Научная статья на тему 'Об истории использования таможенными органами России возможностей агентурного аппарата в борьбе с контрабандой'

Об истории использования таможенными органами России возможностей агентурного аппарата в борьбе с контрабандой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
497
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрабанда / таможенные органы / агентурный аппарат / оперативно- розыскная работа / smuggling / customs authorities / intelligence unit / operational investigations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ляпустин Сергей Николаевич

Рассматриваются вопросы использования таможенными органамиРоссии возможностей агентурного аппарата в борьбе с контрабандой в 20-х годах ХX вв.Автором использованы новые архивные материалы из Российского государственного истори-ческого архива Дальнего Востока (РГИА ДВ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On History of the Russian Customs Authorities’ Use of Intelligence Unit in the Fight against Smuggling

The article discusses how the Russian customs authorities used the intelligence unit support in combating smuggling in the 20-ies of the XX century. The author introduces new archival materials from the Russian State Historical Archive of the Far East.

Текст научной работы на тему «Об истории использования таможенными органами России возможностей агентурного аппарата в борьбе с контрабандой»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 947.05.088(571.6) ББК 67.408

С. Н. ЛЯПУСТИН

Об истории использования таможенными органами России возможностей агентурного аппарата в борьбе с контрабандой

Рассматриваются вопросы использования таможенными органами России возможностей агентурного аппарата в борьбе с контрабандой в 20-х годах ХХ вв. Автором использованы новые архивные материалы из Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ).

Ключевые слова: контрабанда, таможенные органы, агентурный аппарат, оперативнорозыскная работа.

S. N. Lyapustin

On History of the Russian Customs Authorities' Use of Intelligence Unit in the Fight against Smuggling

The article discusses how the Russian customs authorities used the intelligence unit support in combating smuggling in the 20-ies of the XX century. The author introduces new archival materials from the Russian State Historical Archive of the Far East.

Keywords: smuggling, customs authorities, intelligence unit, operational investigations.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.12.2014 г. был одобрен проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В проекте нового Кодекса отмечается, что таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность (ОРД) в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС преступлением, исполнения запросов международных организаций, таможенных и иных компетентных органов государств, не являющихся членами ЕАЭС, в соответствии с международными договорами

ЛЯПУСТИН Сергей Николаевич — кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела Владивостокского филиала государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», г. Владивосток.

112

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015

государств-членов с третьей стороной. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в соответствии с законодательством государств-членов.

История ведения оперативно-розыскной деятельности таможенными органами России заслуживает особого внимания, так как в настоящее время нет единого подхода к определению основных этапов ее становления. Об использовании таможенными органами возможностей агентурной работы, как одного из элементов ОРД, в борьбе с контрабандой в дореволюционной России отмечали в своих исследованиях многие историки и юристы. О привлечении таможенным ведомством агентов как источников оперативной информации о подготавливаемых фактах контрабандного перемещения товаров писали в своих трудах Ю. Г. Кисловский, Э. Ю. Юн, А. С. Логинова, А. Ю. Козловский, М. А. Самелюк, А. Ю. Шумилов, и др. [1; 2; 3; 4; 5].

Так, Кисловский Ю. Г. в работе «Контрабанда: История и современность» писал: «Борьба была сложной и бескомпромиссной. Наряду с привлечением сил и средств для борьбы с контрабандистами, правительство России уделяло важное внимание оперативной работе для выяснения лиц, участвующих в переправе товаров через границу в приграничных районах страны и в сопредельных государствах. Списки контрабандистов были изданы типографским способом, размножены и направлялись во все таможенные округа и регулярно обновлялись. Постоянно выделялись средства на агентурную работу по выявлению намерений контрабандистов и возможной номенклатуры контрабандных товаров. Так, например, в 1879 году на агентурную работу было ассигновано 8 тыс. р.» [1].

В последующем многие исследователи, рассматривая дореволюционный этап становления агентурной работы в таможенных органах, ссылаются на данные Ю. Г. Кисловского. Однако, когда речь заходит о советском периоде истории, происходит либо замалчивание роли и месте таможенного ведомства в развитии ОРД, - и это естественно при отсутствии документов и сведений, подтверждающих применение таможенными учреждениями агентурного аппарата - либо исследователи приходят к выводу, что после революции 1917 г. таможни прекратили привлекать агентов в качестве источников оперативной информации в борьбе с контрабандой, а агентурной работой занимались только органы безопасности, пограничные войска и милиция.

Так, например, в 2001 г. в серии «Высшее образование» вышел учебник «Оперативно-розыскная деятельность», в котором известные ученые-юристы А. Ю. Шумилов и В.Н. Хаустов указывают, что в первый этап советского периода - периода становления ОРД в Советской России, а именно, с середины 1918 по 1927 г. субъектами оперативно-розыскной деятельности являлись органы ВЧК-ГПУ при НКВД РСФСР - ОГПУ при СНК СССР и оперативно-розыскные подразделения рабоче-крестьянской милиции НКВД [6]. О том, что субъектами оперативно-розыскной деятельности являлись и таможенные органы, очевидно, в связи с отсутствием информации

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

113

об использовании в работе таможенных учреждений того времени агентурного аппарата, в данном пособии не указывается.

