Научная статья на тему 'Роль органов ОГПУ в борьбе с контрабандой на Дальнем Востоке России в 20–30-е годы ХХ в'

Роль органов ОГПУ в борьбе с контрабандой на Дальнем Востоке России в 20–30-е годы ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
635
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль органов ОГПУ в борьбе с контрабандой на Дальнем Востоке России в 20–30-е годы ХХ в»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

А.Ю. ЦЫБИН

Роль органов ОГПУ в борьбе с контрабандой на Дальнем Востоке России в 20-30-е годы ХХ в.

Борьба с контрабандой занимала особое место в защите экономических интересов СССР. Незаконный провоз товаров через границу подрывал государственную монополию внешней торговли и наносил значительный ущерб экономике страны.

Проблеме борьбы с контрабандой в 20-е годы ХХ в. уделялось немало внимания различными авторами, однако большинство из них рассматривали контрабанду как экономическую проблему в масштабе всего СССР. Лишь в последнее время стали появляться работы, посвящённые борьбе с контрабандой на Дальнем Востоке1. Но и они, на наш взгляд, слабо освещают вклад органов ОГПУ в деятельность по пресечению контрабандного перемещения товаров через советскую границу.

Автор настоящей статьи поставил задачу показать основные направления работы органов госбезопасности по борьбе с контрабандой на Дальнем Востоке в 1920-1930-е годы.

В этот период высшее руководство страны уделяло самое пристальное внимание вопросам противодействия контрабанде. Политбюро ЦК РКП(б) на своих

1 Беляева Н.А. Программа искоренения контрабанды на Дальнем Востоке. К вопросу о взаимодействии таможенных органов и ГПУ в 1920-е гг. // Органы государственной безопасности Приморья. Владивосток, 2003. С. 144-150; Она же. Из истории таможенной службы на Дальнем Востоке России в 20-е годы // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1999. № 2. С. 18-25; Залесская О.В. Контрабанда на границе. Взаимодействие населения приграничных территорий Российского Приамурья и Северной Маньчжурии (1917-1924 гг.) // Россия и АТР. 2001. № 4. С. 74-83; Она же. Контрабандная торговля с Китаем на советском Дальнем Востоке. 1920-1930-е гг. // Вопросы истории. 2008. № 4. С. 146-150; Печерица В.Ф. Таможенно-тарифное регулирование на Дальнем Востоке в годы НЭПа // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1999. № 1. С. 92-98; Попенко А.В. Организация борьбы с контрабандой на советском Дальнем Востоке (1922-1925 гг.) // Власть и управление на Дальнем Востоке России. 2007. № 1. С. 73-80; и др.

ЦЫБИН Андрей Юрьевич — адъюнкт Отделения подготовки научно-педагогических кадров Хабаровского пограничного института ФСБ России.

заседаниях неоднократно поднимало проблемы борьбы с незаконным ввозом товаров в СССР; кроме того, вопросы пресечения контрабанды затрагивались и при обсуждении других проблем2. В октябре 1922 г. декретом Совета народных комиссаров была образована Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, в состав которой вошли представители ОГПУ и Наркомата финансов3. Комиссия действовала при Главном таможенном управлении под председательством представителя Наркомата внешней торговли. Аналогичные комиссии создавались и на местах4.

В начале 1923 г. была создана комиссия по борьбе с контрабандой в Дальневосточной области (ДВО). Первоначально она действовала под руководством начальника Дальневосточного таможенного округа (ДВТО)

А.К. Флегонтова. В неё вошли Полномочный представитель ОГПУ (ПП ОГПУ), уполномоченный Наркомфина по Дальнему Востоку, а также руководители районных комиссий по борьбе с контрабандой5.

В течение 1923-1924 гг. комиссия неоднократно обращалась к выработке программы эффективных мер борьбы с контрабандой. Её предложения ложились в основу решений Дальревкома по вопросам борьбы с контрабандой. Так, на заседании Президиума Дальревкома, состоявшемся 29 августа 1924 г., был определён ряд мероприятий экономического, организационного и административного порядка6. Комиссия приняла участие в проведении практических мероприятий на границе: определении и установлении пропускных пунктов7. Стоит отметить, что экономическая защита границ была передана в ведение Госполитохраны ДВР ещё в октябре 1922 г. На таможню возлагалось лишь ведение конфискационного делопроизводства8.

