Научная статья на тему 'Анализ процесса модернизации водного транспорта республики Саха (Якутия)'

Анализ процесса модернизации водного транспорта республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА / ОБНОВЛЕНИЕ ПАССАЖИРСКОГО ФЛОТА / РЕНОВАЦИЯ СУДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершова Е.Л.

В статье анализируется современное состояние водного транспорта Республики Саха (Якутия) и представлена оценка проблем, тормозящих процесс модернизации в секторе. Бесперебойная работа воднотранспортного комплекса в значительной степени будет зависеть от реновации и обновления флота. Отмечена роль государственных структур в обеспечении полного и эффективного использования возможностей водного транспорта в интересах социально-экономического развития республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ процесса модернизации водного транспорта республики Саха (Якутия)»

УДк 332.13: 656.6

анализ процесса модернизации водного транспорта республики САХА (ЯКУТиЯ)

е. л. ершова,

старший научный сотрудник E-mail: leon2202@mail. ru научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного Федерального университета им. М. К. Амосова,

г. Якутск

В статье анализируется современное состояние водного транспорта Республики Саха (Якутия) и представлена оценка проблем, тормозящих процесс модернизации в секторе. Бесперебойная работа водно-транспортного комплекса в значительной степени будет зависеть от реновации и обновления флота. Отмечена роль государственных структур в обеспечении полного и эффективного использования возможностей водного транспорта в интересах социально-экономического развития республики.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), водный транспорт, модернизация технического флота, обновление пассажирского флота, реновация судов.

Перспективы развития производительных сил Республики Саха (Якутия) свидетельствуют о том, что за водным транспортом сохраняется роль одного из основных участников перевозки грузов по внутренним водным и арктическим морским путям Ленского бассейна Республики Саха (Якутия). Протяженность водных путей на территории республики составляет 21,7 тыс. км (более 70 % от общей протяженности водных путей ДВФО), из них 12,5 тыс. км — это обслуживаемые внутренние водные пути и 2,5 тыс. км — Северный морской путь. Судоходство в Ленском бассейне осуществляется на реках Лена, Вилюй, Алдан, Амга, Колыма, Индигирка, Яна и Анабар. Средняя дальность перевозок речным транспортом в регионе превышает в 12—15 раз среднюю дальность перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом [1, с. 61].

По данным статистики, ежегодно по водным путям республики перевозится более 2,6 млн т различных грузов, в том числе для государственных нужд перевозится около 1 млн т, в смешанном «река-море» сообщении — 440—460 тыс. т. Свыше 80 % грузоперевозок приходится на доминирующие в Ленском бассейне компании водного транспорта: ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» и ООО «Холдинг «Якутский речной порт».

За пределами республики работают 18 судов ГСК «Арктическое морское пароходство» и 14 судов ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», в общем объеме перевозок которых свыше 30 % приходится на долю грузов для получателей арктической зоны (в большей части это энергоносители: нефтепродукты наливом, каменный уголь). В связи с реализацией перспективных инвестиционных проектов республики возрастает роль водного транспорта в расширении грузоперевозок из Якутского транспортного узла. Развитие водного транспорта Республики Саха (Якутия) осуществляется в рамках федеральных и республиканских целевых программ за счет средств федерального, республиканского бюджетов и внебюджетных источников (табл. 1).

В рамках федеральных и республиканских целевых программ на первом этапе (2011—2015 гг.) в целях стабильной работы водного транспорта и для сохранения его ведущей роли в транспортном обеспечении республики, а также для повышения конкурентоспособности судоходных компаний и надежного обеспечения северного завоза предпо-

Таблица 1

Объемы финансирования на развитие водного транспорта Республики Саха (Якутия) по федеральным и республиканским целевым программам с 2007 по 2011 г., млн руб.

Параметр Объем финансовых средств В том числе по источникам финансирования

Федеральный бюджет Бюджет Республики Саха (Якутия) Внебюджетные источники

План Факт % План Факт План Факт План Факт

Подпрограмма «Водный транспорт Республики Саха (Якутия)» В том числе: 14 373,6 8 189,4 57 7 741,6 6 137,3 87,6 65,4 6 120,3 1 986,7

— внутренние водные пути 8 462,1 7 836,9 93 7 741,6 6 137,3 — — 720,5 1 699,6

— внутренний водный транспорт 5 911,5 352,5 6 — — 87,6 65,4 5 399,8 287,1

Примечания: 1. Плановые показатели указаны на основании данных, представленных в приложениях документов [5, 7, 8]. 2. Фактические показатели указаны на основании данных, представленных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия): аналитическая информация по финансированию транспортного комплекса в рамках РЦП и ФЦП по годам.

