Научная статья на тему 'Об Иване Васильевиче Матчинском'

Об Иване Васильевиче Матчинском Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТЕПАН ИВАНОВИЧ ГУЛЯЕВ / ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ АГРЕНЕВ-СЛА ВЯНСКИЙ / ПЕВЕЦ (БАС) ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МАТЧИНСКИЙ / КАМИЛЛО ЭВЕРАРДИ / ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЯЦКИЙ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / БАРНАУЛ / STEPAN I. GULYAEV / DMITRY A. AGRENEV-SLAVYANSKY / SINGER (BASS) IVAN V. MAT CHINSKY / CAMILLE FRANçOIS EVERARDI / EVGENY A. LYATSKY / SAINT PETERSBURG STATE CONSERVATORY / BARNAUL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуляев Степан Иванович

Черновик ранее не опубликованной статьи С. И. Гуляева хранится в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский дом) в фонде Е. А. Ляцкого. Текст ее написан на отдельных листах и вложен в тетрадь «Песни круговые». Статья не имеет авторского заглавия. Она посвящена гастрольной поездке по городам Сибири хора Д. А. Агренева-Славянского, а также концерту в Барнауле И. В. Матчинского, окончившего в 1875 году Санкт-Петербургскую консерваторию по классу сольного пения у К. Эверарди. Гуляев также описывает события, способствовавшие поступлению певца в консерваторию. Основанием для оценки рукописи как черновика являются авторские исправления, а также расположение текста в виде узкой колонки на половине листа справа. Свободное место оставлено автором для возможности редактирования первоначального текста, внесения исправлений и дополнений. В приложении к статье описана нумерация листов рукописи, так как авторская раскладка изменена. На основе архивных данных об окончании Матчинским Санкт-Петербургской консерватории в сопоставлении с фактами, изложенными в статье, публикатор проводит датировку рукописи Гуляева и относит ее к 1875 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Ivan Vasilievitch Matchinsky

The draft of the unpublished article by Stepan I. Gulyaev is kept at the Manuscript Department of the Institute of Russian Literature (The Pushkin House), Russian Academy of Science as a part of Evgeny A. Lyatsky’s collection (Col. 163). The text of the article is written down on separate sheets, which are enclosed inside the notebook called Pesni krugovye [Round songs] [Col. 163. Inv. 1. No. 59(3). Sheet 2-9 v.]. The article has no author’s title and deals with the concert tour of Dmitry A. AgrenevSlavyansky’s Choir to the cities of Siberia as well as with the recital of Ivan V. Matchinsky (who graduated from the singing class of C. Everardi of St. Petersburg Conservatory in 1875) in Barnaul. Gulyaev also describes the events which facilitated the singer’s entering the Conservatory. The reasons for assessing manuscript as an article draft are the personal author’s corrections and the arrangement of the text in the form of a narrow column placed on the right side of a sheet. The author left a blank space on the left side of the sheet exactly to provide an opportunity to edit the initial text and make additions and corrections. The appendix to the article describes the pagination of the manuscript sheets, since the initial author’s order was changed. Based upon the archive data concerning Matchinsky’s graduation from the St. Petersburg Conservatory, in comparison with the facts mentioned in the article itself, the publisher dates the Gulyaev manuscript to 1875.

Текст научной работы на тему «Об Иване Васильевиче Матчинском»

УДК 784.21; 784.3; 784.4 ББК 85.313(2); 85.314; 85.335.41 DOI: 10.26156/OM.2020.12.1.006

Об Иване Васильевиче Матчинском

Гуляев, Степан Иванович (1806-1888) — русский историк, этнограф, фольклорист, естествоиспытатель и изобретатель; исследователь Алтая.

Аннотация. Черновик ранее не опубликованной статьи С. И. Гуляева хранится в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский дом) в фонде Е. А. Ляцкого. Текст ее написан на отдельных листах и вложен в тетрадь «Песни круговые».

Статья не имеет авторского заглавия. Она посвящена гастрольной поездке по городам Сибири хора Д. А. Агренева-Славянского, а также концерту в Барнауле И. В. Матчинского, окончившего в 1875 году Санкт-Петербургскую консерваторию по классу сольного пения у К. Эверарди. Гуляев также описывает события, способствовавшие поступлению певца в консерваторию.

