Научная статья на тему 'Об истоках федерализма в России. На примере Советского Туркестана'

Об истоках федерализма в России. На примере Советского Туркестана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
347
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
Социалистических Республик / Советский Туркестан / Российская Федерация / Россия / законодательство / нормативный правовой акт / Декрет РСФСР «О полноте власти Советов» от 28 октября 1917 г. / Конституция РФ / метод научного познания / экстраполяция / федерализм / state / Russian Socialist Federal Soviet Republic / Union of Soviet Socialist Republics / Soviet Turkestan / Russian Federation / Russia / legislation / normative legal act / Decree of the RSFSR «On the full power of the Soviets» of October 28 / 1917 / the Constitution of the Russian Federation / the method of scientific knowledge / extrapolation / federalism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства рассматриваются истоки федерализма в Советской России. На базе проведенного исследования автором сделаны следующие выводы, касающиеся определения истоков федерализма в России. С точки зрения автора, федерализм являлся ключевой доктриной, положенной в основу государственного устройства Советской России. В целях совершенствования системы органов государственной власти Российской Федерации целесообразно использование опыта федерализма советских республик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the origins of federalism in Russia. On the example of Soviet Turkestan

In the article on the basis of an analysis of the legal literature and legislation deals with the origins of federalism in Soviet Russia. On the basis of the research the author made the following conclusions concerning the definition of the origins of federalism in Russia. From the author's point of view, the federation was a key doctrine underlying the state structure of Soviet Russia. In order to improve the system of bodies of State power of the Russian Federation to use the experience of federalism of the soviet republics.

Текст научной работы на тему «Об истоках федерализма в России. На примере Советского Туркестана»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 342.24 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10046

ОБ ИСТОКАХ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ

На примере Советского Туркестана

Нодари Дарчоевич ЭРИАШВИЛИ, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

E-mail: professor60@mail.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства рассматриваются истоки федерализма в Советской России.

На базе проведенного исследования автором сделаны следующие выводы, касающиеся определения истоков федерализма в России.

С точки зрения автора, федерализм являлся ключевой доктриной, положенной в основу государственного устройства Советской России.

В целях совершенствования системы органов государственной власти Российской Федерации целесообразно использование опыта федерализма советских республик.

Ключевые слова: государство, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, Союз Советских Социалистических Республик, Советский Туркестан, Российская Федерация, Россия, законодательство, нормативный правовой акт, Декрет РСФСР «О полноте власти Советов» от 28 октября 1917 г., Конституция РФ, метод научного познания, экстраполяция, федерализм.

Annotation. In the article on the basis of an analysis of the legal literature and legislation deals with the origins of federalism in Soviet Russia.

On the basis of the research the author made the following conclusions concerning the definition of the origins of federalism in Russia.

From the author's point of view, the federation was a key doctrine underlying the state structure of Soviet Russia.

In order to improve the system of bodies of State power of the Russian Federation to use the experience of federalism of the soviet republics.

Keywords: state, Russian Socialist Federal Soviet Republic, Union of Soviet Socialist Republics, Soviet Turkestan, Russian Federation, Russia, legislation, normative legal act, Decree of the RSFSR «On the full power of the Soviets» of October 28, 1917, the Constitution of the Russian Federation, the method of scientific knowledge, extrapolation, federalism.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

Предметом данной статьи является федерализм в Советской России1 и его использование в Российской Федерации.

По нашему мнению, первым советским государственным автономным образованием в составе РСФСР является Советский Туркестан2.

Помимо нашего труда 1998 г., как представляется, большую работу по исследованию одного из аспектов исторического опыта России, анализу и обобщению опыта решения проблем социально-экономического и политического развития Туркестана в условиях нахождения его в составе Советской России (октябрь 1917 г. — октябрь 1924 г.) провела в своей диссертации М.Л. Куделя-Одабашьян.