Профессор кафедры ОРД ИПД РТА А. Ю. Козловский в статье «Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации» отмечает, что в дореволюционной России была создана государственная система мер по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, предусматривающая наличие агентурной работы и организации розыска контрабандистов. Он пишет, что созданная в службе таможенных органов дореволюционной Россией система оперативно-розыскных (сыскных) мер в 1918-1991 гг. была упразднена, а полномочия на осуществление оперативно-розыскной деятельности были переданы в органы госбезопасности и милиции с введением запрета вмешиваться в сферу деятельности таможен. В этот период таможенные органы осуществляли борьбу с преступлениями в сфере ВЭД во взаимодействии с другими правоохранительными органами, не имея своего основного инструмента противодействия контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела [2].

В 2012 г. Российской таможенной академией издан учебник «Основы оперативно-розыскной деятельности» [6], в котором указывается, что с начала 1919 по 1994 г. ОРД в таможенной сфере осуществляли только органы безопасности и пограничные войска. Авторы учебника отмечали: особенностью борьбы с контрабандой являлось то, что к использованию тайных осведомителей, агентов (один из основных методов оперативно-розыскной деятельности) прибегали офицеры Пограничной таможенной стражи (в последующем -Отдельного корпуса пограничной стражи, пограничных войск), но не собственно сотрудники таможенных учреждений, вплоть до 1994 г. [5].

Однако документы, хранящиеся в отечественных государственных архивах, свидетельствуют о том, что возможности агентурного аппарата в борьбе с контрабандой таможенными органами России использовались после революции с 1917 до 1923 г., а на Дальнем Востоке России, возможно, и до 1927 г.

4 мая 1923 г. прошло заседание Центральной комиссии по борьбе с контрабандой, на котором присутствовали представители НКВТ, ГПУ, НКФ и таможенного управления. Органы безопасности представлял И. С. Уншлихт, заместитель председателя ВЧК-ГПУ, представителем таможенных структур был А.И. Потяев1, начальник Главного таможенного управления с 1922 по 1927 г. Он же руководил Центральной комиссией по борьбе с контрабандой. Материалы протокола заседания хранятся в Российском государственном архиве экономики «Протоколы заседаний Центральной комиссии по борьбе с контрабандой (май 1923 - июль 1923)»1 2. Из текста протокола

1 Потяев А.И. арестован 28 июля 1936 г., приговорен Военной коллегией Верховного суда Союза ССР 27 мая 1937 г., обвинялся в участии в контрреволюционной террористической организации; расстрелян 28 мая 1937 г.

2 РГАЭ. Ф. 413. Оп. 11. Д. 210.

114

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015

от 04.05.1923: «Слушали: О сокращении оперативных функций таможенного управления и запрещении таможенному ведомству секретной агентуры. Постановили: Признать необходимым сосредоточение агентуры по борьбе с контрабандой в органах ГПУ. Однако в данный момент признать несвоевременным запрещение пользоваться таможенным учреждениям секретной агентурой, за исключением закордонной, которой категорически воспретить. В пределах семиверстной полосы (за исключением территории таможенных учреждений) борьбу с контрабандой ведут органы ГПУ, и таможенные учреждения могут оперировать только по соглашению с органами ГПУ»3.

Данный протокол заседания Центральной комиссии по борьбе с контрабандой свидетельствует о следующем: 1) таможенные учреждения до мая 1923 г. обладали собственным зарубежным и внутренним агентурным аппаратом; 2) запрещение пользоваться таможенным учреждениям собственной «секретной агентурой», за исключением зарубежной, признавалось несвоевременным и, следовательно, запрета на его использование таможням не было; 3) решением Центральной комиссии по борьбе с контрабандой в зоне деятельности таможенных учреждений было разрешено применять возможности агентурного аппарата, а в пределах семиверстной полосы таможенным учреждениям разрешалось вести агентурную работу - «оперировать» только по соглашению с органами ГПУ.

Документы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (РГИА ДВ), также свидетельствуют о наличии в послереволюционный период в таможенных учреждениях собственного агентурного аппарата и применении его возможностей в борьбе с контрабандой. Для повышения эффективности борьбы с контрабандой таможни искали различные пути увеличения количества лиц, оказывающих содействие таможенным учреждениям на негласной основе. В частности, 7 сентября 1923 г. Председатель Амурской комиссии по борьбе с контрабандой Благовещенский таможенный инспектор В. И. Пичугин (имеющий еще дореволюционный опыт работы в таможенном ведомстве) обратился с письмом к Амурскому губернскому прокурору, в котором говорилось: «Амурская комиссия по борьбе с контрабандой в целях усиления борьбы с контрабандой выразила пожелание, в заседании от 28 августа сего года, о привлечении, путем публикации в местной прессе, лиц (осведомителей), имеющих какие-либо сведения о водворении или предполагаемой контрабанде.

