Научная статья на тему 'Профессиональные предпочтения подростков разных групп профессиональных направленностей'

Профессиональные предпочтения подростков разных групп профессиональных направленностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
401
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL ORIENTATION / TEENAGERS / PROFESSIONAL PREFERENCES / PROFESSIONAL IDEAS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Улыбышева Ирина Николаевна

В условиях постоянно возрастающих требований современного производства к уровню профессиональной квалификации кадров проблема профессиональной ориентации подростков приобретает особую актуальность. Автором рассмотрены соответствия профессиональной направленности подростков и предпочитаемых подростком профессий. В статье рассмотрена и раскрыта специфика подросткового возраста с психологической точки зрения, научная новизна заключается в исследовании профессиональных предпочтений подростков через призму профессиональной направленности. Выделены особенности выбора будущей профессиональной сферы деятельности в подростковом возрасте, рассмотрены профессиональные направленности в соответствии с методикой Е.А. Климова в модификации А.А. Азабель. Этапы проведенного исследования, которое представлено в данной статье, включают в себя: диагностику профессиональных направленностей подростков, разделение подростков на группы в соответствии с выявленными профессиональными направленностями, исследование предпочитаемых профессиональных выборов подростков, подсчет средних баллов по результатам проведенной методики, анализ полученных результатов. Респондентами для данного исследования выступали подростки, обучающиеся в 10-11 классах школ г. Ростова-на-Дону, проходящих обучение на подготовительных курсах технического вуза. Для выявления профессиональных направленностей подростков, автором был использован «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова» в модификации А.А. Азабель и анкета «Кем я хочу стать». В соответствии с результатами, полученными по дифференциально-диагностической методике, подростки были разделены на 6 групп в соответствии с профессиональными направленностями: человек-природа, человектехника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ, сам человек. В статье сформулированы выводы по результатам проведенного исследования, которое показало наличие несоответствий между выбираемой профессией и профессиональной направленностью подростков, приведены рекомендации по оптимизации профориентационной работе в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Улыбышева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional preferences of teenagers of different groups of professional orientation

In the conditions of constantly increasing requirements of modern production to the level of professional qualification of personnel, the problem of professional orientation of adolescents is of particular relevance. The author considers the correspondence between the professional orientation of adolescents and their preferred professions. The article considers and reveals the specifics of adolescence from a psychological point of view, the scientific novelty lies in the study of professional preferences of adolescents through the prism of professional orientation. The features of the choice of the future professional sphere of activity in adolescence are highlighted, professional orientation is considered in accordance with the method of Klimov's modification. The stages of the study, which is presented in this article, include: diagnosis of professional orientation of adolescents, the division of adolescents into groups in accordance with the identified professional orientation, the study of preferred professional elections of adolescents, the calculation of average scores on the results of the methodology, the analysis of the results. The respondents for this study were teenagers studying in 10-11 grades of schools in Rostov-on-don, undergoing training at the preparatory courses of technical University. To identify professional direction of teenagers, the author used "Differential-diagnostic questionnaire E.A. Klimov", in modification of A.A. Isabel and the questionnaire "what I wanna be". In accordance with the results obtained by the differential diagnostic method, adolescents were divided into 6 groups according to professional trends: man-nature, man-technique, man-man, man-sign system, man-artistic image, the man himself. The article presents the conclusions based on the results of the study, which showed the existence of inconsistencies between the chosen profession and the professional orientation of adolescents, provides recommendations for optimizing career guidance in adolescence.

Текст научной работы на тему «Профессиональные предпочтения подростков разных групп профессиональных направленностей»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/98PSMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 30.11.2018; опубликована 29.01.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Улыбышева И.Н. Профессиональные предпочтения подростков разных групп профессиональных направленностей // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/98PSMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Ulybysheva I.N. (2018). Professional preferences of teenagers of different groups of professional orientation. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/98PSMN618.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.81.70

Улыбышева Ирина Николаевна

ФГАОУ «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

Преподаватель E-mail: Iren537@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4072-5586 РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=994418

Профессиональные предпочтения подростков разных групп профессиональных направленностей

Аннотация. В условиях постоянно возрастающих требований современного производства к уровню профессиональной квалификации кадров проблема профессиональной ориентации подростков приобретает особую актуальность. Автором рассмотрены соответствия профессиональной направленности подростков и предпочитаемых подростком профессий. В статье рассмотрена и раскрыта специфика подросткового возраста с психологической точки зрения, научная новизна заключается в исследовании профессиональных предпочтений подростков через призму профессиональной направленности. Выделены особенности выбора будущей профессиональной сферы деятельности в подростковом возрасте, рассмотрены профессиональные направленности в соответствии с методикой Е.А. Климова в модификации А.А. Азабель.