В центре старались учитывать особенности развития Дальнего Востока. В феврале 1925 г. в ПП ОГПУ ДВО был направлен приказ о нераспространении на дальневосточную пограничную полосу постановления ЦИК и СНК СССР от 6 июня 1924 г. «О воспрещении торговли и хранении золота, серебра, платины и иностранной валюты в 50-вёрстной погранполосе»9.

2 Эти вопросы были предметом обсуждения на Политбюро ЦК компартии 10 мая 1923 г., 2 февраля

и 6 марта 1924 г., 23 и 29 апреля 1926 г. Подобные проблемы рассматривались и при обсуждении состояния охраны и защиты государственной границы: об охране границы (июль 1925 г.), об охране морского участка границы (12 июля, 2 и 9 августа 1923 г.), о пограничной полосе (8 августа 1925 г.), об очистке пограничной полосы (8 марта 1923 г.) и др. См: Плеханов А.М. ВЧК-ОГПУ: Отечественные органы государственной безопасности в период новой экономической политики. 1921-1928. М., 2006. С. 467.

3 Лубянка: Обеспечение экономической безопасности государства. М., 2005. С. 32.

4 В феврале 1925 г. совместным приказом НКВТ и ОГПУ деятельность комиссий по борьбе с контрабандой была прекращена. Вместо них создан институт Уполномоченного НКВТ и ОГПУ по борьбе с контрабандой. Эта обязанность была возложена на полномочного представителя ОГПУ ДВО А.П. Альпова, а его заместителем стал начальник ДВТО - А.К. Флегонтов. См: Беляева Н.А. Программа искоренения контрабанды на Дальнем Востоке... С. 151.

5 Там же. С. 49

6 Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф.2422. Оп. 1. Д. 745. Л. 1-2.

7 РГИА ДВ. Ф. 2422. Оп. 1. Д. 132. Л. 2об.

8 Троицкая Н.А. Из истории таможенной службы на Дальнем Востоке России в 20-е годы // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1999. № 2. С. 22.

9 Архив УФСБ России по Омской области (далее - АУ ФСБ ОО). Ф. 108. Оп. 8. Д. 20. Л. 86.

Советское правительство принимало меры стимулирующего характера. В феврале 1924 г. постановлением СНК СССР было решено для улучшения продовольственного и вещевого снабжения пограничных войск направлять 30 % сумм, полученных от реализации конфискованных товаров. Кроме того, сотрудникам таможен было повышено вознаграждение за задержание контрабанды10. Однако на Дальнем Востоке, вопреки полученному распоряжению, часть премиальных денег за задержание контрабанды были, по признанию начальника Частей погранохраны Полномочного представительства (ЧПО ПП) ОГПУ ДВО

В.И. Музыканта, «незаконно израсходованы». Эти средства были потрачены на ремонт 14 буксиров и моторных катеров для охраны морского участка11.

В основу таможенной политики РСФСР на Дальнем Востоке была положена заградительная система для движения из-за границы иностранных товаров. Эта система, доведённая до полного запрещения провоза грузов, вызвала чрезвычайное повышение цен, так как ввозимых из центра товаров не хватало, а их стоимость превышала цену на аналогичные в Китае товары от 100 до 400 %12.

Основная тяжесть борьбы с контрабандой в 20-е годы легла на плечи частей пограничной охраны. Задачи по политической, военной и экономической охране границ были возложены ещё на ГПУ на основании постановления СТО от 24 ноября 1920 г. и 27 сентября 1922 г. и решением ВЦИК от 6 февраля 1922 г.13

После изгнания белогвардейцев с Дальнего Востока советская власть встала перед проблемой неохраняемых границ и широкого распространения контрабанды. Два десятка таможенных постов Дальневосточной республики были ликвидированы, а подчинённые им территории передавались только под защиту войск ГПУ14. На 7 тыс. км сухопутной границы и около 20 тыс. км морской границы приходилось лишь 9 погранотрядов и 2 отдельные погранкомен-датуры общей численностью 2259 человек. Пограничники испытывали острый недостаток технических средств охраны границы, почти не было плавсредств. Побережье Камчатки, Чукотки и Охотского моря вовсе не охранялось и находилось «во власти хищников и контрабандистов»15.