Основанием для оценки рукописи как черновика являются авторские исправления, а также расположение текста в виде узкой колонки на половине листа справа. Свободное место оставлено автором для возможности редактирования первоначального текста, внесения исправлений и дополнений.

В приложении к статье описана нумерация листов рукописи, так как авторская раскладка изменена. На основе архивных данных об окончании Матчинским Санкт-Петербургской консерватории в сопоставлении с фактами, изложенными в статье, публикатор проводит датировку рукописи Гуляева и относит ее к 1875 году.

Ключевые слова: Степан Иванович Гуляев, Дмитрий Александрович Агренев-Сла-вянский, певец (бас) Иван Васильевич Матчинский, Камилло Эверарди, Евгений Александрович Ляцкий, Санкт-Петербургская консерватория, Барнаул.

Дата поступления: 16.10.2019

Дата публикации: 15.04.2020

Для цитирования: Гуляев И. С. Об Иване Васильевиче Матчинском / подготовка к публикации и комментарии Л. Маховой // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 1. С. 102-116. DOI: 10.26156/0M.2020.12.1.006.

Степан Гуляев

Об Иване Васильевиче Матчинском

л. 2 Город наш, находящийся вдалеке, почти за триста вёрст от главного сиб[ирско]го тракта1, редко посещается путешествующими по Сибири артистами. Минувшею зимою мы надеялись было, что Славянский2, гостивший со своим хором певцов в Омске, заглянет к нам на пути в Томск, но ожидания наши не оправдались: он проехал туда прямо через Колывань. Говорили, впрочем, что он хотел приехать3 из Томска и дать два вечера, если за каждый может получить по пятисот рублей, о чем и спрашивал будто бы телеграм-л. 2об мою одного // из наших горожан; но узнав [из его ответа]4, что сбор от спектаклей, даваемых иногда любителями в небольшом нашем театре, простирается только до двухсот руб., едва достаточных на проезд, — отложил свое намерение и отправился далее в Вост[очную] Сиб[ирь]5. Полагали однако ж, что если бы плата за места была увеличена, то сбор доставил бы желаемую сумму, на что смело можно было рассчитывать. Таким образом мы лишились редкого удовольствия послушать народные наши песни, л. 3 приводившие в восторг всех, кому // удавалось быть на музыкальных вечерах Славянского в Омске и друг[их] сибирских городах. Залы, где они давались, были всегда переполнены; недоставшие билетов толпились в коридорах и на лестницах. Родные наши песни6, исполняемые превосходно организованным хором [певцов]7,

1 Сибирский (почтовый) тракт с 1730 года до начала XIX века проходил через города: Омск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Иркутск и другие.

2 Агренев-Славянский Дмитрий Александрович (настоящая фамилия Агре-нев, 1833-1908) — «рус[ский] хоровой дирижер, певец (тенор), собиратель народных песен. Род[ился] в дворянской семье, по мужской линии восходившей к тверским князьям Вагреневым. <...> В 1868 г. им был создан смешанный хор („Славянская капелла"), состоявший из 25 мужчин, женщин и детей (на отдельных концертах численность хора достигала 300 чел.). За 40 лет капеллой было дано ок. 10 тыс. концертов в России, на Балканах и в различных странах Центр. и Зап. Европы, Америки и Африки» [Зверева 2000, 267].

3 Вместо: посетить нас — зачеркнуто.

4 Слова в квадратных скобках зачеркнуты.

5 Вместо: в Красноярск и Иркутск—зачеркнуто.

6 Вместо: напевы, мелодии — оба слова зачеркнуты.

7 Слово зачеркнуто.

производили глубокое незабываемое впечатление. На одном из вечеров, данных Славянским в Омске, две дамы до того были тронуты8 задушевною мелодиею и содержанием одной песни9, что навзрыд заплакали. Напевы многих песен и теперь слышатся в домах и на улицах, подобно тому, как в Петерб[урге] любимые публикою арии из опер. Говорят, что из числа певцов Сла[вянского] один бас profundo поступил в протодьяконы в Иркутске; а двое отличных теноров — в архиерейский хор.

