Научная статья на тему 'О перспективах развития водного транспорта республики Саха (Якутия)'

О перспективах развития водного транспорта республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1216
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ИНВЕСТИЦИИ / ФЛОТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ершова Е.Л.

Изложены перспективы развития водного транспорта Якутии до 2020 г. в рамках инвестиционных проектов транспортного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективах развития водного транспорта республики Саха (Якутия)»

о ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Е. Л. ЕРШОВА, старший научный сотрудник Институт региональной экономики Севера

Изложены перспективы развития водного транспорта Якутии до 2020 г. в рамках инвестиционных проектов транспортного комплекса.

Ключевые слова: водный транспорт, грузоперевозки, инвестиции, флот.

Север Якутии остается одним из регионов, где естественные водные пути являются единственными коммуникациями, и альтернатив водному транспорту практически нет. Водный транспорт занимает одно из ведущих мест среди участников доставки грузов в республику. В связи с предстоящим приходом железной дороги до Якутска возрастет актуальность речных перевозок в Ленском бассейне. Освоение огромных природных ресурсов Севера и интенсивное развитие ведущих отраслей промышленности нуждаются в расширении транспортной схемы и повышении провозных возможностей всех видов транспорта, в том числе водного.

Перспективы развития водного транспорта Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — и формирование грузопотоков с его участием связываются с реализацией перспективных инвестиционных проектов не только внутри республики, но и на межрегиональном и межконтинентальном уровнях, в частности со строительством железной дороги до Якутска. В целом по речному транспорту к 2010 г. Млн т-км прогнозируется увеличение объема грузоперевозок до 3 630 тыс. т, или на 1,74 % к уровню 2008 г., увеличение грузооборота до 4 250 млн т-км, или на 12,6 % к уровню 2008 г. (рис. 1). Это обусловлено строительством ТЭЦ в Депутатском, участием воднотранспортных

предприятий в реализации программы перевода котельных с нефтяного котельного топлива на уголь.

Речному флоту республики предстоит освоить большие объемы по перевозке грузов для строящегося нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Объем грузопотоков рассматривается как в целом по республике, так и по основным промышленным территориальным зонам (Центральная, Западная и Южная).

Стратегическими задачами развития водного транспорта являются:

• обновление, реновация и модернизация грузового и пассажирского флота;

• развитие речных портов и пристаней;

• создание системы мониторинга и обеспечение безопасности судоходства;

• обеспечение экологической безопасности;

• создание мультимодального транспортного узла и развитие новых транспортных схем доставки грузов;

• обеспечение безопасности плавания по морским участкам, создание эффективной навигационной системы;

• возрождение и развитие Северного морского пути;

• кадровое обеспечение.

6000

5000

4000

3000

2000

1000

4 900

5 400

3 378

4 250

Млн пасс-км 25 п

24,3

20

15

10

21,5

23,6

17,5

2008

2010 2015 2020

Год

2008

2010

2015

2020

Год

Рис. 1. Прогнозируемые объемы перевозок на внутреннем водном транспорте

5

0

Таблица 1

Целевые показатели развития водного транспорта Республики Саха (Якутия) [4]

Показатель Единица измерения Год

2010 2015 2020

Речной транспорт

Пассажирооборот Млн пасс-км 21,5 23,6 24,3

Перевозки пассажиров Тыс. чел. 174,4 192,2 197,9

Грузооборот Млн т-км 4 250 4 900 5 400

Перевозки грузов Тыс. т 3 630 4 070 4 485

Морской транспорт

Грузооборот Млн т-км 504,8 571,1 581,2

Перевозки грузов Тыс. т 308,9 349,5 355,7

Ориентировочные уровни грузовых и пассажирских перевозок внутренним водным и морским транспортом показаны в табл. 1.

С учетом развития производительных сил республики устойчивость работы воднотранспортного комплекса РС (Я) в значительной степени будет зависеть от реновации и обновления флота типа смешанного («река—море») плавания. Обусловлено это тем, что только данным классом судов возможен завоз энергоносителей и продовольствия в арктические районы республики (по малым и арктическим рекам Алдан, Вилюй, Марха, Мая, Яна, Анабар, Индигирка, Колыма и др.) для государственных нужд и обеспечение разгрузки морских танкеров, прибывающих по Северному морскому пути. Средний возраст судов этой категории составляет: сухогрузных — 28 лет (117 %), нефтеналивных — 29 лет (121 %) при нормативном сроке 24 года.

Для выполнения ежегодных мероприятий по поддержанию технического состояния эксплуатируемого флота в Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 гг. и основные направления развития до 2015 года» предусмотрено выделение 4 872,6 млн руб. за счет собственных средств предприятий.