Однако в условиях полнейшей хозяйственной разрухи и разрыва экономических связей с центральной частью России контрабанда стала едва ли не единственным источником поступления товаров. В приграничных селениях практически все жители занимались контрабандной деятельностью.

В вопросе пресечения контрабанды пограничники теснейшим образом контактировали с таможенными органами и милицией16. Секретно-оперативные

10 Плеханов А.М. ВЧК-ОГПУ... С. 468.

11 РГИА ДВ. Ф. 2422. Оп. 1. Д. 745. Л. 18.

12 Центральный архив ФСБ РФ (далее - ЦА ФСБ РФ). Ф. 2. Оп. 1. Д. 524. Л. 106.

13 РГИА ДВ. Ф. 2422. Оп. 1. Д. 198. Л. 27.

14 Троицкая Н.А. Из истории таможенной службы. С. 22.

15 Там же. Д. 745. Л. 18-18об.

16 См.: Худяков П.П. Дальневосточная милиция в борьбе с уголовной преступностью в 1920-е годы. Хабаровск, 2002; Шабельникова Н.А. Милиция в борьбе с преступностью на Дальнем Востоке России (1922-1930 гг.). Владивосток, 2002; Беляева Н.А. Программа искоренения контрабанды на Дальнем Востоке... и др.

части (СОЧ) погранвойск выявляли маршруты провоза контрабанды, ухищрения, применяемые жителями при её провозе через таможенные пункты.

Борьба с контрабандой в 1920-х гг. была затруднена отсутствием надёжного войскового прикрытия границы. Если на западном участке границы речь шла лишь о мерах по улучшению работы контрразведывательных отделов (КРО) и отделений погранохраны, то на Дальнем Востоке - о необходимости использования заграничного аппарата. Руководители государства и органов госбезопасности в Москве считали недостаточными мероприятия, проводимые на Дальнем Востоке. В сообщениях из Центра указывалось, что в регионе «не велось никакой работы с бывшими белогвардейцами, контрреволюционерами, белыми офицерами и др., совершенно отсутствовали агентура и оперативный учёт. ПП ОГПУ не могли ориентироваться ни по казачеству, ни по белым офицерам, ни по другим антисоветским прослойкам населения». Поэтому решением КРО и УПО ОГПУ были приняты срочные меры по налаживанию осведомительной работы в приграничной полосе и уточнению прав пограничников. Так, 6 января 1926 г. поставлен вопрос о предоставлении пограничным отрядам Дальнего Востока права работы в 22-километровой полосе: создание системы «специального осведомления» по борьбе с контрабандой, организации осведомления в таможне, учёт контрабандного элемента и задержанных, а также изучение границы в «контрабандном отношении»17.

Пограничные войска ОГПУ в борьбе с контрабандой активно использовали агентуру, при помощи которой выявляли каналы контрабандного провоза товаров, организации контрабандистов18.

Экономическая разведка к 1925 г. сумела наладить работу заграничной агентуры, в целях регулярного получения сводок о контрабанде. В них содержалась информация о численности, вооружении контрабандистов, товаре19.

За пресечение контрабандной деятельности непосредственно в пограничной полосе отвечал КРО. Вне погранполосы задача выявления источников и каналов поступления контрабандных товаров была возложена на Экономический отдел (ЭКО). Однако по вопросам борьбы со шпионажем и контрабандой пограничники подчинялись КРО.

