КОНФЕРЕНЦИИ
СЕМИНАРЫ
Брагина Ольга Александровна, Мылова Ирина Борисовна
I СЪЕЗД МЕТОДИСТОВ И УЧИТЕЛЕЙ СЕВЕРО-ЗАПАДА
4-6 марта 2003 г. в Санкт-Петербурге прошел I Съезд методистов и учителей Северо-Запада, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга и 140-летию методической службы России. Инициатором и организатором проведения съезда выступил Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства. В работе съезда приняли участие около 1500 учителей и методистов, ученых и руководителей образовательных учреждений, представителей общественных педагогических организаций.
Работа в предметных секциях на базе районных научно-методических центров Санкт-Петербурга проводилась под девизом «Содружество учителя и методиста».
Особый интерес вызвала работа секции «Информатизация образования», проводимая Центром информатизации образования СПбГУПМ при поддержке Научно-методического центра Выборгского района Санкт-Петербурга.
В работе секции приняли участие методисты и учителя Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ученые различных ВУЗов Санкт-Петербурга: СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, СПб ГПУ, СПбГИТМО и др., представители РАО, Карельского педагогического университета, Мурманского института повышения квалификации работников образования.
В рамках секции состоялось пленарное заседание и прошла работа трех секционных групп: «Преподавание информатики в школе», «Информатизация школьного образовательного пространства», «Современные проблемы школьного образования».
В работе пленарного заседания впервые на форуме такого высокого уровня обсуждались дидактические проблемы российского компьютерного образования. Поднимались вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров как для преподавания учебного предмета «Информатика», так и для использования ИКТ в школьном образовательном пространстве.
Повышенный интерес собравшихся вызвали выступления следующих участников: Румянцева И.А., д.т.н., профессора РГПУ им. А.И. Герцена, председателя президиума СПб отделения Академии информатизации образования (АИО); Парфенова В.Г., д.т.н., профессора, декана факультета информационных технологий и программирования СПбГИТМО; Макаровой Н.В., д.п.н., профессора, академика Международной академии наук высшей школы, проректора по информатизации Международного банковского института, заведующей кафедрой информационных систем и технологий; Горюно-вой М.А., и.о. декана факультета информатизации образования Ленинградского областного института развития образования; Ивановского Р.И., д.т.н., профессора, СПбГПУ; Круподеровой Е.П., зав. кафедрой естественнонаучного и математического образования Мурманского областного института повышения квалификации работников образования.
Обсуждение конкретных вопросов содержания преподавания информатики, методических особенностей преподавания различных разделов курса, знакомство с новыми
I съезд методистов и учителей Северо-Запада
учебниками, программами, электронными комплексами, представление через конкретный педагогический опыт традиций и инноваций в преподавании информатики - вот круг вопросов, на которых было сконцентрировано внимание первой рабочей группы. Большой интерес вызвали выступления Панкратовой Л.П., Санкт-Петербургская академия права и бизнеса, - «Непрерывное обучение информатике»; Харченко Т.В., Мель-ничук О.П., Российская Интернет-школа информатики и программирования, - «Интернет-школа информатики и программирования»; Симоновой И.В., д.п.н., РГПУ им. А.И.Герцена, - «Методика формирования представлений о системе на уроках информатики»; СоловьевойЛ.Ф., Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, - «Методический комплекс «Информатика в видеосюжетах» (учебник + CD); Матвеевой Н.В., Тимофеевой P.A., ИОСО Российской Академии образования, - «Преподавание информатики в начальных классах»; Тур С.Н., школа № 37 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Выборг, - «Первые шаги в мире информатики, непрерывное обучение с 1 по 9 классы».
В рамках работы второй рабочей группы обсуждались вопросы методики использования информационных технологий в преподавании различных образовательных предметов: физики, математики, русского и иностранного языков, экологии, химии и др. предметов. Особое внимание было уделено интеграции педагогических и информационных технологий. Был представлен практический опыт реализации проектной деятельности школьников, методика диалога «учитель-ученик», компьютерная диагностика и тестирование. Обсуждался опыт использования НИТ в системе воспитательной работы.