Этапы проведенного исследования, которое представлено в данной статье, включают в себя: диагностику профессиональных направленностей подростков, разделение подростков на группы в соответствии с выявленными профессиональными направленностями, исследование предпочитаемых профессиональных выборов подростков, подсчет средних баллов по результатам проведенной методики, анализ полученных результатов.

Респондентами для данного исследования выступали подростки, обучающиеся в 10-11 классах школ г. Ростова-на-Дону, проходящих обучение на подготовительных курсах технического вуза. Для выявления профессиональных направленностей подростков, автором был использован «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова» в модификации А.А. Азабель и анкета «Кем я хочу стать». В соответствии с результатами, полученными по дифференциально-диагностической методике, подростки были разделены на 6 групп в соответствии с профессиональными направленностями: человек-природа, человек-

техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ, сам человек.

В статье сформулированы выводы по результатам проведенного исследования, которое показало наличие несоответствий между выбираемой профессией и профессиональной направленностью подростков, приведены рекомендации по оптимизации профориентационной работе в подростковом возрасте.

Ключевые слова: профессиональная направленность; подростки; профессиональная ориентация; профессиональные предпочтения; профессиональные представления; профессиональное самоопределение

Для преодоления несоответствия между объективно существующими потребностями общества в определенных кадрах и неадекватно сложившимися субъективными профессиональными представлениями подростков о будущей профессиональной деятельности изучение профессиональных предпочтений подростков является необходимым условием. В подростковом возрасте, как правило, предпочтение отдается профессиям наиболее популярным, которые освещены средствами массовых коммуникаций, не принимая во внимание востребованность данной профессии в определенном регионе на рынке труда. Профориентационная работа с подростками в первую очередь оказывает важное влияние на объективное распределение профессиональных ресурсов, помощь в выборе жизненного и профессионального пути подростков, адаптацию личности к профессии [10].

Подготовка к выбору профессии является важной частью гармоничного и полного развития личности подростка, в этой связи следует рассматривать в профессиональное ориентирование в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. С этой точки зрения профессиональное ориентирование является важным компонентом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом [7].

Для развития человека важен каждый возраст. Но подростковый возраст занимает особое место в психологической науке. Ключевым компонентом подросткового возраста является переходом от детства к взрослой жизни, в этой связи можно говорить о качественной перестройке всех сторон развития подростка, во время которых возникают и формируются важные психологические новообразования, складываются основы сознательного поведения подростка, формируются социальные установки. Данный процесс преобразования и определяет все основные особенности личности подросткового возраста [1].

Большое значение в становлении подростка как будущего профессионала в выбранной профессиональной области имеет его отношение к выбранной профессии. А также важным является умение объективно увидеть специфику профессии и представить себя в данной профессиональной сфере. Только в том случае, когда выбранная профессиональная сфера деятельности становится неотъемлемой частью жизни личности, а не только способом удовлетворения материальных запросов, можно говорить о сформированности профессионального самосознания [2].

Важным в процессе обучения и воспитания для подростка, является получение информации о различных профессиональных сферах деятельности, для формирования объективных представлений для выбора жизненного и профессионального пути. Необходимые базовые знания, информацию о разнообразии профессий, потребности общества подросток должен получать из образовательной среды, в которой он находится, именно эти компоненты профориентации позволят сделать подростку правильный профессиональный выбор [3].

Деятельность, в которую вовлекается личность, обогащает ее жизненный опыт, заставляет взаимодействовать с различными людьми, общение с которыми также способствует развитию личности, приобретению опыта социальных контактов, выработке творческого отношения к труду [5].

Подготовка к выбору профессии стоящая перед человеком подросткового возраста является составляющей процесса развития личности и рассматривается как важная социальная проблема [9]. Правильный выбор профессии во многом обеспечивает формирование необходимых и важнейших качеств личности [8].