О размерах контрабанды свидетельствовали ежемесячные донесения губот-делов ГПУ в полпредство. За один только июнь 1923 г. погранпостами Амурского губотдела (ГО) ГПУ было задержано 173 контрабандиста с товаром на сумму 11 909 руб.; в Приамурском ГО ГПУ за контрабанду задержали 65 человек, у которых было изъято более 94 пудов спирта, более пуда опия, 13 пудов мануфактуры. Приморским ГО ГПУ за этот же период было задержано 227 человек.20

По итогам 1925 г. ОГПУ и таможенными органами было задержано контрабандных товаров на сумму 1 977 428 рублей. Если исходить из принятого в то

17 Плеханов А.М. Дзержинский. Первый чекист России. М., 2007. С. 663.

18 Лубянка: обеспечение экономической. С. 31.

19 АУ ФСБ ОО. Ф. 65. Оп. 1. Д. 114. Л. 74.

20 ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 524. Л. 102.

время расчёта о задержании только 10 % от общей массы контрабанды, то можно представить, что реальный размер контрабанды в ДВО достигал угрожающих размеров, и это вызывало крайнюю обеспокоенность центра. Наиболее крупными базами контрабандистов на сопредельной территории Китая были города Сахалян, Фугдин, Лахасусу, Хулин-тин и Пограничный21.

В самом начале формирования системы пограничной охраны на Дальнем Востоке пограничникам пришлось столкнуться с рядом проблем. Население приграничных сёл, привыкшее к свободному пересечению границы, несмотря на запретительные меры, продолжало переходить границу с Китаем в целях приобретения товаров. Любое перемещение товаров через границу рассматривалось пограничниками как контрабанда. На Дальнем Востоке наиболее распространённым видом контрабанды был нелегальный провоз спирта и спиртосодержащих веществ. Согласно постановлению распорядительного бюро Дальревкома с октября 1923 г. на всей территории Дальнего Востока распространялась государственная монополия на продажу спирта, вина (водки) и водочных изделий. Однако население по-прежнему предпочитало дешёвый маньчжурский спирт. Даже по самым скромным подсчётам, ежегодно на юг советского Дальнего Востока ввозилось свыше 600 тыс. вёдер контрабандного спирта22. В большинстве своём спиртоносы-контрабандисты являлись крестьянами-бедняками23. Это порой приводило к трагическим последствиям, включая самосуд по отношению к контрабандистам со стороны пограничников. На подобные факты руководство ОГПУ реагировало немедленно: виновные исключались из партии и передавались суду24.

Болезненные явления в приграничной полосе объяснялись «недостаточно чутким отношением к населению» со стороны пограничных частей ОГПУ. Как отмечалось на 3-й Амурской губернской партийной конференции, «массовые обыски крестьянства, грубость, отбирание контрабандной коробки спичек, предание суду стали нередким явлением в нашей жизни»25.

Главным препятствием к усилению борьбы с контрабандой и повышению её продуктивности, по мнению руководства ОГПУ, было «ненормальное и недопустимое отношение к контрабанде, заключающееся в содействии таковой и в широком использовании её» местными партийными и советскими работниками. «В объяснениях местных товарищей, - отмечал Г.Г. Ягода, - фигурируют «объективные причины», обычно именуемые «местными условиями». Так, в штабе 1-го пограничного батальона Амурской области была раскрыта организация, которая занималась похищением отобранной контрабанды, были установлены случаи освобождения контрабандистов за уступку задержанного груза26. Местные губкомы

21 Там же. Л. 104 об; Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991. М., 2003. С. 114.

22 Государственная промышленность Дальнего Востока за 1923-1925 гг. Хабаровск, 1925. С. 60а; Залесская О.В. Контрабанда на границе.

23 Государственный архив Амурской области (далее - ГААО). Ф. 9. Оп. 2. Д. 182. Л. 16.

24 Российский государственный архив социально-политической истории (далее - РГАСПИ). Ф. 372. Оп. 1.

Д. 255. Л. 144-145.

25 ГААО. Ф. 9. Оп. 2. Д. 255. Л. 9.

26 ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 524 Л. 102.

