Научная статья на тему 'О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА'

О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репринцева Елена Васильевна

Проблема развития кадрового потенциала страны имеет высокую актуальность в современных условиях. Становление инновационной экономики и ее цифровизация вызывает необходимость ускорения реакции системы высшего образования на запросы динамично меняющегося рынка труда. В российской действительности внедрение Болонской системы произошло не вполне эффективно, что вызвало обострение проблем внутри образовательной системы, поскольку у исполнителей целей и задач, обозначенных в реформаторских проектах, оказалось недостаточно времени и ресурсов для адаптации западного опыта к российским условиям. В ходе исследования установлено, что в стране сокращается общее количество студентов на программах бакалавриата, причем, в большей степени это коснулось тех, кто обучается на договорной основе. При этом на рынке труда возникли диспропорции вследствие запоздалой реакции системы высшего образования на запросы данного рынка и отсутствия эффективной системы стимулирования интереса общества к профессиям, необходимым экономике в среднесрочной перспективе. В динамике отмечаются высокие темпы сокращения численности студентов по направлениям подготовки экономика, менеджмент и юриспруденция, которые по-прежнему остаются наиболее популярными на фоне остальных специальностей. При этом на рынке труда отмечается переизбыток выпускников вузов с дипломами этих специальностей, а качество подготовки у подавляющего большинства из них находится на невысоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF KEY AREAS OF UNDERGRADUATE STUDIES

The problem of developing the country's human resources potential is highly relevant in modern conditions. The development of an innovative economy and its digitalization necessitates accelerating the response of the higher education system to the demands of the dynamically changing labor market. In the Russian reality, the implementation of the Bologna system was not quite effective, which caused problems within the educational system to worsen, since the performers of the goals and objectives outlined in the reform projects did not have enough time and resources to adapt the Western experience to Russian conditions. The study found that the country is reducing the total number of students in undergraduate programs, and, to a greater extent, it affected those who study on a contractual basis. At the same time, there were imbalances in the labor market due to the delayed response of the higher education system to the demands of this market and the lack of an effective system for stimulating public interest in professions that are necessary for the economy in the medium term. The dynamics of the study show a high rate of reduction in the number of students in the fields of Economics, management and law, which are still the most popular among other specialties. At the same time, there is an overabundance of University graduates with diplomas of these specialties in the labor market, and the quality of training for the vast majority of them is at a low level.

Текст научной работы на тему «О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

РЕПРИНЦЕВА Елена Васильевна О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ ...

УДК 378.1

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0051

О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА

© Автор(ы) 2021

AuthorID: 777546

SPIN: 4216-3383

РЕПРИНЦЕВА Елена Васильевна, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет

(305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected])

Аннотация. Проблема развития кадрового потенциала страны имеет высокую актуальность в современных условиях. Становление инновационной экономики и ее цифровизация вызывает необходимость ускорения реакции системы высшего образования на запросы динамично меняющегося рынка труда. В российской действительности внедрение Болонской системы произошло не вполне эффективно, что вызвало обострение проблем внутри образовательной системы, поскольку у исполнителей целей и задач, обозначенных в реформаторских проектах, оказалось недостаточно времени и ресурсов для адаптации западного опыта к российским условиям. В ходе исследования установлено, что в стране сокращается общее количество студентов на программах бакалавриата, причем, в большей степени это коснулось тех, кто обучается на договорной основе. При этом на рынке труда возникли диспропорции вследствие запоздалой реакции системы высшего образования на запросы данного рынка и отсутствия эффективной системы стимулирования интереса общества к профессиям, необходимым экономике в среднесрочной перспективе. В динамике отмечаются высокие темпы сокращения численности студентов по направлениям подготовки экономика, менеджмент и юриспруденция, которые по-прежнему остаются наиболее популярными на фоне остальных специальностей. При этом на рынке труда отмечается переизбыток выпускников вузов с дипломами этих специальностей, а качество подготовки у подавляющего большинства из них находится на невысоком уровне.

