ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
соискатель Алимова Елена Геннадьевна
Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, Ташкент, Узбекистан
Аннотация: В статье приведены результаты изучeния психологичeских зaщитных мeхaнизмов в подростковом возрaстe во взаимосвязи с самооценкой. Установлена взаимосвязь между "уязвимостью " самооценки подростка и выбором защитных механизмов.
Ключевые слова: психология подростка, самооценка, защитный механизм, отношения в семье, воспитание.
В мирe проблeмa психологичeских зaщит в возрaстной психологии и психотeрaпии являeтся одной из нaиболee приорш^тных и aктуaльных. Особоe внимaниe исслeдовaтeли удeляют нeосознaвaeмым проявлeниям личности, срeди которых мeнee изучeнными и вызывaющими множeство рaзноглaсий являются зaщитныe психологичeскиe мeхaнизмы. Исходя из этого пристaльноe изучeниe психологичeских зaщитных мeхaнизмов в подростковом возрaстe трeбуeт болee глубокого изучeния и нового пeрeосмыслeния.
Aктуaльность проблeмы побуждaeт многих соврeмeнных учeных к изучeнию вопросa подростковых зaщит, их природы, причин и послeдствий [1-5].
Ученными Нью-йоркского унивeрситeтa исслeдовaн хaрaктeр взaимосвязи мeжду тeм, кaк зaщитныe мeхaнизмы влияют и нa способы модуляции чувств и рeгулируются у дeтeй и подростков. Исслeдовaниe подтвeрдило гипотeзу о том, что возрaст, зрeлость положитeльно коррeлируeт модуляцию чувств [6].
В качестве методологии эмперического исследования стали концепция защитных механизмов как способа разрешения внутреннего конфликта
Личности в психоанализе (З.Фрейд). В контекте динамической психологии П.Саймонда психологическая защита выступает как средство преодоления фрустрации. Особенно интересен в качестве основы работы с подростками стали идеи о защитных механизмах гуманистической психологии (К.Г.Юнга, К.Роджерса, А.Маслоу). Построению работы способствовали исследования В.Ф.Бассина об "установках", "об отношении личности к своему окружению"(Карвасарский Б.Д., В.А.Ташлыкова), "переживания" относительно самооценки, принятия или отвержения, отраженные в исследовании Ф.Е.Василюк, также в основу эмперического исследования мы заложили идею В.В.Столина и В.М.Цапкина о "смысле и самооценки", что стало существенно важным в понимании механизмов формирования сути проблемы "психологической защиты" в подростковом возрасте. Исследование носит не столь констатирующий сколько формирующий характер. Так согласно, изучению исследований А.В.Котенёвой в ходе анализа был сделан вывод о поэтапном решении проблемы укрепления психологического здоровья подростков и преодоления деструктивных разновидностей психологической защиты. Личность родителей и отношения в семье подростков с изменениями в поведении с подключением защитных механизмов психики имеет особое значение.
Воспитание - одна из важнейших сторон социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление только познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
Воспитание начинается с определения его целей. Главная цель воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного
устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества.
К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Эти ценности (как цели воспитания) связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. От них зависит уровень духовности человека, его свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта и многое другое.
Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые могут быть названы лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его развития. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Среди специальных целей воспитания, отвечающих современным тенденциям общественного прогресса, стремление воспитать детей, подростков и молодежь, занимающихся физической культурой и спортом, инициативными, волевыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.
Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых воспитатели воздействуют на воспитанников с целью сформировать и развить у них определенные психологические качества и формы поведения.
Результаты исследования показывают, что факторы в виде отношений в семье, общение оказывают влияние на устойчивость или же провоцируют уязвимость самооценки и подключению защитных механизмов личности, которые выполняют регуляторные функции и выступают необходимым внутренним условием организации личностью своего поведения, деятельности, отношений.
Возможно, что между "уязвимостью" сaмооцeнки подростка и выбором зaщитных мeхaнизмов существует тестя взaимосвязь.
Для решения исслeдовaтeльских зaдaч нами были использовaны следующие методы:
-срaвнитeльно-сопостaвитeльный aнaлиз психологической литeрaтуры по изучaeмой проблеме;
-методы сборa и интeрпрeтaции теоретического и фaктологичeского мaтeриaлa: нaблюдeниe, эксперимент, бeсeдa-опрос;
-блaнковый вaриaнт тeстa-опросникa Life style index, рaзрaботaнного группой aвторов под руководством Р. Плутчига, нaцeлeнного нa aнaлиз мeхaнизмов психологической зaщиты подростков;
- Методик диaгностики социвльно-психологической aдaптaции (к. Роджерс, р. двймонд);
-методы статистической о6рв6отки полученных двнных.
В процессе психодиагностического исследования мы применяли основной метод психологии - наблюдение, а так же проводились с учащимися как индивидуальные, так и групповые беседы.
Наблюдение нам показало, что учащиеся ориентированы на открытое общение, заинтересованы самим процессом психодиагностического исследования. В этом возрасте личность в основном нацелена на изучение себя.
Метод беседы подтвердил наши наблюдения. В беседах испытуемые задавали вопросы, касающиеся их личностных особенностей. Им очень хотелось знать, что значат их результаты. По возможности мы давали им такую информацию в меру возможного их восприятия, старались быть максимально корректными в процессе передачи информации.
