Таблица 1
Технические характеристики судов предприятий речного флота Республики Саха (Якутия)
Предприятия Средний возраст судов Общее количество судов Количество судов возрастом до 10 лет Техническое состояние Суда на консервации
Годное Ограниченно годное Негодное
Количество Проценты Количество Проценты Количество Проценты Количество Проценты
ОАО «Ленское объединенное Речное пароходство» 20 350 58 234 66,9 84 24,0 32 9,1 48 13,7
ОАО «Янское речное пароходство» 24 69 2 25 36,2 39 56,5 5 7,2 16 23,2
ОАО «Колымская судоходная компания» 22 52 1 32 61,5 14 26,9 6 11,5 11 21,2
ОАО «Якутский речной порт» 23 90 3 50 55,6 31 34,4 9 10,0 14 15,6
ОАО «Хандыгский речной порт» 20 30 4 24 80,0 3 10,0 3 10,0 6 20,0
Всего: 22 591 68 365 61,7 171 28,9 55 9,3 95 16,1
номических преобразований, перестройки традиционной системы хозяйственных связей и отсутствия устойчивого финансирования водный транспорт не мог развиваться нормально. Особенно обострилась проблема обновления флота. В настоящее время основной объем перевозок водным путем осуществляют суда ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», ОАО «Янское речное пароходство», ОАО «Якутский речной порт», ОАО «Колымская судоходная компания», ОАО «Хандыгский речной порт». Средний возраст судов на этих предприятиях составляет 22 года. В годном техническом состоянии находится только 61,7% из них, остальные - в ограниченно годном или негодном (табл. 1).
Дефицит бюджета отразился и на предприятиях, обслуживающих водные пути - около 80% технического флота было выведено из состава судов, поддерживающих гарантийную глубину рек и обслуживающих судоходную
Техника, доставленная в Центральную Якутию водным транспортом.
обстановку на них. В результате уменьшилось число обслуживаемых участков, а потеря глубин, например, на р. Лене составила 40-50 см, р. Алдане - 40-45 см, р. Яне на участке Куйга - Нижнеянск - до 60 см. Значительно сократилась глубина на баре р. Яны [3]. Все это привело к снижению пропускной способности внутренних водных путей, степени их безопасности для судоходства и уменьшению протяженности, что негативно сказалось на совершенствовании существующих и развитии новых промышленных отраслей республики.
В конце XX века в РС(Я) начала складываться благоприятная экономическая ситуация. Правительством республики был принят ряд программ развития приоритетных отраслей экономики: алмазодобывающей, ювелирной, золотодобывающей, нефтегазовой, угольной промышленности;
Суда в ожидании разгрузки в районе г. Якутска.
перерабатывающего и лесопромышленного комплексов. Это позволило предприятиям республики в 2003 г. произвести продукции (в действующих ценах) на 14,7% больше, чем в 2002 г. [4]. С ростом экономических показателей начал увеличиваться объем транспортных перевозок, в том числе и внутренних водны. Таблица 2 показывает, что в период с 1998 по 2002 гг. объем завоза груза в РС(Я) вырос с 2489,0 до 2946,6 тыс. тонн, а грузооборот - с 1938,0 до 3352,5 млн. тонно-км.
Завершение структурных реформ, рост экономических показателей, создание основ функционирования и развития транспорта в рыночных условиях создали предпосылки для формирования в России и регионах страны единой транспортной стратегии. Государственной службой речного флота Министерства транспорта Российской Федерации разработана «Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации», которая утверждена Распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2003 г. № 909-р. На Всероссийской научно-практической конференции «Транспортная стратегия России», состоявшейся в г. Москве 3 декабря 2003 г., была принята резолюция, в которой Правительству Рос-
сийской Федерации рекомендовано утвердить проект представленной «Транспортной стратегии России» на период до 2025 г. [5]. В феврале 2004 г. на Коллегии Министерства транспорта, связи и информатизации РС(Я) был одобрен проект программы «Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия)» [6]. Оба документа предполагают разработку программ по развитию и модернизации всех видов транспорта, в том числе и внутреннего водного. Они определяют основные направления развития транспортного комплекса Якутии до 2025 г., задачи, формы и содержание государственного управления и регулирования в сфере транспортной деятельности, являются основой для выработки государственной политики в области развития отдельных видов транспорта и смежных отраслей экономики. Разработка транспортных планов, согласование инфраструктурных транспортных проектов субъектов Федерации и другие формы координации развития региональных транспортных систем отнесены на уровень федеральных округов. Дальневосточный округ, в который входит Республика Саха (Якутия), имеет слабую транспортную сеть, что является главной причиной сдерживания развития экономики. Реализация программ по реформированию речного транспорта и его совершенствования позволит решить следующие ключевые проблемы.
