Научная статья на тему 'Об исторических произведениях Сайид Хамид тура комеба'

Об исторических произведениях Сайид Хамид тура комеба Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПИСЬ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ / ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ / ХИВИНСКОЕ ХАНСТВО / ФОЛЬКЛОРНЫЙ МАТЕРИАЛ / СУФИЙСКИЕ УЧЕНИЕ / MANUSCRIPT / LITERARY GENRES / TURKIC PEOPLES / THE KHIVA KHANATE / FOLK MATERIAL / SUFI TEACHINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джураев Джамолиддин Аминджанович

В статье говорится о личности малоизвестного историка Хивинского ханства Комёба и его исторических произведениях. Даются сведения о рукописных списках, структуре и научном значении его трудов в изучении истории народов Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Sayid Khamid Tura Komyobs Historical Works

This article is about personality and historical works of unfamiliar historian Komyob in Khiva Khanate. It gives information on manuscript lists, structure and scientific importance of his works in studying the history of Central Asian nations

Текст научной работы на тему «Об исторических произведениях Сайид Хамид тура комеба»

УДК 94 (575)

ББК 63.3 (5У) 5

Джураев Джамолиддин Аминджанович

преподаватель кафедра языкознания Джизакского государственного педагогического института им. А. Кадири

г.Джизак

Dzhuraev Dzhamoliddin Amindzhanovich

Lecturer Chair of Linguistics Dzhizak State Pedagogical Institute named after A.Kadiri

Dzhizak

Об исторически произведенияx Сайид Хамид тура Кoмeба About Sayid Khamid Tura Komyob’s Historical Works

В статье говорится о личности малоизвестного историка Хивинского ханства Комёба и его исторических произведениях. Даются сведения о рукописных списках, структуре и научном значении его трудов в изучении истории народов Центральной Азии.

This article is about personality and historical works of unfamiliar historian Komyob in Khiva Khanate. It gives information on manuscript lists, structure and scientific importance of his works in studying the history of Central Asian nations.

Ключевые слова: рукопись, литературные жанры, тюркские народы, хивинское ханство, фольклорный материал, суфийские учение.

Key words: manuscript, literary genres, Turkic peoples, the Khiva Khanate, folk material, Sufi teachings.

Современный научный мир высоко ценит труды местных историков прошлого, оставивших богатое наследие по истории узбекского государства, его возникновению и развитию. К сожалению, до установления в республике независимости многие труды по различным причинам были либо недостаточно изучены, либо доступны небольшому кругу ученых-специалистов. Очень скудны и биографические сведения об этих историках. Одним из них является сын Хивинского хана Сайида Мухаммада Сайид Хамид.

Жизненный и творческий путь Сайида Хамида неразрывно связан с Хивой (1861-1930 г). Свои труды он подписывал псевдонимом Комёб. Он был пятым сыном Саийда Мухаммадхана. Его братья Мухаммад Рахимхан Феруз, Сайид Ахмад-тура (тура - господин), Турамурад-тура, Оллохёр-тура, Давлатяр-тура. По рассказу Бобожона Тарраха, у Мухаммада Рахимхана была дочь по имени Чинижон-бека [Абдуллаева, 1988. с. 54-58; Ахмедов, 2003. с 8788; Баёни, 431 б лист; Комёб. 191а лист; Мадрахимов, 1991. с 4; Огахи. 236а-б

лл.; Рахим Д., Матрасул Ш. 1991. с 70; Таррох, 1994. с 42; Хоразмда битилган кулёзмалар, 1997. с 20]

В 1865 году, после смерти Сайида Мухаммадхана, на престол был воздведен его старший сын Мухаммад Рахимхан Соний (Феруз). Он был правителем и вместе с тем уделял большое внимание воспитанию и образованию членов своей семьи и ближайших родственников. Особое внимание уделял воспитанию Сайида Хамида.