лагалась радикальная модернизация водного транспорта. Программные мероприятия включали:

— совершенствование структуры транспортного флота за счет пополнения его судами смешанного «река-море» плавания и речными судами нового поколения;

— обновление пассажирского и грузового речного флота;

— обеспечение безопасности прохождения судов;

— оптимизацию структуры флота в Ленском бассейне с учетом предстоящего перераспределения грузопотоков между видами транспорта.

Из средств федерального бюджета республиканских целевых программ проводилось финансирование мероприятий по обеспечению гарантированных габаритов и поддержанию достаточной пропускной способности на внутренних водных путях Ленского бассейна, за счет финансовых средств бюджета Республики Саха (Якутия) осуществлялось дотирование речных пассажирских перевозок по социально значимым направлениям. Анализ использования средств на развитие транспортного комплекса свидетельствует о том, что бюджетные средства по федеральным целевым программам за последний период выделялись только на развитие портовой инфраструктуры, а также для повышения пропускной способности внутренних водных путей. Модернизация технического и экологического флота, переоборудование и технический ремонт судов внутреннего плавания и береговых объектов, причальных стенок осуществлялись только за счет собственных средств ОАО «ЛОРП».

Финансовые средства в целях нового строительства и пополнения флота для Республики Саха (Якутия) не были предусмотрены ни одной программой. В настоящее время даже крупная судоходная компания ОАО «ЛОРП» не имеет достаточных финансовых средств для строительства флота, особенно судов смешанного класса «река-море» для навигации по арктическим рекам.

В условиях рыночных структурных экономических преобразований основными источниками капитальных вложений стали собственные средства предприятий, составляющие на водном транспорте 88,8 %, а также заемные и привлеченные средства — 11,2 % (по республике в 2010 г. доля собственных средств составила 100 % [6, с. 17]). Доля государства в общем объеме инвестиций, направляемых на развитие водного транспорта, значительно сократилась. Отсутствие устойчивого инвестиционного обеспечения воспроизводственных процессов привело к прогрессирующей тенденции разрушения водно-транспортного потенциала, к «старению» технического состояния инфраструктуры транспортного комплекса и парка транспортных средств, а также к массовому выбытию (списанию) основных фондов при низких темпах их обновления. За период с 2005 по 2011 г. коэффициент обновления, отражающий удельный вес вновь введенных за год основных фондов в их общем объеме по всему транспортному комплексу, снизился почти в 5 раз — с 6,5 до 1,8 % (табл. 2).

В настоящее время основной объем перевозок водным путем осуществляют суда ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», ОАО «Янское

Таблица 2

Коэффициенты обновления и выбытия (ликвидации) основных фондов коммерческих крупных и средних предприятий водного транспорта Республики Саха (Якутия), %

Показатели движения основных производственных фондов 2005 г. 2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Коэффициент обновления 6,5 3,3 2,9 10,8 5,9 3,0 1,8

Коэффициент ликвидации 0,2 0,6 1,3 0,2 0,5 0,9 0,7

Источник: Минтранс России. Ленский филиал Российского Речного Регистра: сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов.

речное пароходство», ОАО «Якутский речной порт», ОАО «Колымская судоходная компания», ОАО «Хандыгский речной порт».

Степень износа грузового транспортного флота составляет 60—65 % (с учетом всех субъектов — более 85 %), а пассажирского флота — более 87 % (по РФ — 66,0 % [4, с. 29]). По оценкам специалистов, «...пороговая для экономической безопасности величина (степень износа) составляет 50 %» [2, с. 64].

Для судоходных компаний республики первостепенной стала проблема строительства и обновления грузового и пассажирского транспортного флота. Если в начале 1990-х гг. процент судов с годной оценкой технического состояния составлял в среднем 85—87 %, то в настоящее время из всего состава судов, находящихся на учете в Российском Речном Регистре, только 52,7 % имеют годное к эксплуатации техническое состояние (табл. 3).