1. Сохранить важную роль водного транспорта в транспортном обеспечении республики после переноса базового порта в г. Якутск в связи с завершением строительства Амуро - Якутской железной дороги.
Несмотря на определенное сокращение перевозок речным транспортом в центральные районы и изменение направлений грузопотоков, объем перевозок грузов водным транспортом будет расти за счет увеличения разработок месторождений углеводородного сырья, добычи полезных ископаемых, развития лесопромыш-
Таблица2
Показатели завоза груза в Республику Саха (Якутия) внутренним водным транспортом с 1998 по 2002 гг.
Показатели Годы
1998 1999 2000 2001 2002
Перевезено груза (тыс. тонн) 2375,0 2489,0 2952,0 2830,0 2946,0
Грузооборот (млн. тонно-км) 1938,0 2391,1 2895,6 2912,7 3352,5
Навигация на р. Лене в разгаре.
ленного комплекса и других отраслей промышленности.
Доставка грузов водным транспортом в арктические и западные районы республики в долгой перспективе останется преобладающей.
2. Создать условия, обеспечивающие достаточную пропускную способность
транспортного флота.
Стратегия развития транспорта предусматривает разделение водных путей на пути федерального и регионального подчинения с соответствующим разграничением финансирования по их содержанию. Это позволит сбалансировать выделение средств между федеральным и республиканским бюджетами и решить, таким образом, задачи по улучшению габаритов водных путей, восстановить и в дальнейшем содержать выпра-вительные сооружения, строить и модернизировать технический флот.
3. Обеспечить надежное функционирование и развитие Северного морского пути (СМП).
Северный морской путь является важной транспортной системой Арктики. Его стабильное функционирование дает возможность перевозить грузы в арктические районы республики
как по внутренним водным артериям, так и морским путем из других регионов страны. В перспективе СМП может стать самостоятельным евразиатским коридором, связывающим страны Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона.
4. Пополнить флот Ленского бассейна судами смешанного плавания (река-море), экономичными судами и аппаратами на воздушной подушке, а также
■модернизировать действующий флот.
Завоз грузов в Арктику возможен только судами смешанного плавания, поэтому очень важен вопрос обновления и пополнения такого типа флота. Эта задачу можно решить при государственной поддержке из федерального и республиканского бюджетов, так как предприятия речного флота не имеют для этих целей достаточных средств.
Решение вышеуказанных задач (к 2025 г.) в ходе реализации «Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)» позволит:
- создать всесезонную единую транспортную сеть;
- обеспечить надежную транспортную связь центрального района с другими населенными пунктами республики;
- ускорить рыночные преобразования в различных отраслях транспорта и создать максимально благоприятные условия для развития транспортного бизнеса;
- обеспечить опережающее развитие транспортной системы на фоне устойчивого экономического развития республики.
Реализация «Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)», во взаимодействии с «Транспортной стратегией России», при соответствующей координации ее положений, действий всех уровней власти, бизнеса, различных слоев общества обеспечит полное и эффективное использование возможностей водного транспорта в интересах социально-экономического развития республики.
Литература
1. Отчет органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) перед населением о работе в 2003 году. - Якутск: Якутские ведомости от 03.02.04 г. № 10. - 64 с.
2. Зачесов В.П., Филоненко В.Г. Транспорт Якутии. - Новосибирск, 2000. - 310 с.
3. Зернов С.Я. Внутренние водные пути Северо -Восточного региона. - Новосибирск, 2003.-121 с.
4. Итоги работы транспортного комплекса и связи Республики Саха (Якутия) за 2002 год и задачи на 2003 год. - Якутск, 2003. -128 с.
5. Транспортная стратегия Российской Федерации. - Москва, 2003. - 28 с.
6. Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия). - Якутск, 2004. - 33 с.
'OiyhhL 1\:Н':ПГ:П'
Инженерная геокриология, гляциология, ледотехника : Фундаментальные источники информации на русском языке / Сиб. отд-ние, Ин-т географии, Ин-т мерзлотоведения им. П.И. Мельникова; сост. В. Р. Алексеев. - Якутск: Изд-во Института мерзлотоведения СО РАН, 2004. - 186 с.
