Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
в Европе — на все данные направления имеются постоянные прямые рейсы как из, так и в Екатеринбург. Поэтому при выборе приоритетов в организации профилактических (противоэпидемических) мероприятий по санитарной охране территории региона нами было использовано важное положение риск-менеджмента: минимизация возможных негативных ситуаций и максимальность в получении благоприятных последствий при возможном наступлении рисков. Реализация этого подхода через «Комплексный план мероприятий по санитарной охране территории Свердловской области от завоза и распространения инфекционных болезней, имеющих важное международное значение...» реально позволило обеспечить биологическую безопасность при проведении в Екатеринбурге в 2009 г. совещания государств — членов Шанхайской организации сотрудничества и предупредить последствия ситуации, связанной с «диким» вирусом полиомиелита в Таджикистане: досмотреть около 11,0 тыс. человек, провакциниро-вать в порту более 3,0 тыс. человек, прибывших из Республики Таджикистан, и 34 600 таджиков, находящихся на территории Свердловской области, а также минимизировать до единичных случаев число медико-санитарных инцидентов в пункте пропуска через государственную границу РФ.
КОНТРОЛЬ ЗА МИГРАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ КАК ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
Н.Л. Струин1, С.А. Перминова1, Н.Н. Струина2
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, г. Екатеринбург; 2АНО «Агентство социальных стратегий и проектов», г. Екатеринбург
Свердловская область в силу своего географического расположения и экономического потенциала является регионом, привлекательным для иностранных граждан на предмет получения работы. Степень этих миграционных процессов достаточно велика и, несмотря на регулирование объемов миграции законодательным образом — через региональные квоты привлечения иностранных работников, ежегодно число иностранцев, въехавших в регион, колеблется в пределах 60,0—70,0 тыс. человек.
Проблема миграции иностранцев сегодня важна с точки зрения возможных социальных рисков, в первую очередь реализуемых через вероятность ввоза различных инфекционных заболеваний, в том числе и представляющих опасность для постоянно проживающего населения.
Законодательно перечень этих инфекционных заболеваний регулируется целым пакетом документов, направленных на обеспечение санитарной охраны территории: СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории РФ», а также постановлениями Правительства РФ: от 02.04.2003 № 188 (о перечне заболеваний, являющихся основанием для отказа в выдаче иностранцам разрешения на работу в РФ) и от 01.12.2004 № 715 (определен перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих). Помимо перечисленных документов, следует учесть и документы Таможенного союза (решение комиссии от 28.05.2010 № 299 «О санитарных мерах в таможенном союзе»), согласно которым перечень
инфекционных заболеваний составляет 24 нозологии и вступает в определенное противоречие с национальными документами РФ. К этому необходимо добавить и требования, отраженные в ММСП (2005), с которыми должно быть гармонизировано национальное и межнациональное (Таможенный союз) санитарное законодательство.
Исходя из опыта работы с иностранными гражданами, которых только в 2011 г. было обследовано более 58 тыс. человек и при этом выявлено: 68 случаев ВИЧ, 329 случаев туберкулеза, 391 случай венерических заболеваний (сифилис), следует пересмотреть перечень инфекций (заболеваний), являющихся основанием для отказа в выдаче иностранцам разрешения на работу: расширить показатели по ВИЧ — ввести Z21 и К75 (по МКБ-10), ввести обследование на гепатиты В и С, имеющие схожие пути распространения с ВИЧ/СПИД.
ОБ ИТОГАХ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.П. Топорков1, Н.Д. Пакскина2, А.Е. Шиянова1
1ФКУЗ «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Роспотребнадзора, г. Саратов; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва
В процессе научного обеспечения конкретных мер по реализации на территории страны современного содержания санитарной охраны территории, сопряженной с внедрением Международных медико-санитарных правил (ММСП 2005 г.), были решены следующие вопросы:
— проведена оценка влияния социально-экономических факторов на содержание санитарной охраны территории в современных условиях;
— разработаны методология и алгоритм реализации ММСП (2005 г.), предусматривающие последовательное встраивание и нормативное закрепление новых положений в общую структурно-функциональную организацию противодействия чрезвычайным ситуациям санитарно-эпидемиологического характера с учетом вопросов технологической модернизации и укрепления материально-технической базы, подготовки кадров и межведомственного взаимодействия;
— применительно к Российской Федерации определен унифицированный объект надзора и контроля в рамках санитарной охраны — чрезвычайная ситуация в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ЧС), в котором интегрированы все опасности (эпидемиологического и санитарно-гигиенического порядка), способные привести к нарушениям в международных сообщениях; определена позиция данного понятия относительно чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального характера;
— определен перечень инфекционных болезней, ассоциируемых с ЧС, в число которых вошли как нозологические формы, требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории
2012, Т. 2, № 1-2
Обеспечение эпидемиологического благополучия
от заноса из-за рубежа и последующего распространения, так и некоторые эндемичные, подлежащие эпидемиологическому надзору, болезни;
— введена адаптированная схема принятия решений в отношении других болезней, способных создать ЧС; схема учитывает события инфекционного и санитарно-гигиенического характера;
— в комплекс мер по санитарно-карантинному контролю включены мероприятия в отношении потенциально опасных товаров и грузов, определен перечень мер в отношении их;
— определен критерий принадлежности мероприятий санитарно-гигиенического (токсикологического) порядка к сфере санитарной охраны территории Российской Федерации — это риск возникновения чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и введение в связи с этим ограничительных (запретительных) мер в отношении трансграничных перевозок.
