сглаживанию диспропорций между рынком труда и системой высшего образования. Отмечается, что в ходе реформ, послуживших поводом для сокращения вузов и их филиалов, и, как следствие, материально-технической и кадровой базы системы высшего образования, возникает опасность для роста социальной напряженности и создания рисков образовательного неравенства через 10-15 лет, что требует повышенного внимания со стороны государства уже сейчас.
Ключевые слова: Болонская система, высшее образование, бакалавриат, специалитет, ЕГЭ, целевой прием, образовательное неравенство.
ON THE CHANGE IN DEMAND FOR SPECIALTY AND BACHELOR'S DEGREE PROGRAMS ON THE PART OF APPLICANTS
© The Author(s) 2021
BELYAEV Sergey Alexandrovich, candidate of historical sciences, associate professor of the department of economics and management Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: [email protected]) Abstract. The Russian higher education system has been undergoing reform for more than a decade. Demographic problems of the past years provoked a reduction in the number of universities and their branches, which significantly reduced the availability of higher education for the population. An additional factor for the decline was the introduction of the exam, the reduction of budget places in the remaining universities, the rising cost of education and training to pass exam in Russian schools. In the study, it was found that despite a pre-increasing the number of applicants to undergraduate programs over the numbers entering the specialist training programme which is limited in quantity, leaves specialty demand for training on budgetary places, and for training on a contractual basis. Also during the work it was established that there was a significant reduction in received in the budget at the expense of quota of the target dose, which should be assessed as a negative trend, because the target is to reduce imbalances between labour market and higher education system. It is noted that in the course of the reforms that led to the reduction of universities and their branches, and, as a result, the material, technical and personnel base of the higher education system, there is a danger for the growth of social tension and the creation of risks of educational inequality in 10-15 years, which requires increased attention from the state now.
Keywords: Bologna system, higher education, bachelor's degree, specialty, USE, target admission, educational inequality.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Мировые тенденции в области образования уже много лет направлены на интернационализацию и глобализацию, расширение возможностей образовательной миграции и привлечения талантливых и перспективных выпускников в успешные и инновационные компании, независимо от их национальной принадлежности [1-2].
Идея перехода российской системы высшего образования на Болонскую модель предполагала расширение возможностей для российских выпускников на мировом рынке труда и решение проблем с финансированием данной сферы с целью снижения нагрузки на бюджеты различных уровней внутри страны.
К сожалению, времени для адаптации российской системы высшего образования к Болонской модели было мало, поэтому качественной проработки условий эффективного перехода к новым образовательным программам не произошло, что на фоне неготовности российского общества и работодателей к появлению на рынке труда бакалавров и магистров, дало совершенно не тот результат, который ожидался [3-5].
Если в СССР человек с высшим образованием це-
нился, а высшее образование было бесплатным и доступным для каждого, кто имел к этому способности, то в современной России высшее образование стало обыденным явлением, поскольку не дает существенных преимуществ на социальной лестнице, хотя должно быть у каждого в порядке нормы и доступность его год от года для населения снижается [6-8].
Основной проблемой, снизившей доступность высшего образования для населения, стал рост его стоимости в совокупности с уменьшением количества бюджетных мест. То есть, с одной стороны, из-за обязательной сдачи ЕГЭ большие средства из семейного бюджета должны тратиться на подготовку школьника к успешной сдаче экзаменов, высокий балл по которым дает возможность поступить на бюджетные места, но не гарантирует этого. С другой стороны, часть семей не делает большого упора на вложение средств в подготовку к сдаче ЕГЭ и предпочитает выбрать получение образования на договорной основе, что также очень накладно для большинства российских семей. Поэтому уже более половины окончивших 9 класс уходят в колледжи для получения среднего профессионального образования и 24% из них продолжают обучение в вузе без сдачи ЕГЭ [9].
Сейчас в системе высшего образования страны на-
BELYAEV Sergey Alexandrovich
ON THE CHANGE IN DEMAND FOR SPECIALTY .