Комёб под опекой Мухаммада Рахимхана в медресе Арабмухаммадхана получает образование по нескольким наукам у выдающихся учёных своего времени. Он изучил арабский язык и фарси. Его регулярное посещение литературных вечеров с участием государственных деятелей, известных

музыкантов и поэтов сыграли большую роль в формировании его мировоззрения и расширения круга знаний.

Несмотря на то, что Сайид Хамид-тура был сыном хана, он жил за счёт небольшого земельного участка, доставшегося ему в наследство. В те времена по традициям, заложенным с периода правления Феруза, каждый состоятельный человек должен был за свой счёт выстроить медресе, мечеть или другое здание, необходимое для народа. Комёб, следуя этим традициям, на накопленные средства построил возле своего дома медресе с мечетью. Около Ходжи Алоиддина он построил мечеть и корихону (место, где читают Коран) на кладбище, в махалле Халимбай около Киличбая он построил мечеть, где велось обучение просвещёнными наставниками, труд которых оплачивался Сайидом Хамидом [Комёб. 7717/1. 196б-197а-лл.].

Из трудов Комёба до нас дошли его сборник стихов, произведения «Таворих ул-хавонин» и «Мунтахаб ул-вокеат» об истории Хорезма и записи о природных изменениях в Хорезме в конце XIX - начале XX века.

Следует отметить, что помимо этих тудов, Комёб имел замысел написать ещё одну историческую книгу, о чём свидетельствует запись в книге «Мунтахаб ул-вокеат»: «Если Бог даст мне силы, то я напишу книгу, подобную «Равзат ус-сафо». Но до сегодняшнего дня мы не располагаем сведениями, воплотил ли он свои замыслы [Комёб. 3730/11/. 282а- лист].

Его произведение «Таворих ул-хавонин» посвящается истории

Хивинского ханства. Рукописи его хранятся в Институте востоковедения Академии наук Республики Узбекистан имени Абу Рейхана Беруни под номерами 7717/1, 853/Ш, 3730/1. По свидетельству Сайида Хамида, прежде чем приступить к написанию этой книги, он обратился к Мухаммаду Рахимхану: “Под вашим покровительством я хочу создать такое произведение, в цветнике которого можно вырастить цветок, взращенный на лучших традициях прошлого, подобно которому нет нигде” [Комёб. 7717/1. 11 б лист]. Так образно он высказал желание о написании исторического произведения о Хиве. Хан поддержал его идею и попросил обратить особое внимание на те исторические события, которые не были описаны Шермухаммадом Мунисом и Мухаммадом Ризо Огахи, которые также писали историю Хивинского ханства.

Книга “Таворих ул-хавонин” состоит из предисловия, пяти глав (1 глава: описывается период от Адама до Нуха (Ной); 2 глава: от Ёфаса до событий Кунградского рода; 3 глава: сведения о правителях, вышедших из династии Курлас; 4 глава: сведения о падишахе Кунграде и его потомках; 5 глава: сведения о потомках Мухаммада Амина-инака, которые правили Хорезмом, а также в этой главе имеется особая статья, дающая сведения о жизни самого автора и социальном строе того периода.

Первые четыре главы являются как бы “сборными” (сведения отобраны из других исторических источников). Здесь автор использовал произведения таких ученых, как Шахобиддин Насавий (“Сийрати султон Жалолиддин Мангуберди”), Насириддин Рабгузи (“Киссаи Рабгузи”), Амир Темур (“Тузуки”), Шарафиддин Али Язди (“Зафарнома”), Мирханд (“Равзат ус-сафо”), Абулгази Бахадирхан (“Шажараи турк” и “Шажараи тарокима”) - источники, дающие сведения о тюркских народах и истории Кунградского ханства, а также богатый фольклорный материал.

