Организация борьбы с контрабандой на советском Дальнем Востоке (1922 - 1925 гг.)
Острая постановка на общегосударственном уровне проблемы о роли Дальнего Востока в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации включает в себя и вопрос о создании современных прочных барьеров для контрабанды. Незаконный вывоз из Дальневосточного региона природных и биологических ресурсов, незаконный ввоз иностранных дешевых товаров широкого потребления подрывают экономические интересы государства и дальневосточных субъектов РФ в особенности.
Обобщение отечественного опыта борьбы с контрабандой в начале 20-х годов прошлого века может быть полезно для выработки более разнообразных и эффективных мер противостояния контрабанде на Дальнем Востоке. К тому же, этот опыт борьбы с контрабандой пока не получил полного обобщения в отечественной историографии.
Знание опыта преодоления контрабанды в Дальневосточном регионе особо необходимо выпускникам Хабаровского пограничного института ФСБ РФ и Дальневосточного юридического института МВД РФ, так как в задачи Пограничных органов и МВД входит борьба с контрабандой.
A.B. Попенко
Цель статьи заключается в том, чтобы раскрыть роль Дальневосточного Революционного Комитета в борьбе с контрабандой в 1922 - 1925 годы.
В основе статьи лежат опубликованные документы и материалы, а также архивные документы, изъятые из Российского государственного архива истории Дальнего Востока, государственных архивов Хабаровского и Приморского краев и Амурской области, часть из которых впервые вводится в научный оборот.
После окончания Гражданской войны и интервенции в конце октября 1922 г. на российском Дальнем Востоке была установлена советская власть. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) РСФСР образовал Дальневосточную область (ДВО), в которую входили сначала шесть, затем четыре губернии. В состав ДВО входили губернии: Забайкальская, Амурская, Приморская, Камчатская. Территория области составляла 2647523 квадратных километров с населением в 1,6 миллиона человек1. Высшим органом центральной власти РСФСР на территории Дальнего Востока являлся Дальневосточный Революционный Комитет, который подчинялся Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров РСФСР2.
На Дальревком возлагалось: принятие законных мер для поддержания революционного порядка на Дальнем Востоке, разрешение вопросов текущей правительственной деятельности в крае, внедрение общегосударственных хозяйственных планов, постановлений и распоряжений ВЦИК, СНК, Совета Труда и Обороны (СТО) РСФСР, руководство всеми правительственными органами как административными, так и административно-хозяйственными на территории Дальнего Востока3.
Перед Дальревкомом стояли большие политические и хозяйственные задачи по вос-
Попенко Александр Владимирович - адъюнкт Хабаровского пограничного института ФСБ Российской Федерации
становлению народного хозяйства области. Одной из них являлась борьба с контрабандой, которая приняла огромные размеры.
Следует подчеркнуть, что это была не новая задача, ее решением немало занималась дореволюционная краевая власть, а также правительства Дальсовнаркома (1918 г.) и Дальневосточной республики (1920 -1922 гг.).
Развитию контрабанды на Дальнем Востоке в начале XX века способствовали объективные и субъективные факторы. К ним относилась большая протяженность границы с Северо-Восточным Китаем и её слабая охрана в таможенном отношении, низкий уровень промышленного развития региона, дешевизна сельскохозяйственных продуктов и товаров широкого потребления в Маньчжурии по причине низкой стоимости рабочей силы. Сказывалась и удаленность края от центра, в силу чего происходило значительное удорожание доставляемых из центра на окраину российских товаров, не выдерживавших конкуренции с китайскими. Большая часть нужд внутреннего рынка российского Дальнего Востока удовлетворялась за счет импортных товаров.
Эти факторы полностью действовали и в 20-ые годы, но, вместе с тем, появились и новые обстоятельства, связанные с включением Дальнего Востока в общегосударственное экономическое пространство.