Объем инвестиций, необходимый для целей реновации судов всех предприятий на 2007—2015 гг., по программе составляет 968,7 млн руб., в том числе на обновление всего транспортного флота «река—море» плавания предприятию ОАО «ЛОРП» — 291,9 млн руб. Финансирование всех мероприятий по созданию высокоскоростной системы речного пассажирского транспорта и инфраструктуры будет производиться на основе субсидирования лизинговых платежей.

Сумма финансирования целевой программы обновления скоростного пассажирского флота на 2007—2015 гг. составляет 250 млн руб. В целях обеспечения доступности пассажирских перевозок на речном транспорте ежегодно планируется дотирование

социально значимых пассажирских линий в сумме 32,5 млн руб. Общая сумма финансирования целевой программы обновления пассажирского флота и его инфраструктуры составляет 771,6 тыс. руб.

Увеличены инвестиции в речную отрасль по основным проектам на период до 2020 г. (рис. 2).

Инвестиции по проекту развития водного транспорта РС (Я), предусмотренные «Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», составили 10,24—12,13 млрд руб. Поскольку подавляющая доля налоговых поступлений направляется в федеральный бюджет, то главным источником финансирования для обновления флота должен стать федеральный бюджет с долевым участием регионального бюджета и накоплений самого судовладельца, т. е. на принципах федерально-регионального и частного партнерства.

В программе «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 гг.) и на период до 2015 года» предусматриваются мероприятия по развитию водного транспорта РС (Я), финансируемые из федерального бюджета: в 2009 г. — 50 млн руб.; 2010 г. — 54,5 млн руб.

В настоящее время состояние водных путей Ленского бассейна характеризуется как критическое. Габариты пути составляют 70—75 % от уровня ранее достигнутых значений, из-за чего флот вынужден работать с недогрузом и потерей провозных способностей. Прекращение финансирования путевых работ на магистральной части Лены, арктических и малых реках потребует изменения логистики действующей транспортной схемы. Решение задачи по поддержанию требуемых габаритов водных путей Правительство РС (Я) видит в необходимости проведения масштабных проектно-изыскательских работ в Ленском бассейне (возможно, с привлечением независимых специалистов ОАО «Ленгипро-речтранс») с выдачей результатов о фактическом гидрологическом состоянии рек, на основании которых могут быть определены методы и объемы проведения необходимых путевых гидротехнических работ. Обеспечение судоходного состояния водных Годы

Млрд руб.

Рис. 2. Инвестиции в развитие водного транспорта РС (Я)

путей республики с гарантированными габаритами является сегодня одной из важнейших задач.

Не менее важна задача состояния и развития портовой инфраструктуры на внутренних водных путях. С перспективой развития Центрально-Якутского транспортного узла на базе Якутского речного порта в связи с выходом железной дороги до г. Якутска и необходимостью создания здесь крупного транспор-тно-логистического комплекса. При этом в связи с необходимостью реконструкции, технического, технологического перевооружения и строительства грузового терминала в Якутском речном порту в ФЦП «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 гг. и основные направления развития до 2015 года» включен проект «Речные и морские порты». До прихода железной дороги в г. Якутск на 2007—2010 гг. подпрограммой предусматривается финансирование производства подготовительных ремонтных работ и модернизации объектов Якутского речного порта: реконструкция грузового причала на сумму 594,4 млн руб., пассажирского причала на сумму 159,0 млн руб., шпунтовой стенки на сумму 15,4 млн руб. Для выполнения программных мероприятий по поддержанию технического состояния ОАО «Морской порт Тикси» предусмотрено 6,8 млн руб.

В РС (Я) на перспективу до 2030 г. определены направления формирования грузопотоков с участием водного транспорта в соответствии с освоением на территории региона рудных месторождений и развитием ресурсоперерабатывающих комплексов («Прогноз формирования грузопотоков в Республике Саха (Якутия) до 2030 года»). Центральная Якутия — наиболее освоенная часть северного региона, где оседает или направляется в другие районы 45 % всех завозимых в республику грузов. Транспортная инфраструктура Центральной Якутии обусловлена климатическими особенностями арктической зоны и приравненных к ней территорий. Воднотранспортные пути сообщения имеют сезонный характер. С приходом железной дороги до г. Якутска кардинально изменится схема завоза грузов в данный район, резко снизится сезонность завоза и объем материальных запасов. Якутский мультимодальный транспортный узел станет основной перевалочной базой для доставки грузов в северные и восточные районы, а также в группу Вилюйских улусов. С завершением строительства железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск произойдет перераспределение грузопотоков с верхнего маловодного участка р. Лены. Речной транспорт будет являться безальтернативным в обеспечении грузопотоков в арктические районы республики.