Пятая глава “Таворих ул-хавонин” содержит наиболее ценные сведения о жизни самого автора. В ней также даются сведения о том, каким образом представители Кунграда достигли вершин власти и вели непрерывные войны за пограничные земли с Бухарой, а также народами Приаралья и ямутами,

стремившимися к отделению от централизованной власти и образованию отдельного государства. В этой же главе имеются также сведения о том, как русские войска постепенно завоевали Хивинское ханство. Эти сведения имеют особую ценность еще и потому, что автор был непосредственным свидетелем данных событий.

В «Таворих ул-хавонин» кроме этого даны сведения, раскрывающие причины упадка и подъема дипломатических, военных и экономических взаимоотношений Хивы с Россией, Бухарой, Афганистаном, Ираном.

В произведении также содержатся ценные сведения о влиянии на управление государством ишанов и шейхов, существовавших суфийских учений, раскрывается их суть, нравственные правила поведения.

Второе историческое произведение Комёба, дошедшее до нашего времени, - «Мунтахаб ул-вокеат». В настоящее время сохранился один экземпляр, который хранится в фонде Института востоковедения АН Республики Узбекистан имени Абу Рейхана Беруни под номером 3730/II.

Некоторые сведения здесь были использованы из книги «Таворих ул-хавонин» и из других исторических трудов, посвященных Хивинскому ханству. По свидетельству автора, чтобы сохранить многие ценные сведения, которые у него имелись, но не вошли в книгу «Таворих ул-хавонин», он их отобрал и разместил в соответствующем порядке, поэтому книга называется «Мунтахаб ул-вокеат». Она состоит из трёх глав. В первой главе речь идет о событиях, происходящих в период от Адама до пророка Нуха. Во второй главе освещены события от Ёфаса до Кунградского рода. Здесь автор даёт сведения о появлении Турка и его роде. В частности, говоря об образовании родов Киёт, Кипчак, об этимологии этих названий, Комёб говорит и об источниках, которые подтверждают эти сведения. В этой главе, как и в «Таворих ул-хавонин», основное внимание уделяется истории возникновения Кунградского рода и объясняется смысл слова «Кунград».

Третья глава состоит из двух частей. В первой части говорится о создании Элтузарханом Хорезмского ханства и времени его правления. Во второй части описывается жизнь знаменитых людей, живших в разные исторические

периоды, а также стихи автора на различные темы. После описания каждого исторического события Сайид Хамид дает свое заключение.

Например, в книге рассказывается, как после смерти Угузхана возродился род Кунградов, как сложился судьба Каёна, сына Элхана, и Никуза, сына Холина. Оставшись в живых после вражеского нашествия, обе семьи перенесли очень много страданий. В течение четырёхсот лет формировался народ Кунграда, и члены двух выживших семей заново отвоевывают земли предков и в конце концов восстанавливают справедливость. Эти события, описываемые в прозе, заканчиваются поэтическим выводом. В этих строках высоко оцениваются действия борцов за свободу Родины:

Снова восторжествовала свобода,

Государство стало процветать,

Народ воссоединился

и восторжествовала справедливость [Комёб. 3730/11/. 132а-лист].

В третьей главе «Мунтахаб ул-вокеат» автор с болью пишет о нападении Чингизхана на Хорезм и принесенных им разрушениях в результате безответственности Мухаммада Хорезмшаха мощное государство оказалось в руках врага, последние годы жизни он проводит в странствии, и даже не был удостоен надлежащего погребения. По преданию, Чингизхан перед смертью призвал сыновей и повелел принести три стрелы, которые с лёгкостью разломил по отдельности. Затем он взял три стрелы вместе и показал, как нелегко их сломать. Этим Чингизхан завещал сыновьям быть дружными и едиными, как эти стрелы. В свою очередь и Комёб призывает своих читателей сделать соответствующие выводы из этого предания.