Ключевые слова: высшее образование, бакалавриат, специальность, рынок труда, цифровизация.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF KEY AREAS OF UNDERGRADUATE STUDIES

© The Author(s) 2021

REPRINTSEVA Elena Vasilievna, candidate of pharmaceutical sciences, associate professor of department «Economics and management» Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Markx St., 3, e-mail: [email protected])

Abstract. The problem of developing the country's human resources potential is highly relevant in modern conditions. The development of an innovative economy and its digitalization necessitates accelerating the response of the higher education system to the demands of the dynamically changing labor market. In the Russian reality, the implementation of the Bologna system was not quite effective, which caused problems within the educational system to worsen, since the performers of the goals and objectives outlined in the reform projects did not have enough time and resources to adapt the Western experience to Russian conditions. The study found that the country is reducing the total number of students in undergraduate programs, and, to a greater extent, it affected those who study on a contractual basis. At the same time, there were imbalances in the labor market due to the delayed response of the higher education system to the demands of this market and the lack of an effective system for stimulating public interest in professions that are necessary for the economy in the medium term. The dynamics of the study show a high rate of reduction in the number of students in the fields of Economics, management and law, which are still the most popular among other specialties. At the same time, there is an overabundance of University graduates with diplomas of these specialties in the labor market, and the quality of training for the vast majority of them is at a low level.

Keywords: higher education, bachelor's degree, specialty, labor market, digitalization.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вопросы развития кадрового потенциала в современной экономике имеют большую важность. Динамичное изменение экономической среды порождает быструю смену запросов рынка труда к системе профессионального образования.

В России в 2007 года начался переход на Болонскую модель высшего образования [1], что привело к изменению ситуации в системе российского высшего образования не в лучшую сторону, так как в российских реалиях адаптировать западный опыт оказалось сложнее, чем ожидалось. Сложности возникли как при подготовке новых образовательных программ, так и при принятии российским обществом новых социальных ролей бакалавров, магистров и аспирантов. Причем, для двух последних категорий так и не придумали квалификационных требований в системе народного хозяйства, что привело к отсутствию формирования мотивационных механизмов получения образования выше уровня бакалавриата [2, 3].

Помимо этого в системе народного хозяйства с развитием цифровых технологий начали появляться новые профессии и наметились тенденции к вытеснению ряда профессий, суть работы которых стало возможным заменить за счет автоматизации процессов [4, 5]. Наиболее

ожидаемой является технологическая безработица в развитых странах, России же в силу некоторого технологического отставания и неблагоприятного инвестиционного климата это пока не угрожает, поскольку главную опасность с точки зрения структурных изменений на мировом рынке труда представляют роботы [6]. Некоторые авторы акцентируют внимание на том, что в условиях цифровой экономики наряду с рисками, такими как оли-гополизации рынка информации, рост зависимости компаний от интернета, усиления отставания системы образования от запросов цифровой экономики, возникают и шансы на появление новых профессий, автоматизации промышленности и оказания услуг и снижения транзак-ционных издержек [7].

В связи с этим высокую актуальность приобретает вопрос сокращения отставания системы высшего образования от запросов новой экономики, сопровождающийся ростом потребности в технических специальностях, специальностях, связанных с информационными технологиями, и специальностях, популярность которых после распада СССР оказалась низкой в обществе. При этом становление инновационной экономики требует возмещения на рынке труда недостающего количества химиков, биологов, математиков, педагогов и других специалистов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на

REPRINTSEVA Elena Vasilievna

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF KEY AREAS ...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время наличие высшего образования не является показателем высокого уровня подготовки молодого специалиста на рынке труда [8]. Обострение структурных проблем на фоне экономического кризиса 2015-2016 гг., усугубившееся торможением экономики на фоне распространения коронавирусной инфекции, в короткие сроки запустило процесс необратимых изменений на российском рынке труда, в том числе с позиции активизации процессов формирования цифровой экономики [9]. Академическое образование в условиях появления новых отраслей и профессий теряет былую важность, но все же пока остается условием для профессионального роста и роста оплаты труда [10, 11].

Российский рынок труда характеризуется инертностью институциональных изменений, связанную с особенностями демографических и образовательных процессов внутри страны, что снижает скорость отклика рынка труда на происходящие в экономике изменения, а это, в свою очередь, приводит к такому явлению, как структурная безработица [12]. Среди основных причин структурной безработицы выделяют: отраслевой дисбаланс, характеризующийся наличием большого количества свободных вакансий в одних отраслях и наличием большого количества безработных в других отраслях; профессионально-квалификационный дисбаланс, связанный с выпуском специалистов, чьи профессии уже не требуются; и территориальный дисбаланс, наблюдающийся в приграничных территориях и территориях с неблагоприятными природно-климатическими и социально-экономическими условиями.

