Научная статья на тему 'Современный подход к реализации Национального календаря профилактических прививок в условиях дефицита средств специфической защиты в Самарской области'

Современный подход к реализации Национального календаря профилактических прививок в условиях дефицита средств специфической защиты в Самарской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Т.Ю. Трусова, А.М. Спиридонов, Л.М. Зотова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный подход к реализации Национального календаря профилактических прививок в условиях дефицита средств специфической защиты в Самарской области»

2012, Т. 2, № 1-2

Обеспечение эпидемиологического благополучия

от заноса из-за рубежа и последующего распространения, так и некоторые эндемичные, подлежащие эпидемиологическому надзору, болезни;

— введена адаптированная схема принятия решений в отношении других болезней, способных создать ЧС; схема учитывает события инфекционного и санитарно-гигиенического характера;

— в комплекс мер по санитарно-карантинному контролю включены мероприятия в отношении потенциально опасных товаров и грузов, определен перечень мер в отношении их;

— определен критерий принадлежности мероприятий санитарно-гигиенического (токсикологического) порядка к сфере санитарной охраны территории Российской Федерации — это риск возникновения чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и введение в связи с этим ограничительных (запретительных) мер в отношении трансграничных перевозок.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КАЛЕНДАРЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА СРЕДСТВ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Т.Ю. Трусова1, А.М. Спиридонов2, Л.М. Зотова2 1Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области; 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области»

Общеизвестно, что иммунопрофилактика является одним из способов реализации государственной политики в области охраны здоровья населения, обеспечивающим предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней посредством введения в организм человека иммунобиологических препаратов для создания невосприимчивости к возбудителям соответствующих болезней. Государство выступает гарантом в соблюдении основных принципов иммунопрофилактики — соблюдение конституционных прав и обязанностей граждан при проведении прививок, доступность, бесплатность, информированность, своевременность, эффективность, безопасность, добровольность в одних, либо обязательность в других случаях, предусмотренных законами Российской Федерации и т.д.

Принятие и реализация на практике правовых документов, регламентирующих внесение корректив в действующий Национальный календарь прививок, позволила сблизить структуру отечественного календаря с календарями иммунопрофилактики развитых стран и тем самым обеспечить проведение прививок отдельным категориям населения, иммунизация которых дает несомненный эффект (иммунизация против гемофильной инфекции, дизентерии и т.д.). Общеизвестно, что невозможно обеспечить полноту охвата прививками подлежащего контингента и достичь контрольных уровней привитости населения, регламентированных действующими нормативно-правовыми документами, не имея достаточного количества средств специфической защиты для проведения вакцинации. В последние годы участились случаи несвоевременной и в недостаточном объеме поставок иммунобиологических препаратов за счет федерального бюдже-

та для реализации Национального календаря профилактических прививок, включая национальный проект по разделу дополнительной иммунизации населения по приоритетным инфекциям. На фоне неоднократно вносимых корректив в действующий Национальный календарь профилактических прививок с изменениями схем и выбора прививочных средств для вакцинации детского населения в условиях неадекватного обеспечения потребности области в медицинских иммунобиологических препаратах по федеральной поставке перед министерством здравоохранения и социального развития Самарской области стояла сложная задача по осуществлению бесперебойного обеспечения лечебно-профилактических учреждений области вакцинами для выполнения требований действующего законодательства в части своевременности соблюдения рекомендуемых схем и выбора медицинских иммунобиологических препаратов в процессе вакцинации подлежащих контингентов. В области, благодаря усилиям министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, органов и учреждений Роспотребнадзора, при активном участии Правительства области и муниципальных образований, на протяжении ряда лет осуществляется конс о -лидированное финансирование работ по закупкам медицинских иммунобиологических препаратов на нужды лечебно-профилактических учреждений. Правительство области ежегодно выделяет ассигнования не только на закупку прививочных средств для проведения прививок по эпидемическим показаниям, но и для проведения обязательных массовых плановых профилактических прививок. Так, на протяжении последних лет в дополнении к иммунизации обязательными массовыми плановыми профилактическими прививками по федеральным поставкам против 10 инфекционных болезней за счет областного бюджета было дополнительно привито против краснухи 345 589 человек, кори — 118 534 человека, паротита — 96 486 человек, гепатита В — 75 000 человек, в том числе детей — 52600, дифтерии и столбняка — 209 000 человек, гемофильной инфекции — 5000 человек, полиомиелита — 9000 человек (для иммунизации использовалась инактивирован-ная вакцина), гриппа — 959 724 человека.

Благодаря проведенной работе на территории области достигнуты значительные успехи в снижении заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики — заболеваемость дифтерией не регистрируется в течение последних 4-х лет, регистрировались единичные случаи корью (2006 г. — 2 случая, 2010 г. — 1 случай, 2011 г. — 1 случай), среди привитого взрослого населения вследствие заноса инфекции из стран Ближнего и Дальнего зарубежья без последующего распространения болезни среди постоянно проживающего населения, практически не регистрируются случаи заболевания краснухой и т.д.

