Е. С. Ганич
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Работа представлена кафедрой общей педагогики Мурманского государственного
педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. Н. Зимина
В статье освещаются основные аспекты исследования по проблеме воспитания социальной активности студентов вузов в отечественной педагогике. Предпринята попытка раскрыть особый характер развития данной проблемы в системе высшего педагогического образования в период с 1958 по 2000 г.
The article highlights the principle aspects of research on the problem of students' social activism upbringing in the institutions of higher education in domestic pedagogy. The attempt is made to reveal a peculiar character of this problem in the system of higher pedagogical education in the period of 1958-2000.
Происходящие в современной России шее развитие основ демократии и рыноч-преобразования, нацеленные на дальней- ной экономики, предъявляют новые требо-
1 12
вания к качеству подготовки специалистов с высшим образованием, в том числе будущих учителей.
Согласно «Программе развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 гг.» от современного педагога требуется правильно ориентироваться в сложных явлениях окружающей действительности, осознанно и ответственно относится к происходящим изменениям, «самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты»1.
Данные требования отражают одну из центральных задач, стоящих перед высшей педагогической школой, которая состоит в формировании социально активной личности будущего педагога. Но анализ современной воспитательной практики показывает, что в педагогических вузах воспитанию социальной активности студентов уделяется недостаточно внимания. В связи с этим обнаруживаются противоречия между: насущной потребностью общества в социально активных педагогических кадрах и существующим опытом вузовской воспи-тательной работы; высокой социальной значимостью учительской профессии и низкой социальной устремленностью студентов, их слабой ориентацией на овладение социальным смыслом будущей профессиональной деятельности.
Вышеизложенное обусловило наш интерес к проблеме воспитания социально активной личности студентов педагогических вузов.
В отечественной психолого-педагогической науке второй половины XX в. был накоплен обширный теоретико-эмпирический материал как в области общих подходов к проблеме социальной активности человека (Е. А. Ануфриев, Л. С. Выготский, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др.), так и в вопросах воспитания личностного качества «социальная активность» у учащейся молодежи,
в том числе студенчества (В. Ф. Бехтерев, И. Н. Банкуров, Е. Н. Василевская, В. П. Кутеева, А. Н. Ломов, Т. Н. Маль-ковская, В. Г. Мордкович, В. А. Сластенин, Е. М. Харланова, Г. И. Щукина, Е. А. Якуба и др.).
Задача критического изучения, осмысления, систематизации идей и подходов к пониманию и решению проблемы воспитания социальной активности студенчества, разработанных в педагогике высшей школы второй половине XX в., а также определения их педагогической ценности представляются нам актуальными.
Обращение к ретроспективному изучению данной проблемы потребовало от нас конкретизации хронологических рамок исследования. Оно охватывает период с 1958 по 2000 г.
На основе системного анализа документальных и архивных материалов, отечественной психолого-педагогической, философской, социологической литературы и периодических научных изданий по проблеме исследования, практики вузовской воспитательной работы решались основные задачи исследования:
1) изучалась историческая ситуация развития проблемы воспитания социально активной личности в отечественной педагогике в период 1958-2000 гг.;
2) составлялась комплексная характеристика социальной активности как качества личности;
3) обосновывалась специфика социальной активности для студенческого возраста, уточнялись факторы и механизмы воспитания данного личностного качества в системе высшего профессионального обра -зования;
4) отслеживалась динамика развития проблемы воспитания социальной активности у студентов педагогических вузов, выделялись основные этапы ее развития (I этап - 19581970 гг., II этап - 1971-1982 гг., III этап -1983-1990 гг., IV этап - 1991-2000 гг.);
5) на каждом из этапов выявлялись, систематизировались и характеризовались ос-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
новные пути и способы реализации процесса воспитания социальной активности в высшей педагогической школе;
6) определялась их педагогическая цен -ность на примере Мурманского государственного педагогического института (1958-2000 гг.).
В целом проведенное исследование позволяет отметить, что социально активная личность выступает закономерным результатом сложного взаимодействия различных объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, действующих согласно установленным целям с применением определенных средств. Социальная активность является интегральной характеристикой всех прогрессивных социальных проявлений человека и выражается в многообразии видов социально значимой деятельности.
Специфика личностного качества «социальная активность» у будущих учителей объясняется значимостью воспитательной функции педагогической профессии, направленной на содействие процессу социализации подрастающих поколений. В связи с концептуальным многообразием определений понятия «социальная активность» в отечественной педагогике мы разделяем позицию Е. М. Харлановой и опираемся на предложенную ею трактовку, согласно которой под социальной активностью студентов понимается «сложное состояние и одновременно свойство учащихся вузов по осуществлению осознанной, интенсивной, преимущественно самодетерминированной (психической) и внешней (практической) деятельности, направленной на преобразование себя и социума в соответствии с задачами общественного развития»2.