В целях охраны государственных интересов советское правительство ещё в 1918 г. приняло ряд серьезных мер. В Постановлении «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров» говорилось, что разрешения на вывоз за границу и ввоз товаров из-за границы выдается исключительно отделом внешней торговли Комиссариата торговли и промышленности. Товары, вывезенные и ввезенные без разрешения указанного ведомства, рассматривались как контрабанда. В соответствии с декретом о национализации внешней торговли торговые сделки с иностранными государствами и с отдельными предприятиями за границей осуществлялись уполномоченными Советской властью от имени РСФСР. Помимо этих органов, все сделки за границей запрещались, а ввезенный товар признавался контрабандным. Этим декретом была объявлена монополия внешней торговли, а государство стало основным регулятором внешней торговли. Регулирование
внешней политики достигалось таможенными пошлинами и системой лицензирования через соответствующие органы4.
При проведении новой экономической политики защитным средством государственных интересов стал единый таможенный тариф 1922 года. Согласно ему защита промышленности от иностранной конкуренции и создание наиболее выгодных условий производства и сбыта достигались установлением высоких ввозных пошлин в виде разницы между фабричными ценами на товары отечественного и заграничного производства, а также допущением беспошлинного ввоза промышленного сырья, предметов машинного оборудования, которые не производились в стране, установлением беспошлинного вывоза и премированием вывоза готовых изделий, сырья и жизненных припасов5. Смысл таможенного тарифа сводился к обеспечению активного торгового баланса государства через установление высоких пошлин на предметы ввоза и поощрения вывоза.
Государственная монополия внешней торговли реализовывалась через лицензионную политику, которая сводилась к выдаче компетентными государственными органами разрешения на осуществление внешнеторговых операций. В РСФСР лицензии выдавал народный комиссариат внешней торговли (НКВТ)0.
Дальревком как высший советский орган государственной власти в ДВО обязан был выполнять все законы и постановления правительства РСФСР, в том числе единый советский таможенный тариф, и соблюдать государственную монополию внешней торговли на базе лицензионной политики. На заседании Дальревкома 16 ноября 1922 г. было принято постановление о переименовании министерства народного хозяйства ДВР в Дальневосточное промышленное бюро (Дальпромбюро), а 18 ноября было учреждено Областное экономическое совещание или Дальневосточное экономическое совещание (Дальэкосо)7, на которое возлагалось согласование всех экономических и хозяйственных мероприятий, проводимых в ДВО8.
Для разработки и координирования планово-экономических мероприятий различных хозяйственных органов на Дальнем Востоке при Дальэкосо была организована в начале 1923 г. Дальневосточная областная плановая комиссия (Дальплан)9 или Дальневосточная государственная плановая комиссия10.
В январе 1923 г. в ДВО были введены в действие таможенный тариф, монополия внешней торговли и установлен строжайший контроль над ввозом и вывозом товаров через границу11. С этой целью в Чите, Благовещенске и во Владивостоке были открыты бюро лицензий - органы регулирования нар-комвнешторга12. Вначале деятельность дальневосточных бюро лицензий протекала в условиях крайне неблагоприятных и весьма отличных от областей центральной России. Если в центре частно-торговый аппарат в основном был разрушен, а кооперация была сильна, то на Дальнем Востоке при слабой кооперации частно-торговый аппарат сохранял свою силу. В первоначальный период деятельности бюро лицензий доля участия во внешней торговле частного капитала составляла 87% от общего товарооборота13.
рифа по импорту и экспорту с учетом местных особенностей Дальнего Востока. Выводы комиссии были основаны на тщательном изучении местных условий, состояния дел госторговли и кооперации в области, её пограничного положения. Комиссия пришла к заключению, что госторговля и кооперация ещё не могут полностью взять на себя снабжение ДВО и эксплуатировать экспортные возможности, что частный капитал должен быть использован, но поставлен под сугубый контроль и в определенные рамки. Было предложено импорт проводить через государственные торговые предприятия, разработать и установить контингент на импортируемые товары, составить экспортный и импортный план области, оттеснить частный капитал от экспортной торговли15.