Baltic Humanitarian Journal. 2021. Т. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
растает проблема снижения численности абитуриентов, что стало одним из факторов, способствующих сокращению количества вузов в России и доступности высшего образования для населения. Поэтому исследование, касающееся изменения численности абитуриентов, поступающих на образовательные программы бакалавриата и пока еще существующего специалитета в зависимости от оснований для поступления и форм оплаты за обучение носит высокую актуальность.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Между российской системой высшего образования и запросами народного хозяйства наблюдаются высокие диспропорции, которые не удалость сгладить за счет внедрения Болонской системы [10-12].
В Китае Болонская система работает, и все высшее образование является платным. Жесткий отбор происходит еще в школе, и если ученик сможет успешно сдать экзамены после средней школы и поступить на высшую ступень средней школы, которая уже является платной, то получит шанс поступить в вуз. Если по окончании школы ученик не сдает ЕГЭ, то навсегда лишается возможности получить высшее образование и сможет получить только рабочую профессию. Обучение в вузе стоит дорого и поступить в них могут только самые лучшие выпускники, но если студент учится хорошо, то сможет получать стипендию, а если на его обучение родители берут кредит, то, если выпускник уедет работать в сельскую местность, кредит ему списывается. Самый жесткий отбор в технических вузах. Отдыхают в течение учебного года всего два месяца, а в течение дня обучаются с 8 часов утра до 21 часа вечера с двухчасовым перерывом на обед. За пропуски без уважительных причин в количестве трех раз студента ожидает повторный год обучения, а если студент был отчислен из вуза, то ни в один другой вуз он не сможет восстановиться, и сможет получить лишь рабочую профессию. Вместе с тем китайское правительство выделяет ежегодно тысячи стипендий для обучения иностранных студентов в их стране, а обязательное обучение иностранных языков дает китайским студентам широкие возможности для обучения за рубежом [13].
Внедрение такого опыта в России является нереальным, поскольку при существующей демографической ситуации и уровне жизни населения многие люди могут навсегда лишиться возможности получить образование выше школьного уровня. Хотя в той части, где студенты обязаны быть жестко дисциплинированными, а лучшие из них имеют широкие возможности для международной образовательной миграции, опыт Китая отображает лучшие стороны Болонской системы.
Новым вызовом для системы российского образования стала цифровизация. С ее распространением существует риск исчезновения некоторых профессий и при несвоевременной реакции системы образования на эти вызовы российское образование может оказаться в крайне невыгодном положении [14-19].
К 2034 г. ожидается увеличение численности населения в возрасте от 14 до 35 лет на 45%, что приведет к росту спроса на высшее образование и образование в колледжах. Без увеличения бюджетных мест в вузах это может привести к социальной напряженности и созданию рисков образовательного неравенства, поскольку в результате оптимизации сети организаций высшего образования произошло значительное сокращение числа вузов и филиалов. Особенно остро может стать проблема инфраструктурного обеспечения студентов (наличие общежитий учебно-лабораторных площадей), а также с проблемой кадрового обеспечения вузов [20, 21].
С одной стороны, это является серьезной проблемой высшего образования, требующей своевременной реакции уже сейчас, но, с другой стороны, в какой-то сте-
пени решению данной проблемы будет способствовать расширение доступа для обучающихся к платформам массовых открытых онлайн курсов (МООК, MOOC, Massive Open Online Courses). Идея массовых открытых онлайн курсов имеет высокие глобальные цели - повысить доступность образования для всех, кто имеет желание учиться, независимо от экономических, географических и демографических ограничений [22]. МООК признают одной из самых важных тенденций в сфере высшего образования современности, поскольку они предоставляют собой бесплатный обучающий видеоконтент, реализуемый на дистанционной основе, который позволяет снизить стоимость университетского образования. Но стоит подчеркнуть, что помимо положительной миссии, такой подход несет опасность десоци-ализации молодежи, которая итак ведет весомую часть жизни в онлайн-формате, проводя время в общении с гаджетами и разучиваясь общаться с реальными людьми, приобретая социофобию, развивая неспособность к разрешению конфликтных ситуаций и выстраиванию вербального общения.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Рассмотреть, как изменилась численность студентов, поступивших на бюджетные места и на договорную основу в 2015-2019 гг., а также проанализировать изменения в основаниях для поступления абитуриентов на бюджетные места и на договорную основу.