Средний возраст судов транспортного флота, сосредоточенных в самом крупном предприятии Ленского Бассейна ОАО «ЛОРП», составляет: сухогрузных — 30 лет, наливных — 28 лет (при нормативном сроке в 24 года), судов арктического пароходства — 23 года (при нормативном сроке службы в 22 года). Согласно нормативным докумен-

там, уже к 2015 г. практически весь имеющийся в республике флот «река-море» плавания выработает свой технический ресурс и будет подлежать списанию. Нормативный срок эксплуатации пассажирских судов, находящихся на балансе ОАО «Якутский речной порт» и выполняющих за навигацию до 532 социально значимых рейсов в 14 районов республики, превышает более 22 лет, 10 судов физически полностью устарели.

Такое состояние транспортного и пассажирского флота не только отрицательно сказывается на ежегодных объемах перевозок, но и ставит под угрозу бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения населения республики. К примеру, потери провозной способности от исключения из транспортного процесса «однокорпусных» танкеров, остающихся вне конкуренции по доставке жизнеобеспечивающих грузов в арктическую зону республики и требующих необходимой модернизации, могут составить около 600 млн т км. По предварительным подсчетам, не будет перевезено около 40 % грузов в населенные пункты арктического района [6, с. 2].

Дефицит бюджета отразился и на предприятиях, обслуживающих водные пути, — около 80 % вспомогательного технического и экологического

Таблица 3

Техническое состояние судов предприятий водного транспорта

Республики Саха (Якутия^ на 17.07.2012

Вид флота Количество Годное Ограниченно Негодное

судов состояние годное состояние состояние

Самоходные (грузовые, пассажирские, 1 156 592 371 193

вспомогательные) суда

Несамоходные (грузовые, пассажирские, 625 347 156 122

вспомогательные) суда

Всего судов... 1 781 939 527 315

Справочно

Годность судов к эксплуатации, % 100 52,7 29,5 17,8

Источник: Минтранс России. Ленский филиал Российского Речного Регистра. Информация по судам, находящимся на классификационном учете ЛФ РРР.

флота (аварийно-спасательные, дноуглубительные, буксирные суда, станции очистки и подогрева и пр.) было выведено из состава судов, поддерживающих гарантийную глубину рек и обслуживающих судоходную обстановку на них. Средний возраст данной категории судов составляет более 40 лет с условной годностью к эксплуатации. В настоящее время в Ленском бассейне фактически под угрозой разрушения оказалась вся речная портовая инфраструктура (гидротехнические сооружения и портовая техника, причальные стенки и технические здания). Все это привело к снижению пропускной способности внутренних водных путей, степени их безопасности для судоходства и уменьшению протяженности, что стало причиной недозавоза грузов в отдаленные арктические районы, а также негативно сказалось на совершенствовании существующих и развитии новых промышленных секторов республики. Ежегодно возникает проблема финансирования на содержание северных рек (по данным Министерства транспорта РФ, это финансирование не вошло в базу инвестиционных программ). На содержание Яны, Индигирки и Колымы по нормативам требуется 290 млн руб.

Для обеспечения суммарного уровня тоннажа вследствие планируемого ежегодного увеличения объема перевозок (увеличение в 2016 г. к уровню 2011 г. составит 6 %) потребуются модернизация существующего и строительство нового транспортного флота, до 2016 г. необходимо построить 4 судна смешанного плавания и 10 судов внутреннего плавания. Специалистами определено, что флот внутреннего плавания должен строиться внутри республики, так как «перегон» судов из других регионов по Северному морскому пути крайне затруднителен. На первом этапе судостроители республики начали проводить модернизацию флота и техническое переоснащение берегового производства. В 2010 г. была проведена реорганизация Жатайского и Пеледуйского судоремонтно-судостроительных заводов. В 2013 г. планируется проведение работ по разработке технических заданий для строительства танкеров и сухогрузов, мелкосидящего буксира для работы на участках пунктов Якутск—Хатанга—Пе-век и других проектов судов, способных работать как на морском участке, так и на малых реках в первый период навигации. Решая приоритетную задачу по повышению коммерческой привлекательности водного транспорта для частного капитала, ОАО «ЛОРП» проводит диверсификацию производства

в целях расширения производства и привлечения новых заказчиков как внутри республики, так и за ее пределами. В связи с этим на Жатайском судо-ремонтно-судостроительном заводе было освоено и успешно внедрено серийное производство контейнерных автозаправочных станций «Арктика» для заправки топливом любых видов транспорта при экстремальных температурах [3, с. 4].