В отношении Туркестана данный автор пишет следующее:

«В истории Советского Туркестана, как и во всей Советской России, составной частью которой являлся Туркестан, это были тяжелые и сложные годы истории установления советской власти и упрочения ее в центре и на местах, ожесточенной Гражданской войны и военной интервенции, перехода к новой экономической политике, восстановления народного хозяйства страны, разрушенного за семь лет Первой мировой и Гражданской войн. В Туркестане они усугублялись продолжавшейся в годы восстановления народного хозяйства военной и политической борьбой с басмачеством, с одновременным установлением и развитием взаимоотношений Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики с Бухарской и Хорезмской народно-советскими республиками, их экономического объединения и подготовки и проведения национального размежевания»3.

Помимо исторического аспекта, как указывает М.Л. Куделя-Одабашьян, «актуальность темы исследования обусловливается и тем, что ее изучение и полученные в процессе этого обучения выводы будут способствовать решению современных проблем российского федерализма: поиска путей социально-экономического развития нардов Российской Федерации, национально-государственного строительства, установления и упрочения гражданского мира и согласия, гармонизации национальных и интернациональных интересов и взаимоотношений центра и регионов, создания многонационального правового государства на основе опыта российского федерализм»4.

В заключение М.Л. Куделя-Одабашьян по поводу истоков федерализма делает вывод: «Со-

единение Туркреспублики с РСФСР дало возможность ЦК партии и Советскому правительству непосредственно осуществлять руководство и оказывать повседневную помощь Компартии и народам Туркестана в борьбе за новую жизнь. Исторический опыт Туркестана свидетельствует о том, что в результате осуществления советской национальной политики, проникнутой уважением к местным трудящимся, Советской власти удалось преодолеть стихийное недоверие ранее угнетенных народов ко всему русскому, сплотить их вокруг власти Советов. Это было видно при установлении советской автономии Туркестана, которая имела свои особенности, отличавшие ее от других, созданных позднее автономных советских республик.

Это был такой вид автономии, который являлся промежуточной стадией между федерацией, основанной на советской областной автономии, и федерацией, основанной на договорных отношениях с независимыми республиками. Советская автономия Туркестана подтвердила необходимую целесообразность и гибкость федерации как общей формы национально-государственного союза советских республик. Дело в том, что для Туркестана было характерно отсутствие однородности национального состава коренного населения, не было здесь и компактного большинства населения какой-либо одной национальности. Именно поэтому в рассматриваемое время в условиях Туркестана наиболее приемлемой формой широкого привлечения и приобщения коренного населения к советскому строительству было создание многонациональной автономной советской республики»5.

Доктор исторических наук Д.Ф. Аяцков дает следующее определение федерализма: «Федерализм — форма государственности, основанная на следующих принципах: территории ее субъектов объединяются в единое политическое пространство государства; субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют собственные конституции; компетенции федерального центра и субъектов федерации разграничиваются федеральной конституцией, каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы; одновременно существуют федеративное гражданство и гражданство субъектов федерации. Однако и эти принципы не всегда реализуются в полной мере, к тому же федерализм постоянно развивается и меняется. Современный российский федерализм обладает рядом особенностей, отличающих его от западного. В западной науке федерация рассматрива-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

ется, прежде всего, как территориальная форма демократии, опирающаяся на гражданские, а не на этнические права. В советское время федеративная форма государственности в нашей стране увязывалась исключительно с населявшими страну этносами (нациями, народами, национальными меньшинствами). В современной России указанные выше подходы в строительстве федеративных отношений сочетаются»6.

A.C. Морозова, исследовав истоки советского федерализма, высказала следующее предложение: «Период советского федерализма можно разделить на ряд этапов.

Первый — «ленинско-сталинский» — этап (октябрь 1917 г. — первая половина 1953 г.) был периодом становления советской государственности. Конституция СССР 1936 г., помимо глав IV и VI, посвященных союзным республикам, содержала главу VII, определявшую прерогативы высших органов государственной власти автономных советских социалистических республик.

Важным этапом в государственном строительстве РСФСР стало принятие Конституции РСФСР 1937 г., которая закрепила состав автономной части России: 17 автономных республик и 6 автономных областей, но лишь упомянула о наличии национальных округов. В Конституции в самых общих чертах определялся правовой статус автономной республики и автономной области.

На втором — «хрущевском» — этапе развития СССР, когда были ослаблены идеологические основы, после 1956 г. были приняты решения о расширении прав союзных республик, в том числе и в принятии собственного законодательства. Получила развитие двухступенчатая структура отраслевого законодательства. Однако реальное состояние законотворческого процесса и законодательства, хотя формально не противоречило этой схеме, фактически оказалось целиком унитарным.