Ныне, в глухую [как говорится]10 пору, совершенно неожиданно11 посетил нас в Барнауле бывший учитель духовного здешнего л. Зоб училища, // а теперь ученик профессора пения Имп. СПб консерватории г. Эверарди, Ив[ан] Вас[ильевич] Мат[чинский]12, обладающий замечательнейшим басом. Он хоть и кончил уже курс13, однакож остался в консерватории еще на год14, для дальнейшего

8 Вместо: растроганы — зачеркнуто.

9 Д. А. Агренев-Славянский сотрудничал с режиссером А. Я. Алексеевым-Яковлевым, который ставил «живые картины» к концертной программе его хора.

10 Слова в квадратных скобках зачеркнуты.

11 Слово «неожиданно» зачеркнуто, затем правка отменена пунктирной линией под словом.

12 Матчинский Иван Васильевич (1847 - не ранее 1906, точная дата смерти неизвестна) — артист оперы (бас), камерный певец, педагог и антрепренер. Заслуженный артист Императорских театров. Был солистом Мариинского театра (1876-1880) и московского Большого театра (1885-1901).

13 В «Отчете Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге и учрежденной при оном консерватории за 1871-72 год» фамилия Ивана Матчинско-го перечислена в классе пения К. Эверарди среди «сверхкомплектных учеников» [Отчет за 18 71/72 год; № 197, 61, 66]. Игру на фортепиано певец осваивал в течение двух лет (1871-1873) в классе К. А. Альтани, программу класса элементарной теории и 1-го класса сольфеджио в 1871/1872 учебном году—под руководством А. И. Рубца, а в 1872-1874 годы — в классе Г. А. Маренича. См.: [Отчет за 18 71/72 год; 71, 73, 76, 77], [Отчет за 18 72/7з год; 78, 79, 85], [Отчет за 18 73/74 год; 76].

А. М. Пружанский в качестве даты окончания Матчинским Санкт-Петербургской консерватории ошибочно указывает 1876 год [Пружанский 1991, 319]. Однако в Отчете за 1875/1876 учебный год фамилия певца в списках учеников отсутствует, т. к. он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию и получил аттестат в 1875 году (10-й выпуск). См.: Протокол заседания Совета профессоров от 23.05.1875. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Д. 72 (Протоколы заседаний Совета профессоров, 04.09.1873-1876). Л. 40-41.

14 Личное дело Матчинского завершено весной 1876 года: [ЦГИА СПб. Ф. 361 (Петроградская консерватория Императорского Русского музыкального общества. Петроград. 1862-1918). Оп. 1 (Личные дела учеников). Д. 2603. Мат-чинский Иван (нач. 9.09.1871 - оконч. 25.05.1876)]. См.: Архивы Санкт-Петербурга / Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2019. URL: https://spbarchives.ru /infres/-/archive/cgia/361/1/2603 (дата обращения: 16.10.2019)].

Ил. 1. С. И. Гуляев. Об Иване Васильевиче Матчинском. РО ИРЛИ. Ф. 163. Оп. 1. Ед. хр. 59(3). Л. Зоб

Fig. 1. Stepan I. Gulyaev, On Ivan Vasilievitch Matchinsky. Manuscript Department of the Russian Literature Institute (Pushkin's House). Col. 163. Inv. 1. No. 59(3). Sheet 3v

усовершенствования под руководством профессора. Пользуясь каникулярным временем, он приехал в Томск повидаться со своими родными [и знакомыми]15, а оттуда в Барнаул. [(Отец его служит дьяконом в одном из подгородных сел близ Томска, а брат — регентом архиерейского хора)]16. По желанию здешнего общества [он]17 дал 14 июля18 в квартире г. Кларка при участии любителей, л. 4 музыкальный // вечер, на котором исполнил арии: «О поле, поле»19 Глинки, из «Руслана и Людмилы», из «Грозы» Кашпирева20, Элегию Даргомыжского «Я помню глубоко»21; песни: «Ты прости, прощай» и «Как здоров да молод»; с аккомпанементом скрипки «Сомнение»22, и с одним почитателем не входивший в программу романс «Пловцы»23. Большинству публики особенно понравились, как можно судить по аплодисментам и требованиям повторения, ария из «Грозы» и песни. К сожалению, в этих пьесах нельзя л. 4об было // нашему гостю вполне выказать объема и гибкости полного силы и свежести гармонического голоса, обратившего уже, как Вам известно, внимание петербургской публики, слышавшей певца на музыкальных вечерах в консерватории и в собраниях. Как бы то ни было, но вечер 14 июля доставил при совершенном недостатке здесь общественных развлечений особенное удовольствие.

