Научная статья на тему 'Об итогах конференции-выставки ито-2000'

Об итогах конференции-выставки ито-2000 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкратова Людмила Павловна, Фоменко Татьяна Анатольевна

Авторы рассказывают о 10-й специализированной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об итогах конференции-выставки ито-2000»

Панкратова Людмила Павловна Фоменко Татьяна Анатольевна

ОБ ИТОГАХ КОНФЕРЕНЦИИ-ВЫСТАВКИ ИТО-2000

В Москве с 7 по 12 ноября прошла юбилейная 10-я специализированная выставка-конференция «Информационные технологии в образовании». Конференция, как обычно, проводилась в Московском городском физико-математическом лицее № 1511 при МИФИ. Чтобы оценить уровень данного события и его значимость, достаточно привести несколько фактов, касающихся организации конференции. В состав программного комитета входили руководители ведущих организаций, занимающиеся проблемами информатизации образования, а также ученые и специалисты самых различных учебных заведений нашей страны.

В конференции приняли участие более 500 человек из 130 населенных пунктов самых разных регионов России, Украины, Беларусии, Казахстана, Якутии, Азербайджана и Польши. С докладами выступили более 300 участников. Были проведены три пленарных заседания.

Первое заседание - торжественное открытие конференции, на котором в качестве центрального был доклад председателя программного комитета Григорьева С.Г. «Информационные технологии в образовании - бурное десятилетие». Доклад был посвящен анализу деятельности за последнее десятилетие специалистов в области информатизации образования, в том числе специалистов, занимающихся вопросами использования информационных технологий в обучении.

Второе заседание было посвящено вопросам обучения работников системы образования в Московском центре Федерации Интернет-образования в рамках проекта «Поколение.ги». Кроме обучения, проектом предусматривается развитие сети подобных центров в различных городах и регионах России, планируется откры-

тие 50 центров. Был открыт такой Региональный центр Интернет-образования в Санкт-Петербурге, и с 1 сентября этого года в нем обучаются учителя города и области.

На третьем пленарном заседании с докладом выступил заместитель министра образования России Болотов В.А. Он рассказал об основных направлениях Национальной программы «Информатизация образования». Это проблемы дистанционного образования, разработка и сертификация электронных учебников, обучающих программ и создание совета общественной оценки и экспертизы программных продуктов для поддержки учебного процесса в образовательных учреждениях.

Интерес к пленарным докладам был несомненный, но где же еще можно задать вопрос, высказать свое мнение или вступить в дискуссию, как не на «круглых столах», которые проходили ежедневно. Основные темы: «Информатизация начального образования»; «Концепция образования на сломе веков», «Интернетизация сельской школы», «Компьютер в руках учителя математики».

Участники конференции имели возможность познакомиться с работой творческих мастерских, таких как «Авторский программно-методический комплекс - национальное достояние России», «Организация поиска в сети Интернет», «Государственная система регистрации баз данных и электронных изданий», «Организация образовательных ресурсов на этапе формирования школьного информационного пространства» и др.

Свыше 50 фирм, специализирующихся на выпуске учебных компьютерных программ, представили свою продукцию на выставке и презентациях. Здесь

можно было увидеть комплект учебных программ «Репетитор» по русскому языку, физике, химии, биологии, математике фирмы 1С. Компания «Кирилл и Мефо-дий» представила проект «Виртуальная школа» - серию обучающих программ для школьников. Большой выбор обучающих программ, энциклопедий, справочников, развивающих игр для детей дошкольного и школьного возраста был предложен компанией «Новый диск» - одним из наиболее крупных издателей и дистрибьюторов мультимедийной продукции в России.