Сайид Хамид-тура, описывая многие исторические события, происходившие в то время, указывает на необходимость единства и братства. В произведении «Мунтахаб ул-вокеат» рассказывается, как Унгхан ведет борьбу с врагом и насколько важна взаимоподдержка, ценность оказания своевременной помощи со стороны Туркомилхана, в частности, автор следующими строками еще раз акцентирует внимание на необходимость поддержки: «Нищий, имеющий поддержку, станет властелином, падишах, не имеющий поддержки, станет нищим».

Рассказывая о судьбе еще одного Хорезмского хана Бердибека, он пишет следующее. После смерти Жанибека его сын Бердибек единогласно был воздведен на престол. Он был тираном и злым человеком, несправедливо казнил своих приближённых и родственников. Но он не осознавал, что власть не вечна. В 1762 году он скончался. Это свидетельствует о том, что наследник Батухана Бердибек оказывается последним. Вслед за ним на престол взошли потомки Жужехана. Комёб следующим образом выражает своё отношения к этому:

Был Бердибек тираном,

Погубил своих родных,

Пришла смерть неминуемая И не смог оставить после себя ни богатства, ни наследника [Комёб. 3730/11/. 141 б-лист].

Наряду с этим, говорит Сайид Хамид-тура, Султан Жаш и Элбарс боролись за престол, богатство, вследствие этого были убиты их отцы и братья, полуторагодовалый сын султана Исфандияра. Автор приводит несколько исторических событий, похожих на это, и утверждает, что власть отцеубийц не продлится и шести месяцев. Впоследствии Султан Жаш и Элбарс погибают от рук Исфандиярахана:

Эти два бесчестных человека,

Которые покрыли мраком землю,

Не прожили и семи месяцев,

Отправившись в темный потусторонний мир.

[Комёб. 3730/11/.143а-лист].

Комёб выступает сторонником справедливой власти. Например, в

произведении «Мунтахаб ул-вокеат» севший на престол Мухаммад Рахимхан после смерти Сайида Мухаммадхана берет в руки управление государством и говорит о необходимости быть справедливым. Развивая мысль о преданности граждан государству, Комёб тесно увязывает это со справедливым правлением. Он говорит об этом так: «Если при управлении нет справедливой политики, то оплот государства рухнет, а жизнь его граждан станет тяжелой» [Комёб. 3730/11/.1546-лист].

Более полное развитие мысли о справедливости наблюдается во второй главе «Таворих ул-хавонин». Комёб, давая сведения о тюркских правителях, их деятельности, истории государства, показывает своеобразие каждого из них, говорит о том, что где существует справедливость, там существует процветание государства. Также Комёб считает, что первостепенное значение в управлении государством имеет чуткость правителя, его осведомлённость во всех сферах. Эти свои взгляды он развивает в «Мунтахаб ул-вокеат», где говорит о Турамураде-суфи, который завоевал Кунград на короткий срок и отделил его от Хивы. В произведении показано, как суфи после взятия города теряет бдительность, предается разгулу и в результате терпит поражение. Об этом пишется следующее: «Турамурад-суфи предался пиру с женщинами легкого поведения и находится в пьяном угаре». Из этого Комёб делает вывод: Эмир, пребывающий в пьянстве и праздности,

Потеряет своё государство.

Уходят от него богатство и власть.

Итог его - смерть или бегство. [Комёб. 3730/11/.182а-лист]

Сайид Хамид-тура, говоря о достоинствах человека, не ограничивается этим, он раскрывает и отрицательные его стороны. И наоборот, стремясь быть объективным, он считает, что совершенно плохих людей не бывает, в каждом нужно искать что-то положительное. В произведении «Мунтахаб ул-вокеат» об Исмаил-мирохуре он говорит следующее:

Будучи предателем и бесчестным человеком он одновременно был гордым и бесстрашным.