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КАЛЕНДАРЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА СРЕДСТВ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Т.Ю. Трусова1, А.М. Спиридонов2, Л.М. Зотова2 1Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области; 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области»
Общеизвестно, что иммунопрофилактика является одним из способов реализации государственной политики в области охраны здоровья населения, обеспечивающим предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней посредством введения в организм человека иммунобиологических препаратов для создания невосприимчивости к возбудителям соответствующих болезней. Государство выступает гарантом в соблюдении основных принципов иммунопрофилактики — соблюдение конституционных прав и обязанностей граждан при проведении прививок, доступность, бесплатность, информированность, своевременность, эффективность, безопасность, добровольность в одних, либо обязательность в других случаях, предусмотренных законами Российской Федерации и т.д.
Принятие и реализация на практике правовых документов, регламентирующих внесение корректив в действующий Национальный календарь прививок, позволила сблизить структуру отечественного календаря с календарями иммунопрофилактики развитых стран и тем самым обеспечить проведение прививок отдельным категориям населения, иммунизация которых дает несомненный эффект (иммунизация против гемофильной инфекции, дизентерии и т.д.). Общеизвестно, что невозможно обеспечить полноту охвата прививками подлежащего контингента и достичь контрольных уровней привитости населения, регламентированных действующими нормативно-правовыми документами, не имея достаточного количества средств специфической защиты для проведения вакцинации. В последние годы участились случаи несвоевременной и в недостаточном объеме поставок иммунобиологических препаратов за счет федерального бюдже-
та для реализации Национального календаря профилактических прививок, включая национальный проект по разделу дополнительной иммунизации населения по приоритетным инфекциям. На фоне неоднократно вносимых корректив в действующий Национальный календарь профилактических прививок с изменениями схем и выбора прививочных средств для вакцинации детского населения в условиях неадекватного обеспечения потребности области в медицинских иммунобиологических препаратах по федеральной поставке перед министерством здравоохранения и социального развития Самарской области стояла сложная задача по осуществлению бесперебойного обеспечения лечебно-профилактических учреждений области вакцинами для выполнения требований действующего законодательства в части своевременности соблюдения рекомендуемых схем и выбора медицинских иммунобиологических препаратов в процессе вакцинации подлежащих контингентов. В области, благодаря усилиям министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, органов и учреждений Роспотребнадзора, при активном участии Правительства области и муниципальных образований, на протяжении ряда лет осуществляется конс о -лидированное финансирование работ по закупкам медицинских иммунобиологических препаратов на нужды лечебно-профилактических учреждений. Правительство области ежегодно выделяет ассигнования не только на закупку прививочных средств для проведения прививок по эпидемическим показаниям, но и для проведения обязательных массовых плановых профилактических прививок. Так, на протяжении последних лет в дополнении к иммунизации обязательными массовыми плановыми профилактическими прививками по федеральным поставкам против 10 инфекционных болезней за счет областного бюджета было дополнительно привито против краснухи 345 589 человек, кори — 118 534 человека, паротита — 96 486 человек, гепатита В — 75 000 человек, в том числе детей — 52600, дифтерии и столбняка — 209 000 человек, гемофильной инфекции — 5000 человек, полиомиелита — 9000 человек (для иммунизации использовалась инактивирован-ная вакцина), гриппа — 959 724 человека.
Благодаря проведенной работе на территории области достигнуты значительные успехи в снижении заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики — заболеваемость дифтерией не регистрируется в течение последних 4-х лет, регистрировались единичные случаи корью (2006 г. — 2 случая, 2010 г. — 1 случай, 2011 г. — 1 случай), среди привитого взрослого населения вследствие заноса инфекции из стран Ближнего и Дальнего зарубежья без последующего распространения болезни среди постоянно проживающего населения, практически не регистрируются случаи заболевания краснухой и т.д.
Приоритетными направлениями в работе остаются мероприятия по:
— поддержанию целевых показателей охвата населения прививками в рамках Национального календаря;
— повышению квалификации медицинских работников лечебно-профилактических учреждений по вопросам организации прививочного дела;