Небезынтересны обстоятельства, способствовавшие этому мол. 5 лодому человеку выбраться на соответ-//ствующую дарования его24 дорогу. Уроженец Тамбовской губернии, сын дьяка, Ив[ан] Вас[ильевич] [и старший брат его Фёдор, ныне регент хора архиерейских певчих]25, приехал в Томск, с отцом, переведенным из Тамбова в здешнюю Епархию; поступил в семинарию, обучался

Дебют Матчинского состоялся на сцене Харьковской оперы в антрепризе Ф. Бергера, предположительно, в сезоне 1875/1876 годов [Пружанский 1991, 319].

15 Слова в квадратных скобках зачеркнуты.

1' Дополнение в скобках зачеркнуто.

17 Слово зачеркнуто.

18 14 июля 1875 года.

19 Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.

2° Опера В. Н. Кашперова «Гроза» (на текст А. Н. Островского).

21 Романс «Я помню глубоко» (элегия) А. С. Даргомыжского; слова Д. В. Давыдова (стихотворение не озаглавлено); посвящен О. Н. Шелашниковой.

22 Романс М. И. Глинки «Сомнение» («Уймитесь, волнения страсти»), слова Н. В. Кукольника.

23 Романс А. Е. Варламова «Пловцы» («По реке вниз по широкой»), слова А. В. Тимофеева; авторская версия для исполнения дуэтом.

24 Вместо: попасть на открывающуюся ему — зачеркнуто.

25 Слова в квадратных скобках зачеркнуты.

наукам, состоял в хоре архиерейских певчих; по окончании курса был определен учителем в Барн[аульское] дух[овное] уездн[ое] училище, открытое в конце 1869 г. Познакомившись здесь с некоторыми семействами26 [Ив. Вас., любивший музыку и пение]27, участвовал в домашних музыкальных вечерах, а иногда и в хоре певчих. Учительская колея, в которую он попал не по призванию, немного обещала ему в будущем, тогда как голос его мог открыть л. 5об широкое поприще, и потому знакомые // Ив. Вас., принимавшие в нем участие, убедили его отправиться в Петерб[ург] и поступить в [консерваторию], где мог бы усовершенствовать талант свой28, который нельзя приобрести ни наукой, ни деньгами; если нельзя достигнуть этого, то в певч[ие] в капеллу29 или в протодьяконы. Ив. Вас., хотя и мечтал о Петербурге, подобно всем [молодым]30 людям, но вовсе не о возможности выступить на сцену; тем более, что имел недостаточно средств для того, [чтобы] добраться до столицы и с другой определенной целью. Скромное содержание по учительской должности лишало возможности рискнуть на далёкое путешествие. Впрочем, он и не помышлял тогда об ар-л. 6 тистическом поприще, и быть может // оставался бы и до сих пор учителем, если б не был приневолен удалиться отсюда вместе с другими товарищами преподавателями по поводу неприятностей, возникших между ними и смотрителем училища — иеромонахом А. Педагог этот, выписанный откуда-то издалека, вместо избранного духовенством из своей среды, разыскал в буквальном смысле этого слова, весь учительский персонал, состоявший из пяти преподавателей: двух священников и трех студентов. Это неприятное для молодых людей обстоятельство послужило л. 6об однако ж31 // если не их счастью, то к пользе: двое из студентов оканчивают уже курс в университетах, один в СПб, а другой в Казанском. Ив. Вас., добравшись до Пет[ербурга], поступил было в Медико-хир[ургическую] Академию, но, захворав продолжительною болезнью, отправился на родину, в Тамбов, где поправив здоровье, возвратился в Пет[ербург] продолжать прерванное

26 Вместо: домами — зачеркнуто.

27 Слова в квадратных скобках зачеркнуты.

28 Вместо: полученный от Бога дар — зачеркнуто.

29 Императорская придворная певческая капелла.

30 Слово зачеркнуто.

31 Написано в рукописи в одно слово: «однакож».