Данные выводы и рекомендации комис-
Таблица 1
Количество торговых заведений по губерниям ДВО к началу 1923 года14
Губерния Вид торговых заве- Количество в % отношение к
дений шт. общему числу
Забайкальская государственные 20 2.6
кооперативные 42 3.7
частные 1298 93.7
Амурская государственные 20 2.3
кооперативные 45 5.4
частные 1064 92.3
Приморская государственные 34 1.3
кооперативные 61 2.2
частные 3541 96.5
Примечание: Таблица составлена на основе источника: Экономические очерки Дальнего Востока - Владивосток, 1925 - С. 83 - 84.
Приведенные данные свидетельствуют, что частные торговые заведения в начале 1923 г. охватывали почти всю торговую сеть в потребительском рынке ДВО. Особенно частный капитал был развит в Приморье, где на его долю приходилось 96,5% от общего числа торговых заведений. Это частично объяснялось тем, что советская власть там установилась гораздо позже, чем в других губерниях.
В процессе работы особой комиссии НКВТ, которая была организована для образования лицензионных органов на Дальнем Востоке, обнаружилась необходимость видоизменения как самих принципов регулирования, так и единого таможенного та-
сии способствовали частичному улучшению внешней торговли ДВО. Было предпринято медленное наступление на частный капитал путем ущемления его возможностей, в первую очередь, в экспортной и импортной торговле.
Уменьшение доли частника в торговле способствовало снижению притока контрабанды, так как через частную торговлю во многом шла реализация контрабандных товаров.
Одним из элементов введения лицензионной политики было достижение активного торгового баланса. И чем выше были показатели торгового баланса, тем лучше признавались результаты внешней политики.
Изменение роли частного капитала в импортной и экспортной торговле в ДВО в течение 1923 года1е
Вид торговли Период года % отношение
Импорт частного капитала в 1923 г. В начале года 87.78
В середине года 64.76
В конце года 26.84
Экспорт частного капитала в 1923 г. В начале года 87.21
В середине года 54.73
В конце года 31.08
Примечание: Таблица составлена на основе источ ника: ГАХК Ф. Р. 1151. - О п. 1. - Д. 2. - Л. 145.
Это ошибочное утверждение способствовало необдуманному снижению в начале 20-ых годов импорта при отсутствии в области отечественных товаров. В этих условиях пустоту товарной ниши заняла контрабанда.
Анализируя соотношение импорта и экспорта, видно, что дореволюционный Дальний Восток жил, в основном, за счет импортных товаров. С установлением советской власти и введением новой экономической политики положение резко изменилось.
Значительный рост торгового баланса (более чем в семь раз в течение одного 1924 г.) явился результатом жесткой лицензионной политики, проводимой в ДВО. Бюро лицензий строго фильтровали все ходатайства по ввозу из-за границы товаров. Все импортные операции протекали при чрезвычайном их сокращении, зачастую в ущерб интересам населения области.
Следует подчеркнуть, что созданные Дальревкомом экономические органы власти приходили к выводу о нецелесообразности перехода к новым формам ведения хозяйства в ДВО, о поспешности принятия
Таблица 2 единого таможенного тарифа. На совещании Дальпромбюро в конце 1922 г. был рассмотрен вопрос о введении монополии ввоза и вывоза на Дальнем Востоке. Было отмечено, что для монополии ввоза необходимо создать экономическую базу. При незащищенности дальневосточных границ введение монополии приведет к бестоварью и массовому ввозу контрабанды, так как отсутствуют возможности для обеспечения товарного рынка Дальнего Востока отечественными товарами. В результате совещание приняло решение отказаться от немедленного введения монополии; создать свой торговый аппарат, освободить его от пошлин, уменьшить железнодорожные тарифы 18. Но решение данного совещания не нашло понимания в правительстве.