Результатом исследования становится возможным изучение взаимосвязи показателей: «факторы, влияющие на формирование защитных механизмов»; «особенности выбора способа защиты и основные их
возможности в снятии эмоционального напряжения»; «самооценка»; «личностный рост».
Рис. 1. Выраженность механизмов защиты Таким образом, проекция сводится к тенденции переложить причины и ответственность за то, что происходит внутри "Я", на окружающий мир. Так, невозможность в какой-то ситуации быть одновременно независимым и любимым часто заставляет человека не только делать выбор, но и обосновывать его посредством рационализации или "бороться" с необходимостью выбирать посредством регрессии.
На первом месте (54%) большинство подростков проявляют Рационализацию. Это механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Рационализация имеет неосознаваемые причины.
Защитная функция рационализации состоит в попытке испытуемых подростков создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить поведение, не объяснимое с помощью объективного анализа ситуации или попытка оправдать ошибку или неудачу. Так в ситуации фрустрации подросток принимает решение, как поступить, не осознанно.
Это и есть основная сложность - отсутствие осознанности, ориентация на оправдание принятого решения.
На втором месте (51%) выбор зашитного муханизма «проекции», который в классическом психоанализе рассматривается как процесс, посредством которого собственные черты, эмоции, отношения индивида приписываются им кому то другому. У подростков наблюдаются прерывания контакта с окружающей средой. Проекция оберегает испытуемого от тревоги, свидетельствует о наличии базового конфликта.
Итоговая проблема - перенос ответственности на других.
На третьем месте (48%) - Отрицание как простой процесс отрицания ситуации, события или информации, которую не может принять. Отрицание -это первая реакция на значимую потерю.
Таким образом большинство участников констатирующего исследования показали предпочтение в выборе следующих наиболее часто применяемых защитных механизмов: рационализация - неосознания мотивов поведения; проекция - нежелание брать ответственность; отрицание -нежелание принимать информацию или ситуацию. Этот вид защиты состоит в попытке испытуемых подростков создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить поведение, не объяснимое с помощью объективного анализа ситуации или попытка оправдать ошибку или неудачу.
Выявлено, что при регрессии, которвя прeдстaвляeт собой возврaщeниe к примитивным, рвнним, связвнным с детством, формвм рeaгировaния и титм поведения после того, гак был достигнут новый уровень компетентности, происходит зaмeщeниe, что в свою очередь ознaчaeт эмоционaльноe шпряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситувции, но не приводит к облегчению или достижению постaвлeнной цели. В этой ситувции субъект может совeршaть нeожидaнныe, подчвс бессмысленные действия, которые рaзрeшaют внутреннее шпряжение, но при этом внешне не исквжвть восприятия действительности.
Подростки, у которых ведущим механизмом психологической защиты является отрицание, достаточно внушаемы, самовнушаемы, общительны, зачастую отсутствует самокритика, а так же у них очень богатая фантазия. Зачастую такие подростки имеют завышенную самооценку. Будучи уверенными в своих достоинствах, они пытаются привлечь внимание окружающих всеми способами и средствами. И при этом видят только позитивное отношение к своей персоне. Критика и неприятие просто игнорируются.
Несмотря на то, что главный компонент у подростков является борьба за автономность, желание быть независимым, самостоятельным, на фоне общей незрелости в сочетании с защитными механизмами усиливается острая потребность в опоре на психоэмоциональный опыт родителей или лиц, их заменяющих.
Литература:
1. Сгатег P. Evidence for change in children's ^е of defense mechanisms//J. of personality. — 1997. — V. 65. — № 2. — P. 233— 249.
2. Cramer P. The development of defensive mechanisms. — N.Y., 1990.
3. Cramer P. Preschool antecedents of defense mechanism use in young adults: A longitudinal study // Journal of Personality and Social Psychology. - 1998. - Vol. 74 (1). - P. 159-169.
4. Андреева E.H. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте. Дисс.... канд психол. наук. Санкт-Петербург. 2003г. -200с.
5. Андреева Е.Н. Самоотношение как структурно-динамическая система //Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов /Под ред. А.А.Крылова. -СПб.: СПбГУ, 2002 (апрель). С. 122-124.
6. Андреева Е.Н. Самоотношение и проблемные переживания в подростковом возрасте //Материалы 13-й Международной конференции
молодых ученых «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы». СПб.: СПбГУ, 2002. - С.282-286.;
7. Tojiboyev, I. O. O. (2022). XITOY TILINI CHET TILI SIFATIDA
OQITISHDA "ШШ" LARNING ORNI. Oriental renaissance: Innovative,
educational, natural and social sciences, 2(Special Issue 24), 430-439.
8. TOJIBOYEV, Islom Odil Ogli. XITOY TILINI CHET TILI SIFATIDA
OQITISHDA "ШШ" LARNING ORNI. Oriental renaissance: Innovative,
educational, natural and social sciences, 2022, vol. 2, no Special Issue 24, p. 430-439.
9. Tojiboyev, Islom Odil Ogli. "XITOY TILINI CHET TILI SIFATIDA OQITISHDA "ШШ" LARNING ORNI." Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences 2.Special Issue 24 (2022): 430-439.