учение; [но счастливый случай изменил это намерение]32. В ожидании начала курса, после каникул, он ходил по приглашению33 со знакомыми ему певчими в одну домовую церковь петь на клиросе. Однажды, во время литургии, голос его, выдававшийся л. 9 из хора, и самое исполнение своей партии, // * обратили внимание одной особы, которая пожелала увидеть певца, и по представлении ей Ив. Вас., советовала поступить в консерваторию; узнав же, что он хотя и желал бы этого, но не имеет средств платить за учение, поместила34 его в консерваторию своим стипендиатом35; открыв [таким образом]36 не имеющему покровителей молодому человеку дорогу к музыкальному образованию. Вскоре после того одно из высокопоставленных лиц, услышавшее также во время л. 9об литургии // Ив. Вас-ча, исполнявшего дуэт с другим басом в концерте Бортнянского «Возведох очи мои»37, велело пригласить его в хор своих певчих, дать квартиру и содержание. При обеспеченном таким образом положении, Ив. Вас-чу оставалось, не заботясь о завтрашнем дне, заняться единственно усовершенствованием своего таланта, под руководством г. Эверарди.

Расскажем еще [один]38 случай, при котором Ив. Вас. выказал л. 7 силу своего голоса //** во время представления на Мариинском театре (в декабре 1871 г.) оперы, в которой участвовала любительница публики Г-жа Левицкая39, [увлекавшая своим пением]40. После одной пропетой ею арии, когда раздались восхищенные

32 Слова в квадратных скобках зачеркнуты.

33 Вместо: был приглашен — зачеркнуто.

* Окончание листа 6об, продолжение текста на листе 9. См.: Приложение.

34 Вместо: предложила определить, приняла на себя—оба варианта зачеркнуты.

35 На протяжении всего периода обучения (1871-1875) Матчинский числится в списках стипендиатов, обучающихся за счет Министерства Императорского двора — см.: [Отчет за 18 71/72 год, 81], [Отчет за 18 72/73 год, 88], [Отчет за 18 73/74 год, 88], [Отчет за 18 74/75 год, 83].

В 1873/1874 и 1874/1875 учебные годы он обучался как вольнослушатель — см.: [Отчет за 18 73/74 год, 62]; [Отчет за 18 74/75 год, 55]. 3' Слова в квадратных скобках зачеркнуты.

37 Концерт Д. С. Бортнянского № 24 «Возведох очи мои в горы» (в основе — текст псалма 120).

38 Слово зачеркнуто.

** Окончание листа 9об, продолжение текста на листе 7. См.: Приложение.

39 Гирс-Левицкая (урожд. Левицкая; по мужу Гирс), Полина (наст. имя — Пра-сковия, Прасковья) Сергеевна (1847 - не ранее 1889) — оперная, концертная и камерная певица (сопрано), педагог. Профессор Санкт-Петербургской консерватории (1876). Артистка Мариинского театра (1870-1873, ?-1889). См.: [Алейников 2012].

4° Слова в квадратных скобках зачеркнуты.

рукоплескания, Ив. Вас., войдя в ложу, занятую знакомыми студентами, стал вызывать с ними артистку, могучий голос его обратил внимание не только публики, но и театральной полиции, которая за это сей час же распорядилась пригласить его в теат-л. 7об ральную контору. // Так как при объяснении с ним оказалось, что вызов артистки был сделан обыкновенным его голосом, то предложили воздерживаться на будущее41 употреблять громкие выражения восторгов42; о чем и был, кажется, составлен акт.

По окончании курса в консерватории — Ив. Вас. намерен выступить на сцену; и приглашение этого молодого певца в русскую оперу было бы полезным приобретением. Прибавим к этому, что Ив. Вас., зная много неизвестных еще в музыкальной литературе народных песен, которым выучился от матери, думает положить л. 8 // напевы43 на музыку. От души желаем, чтобы он не откладывал свое намерение, дополнил существующие у нас собрания народных песен. Как русский, сроднившийся с напевами их от колыбели, он, конечно, выполнил бы эту задачу удовлетворительнее немцев44, искажающих чудесные мелодии, неподходящие иноземным правилам. Брат Ив. Вас. Фёдор, регент архиерейских певчих в Томске, обладает таким же как и он голосом; но к сожалению, л. 8об семейные обстоятельства не позволяют [пока]45 ему // поступить в консерваторию.