Постановка задания. Проанализировать динамику численности студентов, поступивших на программы бакалавриата и специалитета в 2015 г. и в 2019 г. по формам оплаты за обучение. Рассмотреть изменения в численности студентов в разрезе оснований для поступления (ЕГЭ, целевые направления, всероссийские олимпиады школьников, без вступительных испытаний и прочих).
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В работе использовались общенаучные инструменты анализа, обобщение и интеллектуальный анализ данных и статистические методы анализа [23]. Статистической базой для анализа стали данные Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [24].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В связи с демографическими волнами в стране в последние годы наблюдалась тенденция к сокращению численности поступающих в вузы, что выступило одним из поводов для сокращения количества вузов и филиалов. Так, в 2019 г., по сравнению с 2015 г., число заявлений, поданных на программы бакалавриата, уменьшилось на 24,4% или на 846 тыс. чел., а на программы специалитета - на 21,9% или на 167 тыс. чел. (рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета по формам оплаты за обучение в 2015-2019 гг., тыс. чел.
Поскольку тенденция к переходу вузов на самофинансирование стала наблюдаться уже давно, тех, кто обучается на договорной основе и в 2015 г. и в 2019 г.
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
БЕЛЯЕВ Сергей Александрович ОБ ИЗМЕНЕНИИ СПРОСА НА ПРОГРАММЫ ...
было больше, чем обучающихся на бюджетных основаниях. Стоит отметить, что по программам специалитета обучающихся в 2019 г. за счет бюджета и на договорной основе на 2,0% и 25,5% соответственно больше, чем в 2015 г. Среди выбравших бакалавриат количество поступающих на обе формы обучения уменьшилось.
Основания для приема на бакалавриат и специали-тет следующие: исключительно по результатам ЕГЭ; по результатам ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний; за счет побед и призовых мест на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников; также выделяются места в пределах квоты приема лиц, имеющих особое право и места в рамках квоты целевого приема; часть абитуриентов зачисляется без вступительных испытаний (таблица 1).
Таблица 1 - Изменение численности абитуриентов, поступивших на программы бакалавриата и специалите-та на различных основаниях, чел.
Основание для поступления 2015 г. 2019 г. Изменение чис- чающихся на бюджетной ос-
Бакалавриат Специалитет Бакалавриат Специалитет
ill е Ц | а Е >Н ig« J.S § о ч lis е яш S ч г,-1 а oSS si« ¿.s § о Ч lis е ЦИ о 5 51« ¿.Е § о ч lis е ЦП о "lg ¿.Е § о ч 1 1 Н 1 I О
Исключительно по результатам ЕГЭ 211596 167079 53722 36676 194816 162068 56433 43793 -7,9 5,0
По результатам ЕГЭ и дополнн- пительных ис- 20860 20042 4552 S3 73 25025 27188 4387 8806 20,0 -3,6
Победнтелин призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников 940 73 162 0 1066 82 337 0 13,4 108,0
делах квоты приема яид. имеющих особое право 9371 135 2093 9 13215 0 3103 0 41,0 48,3
На места б разового приема 25801 1 22873 1 13800 0 21849 0 -46,5 -4,5
Прием без 3316 143 694 0 6170 1857 1173 341 86,1 69,0
Больше всего поступающих зачисляются на основании результатов ЕГЭ, чуть меньше 10% от этого количества зачисляются за счет ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний. Поступающих на договорную основу за счет ЕГЭ на специалитет в динамике стало больше, в то время как спрос на бакалавриат постепенно уменьшился. В динамике отмечается серьезное снижение численности поступающих в вузы в рамках квоты целевого приема, что в условиях дисбаланса между рынком труда и системой высшего образования наоборот должно способствовать сглаживанию несоответствий между запросами экономики и конкретных предприятий и выпуском специалистов. Мы видим значительное увеличение зачисляющихся без вступительных испытаний на бюджет, в числе которых и те, кто окончил средние профессиональные