и губисполкомы, давая распоряжения о пропуске контрабанды местным органам ОГПУ, нередко сами снабжались всем необходимым из-за границы таким незаконным путём. Ряд должностных лиц высших рангов, члены партии систематически выезжали в приграничные китайские города исключительно за покупками и развлечениями. Низовым советским работникам и населению всё это было известно, и, как результат, сформировались взгляд на контрабанду как на «законное дело» и озлобление на пограничников, которые отбирали мелочь у крестьян и пропускали «исполкомовские и губисполкомовские контрабандные грузы». В связи с этим перед назначенным ПП ОГПУ в Дальневосточном крае (ДВК) Ф.Д. Медведем была поставлена задача «выправить общую линию борьбы с контрабандой», очистить все органы от «тайных и явных контрабандистов», «решительным образом изменить отношение дальневосточников к контрабанде»27. В связи с этим отметим, что комендатуры заведующих секретным делопроизводством в таможнях, да и в большинстве других краевых органов, в обязательном порядке стали согласовываться с местными органами ОГПУ28.

Совершенствование форм и методов охраны границы, увеличение численности войск погранохраны ОГПУ всё более становились надёжным заслоном от нарушителей границы, в том числе контрабандистов.

На Дальнем Востоке, имеющем население примерно в 90 раз меньше, чем в европейской части страны, задерживалось более 1/3 контрабанды в целом по стране29. Центральная комиссия по борьбе с контрабандой определила, что в азиатской части СССР наиболее активно шла контрабанда на участке дальневосточной границы.

В целях очищения пограничной полосы от контрабандистов и усиления карательных методов борьбы с контрабандой постановлением ЦИК СССР от 8 мая

1926 г. органам ОГПУ временно, на один год, было предоставлено право внесудебного рассмотрения дел «на контрабандистов и лиц к ним причастных». Такая практика принесла ощутимое снижение контрабандной деятельности, и в мае

1927 г. срок постановления ЦИК был продлён ещё на год. Однако имелись случаи и превышения должностных полномочий. Так, группой из 57-го погранотряда за 1931-начало 1932 г. по ряду контрабандно-валютных разработок допускались неправильные методы чекистской работы, которые в лучшем случае вели к рас-конспирации, в худшем - к развращению и провокации. Гласный аппарат занимался рвачеством, гоняясь за суммой задержаний - недоработкой материалов, допускал куплю-продажу валюты через осведомителей и спекулянтов. Приказом по ПП ОГПУ ДВК виновные в этих преступлениях были наказаны30. В это время при полномочном представителе была создана Комиссия по рассмотрению контрабандных дел под председательством лично полпреда Ф.Д. Медведя с привлечением сотрудников краевой прокуратуры. На рассмотрение комиссии поступали

27 Лубянка: Органы ВЧК. С. 114-115.

28 Государственный архив Хабаровского края (далее - ГАХК). Ф. 2. Оп. 1. Д. 155. Л. 1-63.

29 Петров И.И., Катунцев В.И. На тихоокеанских рубежах. Владивосток, 1990. С. 46.

30 ГАХК. Ф. 424. Оп. 1. Д. 16. Л. 50.

все дела на контрабандистов, возбуждённые в ДВК. Комиссия рассматривала и выносила предварительное заключение, которое затем утверждалось Особым совещанием при Коллегии ОГПУ практически по всем делам. Исключение составляли наиболее крупные и важные дела, направлявшиеся напрямую в Особое совещание при Коллегии ОГПУ. За время действия внесудебных полномочий с 1 апреля 1926 г. по 1 марта 1928 г. через ПП ОГПУ ДВК прошло 904 контрабандных дела на 1734 человека31.

Заметное снижение количества задержанных контрабандистов к началу 1930 г. (см. таблицу) объясняется вооружённым конфликтом между СССР и Китаем, усиленной охраной границы с привлечением полевых войск Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии (ОКДВА) в период конфликта на КВЖД, в связи с чем число рискующих перейти границу резко сократилось. Ещё одной причиной стало прекращение в мае 1928 г. оборота червонца на контрабандном рынке, что сократило приток импортной контрабанды, а с ней и поток контрабандистов в нашу сторону32.

Динамика движения контрабандистов через границу СССР в ДВК, задержанных при попытках провоза контрабанды33

Год в СССР (чел.) из СССР (чел.) Всего (чел.)