[1875 год]

Подготовка к публикации и комментарии Людмилы Маховой

Приложение

Черновик статьи С. И. Гуляева об Иване Васильевиче Матчинском хранится в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский дом) в фонде Е. А. Ляцкого. Текст написан на отдельных листах и вложен в тетрадь «Песни круговые» [РО ИРЛИ. Ф. 163. Оп. 1. Ед. хр. 59(3). Л. 2-9об].

41 Слова, выделенные курсивом, зачеркнуты, затем правка отменена пунктирной линией (точками) под словом.

42 Вместо: восклица[ния] — зачеркнуто.

43 Вместо: мелодии их — зачеркнуто.

44 Вместо: иностранцев — зачеркнуто.

45 Слово зачеркнуто.

Работая над статьей, С. И. Гуляев брал большие листы бумаги и сгибал их пополам (ил. 2). Сложенные таким образом листы он пронумеровал чернилами от 1 до 4.

Ил. 2. Размер листов рукописи С. И. Гуляева «Песни круговые» и фальцовка вложенных листов. РО ИРЛИ. Ф. 163. Оп. 1. Ед. хр. 59(3)

Fig. 2. Sheet size of the Gulyaev's manuscript Round dance songs and the folding of the nested sheets (with the draft of the article on Ivan Matchinsky). Manuscript Department of the Russian Literature Institute (Pushkin's House). Col. 163. Inv. 1. No. 59(3)

В настоящее время рукопись пронумерована карандашом сотрудниками Рукописного отдела. Первый и второй листы рукописи Гуляева лежат последовательно, что соответствует их начальному расположению, но им дана новая нумерация (Л. 2-3 и 4-5). Затем четвертый в авторской нумерации лист, согнутый пополам, ошибочно вложен внутрь третьего в виде тетради (ил. 3). Эти листы получили номера 6-9. Таким образом, после оборота листа 6 текст статьи следует читать на листах в такой последовательности: 9, 7, 8. На обороте листа 8 находится окончание статьи.

К черновику статьи о Матчинском предположительно самим Гуляевым приклеена половина большого листа бумаги, на котором написано название рукописи «Песни круговыя.» (ил. 3, 4). Возможно, Гуляев принял черновик статьи о Матчинском за новый вариант предисловия к части своего собрания с текстами круговых (хороводных) песен и, приклеив титульный лист с заглавием тетради, вложил листы со статьей в сшитую тетрадь.

Ил. 3. Раскладка листов черновика статьи С. И. Гуляева «Об Иване Васильевиче Матчинском». Заглавие рукописи «Песни круговые» написано на листе 1. РО ИРЛИ. Ф. 163. Оп. 1. Ед. хр. 59(3). Л. 1-9об

Л. 1: С. И. Гуляев. «Песни круговые» (титульный лист рукописи) Л. 2-9об: С. И. Гуляев. «Об Иване Васильевиче Матчинском» (черновик статьи) Fig. 3. The sheet numbering of Stepan I. Gulyaev's draft manuscript On Ivan Vasilievitch Matchinsky. The title Round dance songs is written down of the fol. 1r. Manuscript Department of the Russian Literature Institute (Pushkin's House). Col. 163. Inv. 1. No. 59(3). Sheet 1-9 v

Fol. 1r: Stepan I. Gulyaev, Round dance songs (the title of the manuscript)

Fol. 2r-9v: Stepan I. Gulyaev, On Ivan Vasilievitch Matchinsky (the draft of the article)

Ил. 4. С. И. Гуляев. «Песни круговые». Титульный лист рукописи (фрагмент)

Fig. 4. Stepan I. Gulyaev, Round dance songs. Title page of the manuscript (fragment)

Статья Гуляева о концерте Матчинского в Барнауле, в год окончания им консерватории, позволяют датировать рукопись 1875 годом. В том же году Гуляев написал письмо М. И. Писареву46, в котором сообщал, что подготовил к печати сборник народной поэзии Южной Сибири — Колы-вано-Воскресенского (с 1834-го — Алтайского) горного округа Томской губернии.

Список аббревиатур

РО ИРЛИ — Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский дом). ЦГИА СПб — Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга.

Литература

Зверева 2000 — Зверева С. Г. Агреневы-Славянские // Православная энциклопедия. Т. 1: А — Алексий Студит / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Издательство : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 267-268.