Серьезной проблемой, порождающей отставание российской системы высшего образования от запросов рынка труда, является чрезмерное регулирование образовательных процессов и высокие барьеры, в том числе административные, при открытии новых направлений подготовки, что снижает мобильность высшего образования [13]. В условиях превращения современных вузов в организации, оказывающие образовательные услуги, сильно упал уровень подготовки потенциальных специалистов, что стимулирует снижение ценности образования как такового в обществе и среди работодателей [14].

Падение уровня кадрового потенциала наряду с ухудшением инвестиционного климата внутри страны несет реальную угрозу становлению и развитию инновационной экономики. В перспективе это может привести к серьезному отставанию Российской Федерации от ведущих экономик мира, успешно реализовавших стратегии перехода на инновационный тип развития и сумевших грамотно перестроить систему пополнения кадрового потенциала национальных экономик [15-21].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Рассмотреть динамику численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата в Российской Федерации, и оценить изменения в численности обучающихся по наиболее популярным направлениям подготовки.

Постановка задания. Проанализировать динамику численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, и динамику численности студентов по тридцати наиболее популярным специальностям в системе российского высшего образования за период 2015-2019 гг.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В работе использовались общенаучные инструменты анализа, обобщение и интеллектуальный анализ данных, статистические методы [22]. Статистической базой для исследования стали данные Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [23].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результа-

тов. Общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата в Российской Федерации, снизилась за пять лет на 20,8%. Связано это как с социально-демографическими процессами, так и с изменениями в системе высшего образования страны (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, тыс. чел.

Как видно из рисунка, в большей степени сократилась численность студентов, обучающихся по договорам об оказании платных услуг. Стоит предположить, что, во-первых, доступность высшего образования для населения снизилась, а во-вторых, количество желающих получить высшее образование могло сократиться из-за реформ, связанных со сдачей ЕГЭ, поскольку большое количество потенциальных студентов стало поступать в колледжи и училища после девятого класса для получения рабочих профессий. При этом бюджетные места в вузах оказываются заполнены и в условиях сокращения численности выпускников школ тех годов рождения, когда наблюдалось сокращение рождаемости в стране.

В системе российского высшего образования можно выделить порядка тридцати наиболее популярных направлений подготовки по программам бакалавриата (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика численности студентов, обучающихся по ключевым программам бакалавриата в 2015-2019 гг., чел.

Специальность 2015 г. 2019 г. Прирост, % Специальность 2015 г. 2019 г. Прирост, %

Программная инженерия 10283 20394 98.3 Агроннженерня 48614 44029 -9,4

Лингвистика 36820 46910 27,4 Землеустройство и кадастры 27641 24957 -9,7

Эксплуатация транспортно-

Журналистика 21436 26509 23,7 машин и комплек- 42520 37134 -12,7

Коиструкторско-теянологнчеекое

Информационные системы и технологии 32522 40005 23,0 обеспечение машиностроительных производств 28592 24748 -13,4

Биология 16213 18529 14,3 Техносферная безопасность 35691 30740 -13,9

Прикладная математика и информатика 19362 21853 12,9 Псняолого-педагогнческое образование 60461 48065 -20,5

Автоматизация технологических процессов и производств 19807 22195 12.1 Педагогическое образование 165323 130455 -21,1

Специальное (дефектологическое) образование 34875 3903 S 11.9 Строительство 136924 107876 -21,2

Реклама и связи с общественностью 31354 34522 10.1 Управление персоналом 47746 35733 -25,2

Химическая технология 26332 27872 5,8 Психология 51759 37955 -26,7

Прикладная информатика 44569 43714 -1=5 Бизнес- информатнка 22885 16374 -28,5

Физическая культура 32832 31949 -2,7 Юриспруденция 458150 283876 -38,0

Нефтегазовое дело 39925 37765 -5,4 Экономика 499414 2630S5 -47,3

Информатика и вычислительная техника 50609 47654 -5,8 Менеджмент 302160 154199 -49,0

Электроэнергетика и электротехника 76273 69997 -8,2 Торговое дело 23856 11356 -52,4

В динамике большинство из них имеют тенденции к сокращению численности обучающихся. Однако десять направлений подготовки показали за последние пять лет прирост. Среди них направления, связанные с обеспечением процессов автоматизации производства и работы информационных систем, химико-биологические специальности, математика, лингвистика, а также специальное (дефектологическое) образование.

Максимальное снижение численности студентов наблюдается по направлению «торговое дело», поскольку

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

РЕПРИНЦЕВА Елена Васильевна О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ ...