1927 10141 5404 15545

1928 6528 1941 8469

1929 3885 2136 6021

4 мес. 1930 504 812 1316

Благодаря ряду хозяйственных мероприятий, проведенных Правительством СССР, Далькрайисполкомом по уничтожению стимулов контрабандного товарооборота, выводу червонца из контрабандного оборота, особому вниманию, уделяемому погранохраной ДВК борьбе с контрабандой, доля контрабандистов среди нарушителей границы сократилась34.

Тем не менее наличие в ДВК так называемых контрвалютных ценностей (золота и пушнины), являющихся эквивалентом импортной контрабанды, и разница в стоимости этих ценностей в СССР и за границей создавали предпосылки для дальнейшего развития контрабанды на Дальнем Востоке. В связи с этим на заседании Краевой комиссии по борьбе с контрабандой в декабре 1926 г. отмечалось, что органы ОГПУ, таможенные ведомства, милиция должны были усилить на-

31 ГАХК. Ф. 2. Оп. 1. Д. 66. Л. 37-38.

32 ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 163. Лл. 6-12.

33 Там же. Л. 7.

34 Там же. До советско-китайского конфликта 1929 г., незаконно пересекали границу до 70 % правонарушителей от общего числа задержанных, во время конфликта количество контрабандистов снизилось до 50 %, а после конфликта до 25 %.

блюдение за недопущением контрабандного вывоза пушнины за границу. При выявлении достоверной информации дела о таких преступлениях необходимо было срочно направлять в таможни по принадлежности для привлечения к от-ветственности35. Одновременно с этим происходил рост товароснабжения за счёт планового завоза из центральных промышленных районов в порядке общего то-вароснабжения, расширялись внутренние ресурсы благодаря росту промышленности ДВК. Ещё одной причиной, повлиявшей на сокращение контрабанды, стала политическая обстановка в стране в конце 1920-х годов. Коллективизация, вытеснение из приграничных районов «антисоветского элемента» способствовали отходу основных групп населения от потребления незаконных товаров и участия в контрабандной деятельности36.

Борьба с контрабандистами и их пособниками велась по всем направлениям. Огромная роль в этой работе принадлежала секретно-оперативным частям ОГПУ, которые выявляли ухищрения, применяемые при провозке контрабанды через таможенные пункты, случаи подкупа должностных лиц пограничных войск местными жителями, занимавшимися контрабандой. Так, во Владивостоке были арестованы сотрудники Владивостокского нарсуда и горпрокуратуры - всего 19 человек, которые систематически за взятки освобождали арестованных и преданных суду спекулянтов и контрабандистов, нелегально переходивших границу. При обыске квартиры арестованного по этому делу прокурора Кима было обнаружено в разных местах 7 тыс. рублей37.

Отдельным направлением деятельности сотрудников ОГПУ стало выявление поставщиков контрабанды, оптовых и мелким покупателей, того, в каком количестве и на какую сумму приобретают и через каких лиц и фирмы производят заказ и покупку различных товаров. Особое внимание обращалось на деятельность заграничных контор, причастных к организации контрабандных каналов на территории Дальнего Востока. Устанавливались страховые выплаты фирмам в случае задержания или пропажи товара.

При поиске контрабанды крайне важно было знать места её хранения, каналы незаконного перемещения, установочные данные лиц, причастных к противоправной деятельности, применяемые ими ухищрения.

Стоит отметить, что, несмотря на такую, казалось бы, активную работу чекистов, сотрудники таможенных органов отмечали их недостатки. Так, по информации управляющего Хабаровской таможни, составляемые сотрудниками погранохраны протоколы страдали некоторыми существенными дефектами. Наличие таких дефектов затрудняло работу таможенников и создавало последним определённые трудности38.

Действенную помощь в пресечении контрабанды в 20-е годы оказывали оперативные группы по борьбе с контрабандой, созданные при пограничных

35 ГАХК. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 65. Л. 19.

36 ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 163. Лл. 15-16 об.

37 Лубянка: Обеспечение экономической безопасности государства... С. 38.

38 См.: Таможня на Тихом океане: Документы и материалы. Владивосток, 2004. С. 176-177.