Алейников 2012 — Алейников М. И. Гирс-Левицкая, Полина Сергеевна // Санкт-Петербургская консерватория: энциклопедический словарь [сайт], 2009-2018 / редкол.: Л. П. Махова и др. URL: http://es.conservatory.ru/esweb/ (Поиск статьи по запросу: Левицкая; дата публикации: 2012 год, дата обращения: 16.10.2019). Гуляев 1848 — Гуляев С. Этнографические очерки Южной Сибири // Библиотека для чтения, журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. Т. 90. [Разд.] III. Науки и художества. Санкт-Петербург : в типографии Карла Крайя, 1848. С. 1-142.

Иванова 2016 — Иванова Т. Г. Гуляев (псевд.: С. Алейский) Степан Иванович // Русские фольклористы : биобиблиографический словарь. XVIII-XIX вв. : в 5 т. / [под ред. Т. Г. Ивановой]. Т. 1: А-Г. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2016. С. 926-932. Отчет за 1871/72 год — Отчет Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге и учрежденной при оном консерватории за 1871-72 год. Санкт-Петербург : Типография Р. Голике, 1873. 124 с. Отчет за 18 72/7з год — Отчет С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества и учрежденной при оном консерватории за 18 72/7з год. Санкт-Петербург : Типография Р. Голике, 1874. 122 с. Отчет за 18 73/74 год — Отчет С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества и учрежденной при оном консерватории за 18 73/74 год. Санкт-Петербург : Типография Р. Голике, 1875. 120 с. Отчет за 18 74/75 год — Отчет С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества и учрежденной при оном консерватории за 18 74/75 год. Санкт-Петербург : Типография Р. Голике, 1876. 114 с.

46 Подробнее см.: [Иванова 2016, 931].

Пружанский 1991 — Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1755-1917 : словарь : в 2-х ч. Ч. 1. [А-П]. Москва : Советский композитор, 1991. 424 c.

Сведения об авторах

Гуляев, Степан Иванович (1806-1888) — русский историк, этнограф, фольклорист, естествоиспытатель и изобретатель; исследователь Алтая.

Махова, Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9105-958X SPIN-код: 7965-9274 e-mail: maxoba@mail.ru

Научный сотрудник Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского 125009 Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6

Помощник проректора по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова 190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

On Ivan Vasilievitch Matchinsky

Stepan I. Gulyaev (1806-1888) — Russian historian, folklorist, ethnographer,

naturalist and inventor, Altai researcher.

Abstract. The draft of the unpublished article by Stepan I. Gulyaev is kept at the Manuscript Department of the Institute of Russian Literature (The Pushkin House), Russian Academy of Science as a part of Evgeny A. Lyatsky's collection (Col. 163). The text of the article is written down on separate sheets, which are enclosed inside the notebook called Pesni krugovye [Round songs] [Col. 163. Inv. 1. No. 59(3). Sheet 2-9 v.].

The article has no author's title and deals with the concert tour of Dmitry A. Agrenev-Slavyansky's Choir to the cities of Siberia as well as with the recital of Ivan V Matchinsky (who graduated from the singing class of C. Everardi of St. Petersburg Conservatory in 1875) in Barnaul. Gulyaev also describes the events which facilitated the singer's entering the Conservatory.

The reasons for assessing manuscript as an article draft are the personal author's corrections and the arrangement of the text in the form of a narrow column placed on the right side of a sheet. The author left a blank space on the left side of the sheet exactly to provide an opportunity to edit the initial text and make additions and corrections.

The appendix to the article describes the pagination of the manuscript sheets, since the initial author's order was changed. Based upon the archive data concerning Matchinsky's graduation from the St. Petersburg Conservatory, in comparison with the facts mentioned in the article itself, the publisher dates the Gulyaev manuscript to 1875.

Keywords: Stepan I. Gulyaev, Dmitry A. Agrenev-Slavyansky, singer (bass) Ivan V. Matchinsky, Camille François Everardi, Evgeny A. Lyatsky, Saint Petersburg State Conservatory, Barnaul.

Submitted on: 16.10.2019 Published on: 15.04.2020

Forcitation: Gulyaev, Stepan. "On Ivan Vasilievitch Matchinsky", preparation for publication and comments by L. Makhova. In Оpera musicologica, vol. 12, no. 1 (2020), pp. 102-116 (in Russian). DOI: 10.26156/0M.2020.12.1.006.