сейчас для работы в торговой сфере не требуется специальное образование, большинство процессов автоматизировано. Высокое снижение также наблюдается по направлениям «менеджмент», «экономика», «юриспруденция». Связано это, в первую очередь, с позицией государства относительно этих специальностей, поскольку было решено, что рынок труда перенасыщен специалистами данных профессий, и количество мест по данным направлениям подготовки было сокращено. Хотя стоит признать, что именно эти специальности пока остаются самыми популярными в системе высшего образования Российской Федерации.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Мы согласны с мнением ряда авторов, которые считают, что цифровизация, которая в скором времени должна повсеместно проникнуть во все сферы российской экономики, повлечет за собой нарастание дисбаланса образовательной сферы и рынка труда [24, 25].

Авдеева Е.С. и др.[26] придерживаются мнения о том, что кадровый голод, проявляющийся вместе с избытком специалистов ряда профессий и недостатком квалификации у них, возник из-за отрыва образовательной сферы от конкретных производств и отсутствия целевой подготовки специалистов на начальном образовательном уровне, с чем мы отчасти согласны. Также мы согласны с группой авторов, которая считает, что необходимо снижать зависимость российской экономики от импортной инновационной продукции и технологий на фоне продолжающегося оттока интеллектуального человеческого капитала [27]. По нашему мнению, это стоит делать за счет стимулирования интереса к профессиям, зачастую совершенно новым, которые будут востребованы в условиях цифровой экономики. Однако среди профессий будущего будут не только направления, связанные со сферой ИТ-технологий и инженерией, но и биологи, фармацевты, химики, специалисты аграрной сферы, педагоги. Среди востребованных профессий в условиях российской экономики будут и врачи, так как снижение доступности медицинского образования на фоне сокращения количества лечебных учреждений в небольших населенных пунктах и невысокого уровня оплаты труда медицинских работников в начале двухтысячных сейчас, в разгар пандемии, обернулось для общества серьезной проблемой.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Реформы всегда тяжело воспринимаются в российском обществе. Как показывает практика, у нас зачастую пытаются внедрить в различные сферы западный опыт, но не всегда перед этим проводится тщательная проработка вопроса адаптации к российской действительности. От этого впоследствии образуется много сопутствующих проблем. К сожалению, непосредственные исполнители целей и задач, обозначаемых в нормативной документации, регламентирующей осуществление реформ, оказываются под давлением сроков, бюджетов и надзорных органов, что не позволяет в какой-то момент остановиться и скорректировать действия для достижения эффективного результата, а не целевых показателей. С нарастанием проблем это в итоге оборачивается сложностями, для решения которых приходится разрабатывать целые программы и выделять дополнительные ресурсы, чего можно было бы избежать, вовремя корректируя действия в процессе реформаторской деятельности. В частности, не возникло бы дисбаланса на рынке труда, если бы система высшего образования имела возможность вовремя отреагировать на изменение его структуры и спрогнозировать ситуацию на 5-10 лет вперед.

Как показали результаты исследования, общее количество студентов по направлениям подготовки бакалавриата сокращается, причем, в большей степени это коснулось тех, кто обучается на договорной основе. При этом на рынке труда возникли диспропорции

вследствие запоздалой реакции системы высшего образования на запросы данного рынка и отсутствия эффективной системы стимулирования интереса общества к профессиям, необходимым экономике в среднесрочной перспективе. В динамике отмечаются высокие темпы сокращения численности студентов по направлениям подготовки экономика, менеджмент и юриспруденция, которые по-прежнему остаются самыми популярными на фоне остальных специальностей. При этом на рынке труда отмечается переизбыток выпускников вузов с дипломами этих специальностей, а качество подготовки у подавляющего большинства из них находится на невысоком уровне.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Развитие рынка труда и недопущение кадрового голода в стратегических отраслях в условиях циф-ровизации экономики и различных глобальных вызовов имеет высокую актуальность. Поэтому исследование изменений в ключевых направлениях бакалавриата, как базовой ступени высшего образования, и поиск путей своевременной коррекции системы высшего образования в соответствии с запросами рынка труда в перспективе не потеряет своего значения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ширинкина Е.В. Тенденции и проблемы развития системы высшего образования в России // Современная научная мысль. 2016. № 3. С. 148-154.

2. Леканова Е.Е., Хохлова Е.В. Конвергенция болонской модели образования и российской системы образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 113.

3. Тавхитова Е.Р. Актуальные проблемы развития современной системы высшего образования в России // Доклады Башкирского университета. 2020. Т. 5. № 4. С. 261-265.