Организация борьбы с контрабандой в Дальневосточной области включала и ужесточение пограничного режима с Маньчжурией. На заседании Дальревкома (феврале 1923 г.) обсуждался вопрос о выполнении директивы СТО по передаче охраны границы Главному Политическому Управлению (ГПУ) в связи с введением монополии внешней торговли на Дальнем Востоке. На заседании было принято решение, что для выполнения директивы СТО необходимо сократить таможенный аппарат края с 2 тыс. человек до 1 тыс. 50 человек и о скорейшем занятии границы войсками ГПУ. Однако было отмечено, что на данный момент управление ДВТО ГТУ и ГПУ не могут найти согласия по охране границы и борьбе с контрабандой. Как говорилось на совещании, таможня обладает «паршивым» аппаратом, а войска ГПУ находятся в катастрофичес-
Таблица3
Размеры экспортной и импортной торговли в различные годы на Дальнем Востоке17
Год Вид торговли Количество в млн. руб. Торговый баланс в млн. руб.
1913 год импорт 35 -23.445
экспорт 11.445
1923 год импорт 16.698.549 + 1,038.408
экспорт 17.952.651
1924 год. импорт 7.140.398 +7.930.734
экспорт 15.071.132
Примечание: Таблица составлена на основе источника: ГАХК Ф. Р. 1151. - Оп. 1. -
Д. 2. - Л. 146.
ком состоянии, они разуты и раздеты 19. В докладах на различных заседаниях местных органов управления говорилось о неготовности войск ГПУ к охране границы 20, о постоянных стычках, которые происходили между сотрудниками ДВТО ГТУ и ГПУ при организации борьбы с контрабандой21, об ослаблении охраны границы в связи с сокращением таможенных учреждений 22. В результате ломки старого аппарата (таможни) и введения новых, неподготовленных структур по охране границы (ГПУ) произошло значительное ослабление охраны границы, что во многом способствовало развитию в ДВО контрабанды в огромных размерах (до 20 млн. руб. в год)23.
С самого начала своей деятельности Дальревком принимал, в основном, административные меры в борьбе с контрабандой, так как они не затрагивали фискальные интересы государства и основы монополии внешней торговли. В январе 1923 г. были введены декреты СНК: «Временное положение о местных таможенных учреждениях»; «Положение о таможенной охране»; «О премировании задержателей контрабанды»; «О борьбе с контрабандой»24. Также была введена инструкция по борьбе с контрабандным переходом лошадей через государственную границу РСФСР 25. В апреле установлен порядок ввоза ценностей из-за границы26.
В Постановлении СНК от 8 декабря 1921 г. было принято решение о создании региональных комиссий по борьбе с контрабандой 27. В результате на Дальнем Востоке в 1923 г. были образованы: Дальневосточная окружная комиссия по борьбе с контрабандой; Амурская губернская комиссия по борьбе с контрабандой; семь районных комиссий по борьбе с контрабандой 28. Данные комиссии просуществовали с апреля 1923 г. по декабрь 1924 г. 29. Они подчинялись Центральной комиссии по борьбе с контрабандой и отчитывались перед Даль-ревкомом.
Председателем Дальневосточной окружной комиссии являлся А.К. Флегонтов. Вопросы, которые решала комиссия под его руководством, были чрезвычайной важности для ДВО.
Председатель окружной комиссии по борьбе с контрабандой не раз информировал как центр, так и Дальревком о необычайном развитии контрабанды на Дальнем Вос-
токе в размерах, угрожающих срывом внешней экономической политики Советской России. Он считал, что рост контрабанды во многом обусловлен товарным голодом на потребительском рынке, особенно среди пограничного населения и в приисковых районах 30.
По его мнению, необходимо было ослабить излишне жесткую лицензионную политику, проводившуюся на Дальнем Востоке 31.