учебные заведения, и те, кто успел пройти срочную службу в армии. Стоит также отметить, что вдвое увеличилось число потупивших в результате побед и получения призовых мест во всероссийской олимпиаде школьников, но на специалитет, на бакалавриат поступили на этом основании всего на 13,4%. Почти наполовину увеличилось количество поступивших на места в пределах квоты приема лиц, имеющих особое право. Следовательно, бюджетные места в России для получения высшего образования будут востребованы всегда, особенно в условиях снижения уровня жизни населения, но и договорная основа набирает популярность по направлениям бакалавриата, поскольку новые образовательные программы и наиболее востребованные реализуются теперь в форме бакалавриата.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Авдеева Е.С [25] считает, что необходимо сокращать отрыв образовательной сферы
от конкретных производств, в том числе за счет целевой подготовки, и мы с ней согласны. Целевая подготовка в условиях дисбаланса между выпускаемыми профессиями и потребностью предприятий весьма перспективна, но в вузах всего порядка 10% мест предусмотрено на квоты целевого приема.
Мы согласны с авторами, считающими что такой подход имел бы высокий спрос, так как для родителей это послужило бы поводом для снижения затрат на образование, выпускники были бы трудоустроены, а для работодателей формировался бы стабильный и прогнозируемый штат, легче было бы ориентировать образовательные программы на конкретных работодателей [9].
Также мы солидарны с мнениями авторов, считающих, что цифровизация окажет неизгладимое воздействие на рынок труда [26] и в этой ситуации важно выстроить своевременную реакцию системы высшего образования, упреждая запросы инновационной экономики и заполняя пробелы в тех сферах экономики, где сейчас обнажился острый дефицит кадров.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. В ходе исследования было установлено, что несмотря на многократное превышение численности поступающих на бакалавриат, не падает спрос на обучение по программам специалитета и положительная динамика наблюдается в численности поступающих на бюджетную и на договорную основу. Ключевым основанием для зачисления является результат ЕГЭ, хотя растет в динамике и число поступающих на основании результатов всероссийской олимпиады школьников, что примечательно, в основном в отношении бюджетных мест специалитета. Увеличилось и количество поступающих без вступительных испытаний, а вот квоты целевого приема на бюджет в динамике серьезно сократились. Такие тенденции нельзя назвать положительными, поскольку получается однобокое пе-ренятие опыта Болонской модели системы высшего образования - в основном в части его коммерциализации, в то время как весомого расширения возможностей для международной образовательной миграции для российских студентов не наблюдается. Негативно стоит оценивать сокращения квот целевого приема, поскольку уже в текущий момент требуется сглаживание дисбаланса на рынке труда под запросы конкретных предприятий и сферы медицинского обслуживания, что стало глубоко очевидным в разгар эпидемии коронавируса в 2020 году.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Проблема развития кадрового потенциала страны в условиях становления инновационной экономики, новых вызовов в виде кризисов и эпидемий, не теряет своей актуальности и приобретает новые очертания. Как показал опыт, внедрение Болонской модели высшего образования в России требует корректировок и доработок для адаптации к менталитету российского общества и условиям жизни населения, поэтому исследования в области спроса на высшее образование в зависимости от форм оплаты за обучение и оснований для поступления на бюджетные места не потеряет своей актуальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Крючкова С.Е., Меликов И.М., Храпов С.А. Глобализация высшего образования: социокультурный аспект //Logos et Praxis. 2018. Т. 17. № 1. С. 40-48.