Третий этап (1965 г. — 1984 г.) — «брежневский» — это время дальнейшей централизации власти. Именно в этот период было проведено законодательное закрепление в Конституции СССР 1977 г. той системы советской власти, которая просуществовала до конца 80-х годов XX в. и в основных чертах перешла «по наследству» новой России, сохраняясь в немного модернизированном виде на первом этапе ее становления (до 1993 г.).

Четвертый этап (с марта 1985 г. по декабрь 1991 г.) — «горбачевский» — связан с отказом в

конечном счете руководства страны от идеологических прикрытий и постепенным превращением законодательных (советских) органов в центре и на местах в истинно демократические институты государственной власти. Таким образом, СССР формально обладал всеми признаками федерации, но и вбирал в себя элементы унитаризма и конфедерализма»7.

В.М. Полежаев при исследовании «исторических предпосылок становления федерализма» сформулировал следующий вывод:

«Подводя итоги, следует отметить, что изначально идея федерализма возникла как своеобразная антитеза абсолютной власти монарха, обосновываемой принципом абсолютного суверенитета. С развитием капиталистических отношений возникла необходимость качественно новых форм политико-территориальной организации государств. Централизованная монархическая государственность, подразумевающая превалирование унитаристско-объединительных тенденций и являющаяся весьма прогрессивной в период разложения феодализма, стала неэффективной с развитием буржуазных отношений.

Более того, принцип абсолютного суверенитета стал препятствием на пути формирования капиталистического общества. Абсолютизм сковывал экономический рост, чрезмерная централизация власти приводила к закостенелости всего государственного механизма»8.

В.В. Смирнова сфокусировала внимание на «развитии правовых основ российского федерализма».

Данный автор указывает: «можно отметить, что особенностью советской модели федерализма было то, что она рассматривалась не как модель демократизации страны, а как средство решения национального вопроса. С начала строительства государства нового типа большевики считали классовый подход более важным, нежели этнический. Поэтому они отвергали федерацию. Но им пришлось поневоле изменить свою позицию и присоединиться на словах к той позиции, которую занимали российские социал-демократы, меньшевики и социалисты-революционеры, и провозгласить право народов на самоопределение вплоть до отделения.

Изменить свои взгляды в пользу федерализма подвигло большевиков и усилившееся национальное движение. Итогом стало создание федерации этнических советских государств. Сама идея федерализма провозглашалась временно для решения национального вопроса. В условиях социализма при провозглашении и законода-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

тельном закреплении внешних атрибутов федеративного государства на практике возобладал унитаристский подход. Это объяснялось и унитаристским принципом строительства руководящей партии»9.

Э.С. Юсубову удалось разработать «методологические основы исследования проблем российского федерализма».

«Идеология укрепления российского федерализма как конституционного принципа, — формулирует свою позицию данный автор, — является неизменной для нашей современной науки и государственной политики. Субъекты Российской Федерации во всем их многообразии должны быть признаны как важнейшие конституционные институты развития страны. Необходимо радикально модернизировать федеративную политику с обязательным провозглашением российских регионов локомотивом поступательного развития и технологического обновления Российской Федерации.

Сегодняшние проблемы развития страны объективно требуют более высокого уровня участия субъектов Федерации в модернизационном процессе. Это подтверждает убеждение в необходимости дальше развивать теорию российского федерализма на основе преемственности и востребованности в будущем»10.

Развитие любого государства предполагает преемственность, в том числе и при формировании государственности. Обычно преемственность осуществляется эволюционно или экстраординарно (например, посредством революций)11.

Иными словами, при обеспечении преемственности государства допустимо использование метода научного познания — экстраполяции12.

Результаты научных исследований также необходимо использовать и в законодательстве13.

В Российской Федерации федеративное устройство закреплено в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.14.

Так, в ст. 1 Конституции РФ определен характер государства: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» — ч. 1.

Положения ст. 1 детализированы в главе 3 «Федеративное устройство» (статьи 65—79)15.

Исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации как федеративного государства закреплен в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ16.