Проделанный анализ проблемы воспитания социальной активности у студентов педвузов показал, что, несмотря на изменчивость исторической ситуации в период 1958-2000 гг., в нашем государстве сохра-нялась объективная потребность в социально активной личности педагога. Для ее удовлетворения в педагогике высшей школы был разработан комплекс воспитатель-
ных мер, направленных на формирование, развитие и повышение социальной активности у студентов педвузов.
Вместе с тем политические, экономические события, социокультурные тенденции, характеризовавшие данный период, обусловили особый характер развития проблемы воспитания социальной активности студентов педвузов и возможность выделить следующие этапы: I этап - 1958-1970 гг., II этап - 1971-1982 гг., III этап - 19831990 гг., IV этап - 1991-2000 гг.
Актуализация проблемы воспитания социальной активности студентов педвузов в период 1958-1970 гг. была связана с созданием системы воспитания всесторонне развитой личности. В свете этой идеи формирование активного общественного деятеля, труженика, производящего для страны материальные и духовные блага, превратилось в одну из центральных воспитательных задач.
В педагогических вузах страны начала складываться воспитательная система, направленная на формирование социальной активности будущих педагогов. Она строилась на совместной воспитательной работе, проводимой административно-общественными организациями и профессорско-преподавательским составом вузов. Основную воспитательную нагрузку несли на себе учебные дисциплины кафедр общественных наук, научно-исследовательская и общественно-политическая деятельность студентов. Наметившиеся в обществе демократа -ческие тенденции нашли выражение в нескольких прогрессивных воспитательных формах, таких как система факультетов общественных профессий, движение студенческих отрядов, введение самоуправления в некоторых сферах студенческой жизни.
Направленность идеологической работы государства на проблему социальной активности человека и углубление ее психолого-педагогической разработки в период с 1971 по 1982 г. способствовали формированию в педвузах воспитательной системы, ориентированной на весь период обучения.
Неотъемлемым компонентом категории «социальная активность» стала политическая составляющая, что послужило причиной чрезмерной идеологизированное™ и политизированности содержания воспитательной работы. Процесс воспитания социальной активности был сведен к формированию у студентов знаний, умений, навыков и опыта организаторской, массово-политической и просветительской деятельности.
К тому же объективная социальная ситуация в стране способствовала восстановлению авторитарно-бюрократической модели управления системой высшего педагогического образования, в результате чего воспитательные методы и формы, применявшиеся в вузовской практике, были унифицированы и диктовались «сверху». Наблюдавшийся в ряде педвузов формальный подход к организации воспитательной работы, бесконтрольность ее результатов, частая бессистемность социально значимой деятельности студентов, отсутствие возможности проявить инициативу и самодеятельность порождали в студенческой среде неудовлетворенность, потерю интереса и низкую мотивацию к общественно полезной работе.
Период 1983-1990 гг. обнажил назревшее противоречие между объективной потребностью общества в активной, инициативной, творческой личности учителя, способной адаптироваться к новым условиям труда, принимать участие в управлении обществом, и воспитательной практикой, готовящей преимущественно исполнителей. В этот период в педагогике высшей школы шел интенсивный поиск путей совершенствования методического обеспече-
ния воспитание социальной активности студенчества. Так, с началом перестройки в 1985 г. в педагогических вузах возобнови -лись попытки демократизации жизни студенческих коллективов, привлечения студентов к управлению учебно-воспитательным процессом вуза, решению проблем организации быта и отдыха.
Однако коренные политические, экономические, социально-культурные преобразования в стране, стартовавшие в 1991 г., обнаружили глубокий разрыв между декларировавшимся в предыдущие десятилетия идеалом социально активной личности человека и реальными устремлениями людей на собственное благополучие. Отчужденность между личностью и государством усилилась. Существовавшая в советской высшей школе воспитательная система, направленная на повышение уровня социальной активности будущих педагогов, демонстрировала свою неэффективность и была свернута. Ставилась под сомнение целесообразность воспитательной функции вузов.
К началу нового тысячелетия вновь обозначилась направленность отечественной системы воспитания на формирование «социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся»3. С утверждением новой государственной политики в области образования за педагогами снова была признана ведущая роль в деле воспитания молодежи. В российской высшей педагогической школе возникла необходимость возродить воспитательный ориентир на формирование социальной активности будущих учителей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 20012010 гг. Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. М.: Московский лицей, 2001. № 8. С. 7.
2 Харламова Е. М. Развитие социальной активности студентов педагогических вузов в деятель -ности студенческих педагогических отрядов: Дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук. Челябинск: ЧПГУ, 2002. С. 49.
3 Федеральная программа развития воспитания в системе образования: приказ № 574 от 18.10.1999. Официальные документы в образовании. № 22 (109). Ноябрь. 1999. С. 14.