4. Турко Л. В. Сущность феномена цифровой экономики, анализ определения понятия «цифровая экономика» //Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 2. С. 88.

5. Антюхова Е.А. Компенсаторная роль образования в условиях глобальной цифровизации // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2020. № 4 (363). С. 102-113.

6. Капелюшников Р. И. Технологический прогресс—пожиратель рабочих мест? Серия WP3 «Проблемы рынка труда». М.: ВШЭ, 2017 // URL: https://wp.hse.ru/data/2017/09/27/1159159417/WP3_2017_03_ ff.pdf

7. Эскиндаров М.А., Масленников В.В., Масленников О.В. Риски и шансы цифровой экономики в России // Финансы: теория и практика. 2019. Т. 23. № 5 (113). С. 6-17.

8. Кузьминов Я. И. Вызовы и перспективы развития университетов в России // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 4 (116). С. 5-8.

9. Конягина М.Н., Есаян С.К. Пандемия как стимул для развития цифровой экономики //Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2020. Т. 11. № 2 (44). С. 76-84.

10. Антюхова Е.А. Компенсаторная роль образования в условиях глобальной цифровизации // Научно-аналитический журнал обозреватель - Observer. 2020. № 4 (363). С. 102-113.

11. Крючкова С.Е., Меликов И.М., Храпов С.А. Глобализация высшего образования: социокультурный аспект //Logos et Praxis. 2018. Т. 17. № 1. С. 40-48.

12. Абрамкина Д.А. Структурная безработица как индикатор несогласованности спроса и предложения на рынке труда: профессионально-квалификационный аспект //ВестникНГИЭИ. 2020. № 1 (104). С. 107-116.

13. Гуськова И.В., Серебровская Н.Е., Егоршин А.П. Основные тенденции и аспекты развития профессионального образования в России в условиях развития цифровой экономики // Казанский экономический вестник. 2017. № 5 (31). С. 65-74.

14. Сорос, Дж. Открытое общество. Реформируя Глобальный капитализм/ Дж.Сорос; пер с англ. О. Алякринский [и др.]; науч. ред. С.Афонцев. — М.: Некоммерческий фонд «Поддержки культуры, образования и новых информационных технологий», 2001. — 464с.

15. Дегтярев А.К., Воденко К.В. Вуз как социально-экономическая система инновационного типа // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 2. С. 109-121.

16. Соловьева Т.Н., Зюкин Д.А., Матушанская Е.Е. Активизация инновационных процессов в российской экономике на примере отдельных отраслей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 317-321.

17. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Современные тенденции развития социально-профессиональной ориентации студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 21-24.

18. Кустов Ю.А., Лившиц Ю.А. Связь подготовки специалистов с производством - ведущий фактор становления опорного вуза // Научный вектор Балкан. 2017. № 1. С. 14-17.

19. Аниськин В.Н., Добудько Е.С., Журанова Н.А. Реализация дидактического потенциала проектной деятельности по информатике в рамках сотрудничества школапедагогический вуз // Балканское на-

REPRINTSEVA Elena Vasilievna

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF KEY AREAS .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. I. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

учное обозрение. 2017. № 1. С. 5-8.

20. Андреев А.В., Бызов А.П., Гомазов Ф.А. Применение принципов проектной деятельности в обучении студентов по направлению «Техносферная безопасность» //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2018. Т. 7. № 4 (44). С. 286-291.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Лялюк А.В., Тучина О.Р. Риски образовательной среды в формировании концепции психолого-педагогической безопасности современного вуза: классификация и подходы к оценке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 147-151.

22. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев и др. — Курск: КГМУ, 2017. -164 с.

23. Статистическая информация в сфере научных исследований и разработок в сфере высшего образования. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index. php (Дата обращения: 20.11.2020 г.).

24. Сенокосова О.В. Воздействие цифровизации на рынок труда России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 10-2. С. 81-83.

25. Платов А.В., Тарчоков С.К., Удалов Д.Э. Вызовы образованию в период становления цифровой экономики //Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (108). С. 1077-1080.

26. Авдеева Е.С., Миронова В.В. Формирование групп стратегических профессий как один из инструментов достижения стратегической конкурентоспособности предприятий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 2 (23). С. 148-160

27. Кузнецов В.В., Болынухина И.С., Кангро М.В. Социально-трудовые условия формирования человеческого капитала России в экономике знаний //Вопросы управления. 2020. № 2 (63). С. 95-110.

Статья поступила в редакцию 12.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.