Представлен список фундаментальных источников информации по проблемам криологии Земли, положенный в основу создания компьютерной информационно-поисковой системы в области инженерной геокриологии, гляциологии и ледотехники (ИПС - «Ice and Permafrost engineering»). Освещаются принципы построения системы и технология поиска данных. Анализируются этапы накопления информационных ресурсов, состояние понятийно-терминологической базы, процесс становления и развития молодой науки о распространении, свойствах, функциях и значении снега, льда и мерзлых горных пород. Источники информации сгруппированы в шести блоках: I -тематические издания по вопросам инженерной криологии; II - нормативно-техническая и инструктивно-методическая литература; III - учебники и учебные пособия; IV -теоретические и региональные работы; V - карты и атласы; VI - диссертации. В конце пособия помещены указатели: тематический, именной, географических названий, городов (мест публикации материалов) и издательств.
Книга рассчитана на широкий круг ученых и специалистов, интересующихся проблемами инженерного освоения холодных регионов Земли.
., = «.г. .5,? р
Вопросы методики прогнозирования и поисков месторождений полезных ископаемых (применительно к объектам геологоразведочных работ АК «АЛРОСА»). -Якутск: ЯФ ГУ «Изд-во СО РАН», 2004. - 368 с.
В книге изложены новые материалы, заслушанные на региональной научно-практической конференции «Общество и технический прогресс на современном этапе», посвященной 10-летию Политехнического института (филиала) Якутского госуниверситета в г. Мирный, а также статьи специалистов геологоразведочных предприятий АК «АЛРОСА» по результатам исследований за время, прошедшее со дня завершения предыдущей региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы геологической отрасли АК «АЛРОСА» и научно-методическое обеспечение их решений».
Представленные статьи освещают новые данные геологов-алмазников по глубинно-петрологическим, геолого-тектоническим и вещественно-минералогическим факторам прогнозирования месторождений алмазов, результаты опытно-методических и лабораторно-аналитических исследований, наработки по методическим приемам обработки и анализа геолого-геофизических материалов для прогнозно-поисковых целей, другим прикладным проблемам алмазной отрасли АК «АЛРОСА».
Книга рассчитана на широкий круг геологов и других специалистов, занимающихся прогнозированием и поисками месторождений алмазов, вопросами научно-методического обеспечения геологоразведочных работ на алмазы.
ОБ ИСПЫТАНИЯХ БЕЛОРУССКИХ ВЕЗДЕХОДОВ В ЯКУТИИ
Николай Александрович Находкин,
кандидат биологических
наук, исполнительный директор Секретариата Северного Форума в г. Якутске.
Проблема нехватки современной транспортной техники для арктических районов нашей республики остается весьма актуальной. Изучая мировой опыт освоения Севера, Секретариат Северного Форума в г. Якутске сравнил технические характеристики, стоимость и качество вездеходов для регионов Арктики и пришел к выводу, что наиболее перспективна продукция Белорусского завода внедорожной техники - вездеходы на шинах сверхнизкого давления (рис.1). В апреле прошлого года на генеральной ассамблее Северного Форума в г. Санкт-Петербурге губернаторы одобрили наше предложение по проекту «Новые технологии для Севера» об организации полигона практических испытаний новых технологий Северного Форума в Якутии. В связи с этим, по нашему приглашению, завод направил две машины новой модели грузопассажирского варианта и команду испытателей во главе с директором В.Н. Драбо и главным
H.A. Находкин,
кандидат биологических наук;
Е.Е. Борисов,
кандидат медицинских наук
конструктором завода В.В. Радкеви-чем для испытаний машин в реальных условиях Якутии. Все испытания проводились за счет белорусской стороны.
Всего на заводе были собраны четыре подобных машины усовершенствованной модели. Две машины остались в белорусском Министерстве по чрезвычайным ситуациям, а две других были отправлены в г. Якутск. К началу испытаний эта модель не имела своего названия. Было решено, что оно будет дано после проверки на трассах Якутии. (Возможно, кто-то из читателей журнала предложит свой вариант названия и обоснует его?) В г. Якутск машины прибыли в контейнерах и собирались на базе поисково-спасательной службы МЧС. В течение нескольких дней они проходили первичную обкатку, однако основные, более сложные испытания пришлись на экспедиционный маршрут. Целью маршрута являлись: