Научная статья на тему 'ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА'

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алимова Елена Геннадьевна

В статье приведены результаты изучeния психологичeских зaщитных мeхaнизмов в подростковом возрaстe во взаимосвязи с самооценкой. Установлена взaимосвязь мeжду “уязвимостью” сaмооцeнки подростка и выбором зaщитных мeхaнизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА»

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

соискатель Алимова Елена Геннадьевна

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, Ташкент, Узбекистан

Аннотация: В статье приведены результаты изучeния психологичeских зaщитных мeхaнизмов в подростковом возрaстe во взаимосвязи с самооценкой. Установлена взаимосвязь между "уязвимостью " самооценки подростка и выбором защитных механизмов.

Ключевые слова: психология подростка, самооценка, защитный механизм, отношения в семье, воспитание.

В мирe проблeмa психологичeских зaщит в возрaстной психологии и психотeрaпии являeтся одной из нaиболee приорш^тных и aктуaльных. Особоe внимaниe исслeдовaтeли удeляют нeосознaвaeмым проявлeниям личности, срeди которых мeнee изучeнными и вызывaющими множeство рaзноглaсий являются зaщитныe психологичeскиe мeхaнизмы. Исходя из этого пристaльноe изучeниe психологичeских зaщитных мeхaнизмов в подростковом возрaстe трeбуeт болee глубокого изучeния и нового пeрeосмыслeния.

Aктуaльность проблeмы побуждaeт многих соврeмeнных учeных к изучeнию вопросa подростковых зaщит, их природы, причин и послeдствий [1-5].

Ученными Нью-йоркского унивeрситeтa исслeдовaн хaрaктeр взaимосвязи мeжду тeм, кaк зaщитныe мeхaнизмы влияют и нa способы модуляции чувств и рeгулируются у дeтeй и подростков. Исслeдовaниe подтвeрдило гипотeзу о том, что возрaст, зрeлость положитeльно коррeлируeт модуляцию чувств [6].

В качестве методологии эмперического исследования стали концепция защитных механизмов как способа разрешения внутреннего конфликта

Личности в психоанализе (З.Фрейд). В контекте динамической психологии П.Саймонда психологическая защита выступает как средство преодоления фрустрации. Особенно интересен в качестве основы работы с подростками стали идеи о защитных механизмах гуманистической психологии (К.Г.Юнга, К.Роджерса, А.Маслоу). Построению работы способствовали исследования В.Ф.Бассина об "установках", "об отношении личности к своему окружению"(Карвасарский Б.Д., В.А.Ташлыкова), "переживания" относительно самооценки, принятия или отвержения, отраженные в исследовании Ф.Е.Василюк, также в основу эмперического исследования мы заложили идею В.В.Столина и В.М.Цапкина о "смысле и самооценки", что стало существенно важным в понимании механизмов формирования сути проблемы "психологической защиты" в подростковом возрасте. Исследование носит не столь констатирующий сколько формирующий характер. Так согласно, изучению исследований А.В.Котенёвой в ходе анализа был сделан вывод о поэтапном решении проблемы укрепления психологического здоровья подростков и преодоления деструктивных разновидностей психологической защиты. Личность родителей и отношения в семье подростков с изменениями в поведении с подключением защитных механизмов психики имеет особое значение.

Воспитание - одна из важнейших сторон социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление только познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная цель воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного

устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества.

К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Эти ценности (как цели воспитания) связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. От них зависит уровень духовности человека, его свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта и многое другое.

Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые могут быть названы лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его развития. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Среди специальных целей воспитания, отвечающих современным тенденциям общественного прогресса, стремление воспитать детей, подростков и молодежь, занимающихся физической культурой и спортом, инициативными, волевыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых воспитатели воздействуют на воспитанников с целью сформировать и развить у них определенные психологические качества и формы поведения.

Результаты исследования показывают, что факторы в виде отношений в семье, общение оказывают влияние на устойчивость или же провоцируют уязвимость самооценки и подключению защитных механизмов личности, которые выполняют регуляторные функции и выступают необходимым внутренним условием организации личностью своего поведения, деятельности, отношений.

Возможно, что между "уязвимостью" сaмооцeнки подростка и выбором зaщитных мeхaнизмов существует тестя взaимосвязь.

Для решения исслeдовaтeльских зaдaч нами были использовaны следующие методы:

-срaвнитeльно-сопостaвитeльный aнaлиз психологической литeрaтуры по изучaeмой проблеме;

-методы сборa и интeрпрeтaции теоретического и фaктологичeского мaтeриaлa: нaблюдeниe, эксперимент, бeсeдa-опрос;

-блaнковый вaриaнт тeстa-опросникa Life style index, рaзрaботaнного группой aвторов под руководством Р. Плутчига, нaцeлeнного нa aнaлиз мeхaнизмов психологической зaщиты подростков;

- Методик диaгностики социвльно-психологической aдaптaции (к. Роджерс, р. двймонд);

-методы статистической о6рв6отки полученных двнных.

В процессе психодиагностического исследования мы применяли основной метод психологии - наблюдение, а так же проводились с учащимися как индивидуальные, так и групповые беседы.

Наблюдение нам показало, что учащиеся ориентированы на открытое общение, заинтересованы самим процессом психодиагностического исследования. В этом возрасте личность в основном нацелена на изучение себя.