На пятой дальневосточной партийной конференции предлагалось разрешить органам Госторга первичную скупку золота и пушнины при помощи умелого регулирования цен 32. По официальным данным, количество золота, которое уходило каждый год за границу, достигало 175 пудов или 33% от общего объёма добычи 33. Представителю Дальревкома в Москве удалось добиться повышения закупочных цен на золото и пушнину, что ослабило их контрабандную утечку за границу. В середине 1925 г. областная газета «Тихоокеанская звезда» сообщила о сокращении утечки золота с приисков Приамурья в Маньчжурию после повышения платы за сдаваемое в казну шлиховое золото34. При подведении итогов пушной кампании на президиуме Дальревкома было заявлено, что «вся пушнина, закупленная китайцами в Забайкалье и низовьях Амура, поступает почти исключительно к нам», так как после повышения цен стало выгодно продавать пушнину местным заготовителям35.
Областные органы власти стали уже вплотную прорабатывать вопросы ведения борьбы с контрабандой не только административными методами, но экономическими мероприятиями. Так, в резолюции областного партийного совещания (16 сентября 1924 г.) было указано, что необходимыми экономическими мероприятиями в борьбе с контрабандой являются: снижение цен на товары советского производства, контрабандный ввоз которых принял массовый характер, уменьшение накладных расходов, снижение тарифа, сокращение процента прибыли на товары массовой контрабанды, распространение на товары, ввозимые в ДВО, льгот в размере, необходимом для успешной борьбы с контрабандой зб.
Подотчетная Дальэкосо областная плановая комиссия в 1924 г. на заседаниях также разрабатывала вопросы борьбы с контрабан-
дой. Она подчеркнула, что существующее законодательство в отношении контрабанды сводится почти к безнаказанности виновного, что необходимо создать тыловые надзоры для борьбы с контрабандой, изменить порядки реализации продажи с торгов конфискованных товаров 37. Но не все предложения комиссии могли быть реализованы, так как они затрагивали государственные интересы. Например, для удачной борьбы с контрабандой спирта из Маньчжурии необходимо было снизить акциз на спирт до пяти копеек за градус - это способствовало бы значительному уменьшению ввоза контрабандного спирта, но это урезало бы доходную часть по акцизу на 50%, поэтому предложение не прошло38.
Подводя итоги работы Дальревкома за три года, его председатель Я.Б. Гамарник отметил, что Дальревком всегда уделял особое внимание проблеме контрабандных товаров и защищал монополию внешней торговли с помощью пограничной охраны, судебной меры и экономической работы, так как без этого спасти становление и развитие народного хозяйства в ДВО было невозможно39.
Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что хотя Дальревком не справился с задачей преодоления контрабанды в Дальневосточной области, но ему удалось снизить уровень незаконного вывоза из региона золота и пушнины и незаконного ввоза товаров широкого потребления из Маньчжурии.
Важная роль Дальревкома в борьбе с контрабандой состоит в том, что он смог заложить фундамент административных и силовых органов, опираясь на которые советская власть в первой половине 30-х годов, в основном, искоренила контрабанду на советском Дальнем Востоке.
Литература и источники:
1. ГАХК. - Ф. Р. 1151. - Оп. 1.-Д. 1. - Л.
7.
2. Су и Р РКП Л? 6.9 от 29 сентября 1923 г. - Мне. №8454. - Д. №670. - Л. 1231.
3. Су и Р РКП №69 от 29 сентября 1923 г. - Инв. №8454. - Д. №670. - Л. 1231 -1232.
4. Кисловский, Ю.Г. История таможни государства Российского / Ю.Г. Кисловский.
- М.: Автор, 1995. - С. 123 - 137.
5. Кисловский, Ю.Г. История таможни государства Российского / Ю.Г. Кисловский.
- М.: Автор, 1995. - С. 137 - 138.
6. ГАХК. - Ф. Р. 58. - Оп. 1. - Д. 25. - Л. 37 об.
7. Борьба рабочего класса за восстановление и развитие промышленности Дальневосточной области 1922 - 1925 гг. - Хабаровск, 1962. - С. 67 - 68.
8. ГАХК. - Ф. Р. 1151. -Оп.1.-Д.1.~ Л.
10.
9. Борьба рабочего класса за восстановление и развитие промышленности Дальневосточной области 1922 - 1925 гг. - Хабаровск, 1962. - С. 82 - 83.