Для подростков, находящихся на стадии выбора будущей профессиональной деятельности, важным является выявление и формирование профессионально важных качеств, что будет являться основой профессионального самосознания личности.

Исследование профессиональных предпочтений подростков разных групп профессиональных направленностей, проводилось на выборке обучающихся 10-11 классов г. Ростова-на-Дону. В исследовании приняло участие 85 обучающихся.

На первом этапе мы продиагностировали респондентов при помощи «Дифференциально-диагностического опросника» Е.А. Климова в модификации А.А. Азабель

[4].

30 20 10 0

26 20 21 26 26

3,5 3,5

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

%

Ч-З

Ч-Х Сам чаловек

Рисунок 1. Численность групп старшеклассников в зависимости от доминирующей профессиональной склонности в %

Наибольшее количество респондентов относится к профессиональной направленности человек-техника и человек-художественный образ. Выраженность профессиональной направленности технического направления может быть связано с тем, что респонденты заинтересовано в поступлении в технический вуз.

Также склонность к определенным типам профессиональной деятельности выражена в отношении типа профессий человек - художественный образ (рисунок 1). Это может быть связано, во-первых, с привлекательностью данных видов профессий для подростков, так как именно к данным видам деятельности относится большинство знаменитых людей (музыканты, художники, актеры). Во-вторых, эстетические виды деятельности связаны со сферой увлечений, а многие из тех, кто занимается музыкой, танцами, живописью, хотели бы, чтобы их хобби переросло в будущую профессию [6].

Наименее выражены типы профессий человек-природа и сам человек, такое распределение баллов может быть связано с не представленностью данного направления подготовки в вузе, в котором респонденты проходят обучение. Также наименьший показатель по типу человек-природа может быть связан с необходимостью исследовательской деятельности в профессиях данного типа, которая вызывает сложности у подростков.

На втором этапе проведенного исследования респондентам предлагалось ответить на вопрос «Кем я хочу стать?». По степени встречаемости выбранных профессий по группам

https://mir-nauki.com

профессиональной направленности были получены следующие данные: подростки, относящиеся к типу профессиональной направленности человек-природа, чаще выбирают профессию ветеринар (67 %), наименее востребована профессия агронома (33 %), выбор респондентов полностью соответствует типу профессиональной направленности, которая была у них выявлена.

Респонденты, относящиеся к профессиональной направленности человек-техника, в большинстве своем хотят стать инженерами (77,5 %), менее востребованными является профессия военного (9 %) и наименьший показатель встречаемости относится к профессиям строитель (4,5 %), метеоролог (4,5 %) и кадастр (4,5 %).

Подростки, которые относятся к профессиональному типу человек-человек, чаще выбирают профессию психолога (46 %), далее по встречаемости стоят профессии учитель (18 %) и экономист (12 %), менее популярными являются профессии врача (6 %), журналиста (6 %), фотографа (6 %) и руководителя (6 %).

Респонденты, которые в ходе определения профессиональной направленности попали в группу человек-знак, в абсолютном большинстве хотят стать IT-специалистами (67 %), далее по встречаемости располагается графический дизайнер (11 %) и бухгалтер (11 %), также старшеклассники из этой группы выбирали профессии товароведа (5,5 %) и экономиста (5,5 %).

В группах респондентов с профессиональной направленностью человек-художественный образ преобладает профессия дизайнер (55 %), также в данной группе подростков присутствуют профессии, не соответствующие профессиональной направленности, такие как программист (4,5 %), социолог (4,5 %) и инженер (4,5 %). Такое несоответствие свидетельствует о неготовности респондентов данной группы профессиональной направленности сделать профессиональный выбор, им требуется профориентационная помощь в выборе профессиональной сферы. Необходимо провести просветительскую и активизирующую профориентационную работу, для выработки у подростков четкой стратегии выбора будущей профессиональной деятельности.

В группе подростков с профессиональной направленностью сам человек, профессии распределились следующим образом: тренер (67 %) и спортсмен (33 %). Такие профессиональные предпочтения полностью соответствуют профессиональной направленности данной группы респондентов.