Приоритетными направлениями в работе остаются мероприятия по:

— поддержанию целевых показателей охвата населения прививками в рамках Национального календаря;

— повышению квалификации медицинских работников лечебно-профилактических учреждений по вопросам организации прививочного дела;

Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.

Инфекция и иммунитет

— широкому информированию населения о необходимости вакцинации и негативных последствиях отказов от проведения прививок.

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

И.Н. Шарова, С.А. Щербакова, Е.С. Казакова, А.В. Топорков, В.В. Кутырев

ФКУЗ Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», г. Саратов

В настоящее время в соответствии с трехуровневой системой организации лабораторной диагностики и учетом требований международных стандартов, введенных в Российской Федерации в качестве ГОСТ Р, разработаны методические указания, регламентирующие порядок организации и проведения лабораторной диагностики чумы, холеры, туляремии, сибирской язвы, бруцеллеза, Крымской геморрагической лихорадки и лихорадки Западного Нила в лабораториях территориального, регионального и федерального уровней.

В методических указаниях определены требования к лабораториям разных уровней: номенклатура и объем исследований; наличие разрешительных и регламентирующих работу документов; обеспечение требований биологической безопасности работы персонала; требования к подготовке специалистов, участвующих в выполнении исследований, к организации внутреннего контроля качества исследований; правила ведения документации; обеспечение материальными ресурсами; порядок взаимодействия учреждений. Методические указания содержат приложения, в которых представлены формы направительной документации, требования к профессиональным навыкам специалистов, перечень приборов, оборудования, питательных сред (культур тканей), диагностических препаратов и др., используемых при выполнении исследований.

Все методические указания разработаны в соответствии с действующими нормативно-методическими документами, регламентирующими проведение лабораторной диагностики и эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями, а также требованиями биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями I—II групп патогенности.

Организация лабораторной диагностики в соответствии с новыми методическими документами позволит обеспечить стандартные условия проведения диагностических исследований, рациональное оснащение лабораторий оборудованием, расходными материалами и диагностическими препаратами, сократит время исследования за счет исключения дублирования различных диагностических тестов в лабораториях на каждом из уровней и главное, обеспечит четкую дифференциацию всех этапов исследования: преаналитического — отбор, упаковку, транспортировку проб; аналитического — номенклатуру, объем и порядок исследования и постаналитического — взаимодействие учреждений Роспотребнадзора и учреждений лечебно-профилактической сети с учетом соблюдения правил биологической безопасности.

АНАЛИЗ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ В ПРОВЕДЕНИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И.Б. Шехетова, А.М. Исаева

Управление Роспотребнадзора по Владимирской области, г. Владимир

Цель работы: анализ полномочий местного самоуправления и их реализации, в том числе в части разработки путей компенсации антропогенного воздействия на состояние среды обитания и экологического воздействия на состояние здоровья населения; оценка экологической напряженности на подведомственной территории; анализ данных для экономической оценки потенциальной экологической напряженности; анализ экологического аспекта состояния здоровья жителей города.

Методы исследования: статистического наблюдения, путем представления медицинской отчетности типовой и специализированной за период 2001—2011 гг. и проведения специально организованного статистического наблюдения; сравнительной медико-экологической оценки и медико-географической оценки; сводки и аналитической группировки статистических данных; корреляционного анализа, дающего возможность выражать связь между признаками статистической совокупности аналитически, в виде управления, и придавать ей количественное выражение; расчета критерия соответствия; а также методология оценки экологического риска для здоровья населения.

Результаты: объектом исследований стал г. Коль-чугино Владимирской области и функционирующие на его административной территории промышленные предприятия, среди которых доминирующее значение имеют выбросы металлургического завода, а среди вредных веществ — выбросы никеля, меди, диоксида серы и марганца. В структуре заболеваемости города, на протяжении анализируемых лет, лидирующее место заняли заболевания органов дыхания. Среднедневной экономический баланс случая заболевания жителя города трудоспособного возраста составил 875,7 руб., стоимость же планируемой медицинской помощи за счет всех источников финансирования на подведомственной территории — 1054,9 руб. в год на одного жителя. Постоянную поддержку в проведении целенаправленной экологической политики и политики в области охраны здоровья населения города оказывают органы местного самоуправления, оценив очевидный экономический ущерб от затрат на лечебно-профилактические мероприятия по причине патологических процессов, связанных с экологической напряженностью на обозначенной выше территории.

Выводы: в разрезе данной проблемы органы местного самоуправления г. Кольчугино Владимирской области осуществляют постоянную поддержку в проведении целенаправленной экологической политики и политики в области охраны здоровья населения промышленного города центральной России, помогая осуществлению профилактических, санитарно-гигиенических, природоохранных мероприятий в целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.