2. Кузьминов Я. И. Вызовы и перспективы развития университетов в России // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 4 (116). С. 5-8.
3. Ширинкина Е.В. Тенденции и проблемы развития системы высшего образования в России // Современная научная мысль. 2016. № 3. С. 148-154.
4. Тавхитова Е.Р. Актуальные проблемы развития современной системы высшего образования в России // Доклады Башкирского университета. 2020. Т. 5. № 4. С. 261-265.
5. Леканова Е.Е., Хохлова Е.В. Конвергенция Болонской модели образования и российской системы образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 113.
6. Кроливецкая С.М. Сравнительный анализ развития отечественных и зарубежных моделей высшего образования // Научные
BELYAEV Sergey Alexandrovich
ON THE CHANGE IN DEMAND FOR SPECIALTY ..
Baltic Humanitarian Journal. 2021. ^ 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2015. Т. 6. № 2 (19). С. 42-47.
7. Антюхова Е.А. Компенсаторная роль образования в условиях глобальной цифровизации // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2020. № 4 (363). С. 102-113.
8. Платов А.В., Тарчоков С.К., Удалов Д.Э. Вызовы образованию в период становления цифровой экономики //Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (108). С. 1077-1080.
9. Галий Е.А., Коршунов И.И. Целевое обучение, как перспективное направление развития высшего образования // Хроноэкономика. 2018. № 3 (11). С. 71-73.
10. Вишневская Н.Г. Рынок труда стран СНГ: сравнительный анализ конъюнктурных особенностей //Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 37 (412). С. 58-71.
11. Абрамкина ДА. Структурная безработица как индикатор несогласованности спроса и предложения на рынке труда: профессионально-квалификационный аспект //Вестник НГИЭИ. 2020. № 1 (104). С. 107-116.
12. Иваненко Л.В., Андреев О.С. Современные тенденции функционирования системы высшего образования в рамках инновационной экономики // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2020. Т. 11. № 3. С. 49-57.
13. Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. Особенности системы образования в Китае // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 291.
14. Гуськова И.В., Серебровская Н.Е., Егоршин А.П. Основные тенденции и аспекты развития профессионального образования в России в условиях развития цифровой экономики // Казанский экономический вестник. 2017. № 5 (31). С. 65-74.
15. Зюкин Д.А. Использование информационных технологий при решении социальных вопросов и роль государства в экономической поддержке их продвижения //Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2020. - № 7. - С. 118-126.
16. Крюкова А.А., Хватков И.О. Влияние процесса цифровизации на российскую экономику //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 199-201.
17. Козлова Т.А., ПоляковаЮ.О., Леонтьева ДА. Актуальные проблемы философии образования в современную эпоху // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 19-21.
18. Маслюкова Е.В., Маскаев А.И. Восприятие государственной политики в области занятости молодежи в контексте прекариза-ции выпускников // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 4. С. 771-782.
19. Прохорова М.П., Шкунова А.А., Булганина А.Е., Григорян К.М. Направления трансформации высшего образования в русле цифрови-зации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 299-302.
20. Габдрахманов Н.К., Лешуков О.В., Платонова Д.П. Обеспеченность бюджетными местами региональных систем высшего образования с учетом демографических трендов // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 4. С. 32-45.
21. Эзрох Ю.С. Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 7. С. 9-40.
22. Итинсон К.С. Массовые открытые онлайн курсы и их влияние на высшее образование // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 15-17.
23. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев и др. — Курск: КГМУ, 2017. -164 с.
24. Статистическая информация в сфере научных исследований и разработок в сфере высшего образования. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index. php (Дата обращения: 02.01.2021 г.).
25. Авдеева Е.С., Миронова В.В. Формирование групп стратегических профессий как один из инструментов достижения стратегической конкурентоспособности предприятий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 2 (23). С. 148-160
26. Сенокосова О.В. Воздействие цифровизации на рынок труда России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 10-2. С. 81-83.
Статья поступила в редакцию 14.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021