Таким образом, федерализм как одна из ключевых категорий юридической науки нуждается в продолжении научных исследований.

В связи с изложенным мы можем высказать несколько мыслей относительно становления федерализма в России высказать несколько суждений.

Во-первых, федерализм являлся ключевой доктриной, положенной в основу государственного устройства Советской России.

Во-вторых, совершенствование системы органов государственной власти Российской Федерации предполагает использование опыта федерализма советских республик.

1 Отдельные аспекты советского федерализма нами уже исследовались.

См. об этом: Эриашвили Н.Д. Возникновение федерализма в Советской России (на примере Туркестана): Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

2 Там же. С. 2.

3 Куделя-Одабашъян М.Л. Туркестан в Советской России (Проблемы социально-экономического и политического развития, октябрь 1917 г. — октябрь 1924 г.): Дис. ... д-ра истор. наук. М., 2001.

4 Там же.

5 Там же.

6 Аяцков Д.Ф. Исторические истоки современного российского федерализма и процесс его становления в условиях трансформации социально-экономической системы России, 90-е годы XX века. 1999 г. // http:// www.dissercat.com/content/istoricheskie-istoki-sovremennogo-rossiiskogo-federalizma-i-protsess-ego-stanovleniya-v-uslo

7 Морозова А.С. Истоки федерализма в России. Становление современной модели государственного управления: историко-правовой анализ // Рос. юстиция. 2015. № 8. С. 2—5.

8 Полежаев В.М. К вопросу о становлении федерализма // Юрид. мир. 2010. № 10. С. 57—59.

9 Смирнова В.В. К вопросу о развитии правовых основ российского федерализма и проблемы управления // Административное и муниципальное право. 2014. № 11. С. 1142—1153.

10 Юсубов Э.С. Методологические основы исследования проблем российского федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24. С. 15—18.

11 Подроб. об этом см., напр.: Развитие российской государственности. Историко-правовой анализ: Науч. изд. / Под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015. С. 130—131.

12 Подроб. об этом см.: Галузо В.Н. О допустимости использования метода экстраполяции при осуществлении историко-правовых исследований в Российской Федерации // Право и жизнь. 2015. № 8. С. 155—181.

13 О системе нормативных правовых актов в РФ под-роб. см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30.

14 См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подроб. см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Гос-во и право. 2014. № 11. С. 98—102.

15 О федеративном устройстве РФ также см.: Сухондяе-ва Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83—89.

16 Там же.

Библиографический список

1. Аяцков Д.Ф. Исторические истоки современного российского федерализма и процесс его становления в условиях трансформации социально-экономической системы России, 90-е годы XX века. 1999 г. // http://www.dissercat.com/ с0^еМ/18^псЬе8к1е-18^к1-80Угетепп0§0-rossiiskogo-federalizma-i-protsess-ego-stanovleniya-у-ш1о

2. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Гос-во и право. 2014. № 11. С. 98—102.

3. Галузо В.Н. О допустимости использования метода экстраполяции при осуществлении исто-рико-правовых исследований в Российской Федерации // Право и жизнь. 2015. № 8. С. 155—181.

4. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и пер-

спективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30.

5. Куделя-Одабашъян М.Л. Туркестан в Советской России (Проблемы социально-экономического и политического развития, октябрь 1917 г. — октябрь 1924 г.): Дис. ... д-ра истор. наук. М., 2001.

6. Морозова А.С. Истоки федерализма в России. Становление современной модели государственного управления: историко-правовой анализ // Рос. юстиция. 2015. № 8. С. 2—5.

7. Полежаев В.М. К вопросу о становлении федерализма // Юрид. мир. 2010. № 10. С. 57—59.

8. Развитие российской государственности. Историко-правовой анализ: Науч. изд. / Под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015. С. 130—131.

9. Смирнова В.В. К вопросу о развитии правовых основ российского федерализма и проблемы управления // Административное и муниципальное право. 2014. № 11. С. 1142—1153.

10. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83—89.

11. Эриашвили Н.Д. Возникновение федерализма в Советской России (на примере Туркестана): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

12. Юсубов Э.С. Методологические основы исследования проблем российского федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24. С. 15—18.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.