На выставке можно было познакомиться с тестирующей системой «Экзаме-натор-2000» (фирма «Полигон-ЭКО»), с помощью которой можно довольно быстро организовать тестирование и обработку результатов. Научно-исследовательский центр автоматизированных систем конструирования предложил интересный программный комплекс - дистанционную систему образования СДО «Прометей-2». Данная система позволяет преподавателям и обучающимся, имеющим доступ в Интернет и находящимся в любых точках Земного шара, организовать дистанционное обучение практически в любых сферах человеческой деятельности и собирать всю необходимую информацию о результатах обучения, проводить тестирование, контролировать ход выполнения различных заданий. Система допускает подсоединение любых учебных мультимедийных курсов.

Выставку посетили более 1500 человек.

Издательства познакомили участников конференции с учебниками и учебными пособиями, в их числе издательства «Лаборатория базовых знаний», «Финансы и статистика». Среди образовательных периодических изданий были журналы «Информатика и образование» (Москва), «Компьютерные инструменты в образовании» (Санкт-Петербург), газета «Информатика» (Москва) - популярное профессиональное издание для учителей информатики и другие компьютерные и образовательные газеты и журналы.

Работа конференции проводилась по пяти секциям:

- Информатика: стандарты и содержание.

- Интеграция информационных технологий в образовании.

- Технологии открытого образования.

- Информационные технологии в управлении образовательными структурами.

- Информационные технологии в образовании для людей со специальными потребностями.

В рамках первой секции с докладами выступили авторы известных учебников и учебных пособий по информатике: Семакин И.Г., Макарова Н.В., Горячев А.В. и др., которые поделились своими наблюдениями и взглядами на современное состояние обучения информатике. В частности, большинством авторов поддерживается мысль о возможности использования в школьной практике нескольких учебников для поддержки курса информатики. Многие учителя в состоянии самостоятельно определить содержание информатики, используя модульное построение учебников, соблюдая преемственность, логику курса и др. важные принципы. Обсуждался вопрос о возможности и необходимости разделения курса на два: «Информатика» и «Информационные технологии». Дискуссия не дала результатов, мнения разделились, и ни одна из сторон не смогла обосновать свои взгляды.

Заседания второй секции были посвящены разным проблемам. Одной из актуальных проблем является создание учебников и учебных пособий, систем контроля качества знаний в электронном виде. Были представлены несколько разработок, а также высказаны разные точки зрения на создание программной поддержки учителя-предметника. Сторонники одной из идей считают, что учителю надо дать инструментальное программное средство, с помощью которого он сам сможет конструировать авторский комплекс для решения задач обучения и контроля. Необходимо только снабдить подобную программу-оболочку различными библиотеками, а работу по созданию элект-

ронных учебников, пособий, тренажеров и т.п. сделать простой и понятной учителю. Еще одно заседание было посвящено актуальной проблеме- экспертизе программных разработок и критериям, которые позволяют дать оценку электронным учебникам и пособиям.

Третья секция была посвящена проблемам технологий открытого образования по трем направлениям: телекоммуникации, дистанционное образование и качество образования. Особый интерес вызвали доклады, представленные подсекцией по дистанционному образованию. Участники конференции могли убедиться в важности данного направления. Не случайно именно оно было объявлено приоритетным в рамках национальной программы информатизации образования. Предполагается проведение всероссийского эксперимента по тестированию учащихся. За основу данного проекта была взята модель дистанционного тестирования, созданная в Казахстане.

В течение нескольких лет работает Роботландский Сетевой университет как форма дополнительного образования школьников и повышения квалификации учителей. Руководителем этого проекта является Первин Ю.А. - автор знаменитого программно-методического комплекса Роботландия и серии учебников по информатике. Разработана и внедрена в практику система экологического дистанционного обучения детей школьного возраста в рамках Федеральной целевой программы «Интеграция». Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество» является широкомасштабным экологическим проектом, который основан на разработках и методиках российской школы.

По инициативе Мирового банка реконструкции и развития реализуется проект создания глобальной сети дистанционного обучения, опорными узлами которого должны стать центры дистанционного обучения в разных странах. В период с 1999 до 2001 г. будут оборудованы и начнут свою работу первые 10 пилотных

центров (6 - в Латинской Америке и 4 - в Европе, в том числе на Украине).