В условиях сложившейся экономической ситуации, когда судоходным компаниям республики пока невозможно рассчитывать на какое-либо значительное пополнение флота, применяются нетрадиционные методы обновления основных производственных фондов, к которым можно отнести:

1) реновацию (модернизация с элементами обновления), которая достигается за счет:

— реклассификации судна (повышение класса судна);

— изменения назначения судна с сохранением или изменением его класса (например, переоборудование сухогрузных самоходных и несамоходных судов в нефтеналивные);

— продления срока службы судов и снижения текущих расходов по их эксплуатации;

2) конверсию — строительство флота с использованием конструктивных элементов и модулей, технических средств электрооборудования утилизируемого судна при создании другого.

Однако следует отметить, что реновация судов «река-море» плавания, к которой приступили судоходные компании республики, позволяет продлить срок их эксплуатации только на 10— 15 лет и в целом не решает проблемы их обновления.

Конверсия, целесообразность которой, по мнению экспертов, заключается в значительной экономии финансовых ресурсов, также только на некоторый период «отодвигает» проблему обновления флота. Ценовой фактор, который заключается в том, что строительство нового судна в 3—4 раза дороже, чем его сборка из частей уже отработавшего свой ресурс судна, подталкивает судовладельцев к использованию собственного флота «до последнего ресурса». Такой метод обновления парка может привести к ухудшению безопасности судоходства, тем более что до настоящего времени отсутствует методика проверки бывших в употреблении агрегатов и узлов для конверсии [4, с. 16]. Поэтому одним из способов повышения эффективности деятельности предприятий в перспективе должно стать строительство нового флота.

В условиях дефицита собственных финансовых ресурсов у предприятий водного транспорта источниками строительства и модернизации флота должны быть консолидируемые средства федерального и республиканского бюджетов. Решение финансовых проблем для развития предприятий водного транспорта стало возможно с принятием государственной целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012—2016 годы», предусматривающей главным источником финансирования для обновления флота федеральный бюджет с долевым участием регионального бюджета и накоплений самого судовладельца (т. е. на принципах федерально-регионального и частного партнерства). В рамках программы на развитие водного транспорта планируется направить бюджетные средства в размере 3 258,3 млн руб. Особо приоритетная задача заключается в строительстве и модернизации судов со следующими объемами финансирования:

1) строительство судов смешанного плавания (ССП) — 990,0 млн руб.;

2) строительство судов внутреннего плавания (СВП) — 845,0 млн руб. (в том числе собственные средства ОАО «ЛОРП» в размере 310,0 млн руб. (10 ед. судов);

3) модернизация эксплуатируемых судов — 590,0 млн руб.

Для реализации поставленных задач разработаны мероприятия по приобретению и строительству флота, к которым можно отнести:

— новый подход государства к ценообразованию тарифов на перевозку грузов в арктические районы республики;

— приобретение судов по лизинговой схеме, учитывающей дальнейшее естественное выбытие флота и сохранение провозной способности;

— участие крупных грузовладельцев в лице государства по приобретению и аренде судов за счет государственно-частного партнерства;

— государственную поддержку в части возмещения процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями водного транспорта для строительства и модернизации флота.

Следует сделать вывод, что в настоящее время судоходные компании республики работают на пределе своих возможностей: средний возраст флота подошел к «критическому», не хватает специализированных судов. В период инфраструктурных транспортных преобразований на уровне федеральных субъектов важно, чтобы мероприятия по модернизации водного транспорта Якутии оставались приоритетными не только для судоходных компаний, но и для финансовой поддержки государства.

Список литературы

1. Государственная программа «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012—2016 годы». URL: http://base. consultant. ru.

2. Каламбет А. П., Юдин В. Г. К вопросу о финансировании воспроизводства основных средств // Деньги и кредит. 2006. № 10. С. 64—66.

3. Калашникова И. В., Евстратова А. А. Проблема обновления основных производственных фондов предприятий внутреннего водного транспорта в условиях ограниченности финансовых ресурсов // Вопросы экономики. 2009. № 27 (56). С. 12—16.

4. Основные показатели транспортной деятельности в России: Стат. сборник / Росстат. М., 2010. 95 с.

5. Республиканская целевая программа «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 годы и основные направления до 2015 года» / Подпрограмма «Водный транспорт». URL: http://www. sakha. gov. ru.

6. Транспорт в Республике Саха (Якутия): Стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2011. 104 с.

7. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России на 2002—2010 годы и основные направления до 2015 года» / Подпрограмма «водный транспорт». URL: http://www. mintrans. ru.

8. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» / Подпрограмма «водный транспорт». URL: http:// www. mintrans. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.