Научная статья на тему 'Об исследовании динамики профессиональных склонностей школьников'

Об исследовании динамики профессиональных склонностей школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ПРОФЕССИЯ / ДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ОБРАЗОВАНИЕ / SCHOOL / PROFESSION / DIAGNOSTICS / PROFESSIONAL CHOICE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермолаев Артем Сергеевич, Рогушин Сергей Владимирович

Статья содержит результаты эмпирического исследования динамики профессиональных склонностей школьников 9 и 11 классов. Диагностическим инструментарием выступил дифференциально-диагностический опросник Климова Е.А. Обнаружен совокупный коэффициент степени выраженности у респондентов сознательной склонности к типу профессии. Даны рекомендации по изучению особенностей привлекающей специальности, специфики конкретной трудовой деятельности и проведению диагностических мероприятий на этапе выбора профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ермолаев Артем Сергеевич, Рогушин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the dynamics of professional inclinations of schoolchildren of 9 and 11 classes and reveals the importance of preliminary diagnosis at the stage of choosing a profession based on differential diagnostic questionnaire Klimov E.A. After conducting a survey using this questionnaire, it was concluded that, according to the final data, the hypothesis was confirmed, since the cumulative coefficient of the severity of a conscious attraction to the type of profession among eleventh-graders is higher than in the group of 9th form students.

Текст научной работы на тему «Об исследовании динамики профессиональных склонностей школьников»

УДК 37.02

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ДИНАМИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Ермолаев Артем Сергеевич, Рогушин Сергей Владимирович, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск

E-mail: boss.rogushin@list.ru

Аннотация. Статья содержит результаты эмпирического исследования динамики профессиональных склонностей школьников 9 и 11 классов. Диагностическим инструментарием выступил дифференциально-диагностический опросник Климова Е.А. Обнаружен совокупный коэффициент степени выраженности у респондентов сознательной склонности к типу профессии. Даны рекомендации по изучению особенностей привлекающей специальности, специфики конкретной трудовой деятельности и проведению диагностических мероприятий на этапе выбора профессии.

Abstract. The article discusses the dynamics of professional inclinations of schoolchildren of 9 and 11 classes and reveals the importance of preliminary diagnosis at the stage of choosing a profession based on differential diagnostic questionnaire Klimov E.A. After conducting a survey using this questionnaire, it was concluded that, according to the final data, the hypothesis was confirmed, since the cumulative coefficient of the severity of a conscious attraction to the type of profession among eleventh-graders is higher than in the group of 9th form students.

Ключевые слова: школа, профессия, диагностика, профессиональный выбор, образование.

Key words: school, profession, diagnostics, professional choice, education.

Динамичная жизнь в современном обществе ставит занятого в профессиональной трудовой деятельности человека в довольно напряжённые условия взаимодействия с социумом, важным условием которого является участие человека в производственной деятельности. С каждым годом предъявляемые к профессиональной компетенции работника требования накладывают дополнительную нагрузку на занятую в конкретной сфере деятельности личность. Наибольшее количество шансов устоять перед нарастающим давлением извне будет иметь такой специалист, который сможет адекватно и своевременно отреагировать на новые запросы общества. Определяющее значение в подобной ситуации принадлежит индивидуальной способности корректировать свою систему знаний, умений и навыков согласно современным требованиям, и поддерживать при этом достойный уровень

профессиональной активности и успешности. В немалой степени это обусловлено соответствием профессиональной направленности личности той сфере занятости, профессии, где человек реализует себя. Определяющее значение в достижении успеха в рамках профессиональной деятельности и повышении индивидуального коэффициента благосостояния оказывает, в том числе, рационально-осознанный совершённый выбор вида трудовой деятельности. Несмотря на значительный приоритет среди выпускников российских вузов высокооплачиваемых и престижных специальностей, нередко можно наблюдать несостоятельность в конкретной сфере деятельности как следствие ошибочно совершённого выбора профессию, без учёта индивидуальной профессиональной направленности личности. Особенно остро проблема выбора будущей профессии стоит перед выпускниками общеобразовательных организаций, для которых знание своих профессиональных склонностей в значительной мере становится залогом успеха в будущем.

Проблема исследования состояла в поиске ответа на вопрос: на какой стадии обучения (9 класс и 11 класс) выбор обучающимися профессии более осознан и оформлен? Цель исследования: выявить динамику склонностей старшеклассников к определенным типам профессий. Одна из основных задач исследования - уточнить степень различия в уровне сформированности профессиональной направленности между двумя возрастными группами с последующим обоснованием результата. Предметом исследования выступил процесс формирования профессиональной направленности обучающихся в условиях школьной системы образования на разных стадиях обучения. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что более высокую степень выраженности склонностей к определённым типам профессий обнаруживают 11 -классники, по сравнению с учениками 9 класса.

Исследование проводилось в ноябре-декабре 2018 года на базе лицея № 2 города Мурманска. Выборка составила 32 человека (по 16 обучающихся 9 и 11 классов). В качестве диагностического инструментария выступил дифференциально-диагностический опросник Климова Е.А. [1]. Респондентам было предложено заполнить предоставленные им анкеты. Количественные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение выявленных различий в степени определённости профессиональной направленности личности

Возрастная группа (класс) Количество опрошенных, чел. Величина выраженности осознанной склонности к типу профессии, % Количество обучающихся, у которых направленность не сформировалась, %

11 класс 16 84 16

9 класс 16 81 19

Качественный анализ данных исследования показал, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Совокупный коэффициент степени выраженности осознанной склонности к типу профессии среди одиннадцатиклассников выше, чем в группе учеников 9-ых классов. Однако полученная разница незначительна. Поэтому справедливым считаем говорить о том, что на финальной ступени обучения в школе (как на уровне 9, так и 11 классов) у преобладающей части обучающихся уже сформированы склонности в рамках какой-либо сферы трудовой деятельности. Они выражены, прежде всего, в существовании реального интереса к тому или иному занятию, увлечённости, в искреннем желании быть вовлечённым в деятельность, в потребности самореализации в предпочитаемом типе профессии. Несмотря на широкий спектр причин, положительно повлиявших на выбор будущих абитуриентов, допускается незнание учениками скрытых либо малоявных аспектов, как бы казалось предпочитаемой сферы занятости, что коренным образом способно привести потенциального студента, практиканта к разочарованию в профессии и снижению мотивационной составляющей трудовой деятельности. Это может привести к снижению сопротивляемости новым, не всегда понятным веяниям современности в той или иной сфере человеческой жизни. Не исключается неполный характер выявления профессиональной склонности благодаря использованию лишь данной методики. Допускается факт расхождения полученных результатов относительно иных коллективов тех же возрастов, так как выборка оказалась небольшой, и изучение проводилось единожды. Хотелось бы порекомендовать как выпускникам, так и ближайшим их наставникам -педагогам, подходя к финишной прямой внимательнее изучать особенности привлекающей специальности, всесторонне изучить специфику конкретной трудовой деятельности и чаще проводить подобного рода диагностические мероприятия. Важность прохождения предварительной диагностики может снизить риски возникновения трудностей в освоении профессии, предотвратить неразумный выбор рода деятельности и обеспечить в перспективе эффективное реагирование на всевозможного рода нестандартные явления в профессиональной среде.

Список использованных источников:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - С. 275-280.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010.

3. Ерошкина И.В. Структура исследовательской деятельности учащихся основной школы в современном развивающем образовании // Педагогического образование в России. - 2012.

4. Кузнецов А.А. Профильное обучение: типовые профили. - М.: СпортАкадемПресс. - 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.