Анализ результатов проведенного исследования, направленного на изучение профессиональных предпочтений подростков разных групп профессиональных направленностей, позволяет сделать вывод о необходимости проведения профориентационной работы с подростками, так как выбор профессии является одной из главных проблем данного возрастного периода. В целом весь процесс обучения подростков должен быть ориентирован на повышение мотивации к реализации профессиональных намерений, для организации эффективного профессионального выбора. Профессиональное самосознание подростков характеризуется неоднородностью, как показало проведенное исследование, есть подростки с несформированным профессиональным самосознанием. Такие респонденты отличаются низкой мотивацией к выбору направления профессиональной подготовки, и затрудняются ответить на вопрос кем бы они хотели стать в профессиональном плане. Профессиональный выбор, как правило, в данном случае делается за компанию, что приводит к неудовлетворенности в профессиональной жизни и разочарованием в себе как профессионале, так как не принимаются во внимание склонности, способности и возможности личности. Таким образом, процесс профориентационной работы с подростками должен строится с учетом различных категорий подростков как по уровню мотивации к дальнейшему

профессиональному обучению, так и по уровню развития профессионального самосознания подростков, стоящих перед выбором профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдонина В.И., Тихонина Т.А. Взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростка // Студенческая наука XXI века. 2015. № 3. С. 59-60.

2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. - Москва, 2010, Сер. школьные технологии, Praktika.

3. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению как основа субъектности профессионального выбора // European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 282-289.

4. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. - 112 с.

5. Долматова С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научн. конференции. - М.: Норма, 2014. - 385 с.

6. Жолудева С.В., Улыбышева И.Н. Представления старшеклассников с разными профессиональными склонностями о своей готовности к будущей деятельности [Текст] / Профессиональные представления: сборник научных трудов № 10 / Под редакцией Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Фонд науки и образования, 2018. - С. 41-48.

7. Особенности формирования профессиональных представлений на разных этапах профессионального пути, Жолудева С.В., В книге: Современная парадигма исследования профессиональных представлений, Антипова И.Г., Жолудева С.В., Науменко М.В., Панкратова И.А., Рогов Е.И., Рогова Е.Е., Скрынник Н.Е., Шевелева А.М. Ростов-на-Дону, 2014. С. 27-63.

8. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. - М.: Академия, 2008. -429 с.

9. Улыбышева И.Н., Жолудева С.В. Особенности применения коуч-технологий в работе с повышением профессиональной готовности у старшеклассников с различными профессиональными склонностями // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5.

10. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М., 2010. - 146 с.

https://mir-nauki.com

Ulybysheva Irina Nikolaevna

Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: Iren537@yandex.ru

Professional preferences of teenagers of different groups of professional orientation

Abstract. In the conditions of constantly increasing requirements of modern production to the level of professional qualification of personnel, the problem of professional orientation of adolescents is of particular relevance. The author considers the correspondence between the professional orientation of adolescents and their preferred professions. The article considers and reveals the specifics of adolescence from a psychological point of view, the scientific novelty lies in the study of professional preferences of adolescents through the prism of professional orientation. The features of the choice of the future professional sphere of activity in adolescence are highlighted, professional orientation is considered in accordance with the method of Klimov's modification.

The stages of the study, which is presented in this article, include: diagnosis of professional orientation of adolescents, the division of adolescents into groups in accordance with the identified professional orientation, the study of preferred professional elections of adolescents, the calculation of average scores on the results of the methodology, the analysis of the results.

The respondents for this study were teenagers studying in 10-11 grades of schools in Rostov-on-don, undergoing training at the preparatory courses of technical University. To identify professional direction of teenagers, the author used "Differential-diagnostic questionnaire E.A. Klimov", in modification of A.A. Isabel and the questionnaire "what I wanna be". In accordance with the results obtained by the differential diagnostic method, adolescents were divided into 6 groups according to professional trends: man-nature, man-technique, man-man, man-sign system, man-artistic image, the man himself.

The article presents the conclusions based on the results of the study, which showed the existence of inconsistencies between the chosen profession and the professional orientation of adolescents, provides recommendations for optimizing career guidance in adolescence.

Keywords: professional orientation; teenagers; professional orientation; professional preferences; professional ideas; professional self-determination

98PSMN618

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.