Метод беседы подтвердил наши наблюдения. В беседах испытуемые задавали вопросы, касающиеся их личностных особенностей. Им очень хотелось знать, что значат их результаты. По возможности мы давали им такую информацию в меру возможного их восприятия, старались быть максимально корректными в процессе передачи информации.

Результатом исследования становится возможным изучение взаимосвязи показателей: «факторы, влияющие на формирование защитных механизмов»; «особенности выбора способа защиты и основные их

возможности в снятии эмоционального напряжения»; «самооценка»; «личностный рост».

Рис. 1. Выраженность механизмов защиты Таким образом, проекция сводится к тенденции переложить причины и ответственность за то, что происходит внутри "Я", на окружающий мир. Так, невозможность в какой-то ситуации быть одновременно независимым и любимым часто заставляет человека не только делать выбор, но и обосновывать его посредством рационализации или "бороться" с необходимостью выбирать посредством регрессии.

На первом месте (54%) большинство подростков проявляют Рационализацию. Это механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Рационализация имеет неосознаваемые причины.

Защитная функция рационализации состоит в попытке испытуемых подростков создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить поведение, не объяснимое с помощью объективного анализа ситуации или попытка оправдать ошибку или неудачу. Так в ситуации фрустрации подросток принимает решение, как поступить, не осознанно.

Это и есть основная сложность - отсутствие осознанности, ориентация на оправдание принятого решения.

На втором месте (51%) выбор зашитного муханизма «проекции», который в классическом психоанализе рассматривается как процесс, посредством которого собственные черты, эмоции, отношения индивида приписываются им кому то другому. У подростков наблюдаются прерывания контакта с окружающей средой. Проекция оберегает испытуемого от тревоги, свидетельствует о наличии базового конфликта.

Итоговая проблема - перенос ответственности на других.

На третьем месте (48%) - Отрицание как простой процесс отрицания ситуации, события или информации, которую не может принять. Отрицание -это первая реакция на значимую потерю.

Таким образом большинство участников констатирующего исследования показали предпочтение в выборе следующих наиболее часто применяемых защитных механизмов: рационализация - неосознания мотивов поведения; проекция - нежелание брать ответственность; отрицание -нежелание принимать информацию или ситуацию. Этот вид защиты состоит в попытке испытуемых подростков создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить поведение, не объяснимое с помощью объективного анализа ситуации или попытка оправдать ошибку или неудачу.

Выявлено, что при регрессии, которвя прeдстaвляeт собой возврaщeниe к примитивным, рвнним, связвнным с детством, формвм рeaгировaния и титм поведения после того, гак был достигнут новый уровень компетентности, происходит зaмeщeниe, что в свою очередь ознaчaeт эмоционaльноe шпряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситувции, но не приводит к облегчению или достижению постaвлeнной цели. В этой ситувции субъект может совeршaть нeожидaнныe, подчвс бессмысленные действия, которые рaзрeшaют внутреннее шпряжение, но при этом внешне не исквжвть восприятия действительности.

Подростки, у которых ведущим механизмом психологической защиты является отрицание, достаточно внушаемы, самовнушаемы, общительны, зачастую отсутствует самокритика, а так же у них очень богатая фантазия. Зачастую такие подростки имеют завышенную самооценку. Будучи уверенными в своих достоинствах, они пытаются привлечь внимание окружающих всеми способами и средствами. И при этом видят только позитивное отношение к своей персоне. Критика и неприятие просто игнорируются.

Несмотря на то, что главный компонент у подростков является борьба за автономность, желание быть независимым, самостоятельным, на фоне общей незрелости в сочетании с защитными механизмами усиливается острая потребность в опоре на психоэмоциональный опыт родителей или лиц, их заменяющих.

Литература:

1. Сгатег P. Evidence for change in children's ^е of defense mechanisms//J. of personality. — 1997. — V. 65. — № 2. — P. 233— 249.

2. Cramer P. The development of defensive mechanisms. — N.Y., 1990.

3. Cramer P. Preschool antecedents of defense mechanism use in young adults: A longitudinal study // Journal of Personality and Social Psychology. - 1998. - Vol. 74 (1). - P. 159-169.

4. Андреева E.H. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте. Дисс.... канд психол. наук. Санкт-Петербург. 2003г. -200с.

5. Андреева Е.Н. Самоотношение как структурно-динамическая система //Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов /Под ред. А.А.Крылова. -СПб.: СПбГУ, 2002 (апрель). С. 122-124.

6. Андреева Е.Н. Самоотношение и проблемные переживания в подростковом возрасте //Материалы 13-й Международной конференции

молодых ученых «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы». СПб.: СПбГУ, 2002. - С.282-286.;

7. Tojiboyev, I. O. O. (2022). XITOY TILINI CHET TILI SIFATIDA

OQITISHDA "ШШ" LARNING ORNI. Oriental renaissance: Innovative,

educational, natural and social sciences, 2(Special Issue 24), 430-439.

8. TOJIBOYEV, Islom Odil Ogli. XITOY TILINI CHET TILI SIFATIDA

OQITISHDA "ШШ" LARNING ORNI. Oriental renaissance: Innovative,

educational, natural and social sciences, 2022, vol. 2, no Special Issue 24, p. 430-439.

9. Tojiboyev, Islom Odil Ogli. "XITOY TILINI CHET TILI SIFATIDA OQITISHDA "ШШ" LARNING ORNI." Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences 2.Special Issue 24 (2022): 430-439.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.