Works cited

Zvereva, Svetlana G. (2000). "Agrenevy-Slavyanskie." In Pravoslavnaya entsiklopediya. T. 1: A — Aleksiy Studit [Orthodox Encyclopedia. Vol. 1: A — Aleksiy Studit], edited by Pat-riarkha Moskovskogo i vseya Rusi Aleksiya II. Izdatel'stvo : Tserkovno-nauchnyy tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya," pp. 267-268 (in Russian).

Aleynikov, Mikhail I. (2012). "Girs-Levitskaya, Polina Sergeevna." In Sankt-Peterburgskaya konservatoriya : entsiklopedicheskiy slovar', 2009-2018 [St. Petersburg Conservatoire :

Encyclopedic Dictionary, 2009-2018], edited by L. P. Makhova etc. Available at: http:// es.conservatory.ru/esweb/ (accessed 16.10.2019). Search for articles by request: Левицкая. (in Russian).

Gulyaev, Stepan I. (1848). "Etnograficheskie ocherki Yuzhnoy Sibiri" ["Ethnographic essays of southern Siberia"]. In Biblioteka dlya chteniya, zhurnal slovesnosti, nauk, khudo-zhestv, promyshlennosti, novostey i mod [Library for reading: Journal of literature, sciences, arts and industry]. Vol. 90 (1848). St. Petersburg : v tipografii Karla Krayya, pp. 1-142 (in Russian).

Ivanova, Tat'yana G. (2016). "Gulyaev Stepan Ivanovich." In Russkie fol'kloristy: Biobib-liograficheskiy slovar'. XVIII-XIX vv. [Russian folklorists: Bio-bibliographic dictionary. 18th-19th centuries] : in 5 vols. Vol. 1. St. Petersburg : Dmitriy Bulanin, pp. 926-932 (in Russian).

Otchet 1871/72 (1873). Otchet Russkogo muzykal'nogo obshchestva v Sankt-Peterburge i uch-rezhdennoy pri onom konservatorii za 1871-72 god [Report of the Russian Musical Society in St. Petersburg and the St. Petersburg Conservatoire for 1871-72]. St. Petersburg : Tipo-grafiya R. Golike, 124 p. (in Russian).

Otchet 1872/73 (1874). Otchet S.-Peterburgskogo otdeleniya Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva i uchrezhdennoy pri onom konservatorii za 1872/73 god [Report of the St. Petersburg branch of the Imperial Russian Musical Society and the St. Petersburg Conservatoire for 1872-73]. St. Petersburg : Tipografiya R. Golike, 122 p. (in Russian).

Otchet 1873/74 (1875). Otchet S.-Peterburgskogo otdeleniya Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva i uchrezhdennoy pri onom konservatorii za 1873/74 god [Report of the St. Petersburg branch of the Imperial Russian Musical Society and the St. Petersburg Conservatoire for 1873-74]. St. Petersburg : Tipografiya R. Golike, 120 p. (in Russian).

Otchet 1874/75 (1876). Otchet S.-Peterburgskogo otdeleniya Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva i uchrezhdennoy pri onom konservatorii za 1874/75 god [Report of the St. Petersburg branch of the Imperial Russian Musical Society and the St. Petersburg Conservatoire for 1874-75]. St. Petersburg : Tipografiya R. Golike, 114 p. (in Russian).

Pruzhansky, Arkadiy M. (1991). Otechestvennye pevtsy. 1755-1917: slovar' [Domestic singers, 1755-1917: Dictionary] : in 2 vols. Vol. 1. Moscow : Sovetskiy kompozitor, 424 p. (in Russian).

About the authors

Gulyaev, Stepan I. (1806-1888) — Russian historian, folklorist, ethnographer, naturalist and inventor, Altai researcher

Makhova, Lyudmila P.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9105-958X SPIN-Kog: 7965-9274 e-mail: maxoba@mail.ru

Research fellow at the Kliment Kvitka Folk Music Research Center of Tchaikovsky Moscow State Conservatory

13/6 Bolshaya Nikitskaya St., Moscow 125009, Russia

Assistant of Vice-rector for Research of Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.