Наиболее интересными и содержательными были выступления Стафеева С.К., д.т.н., профессора, декана Естественнонаучного факультета, заведующего кафедрой физики СПбГИТМО, - «Содержательное наполнение образовательного портала»; Позднякова С.Н., Иванова С.Г., Лаборатория продуктивного обучения ИОСО РАО, -
«Как должна быть устроена компьютерная поддержка преподавания математики» (на примере среды «The Geometer's Sketchpad»); Лещенко И.А., учителя информатики, Светловой Т.А., методиста, зам. директора по УВР школы № 429, Санкт-Петербург, - «Из опыта внедрения информационных технологий. Система мероприятий по реализации воспитательного потенциала новых информационных технологий»; Барановой Т.А., Научно-методический центр Фрунзенского района Санкт-Петербурга, - «Методическая мастерская «Информационные технологии как основа интеграции общеобразовательных предметов»; Салиховой Л.А., школа № 334 ст. Мга Октябрьской ж/д, - «Компьютер на уроках иностранного языка»; Новик Е.Р., школа № 555 «Белогорье», Санкт-Петербург, - «Использование компьютерных технологий при подготовке и осуществлении экологического проекта»; Вахониной Ю.Н., методиста научно-методического центра Вы-борского района, - «Новые информационные технологии в преподавании русского языка в старших классах».
Третья рабочая группа «Современные проблемы информатизации образования» обсудила новые подходы к подготовке учителей информатики в Санкт-Петербурге, проблемы профессиональной компетентности учителя в области информационных технологий, вопросы новых методических подходов в преподавании информационных технологий.
Наибольшую значимость для внедрения в практическую деятельность школ и системы повышения квалификации педагогических работников представляют доклады Егоровой Ю.С., методиста научно-методического центра Фрунзенского района Санкт-Петербурга, - «Портрет учителя информатики в современной школе»; Витухновской А.А., Карельский государственный педагогический университет, - « WEB-сайт по информатизации начального образования как интегрированный информационный ресурс»; Челак Е.Н., руководителя информационно-аналитического отдела НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга - «Личность учи-
КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ
79
Брагина О.А., Мыилова И.Б.
теля и его профессиональная компетентность».
В рамках работы секции прошла выставка печатных изданий и электронных средств обучения издательств «БХВ-Петер-бург», «Питер», компаний «Гиперметод», «Медиа-Хауз».
В целях оказания практической помощи в информатизации школьного образовательного пространства издательство «БХВ-Петербург» подарило всем районным научно-методическим центрам города по четыре комплекта учебных пособий, а компания «Гиперметод» - электронный диск «Ленинград в блокаде» всем школам города.
По окончании съезда, на заключительном заседании, проводимом в стенах СПбГУПМ, была принята резолюция, в которой особо подчеркивается значимость методической службы в совершенствовании образовательного процесса, так как методист в современной системе образования - это профессия, вбирающая в себя функции консультанта, педагога, исследователя, андрагога, технолога, психолога, позволяющая учителю получать рекомендации как нормативного, так и творческого характера. В резолюции, в частности, говорится:
- одобрить инициативу СПбГУПМ в проведении Съезда учителей и методистов Северо-Западного региона России; предложить распространение данного опыта на другие федеральные округа и Россию в целом;
- признавая важность и приоритетность системы постдипломного образования в подготовке педагогических кадров в целях реализации Федеральной программы модернизации российского образования, внести изменения в статью 26 Закона «Об образовании» (по названию этапа непрерывного образования «постдипломное профессиональное образование», вместо термина «дополнительное профессиональное образование»);
© Наши авторы, 2003. ОигаиИюгз, 2003.
- организовать системную работу по подготовке законопроекта «О развитии системы постдипломного педагогического образования в России»;
- законодательно закрепить на федеральном и региональном уровнях право учителя (работника образования) на повышение квалификации (не реже 1 раза в течение 5 лет) и обязанность органа управления образованием по обеспечению этого права;
- закрепить право учителя (работника образования) на переподготовку по направлению соответствующего органа управления образованием;
- обеспечить оплату учебного времени учителя (работника народного образования) на повышение квалификации и учебную переподготовку;
- обеспечить нормативно-правовую зависимость между прохождением учителем повышения квалификации (профессиональной переподготовки) и аттестационной категорией (разрядом);
- формировать социально-экономическую ориентацию образовательных учреждений (научно-методических центров) как потребителей образовательных услуг на получение качественного повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- признать необходимым разработку модели профессиональной деятельности методиста и образовательных программ подготовки и переподготовки на этапе высшего и постдипломного образования;
- участники съезда надеются, что выработанные предложения найдут свое отражение в нормативно-правовых документах Правительства, Государственной Думы, Министерства образования Российской Федерации, региональных органов управления образованием относительно решения проблем развития образования в России и повышения социального статуса работника сферы образования.
Брагина Ольга Александровна, методист Центра информатизации образования СПбГУПМ,
Мыилова Ирина Борисовна, зав. Центром информатизации образования СПбГУПМ