Панкратова Людмила Павловна
ИТОГИ IX МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ-ВЫСТАВКИ ИТО-99
С 9 по 12 ноября 1999 г. на базе Московского городского физико-математического лицея № 1511 при МИФИ проходила IX международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». В числе организаторов конференции - Министерство образования России, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям, Институт проблем информатики Российской Академии Наук, Комитет образования г. Москвы, Московский государственный инженерно-физический институт, научно-производственное предприятие «БИТ про». На конференции присутствовали более 700 участников со всей России, было заслушано около 200 докладов, проведено несколько «круглых столов», все четыре дня работала выставка. Сразу следует отметить прекрасную организацию этого форума, которая заключалась в предоставлении полной свободы участникам - в любой момент можно было войти на секцию, прослушать интересующий доклад, а затем выйти и поучаствовать в работе другой секции. Для свободного общения были созданы все условия.
Ежедневно проходили пленарные заседания, на которых рассматривались актуальные вопросы общего характера в области информационных технологий. Наиболее ярким в рамках пленарного заседания был доклад «Использование Интернет в образовании», основу которого составили материалы исследования, проведенного по заказу ЮНЕСКО Центром информационно-аналитического обеспечения дистанционного образования. Хочется отметить не только интересное содержание, но и адекватное использование презентационных технологий, которые продемонстрировал сотрудник этого Цен-
тра В.В. Вержбицкий. Суть исследования заключалась в сборе статистических данных, касающихся достижений и проблем использования Интернет-технологий в обучении. Из более чем 20 Интернет-приложений в образовании используется немного:
а) для информационного обеспечения (в основном);
б) для ведения совместной образовательной деятельности;
г) для организации дистанционного обучения;
в) в управлении образовательными системами.
К числу преимуществ использования Интернет-технологий в обучении относятся: оперативность в получении данных, гибкость, самостоятельный выбор темпа обучения, развитие коммуникативных навыков, возможность выбора преподавателя и др. Большинство проблем связаны со сложностью навигации в Интернет, в неравномерности распределения информационных источников по типам, а также с техническими ограничениями. Что же касается эффективности обучения через Интернет, то здесь совершенно очевидно, что Интернет-технология сама по себе не ориентирована на образование, нужны квалифицированные педагогические кадры, чтобы потенциал, заложенный в использовании компьютерных сетей, был полностью реализован.
Использование Интернет в управлении образовательными системами в основном сводится к рекламным проектам, ре-авизованным в виде Web-сайта. В этом направлении больше проблем, чем достижений, и главной является использование устаревших организационных стратегий в области управления образовательными
Панкратова Л.П.
системами, неподготовленность руководителей, отсутствие постоянного целевого финансирования.
Пленарный доклад главного специалиста МО РФ Л. Е. Самовольной был посвящен вопросам преподавания информатики в средней школе и стал началом разговора за «круглым столом». Были освещены вопросы, интересующие учителей и методистов по информатике. Первый вопрос касался нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс. Существует три вида документов:
- закон «Об образовании» и Базисный учебный план от 9.02.98 г.;
- документы директивного характера, которые формируются в виде приказов Министерства;
- рекомендации.
Хотелось бы обратить внимание на последнюю группу документов, в которую входят требования к уровню подготовки, примерные учебные программы, региональные стандарты, оценка качества подготовки выпускников, варианты экзаменационных билетов, рекомендации МО РФ по перечню учебников и учебных пособий, рекомендации по выбору средств вычислительной техники и организации учебных занятий в компьютерных классах. Все эти документы носят рекомендательный характер и являются желательными, но не обязательными.
Были даны также разъяснения о содержательном минимуме подготовки школьников, в котором отмечено два уровня (А и Б). Сложилось впечатление, что уровень А - для базовой подготовки, уровень Б - для повышенной. Однако Л. Е. Самовольнова объяснила, что оба уровня соответствуют базовому, и уровень Б сохраняется в тех школах, где существуют определенные условия (количество часов, технические возможности и др.).
В течение четырех дней в напряженном режиме работали пять секций:
• Информатика: стандарты и содержание.
• Интеграция информационных технологий в образование.
• Технологии открытого образования.
• Информационные технологии в управлении образовательными структурами.
• Информационные технологии в образовании для людей со специальными потребностями.
Основные итоги работы по секциям.
За последние несколько лет произошли изменения в целях и содержании обучения информатике, которые осознаны большинством учителей и методистов по информатике. В частности, не вызывает сомнения, что информатика оказывает влияние на формирование мировоззрения, ей присущи высокий развивающий потенциал и статус фундаментальной дисциплины. А некоторые авторы склонны считать, что информатику можно рассматривать как комплекс нескольких дисциплин, в частности, в отдельный курс можно выделить «Информационные технологии», «Программирование».
Наблюдается постепенный переход информатики в начальную школу, и ее введение в начальный этап школьной жизни остановить невозможно. Уже никто не сомневается, что обучение (а особенно это касается пропедевтического курса) должно носить развивающий характер.
За последние два года появились учебники, практикумы и учебно-методические пособия по информатике, большинство которых отличает высокое качество, а их содержание соответствует современным требованиям.
Интеграция информационных технологий в образование осуществляется по многим научным направлениям, как естественно-математическому, так и гуманитарному, не остается без внимания и изучение языков. В связи с появлением в учреждениях образования современной техники с мультимедийными возможностями, большой популярностью пользуются различные электронные учебники, задачники, тренажеры, компьютерные лаборатории по физике, математике, а также специальные обучающие программы по предметам, выполненные на лазерных дисках. Из нетрадиционных мультимедийных про-
74 © КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБРАЗОВАНИИ. № 6, 1999 г.
Итоги IX международной конференции-выставки ИТО-99
грамм можно отметить деловые игры, использующиеся для подготовки студентов. Большое развитие получило использование компьютерных программ для оценки результатов обучения, к числу которых относятся различные программы тестирования.
Технология открытого образования базируется на возможностях компьютерной сети и реализуется в виде телекоммуникационных проектов, виртуальных школ, гимназий, университетов и образовательных Web-сайтов или Web-квестов. Телекоммуникационные проекты - основа интеграции школьных дисциплин и технологий.
Использование Интернет в организации и управлении образованием должно привести к повышению эффективности деятельности образовательных учреждений и увеличению доступности образования в глобальном масштабе. В нескольких докладах был освещен опыт создания единого информационно-образовательного пространства в вузах по типу интранет, основанной на принципах Интернет, в том числе опыт Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, а также некото-
рых школ г. Москвы. Отдельные попытки использования информационных технологий в управлении образовательными структурами носят характер локального эксперимента и ограничиваются рамками вуза или школы. Пока что речь не идет о создании неких типовых моделей информатизации образования, которые можно было бы адаптировать и перенести на другой вуз или школу.
Секция «Информационные технологии в образовании для людей со специальными потребностями» была представлена несколькими докладами, в которых освещался опыт использования компьютеров для диагностики, коррекции, развития и социальной адаптации детей, нуждающихся в специальном уходе, присмотре и обучении. В этом направлении компьютер и информационные технологии безусловно обладают огромным потенциалом.
Основной вывод, который напрашивается после осмысления конференции, заключается в том, что продвижение в области информационных технологий идет огромными темпами и что это далеко не предел.
Панкратова Людмила Павловна, методист по информатике Фрунзенского района.
НАШИ АВТОРЫ