Сообщения таковых сведений частными лицами, с гарантиями сохранения в тайне их имени, несомненно, принесет в деле борьбы с контрабандой значительный успех. Своевременная же выплата этим осведомителям премиальных денег на практике привлечет большой круг этого рода агентов. Советское законодательство определенно указывает на возможность использования указанного рода агентурной работы. Так в примечании 2 к ст. 3

3

РГАЭ. Ф. 413. Оп. 11. Д. 210. Л. 1.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

115

постановления Совета народных комиссаров от 22.09.1922 о порядке премирования задержателей контрабанды, указывается, что под лицами, принимавшими косвенное участие в задержании контрабанды, следует понимать лиц сообщивших о контрабанде, и что лица эти, согласно ст. 3 указанного постановления, награждаются 20% наградной суммы. Сообщая об изложенном прошу Вас сообщить мне Ваше заключение о том, нет ли каких-либо препятствий к проведению в жизнь указанного выше способа привлечения через объявления в газете осведомителей о контрабанде. Председатель Амурской комиссии по борьбе с контрабандой, Благовещенский таможенный инспектор Пичугин»4.

Анализ данного письма показывает: 1) таможенные органы понимали важность агентурной работы в борьбе с контрабандой и обладали практикой привлечения к сотрудничеству в качестве агентов (осведомителей) местных жителей; 2) важным условием привлечения к сотрудничеству являлось обеспечение конфиденциальности («с гарантиями сохранения в тайне их имени»); 3) работа таможенных органов с агентурным аппаратом осуществлялась как на безвозмездной, так и на возмездной основе, поэтому в работе по привлечению лиц в качестве агентов большое внимание уделялось вопросу материального (денежного) стимулирования; 4) в 20-е годы прошлого столетия появились проблемы, связанные с формированием агентурного аппарата из жителей приграничных районов, что потребовало принятия столь экстраординарного решения как дача объявления в местной газете.

В Государственном архиве Хабаровского края (ГАХК) хранится Протокол заседания Дальневосточной краевой комиссии по борьбе с контрабандой от 13.12.1926 № 15, на котором председательствующим был начальник Дальневосточного таможенного округа А. К. Флегонтов. В протоколе отмечается, что в ходе заслушивания вопроса «О борьбе с контрабандной утечкой пушнины» члены Комиссии постановили, что с целью прекращения контрабанды пушнины необходимо провести ряд мероприятий, в том числе, органам ОГПУ, таможенным ведомствам, милиции «усилить наблюдение за недопущением контрабандного вывоза пушнины за границу, причем при наличии агентурных данных о заготовках частными заготовителями пушнины с намерением контрабандного ее вывоза за границу, в целях предотвращения этого, при наличии обоснованного агентурными данными подозрения о совершающемся покушении на контрабанду, дела о таких задержаниях срочно направлять в таможни по принадлежности, для привлечения ответственности за контрабанду»5.

Учитывая, что данное письмо направлялось в адрес трех ведомств, следует предполагать, что речь идет об агентурных данных, поступающих от агентов каждого из перечисленных ведомств: ОГПУ, таможни, милиция. Материалы

4 РГИА ДВ. Ф. Р-1842. Оп. 1. Д. 1. Л. 41.

5 ГАХК. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 65. Л. 19.

116

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015

протокола свидетельствуют, что центральное место в вопросах координации совместных действий и привлечении к ответственности за контрабанду пушнины занимало таможенное ведомство.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что созданная в таможенном ведомстве дореволюционной России система оперативно-розыскных мер, включающая агентурную работу, была упразднена не в 1918 г., как указывают отдельные исследователи, а скорее всего, в 20-х годах прошлого столетия.

С учетом выявленных в отечественных архивах документов в области истории таможенных органов России и вновь открывшихся сведений о роли и месте таможен в оперативно-розыскной работе, автор считает необходимым внесения в последующем, в учебники и учебные пособия по оперативно-розыскной деятельности, рекомендованные для обучения студентов в Российской таможенной академии, новых данных об использовании агентурного аппарата таможенными органами в борьбе с контрабандой в первые годы советской власти.

Список литературы

1. Кисловский Ю. Г. Контрабанда: История и современность. М.: Автор, 1996. 430 с.

2. Козловский А. Ю. Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. 2010. № 3.

3. Логинова А. С. Борьба с контрабандой в дореволюционной России: причины, ход, результаты // История государства и права. 2014. № 16.

4. Юн Э. И. Из истории становления и развития оперативно-розыскного дела в российских таможенных органах // История государства и права. 2007. № 22. С. 12-14.

5. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. А.Ю Шумилова, Н. Е. Симонова. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 240 с.

6. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / под ред.

К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2001. 794 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.