О положительном опыте использования Интернет-технологий в учебно-воспитательной работе сделала доклад представитель из Ярославля.

Очень актуальной и перспективной выглядит проблема создания единой информационной системы образования с использованием идей и методов мультимедиа и Интернет, получившая развитие в рамках четвертой секции «Информационные технологии в управлении образовательными структурами». Интересен опыт работы по созданию единого образовательного пространства в институтах СПбГИТ-МО (технический университет) и РГУ Нефти и Газа им. Губкина.

В настоящее время на базе Тюменского государственного колледжа создан образовательный консорциум, называемый «Региональный колледж». 12 профессиональных учебных заведений области связаны договорной деятельностью о предоставлении образовательных услуг. Формируется корпоративная сеть, происходит быстрая интеграция всех форм образовательной деятельности.

Аналогичные исследования и реализация различных проектов, направленные на формирование единого информационно-образовательного пространства, проводятся в Белгороде, Москве, Перми, Красноярске, Твери, Новокузнецке, Ростове-на-Дону.

Пятая секция объединила специалистов, занимающихся использованием информационных технологий для людей со специальными потребностями. Успешному развитию этого направления будет способствовать создание единой научной, социально-общественной образовательной информационной среды, которая даст возможность получить качественное образование людям с ограниченными возможностями. Работы по адаптации программных средств для обучения детей со специальными образовательными потребностями ведутся в Пермском государственном педагогическом университете. В качестве

ведущей используется технология адаптивного интерфейса, что позволяет значительно расширить круг пользователей. Челябинский государственный университет, при содействии которого открыт и работает региональный центр инвалидов, с 1992 года специально занимается проблемой образования инвалидов. В последнее время интенсивно развивается дистанционное образование для обучения детей-инвалидов и в Красноярском государственном торгово-экономическом институте. На секции был продемонстрирован интеллектуальный компьютерный комплекс для детей с ослабленным зрением. Для обучения детей с ослабленным слухом был продемонстрирован анимирован-ный словарь жестового языка. Было отмечено, что только благодаря мультимедиа стало возможным представление без искажения жестов, изменяющихся во времени и в пространстве.

Главное, что дала участникам конференция, - это возможность живого общения и обмена мнениями по самым важным проблемам, позволила сформировать целостную картину всего направления на данном этапе развития. Тематика докладов была достаточно разнообразной. Были представлены работы, касающиеся реализации проектов как государственного и регионального уровня, так и уровня отдельного института или образовательного учреждения.

Выступления на секциях, пленарных заседаниях, неформальное общение с участниками конференции, знакомство с тезисами и стендовыми докладами позволяют определить основные достижения в области информатизации образования на современном этапе, который можно охарактеризовать с помощью ключевых слов ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - КОММУНИКАЦИЯ - ИНТЕГРАЦИЯ.

Происходит интенсивное осмысление и обобщение опыта работы в области информатизации образования, значительное увеличение числа проектов, связанных с формированием единого информационного пространства.

Большое внимание уделяется проблемам оценки качества программных средств, предлагаемых для поддержки школьных предметов, и мониторингу системы образования с использованием информационных технологий.

Остался плохо освещенным блок вопросов медико-психологического профиля, нет ответа на вопрос, как же влияет общение с компьютером на здоровье и психическое развитие ребенка.

Наиболее актуальной могла бы стать дискуссия о границах применимости Интернет-технологий, в частности, дистанционного образования.

Более подробную информацию можно найти на сайте http://www.BITpro.ru.

Панкратова Людмила Павловна, заведующая образовательно-информационным и издательским центром Фрунзенского района. Фоменко Татьяна Анатольевна, методист по информационныш технологиям ОИИЦ.

НАШИ АВТОРЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.