10. ГАХК. - Ф. Р. 1151. - Оп. 1.-Д. 1. - Л.
11.
11. Дальревком. Первый этап мирного советского строительства на Дальнем Востоке 1922 - 1926 гг. - Хабаровск, 1957.-С. 105.
12. ГАХК. - Ф. Р. 1151.- Оп. 1.-Д.2.- Л. 145; Там же.- Д. 1,- Л. 159.
13. ГАХК. - Ф. Р. 1151. - Оп.1.-Д.2.-Л. 145.
14. Экономические очерки Дальнего Востока. - Владивосток, 1925. - С. 83 - 84.
15. ГАХК. - Ф. Р. 1151. - Оп. 1.-Д. 1. - Л. 158 - 159.
16. ГАХК.-Ф. Р.1151.-Оп.1.-Д. 2.-Л.
145.
17. ГАХК. - Ф. Р. 1151. -Оп.1.-Д. 2.- Л.
146.
18. Из истории Таможенной службы России на Дальнем Востоке. Документы и материалы 1899 - 1925 гг. - Владивосток, 1999. - С. 123 - 125.
19. Из истории Таможенной службы России на Дальнем Востоке. Документы и материалы 1899 - 1925 гг. - Владивосток, 1999. - С. 127 - 130.
20. ГААО. - Ф. П. 9. - Оп. 2. - Д. 182. - Л. 10; Там же. - Д. 20. -Л. 2 об; ГАХК. - Ф. П. 318. - Оп. 1. - Д. 94. - Л. 28 - 30.
21. РГИА ДВ. - Ф. Р. 1306. - Оп. 1. -Д. 1272. - Л. 1 - 8 об; Там же. - Оп. 2. -Д. 784. - Л. 2 - 7 об.
22. ГААО. - Ф. П. 6. -Оп.1. - Д. 50. - Л. 25; Амурская правда. - 27 мая 1979; Там же. - 5 марта 1926.
23. ГАХК. - Ф. Р. 58. -Оп.1.-Д. 25. - Л.
39.
24. ГАХК. - Ф. Р. 58. -Оп.1.-Д. 18.-Л. 100 об - 111.
25. ГАХК. - Ф. Р. 58. -Оп.1.-Д. 18. - Л. 507 - 507 об.
26. ГАХК. - Ф. Р. 58.-Оп.1.-Д. 18.-Л. 528.
27. Пограничные войска СССР. - 1918
- 1928. - М.: Изд-во «Наука», 1973. - С. 189 - 190.
28. РГИА ДВ. - Ф. Р. 1306. - Оп. 1. -Д. 1177. - JI. 25.
29. РГИА ДВ. - Ф. Р. 1306. - Оп. 1. -Д. 1178. - Л. 60.
30. РГИА ДВ. - Ф. Р. 2422. - Оп. 1. -Д. 670. - Л. 22 - 23.
31. РГИА ДВ. - Ф. Р. 2422. - Оп. 1. -Д. 670. - Л. 24 - 24 об.
32. Далъревком. Первый этап мирного советского строительства на Дальнем Востоке 1922 - 1926 гг. - Хабаровск, 1957. -С. 73.
33. ГАХК. - Ф. Р. 1151. - Оп. 1. - Д. 2.
- Л. 108.
34. Тихоокеанская звезда. - 1925. - 4 июня.
35. Тихоокеанская звезда. - 1925. - 26 июня.
36. Дальревком. Первый этап мирного советского строительства на Дальнем Во стоке 1922 - 1926 гг. - Хабаровск, 1957. -С. 105 - 106.
37. ГАХК. - Ф. Р. 937. -Оп.1.-Д. 47. - Л. 111 - 292.
38. ГАХК. - Ф. Р. 937. - Оп. 1. - Д. 47. - Л. 293 - 294.
39. Далъревком. Первый этап мирного советского строительства на Дальнем Востоке 1922 - 1926 гг. - Хабаровск, 1957. -С. 244 - 246.