отрядах в городах и крупных населённых пунктах, прилегающих к границе. Их задачей было выявление и последующее задержание прорвавшихся через сторожевое охранение границы контрабандистов с товаром, а также для борьбы с контрабандным вывозом за границу валюты и ценностей39. В период наибольшего притока импортной контрабанды (1926 и 1927 гг.) по всему ДВК были организованы такие группы. Создавались они при погранкомендатурах непосредственно в тылу погранполосы, а также во внутренних районах при окружных отделах ОГПУ40. В своей деятельности опергруппы руководствовались «Положением об оперативных группах по борьбе с контрабандой при органах пограничной охраны». Всего в ДВК было создано шесть опергрупп с личным составом по 50 человек41. Комплектование групп происходило за счёт добровольцев из чекистского резерва и бывших красноармейцев, преимущественно коммунистов и комсомольцев. Личный состав опергрупп находился на государственном обеспечении с удовлетворением всеми видами довольствия из сумм, выделяемых на борьбу с контрабандой42. Руководящий состав групп был допущен к секретнооперативной работе под руководством аппаратов СОЧ погранотрядов и окротде-лов. Создание опергрупп по борьбе с контрабандой доказало свою жизненность. Этими группами в 1928 г. было задержано 30 % всей контрабанды зафиксированной органами ОГПУ, а в 1929 г. - 42 %. Кроме того, они способствовали созданию денежных фондов, самим фактом своего существования, своей структурой оказывали большое содействие пограничным органам в деле охраны границы43.

О роли и месте органов ОГПУ в борьбе с контрабандой можно судить по диаграмме задержаний за 1927-1930 гг. по отдельным ведомствам44 (см. рисунок).

В связи с изменением экономических условий к концу 20-х годов «ввиду крайне незначительного товарооборота»45 были упразднены некоторые таможни. Так, в 1928 г. на заседании Дальэкосо экономической комиссии было принято решение об упразднении Хабаровской таможни. Несмотря на этот шаг и с учётом того, что количество случаев задержания контрабанды опергруппами за 19261928 гг. достигло значительной цифры, было решено создать в Хабаровске должности уполномоченного по борьбе с контрабандой.

В связи с обесцениванием червонца и чрезвычайно большим снижением его роли в 1933 г. значительно усилилась «экспортная контрабанда» золота за границу. Борьба с этим процессом была возложена на опергруппы ОГПУ. Кроме того, на эти группы была возложена работа по пресечению незаконного вывоза золота за границу, изъятию валюты у так называемых «кубышечников», а также обеспечение всех разработок погранотрядов, касающихся золота46.

39 АУ ФСБ ОО. Ф. 108. Оп. 13. Д. 51. Л. 79.

40 ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 163. Л. 26.

41 ГАХК. Ф. 424. Оп. 1. Д. 17. Л. 110.

42 АУ ФСБ ОО. Ф. 108. Оп. 11. Д. 37. Л. 116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 163. Л. 26.

44 Составлено по материалам ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 163. Л. 25.

45 См.: Таможня на Тихом океане. С. 184.

46 ГАХК. Ф. 424. Оп. 1. Д. 16. Л. 188.

Ещё одним существенным фактором, оказывающим значительное влияние на развитие контрабандного промысла на Дальнем Востоке, было большое количество проживавших на территории СССР китайцев и корейцев. В одном только Амурском округе в 1926 г. проживало около 10 тыс. человек, а по данным

1928 г., на Дальнем Востоке проживало уже 72 тыс. китайцев и 168 тыс. корейцев. Из них, по оценкам специалистов, половина занималась контрабандой, содержанием притонов опиекурения и домов терпимости. Другая половина занималась ремеслом, огородничеством, работой на приисках, лесозаготовкой в качестве чернорабочих, но и они при удобном случае участвовали в контрабандных операциях. Через дальневосточную границу китайцы-эмигранты просачивались вглубь СССР, а их контрабандные нити тянулись с Дальнего Востока в европейскую часть страны. Нередко китайцы переходили границу с СССР исключительно с целью наживы, они «перекачивали» валюту за границу. Переход границы в обе стороны осуществлялся нелегально. Для реализации этой цели вдоль границы были организованы так называемые «кабачки». Владельцы этих заведений имели целый штат проводников, которые готовы были нелегально перевести через Амур за 3-5 дней47.