Комёб с волнением вспоминал, как однажды во время путешествия его спутник погряз в болоте, которое готово было его поглотить, но он спасает друга. Он говорит, что у каждого путешествующего должен быть надежный спутник, который в трудную минуту, не жалея себя, придет на помощь. Об этом он говорит так:

«У каждого человека должен быть бесстрашный спутник, и тогда не будет страха перед дальней дорогой» [Комёб. 3730/11/. 271б-лист].

Можно сделать вывод, что Сайид Хамид-тура в обеих своих книгах, богатых историческими сведениями, основанными на достоверных

источниках, на трудах таких историков Хивы, как Абулгази Бахадирхан, Шермухаммад Мунис, Мухаммадриза Огахи, Мухаммад Юсуф Баёни, восполнил пробелы в истории Хивинского ханства и Центральной Азии. Также можно добавить, что его произведения являются ценным источником в исследовании традиций прозы и узбекских исторических писаний.

Библиографический список

1. Абдуллаева Б. Комёб ва унинг кулёзма девонлари//Адабий мерос. 1988 год. № 2. -С. 54-58.

2. Ахмедов Б. Узбекистоннинг атокли тарихшунос олимлари. -Т.: Чулпон, 2003. 108с.

3. Баёни. Шажараи хоразмшохий. Институт востоковедения АН РУз. Рукопись. Инв. № 274. 509 лл.

4. Комёб. Таворих ул-хавонин. Институт востоковедения АН РУз. Рукопись. Инв. № 7717/I. 220 лл..

5. Комёб. Мунтахаб ул-вокеат. Институт востоковедения АН РУз. Рукопись. Инв. № 3730/П. 294 лл.

6. Мадрахимов Э. Комёб/Хоразм хакикати. 1991, 31 август.

7. Огахи. Гулшани давлат. Институт востоковедения АН РУз. Рукопись. Инв. № 7572. 280 лл.

8. Рахим Д., Матрасул Ш. Феруз-шох ва шоир кисмати. -Т.: Издательско-полиграфическое объединение им. Гафура Гуляма, 1991. 90-с.

9. Таррох Бобожон. Хоразм навозандалари. -Т.: Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1994. 56 с.

10. Хоразмда битилган кулёзмалар. // Составитель Г.Машарипова.-Т.: Институт востоковедения АН РУз, 1997. 62-с.

11. Собрание Восточных Рукописей Академии наук УзССР, 7-том. -Т.: Фан, 1964.

537-с.

Bibliography

1. Abdullaeva, B. Komyob and His Writings // Literary Heritage. - 1998. - № 2. -P. 54-58.

2. Akhmedov, B. Known Historians of Uzbekistan. - T.: Chulpon, 2003. - P. 108.

3. Bayani. Genesologiya Khorezmshakhs. The Oriental Studies Institute. AS RU. Manuscript. - Registration Number 274. - 509 p.

4. Collection of Oriental Manuscripts of the Academy of Sciences UzSSR: In 7 Vol. - T.: Fan, 1964. - 537 p.

5. Komyob. History of the Khans. The Oriental Studies Institute. AS RU. Manuscript. -Registration Number 7717 / I. - 220 p.

6. Komyob. Selected Stories. The Oriental Studies Institute. AS RU. Manuscript. -Registration Number 3730/II. - 294 p.

7. Madrakhimov, E. Komyob / Khorazm Khakikati. - 1991. - August, 31.

8. Manuscript Copied in Khorezm // Compiled by G. Masharipova. - T.: Institute of Oriental Studies, RU, 1997. - 62 p.

9. Ogakhi. Color of the State. The Oriental Studies Institute. AS RU. Manuscript. -Registration Number 7572. - 280 p.

10. Rakhim D., Matrasul, Sh. Feruz - Syudba, a King and a Poet. - T.: Publishing Association n.a. Gafur Gulyam, 1991. - 90 p.

11. Tarrokh Bobozhon. Khorezm Singers. - T.: Publishing House of Literature and Art n.a. Gafur Gulyam, 1994. - 56 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.