В связи с конфликтом на КВЖД в 1929 г. объёмы импортной потребительской контрабанды значительно сократились, тогда как экспорт валютных ценностей увеличился. Китайские коммерсанты, стремясь перевезти на родину заработанные в России деньги, организовали в ряде городов ДВК несколько нелегальных контор по обмену валюты для дальнейшего сбыта за границей. Созданные конторы занимались скупкой не только валюты, но и пушнины, женьшеня, пантов, золотых и серебряных изделий, зачастую работая под выве-

л \

г\

, ^ —:

р90

-80

-70

-60

-50

-40

-30

-20

-10

0

□ Пограничные войска ОГГТУ

□ Окружные отделы ОГПУ

□ Транспортные отделы ОГПУ

□ Таможня

■ Таможня и погранвойска ОГПУ

■ Другие ведомства

1927-28 1928-29 1929-30

Динамика задержаний контрабанды сотрудниками различных ведомств в 1927-1930 гг.

47 РГИА ДВ. Ф. 2638. Оп. 1. Д. 186. Л. 290-291.

ской транспортно-экспортной фирмы. Для проведения незаконных финансовых операций действовал специальный подпольный банк, отделение которого работало и в Благовещенске48.

В целях сокращения численности иностранцев сотрудниками ОГПУ был предложен ряд мер по постепенному «выдавливанию» их из СССР49. Так, органами советской власти была начата кампания по регистрации иностранцев, проживавших на приграничной территории. В связи с этим китайцы стремились получить советское гражданство, так как с экономической точки зрения это было дешевле, нежели оформление иностранного подданства. Вследствие этого органы госбезопасности вынуждены были признать, что «прибытие китайцев из-за границы, расселение их на советской территории, возвращение их в Китай оказалось вне контроля органов ОГПУ». Более того, их деятельность зачастую протекала в обход общественных, административных и правовых установлений, принятых советским руководством50.

Таким образом, трудное положение в народном хозяйстве страны, курс советской власти на восстановление и развитие экономики, необходимость борьбы с преступностью способствовали повышению роли органов ОГПУ в сфере хозяйственных отношений. Совершенствование связей с населением, упрочение власти создали предпосылки для их работы. Свои задачи органы безопасности решали в единстве с другими государственными и общественными организациями. Большинство контрабанды было изъято органами ОГПУ на границе и в приграничных районах. В местностях, где незаконное перемещение получило широкое развитие, обследовались частные магазины с привлечением представителей таможен, проводилось постоянное обслуживание ссыльных за контрабанду, выявлялся круг их деятельности, связи. За рассматриваемый период органы ОГПУ и таможни приобрели большой опыт по борьбе с указанным видом преступления. В этих структурах были созданы специальные службы со штатами уполномоченных по контрабанде, подобран специальный агентурный аппарат, что способствовало повышению квалификации оперативных источников, созданию новых агентурных позиций.

Свёртывание китайскими коммерсантами торговых операций после конфликта на КВЖД, переход к развёрнутой советской торговле после отмены карточек в 1935 г., совершенствование структуры таможенного аппарата - все это способствовало сокращению объёмов контрабанды.

В конечном итоге благодаря комплексу мер, принятых на уровне государственных и краевых органов управления, а также усилиям дальневосточных органов государственной безопасности, ко второй половине 30-х годов контрабандная деятельность на Дальнем Востоке была в основном ликвидирована.

48 РГИА ДВ. Ф. 2638. Оп. 1 Д. 186. Л. 290-291; Залесская О.В. Контрабандная торговля с Китаем на советском Дальнем Востоке. 1920-1930-е гг. // Вопросы истории. 2008. № 4. С. 149.

49 ГААО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 238. Л. 12об.

50 РГИА ДВ. Ф. 2638. Оп. 1. Д. 186. Л. 290-291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.