Речным транспортом планируется доставка в Усть-Майский улус, в арктическую группу районов нефтепродуктов: дизельного топлива для электро-

станций, бензина, топлива для обслуживания флота и береговой техники. Прогнозируется снижение объемов поставок нефтепродуктов за счет перехода на угольное отопление.

Для нужд Хангаласского района нефтепродукты прибывают на станцию Кердем, где осуществляются их разгрузка и доставка водным транспортом на Покровскую нефтебазу.

Речным транспортом будет осуществляться транспортировка нефтепродуктов от Якутской нефтебазы до потребителей других районов республики. При этом в Якутске в преднавигационный период (апрель—июнь) производится накопление части нефтепродуктов для этих районов республики. Отправки осуществляются первым туром (июнь— июль) на боковые реки (Алдан, Вилюй), вторым туром (июль—август) в районы арктической группы. Ввоз и дальнейшая перевалка деловой древесины от основных поставщиков — лесозаготовительных предприятий Центральной Якутии с автомобильного и речного транспорта на железнодорожный будут происходить на станции Якутск-речпорт.

Доставка товаров народного потребления для арктической и вилюйской группы районов будет осуществляться через станцию Якутск-грузовая. Объемы по перевалке основных грузов через основные транспортные узлы — станции Якутск-речпорт и Якутск-грузовая — отображены в табл. 2.

Немалая роль в новых проектах отводится транспортным коридорам. Открываются новые возможности транзита через территории нашей республики любых грузов в неограниченном количестве. С завершением строительства и приходом железной дороги на правый берег р. Лена будет образована единая транспортная ось — водный транспортный коридор смешанного типа: железнодорожно-морской, соединяющий южные районы республики с северными. Это позволит расширить возможности экспортных поставок Якутии из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. С развитием новых транспортных схем и внедрением более новых скоростных технологий по доставке грузов «от двери до двери», с целью повышения безопасности судоходства на водных магистралях, устойчивости работы водного транспорта и оптимизации судопотоков на внутренних водных путях предполагается объединение речных портов республики в единую систему отраслевого информационного мониторинга грузо-, пассажиро-и судопотоков на внутренних водных путях на основе логистико-информационного диспетчерского регулирования движения судов в границах бассейнов.

Ежемесячный информационный мониторинг напряженности перевозок и интенсивности использования внутренних водных путей будет осущест-

Таблица 2

Прогноз транзитных потоков грузов по станциям Якутского территориального логистического узла (ЯТЛУ), тыс. т [2]

Год Прибытие грузов Отправление грузов

Нижний Бестях Якутск-грузовая Якутск-речпорт Всего по ЯТЛУ Нижний Бестях Якутск-грузовая Якутск-речпорт Всего по ЯТЛУ

2010 1 943 1 186 325 3 934 215 200 73 660

2015 3 045 1 283 301 5 157 223 210 83 680

2020 3 060 1 470 355 5 436 237 450 88 708

2025 2 433 1 169 282 4 323 360 684 134 1 076

2030 2 515 1 208 292 4 468 360 684 134 1 076

влять Управление внутреннего водного транспорта. Его результаты будут служить основой для установления категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы на последующие годы, а также способствовать прогнозированию развития пассажирских и грузовых потоков на внутренних водных путях Российской Федерации.

Создание системы мониторинга и безопасности на внутренних водных путях невозможно без реконструкции и развития сетей технологической связи, предусматривающей внедрение коммуникационных средств нового поколения (например, с использованием Глобальной навигационной системы (ГЛО-НАСС) в интересах транспорта).

Безопасность судоходства в современных условиях во многом определяется наличием у судоводителей навигационной информации, обновляемой в оперативном режиме. Для этого предусматривается установка в Ленском бассейне системы управления движением судов (СУДС) с интегрированной системой принятия управленческих решений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (CMS). Параллельно возникает необходимость в разработке и внедрении электронно-картографической системы Ленского бассейна с оснащением флота электронными навигационными картами и применением автоматизированной проводки судов (ГЛОНАСС), что особенно важно в условиях ограниченной видимости, на участках с неосвещаемой судоходной обстановкой. Это позволит существенно повысить эффективность систем связи, надежность, достоверность и качество передачи информации по всей протяженности внутренних водных путей, а также арктических морских путей. В целях улучшения процесса управления движением флота предусмотрены капитальные вложения на реконструкцию Осетровского и Нижнеянского узлов связи в сумме 110,8 млн руб. (2006—2010 гг.).

С учетом прихода железной дороги для обеспечения безопасности плавания судов класса «река—море» необходимо проведение следующих мероприятий:

• разработка и содержание подходов и рейдов для стоянки флота у портов Нижний Бестях и Якутск с гарантированными глубинами 2,9 м;

• проведение дноуглубительных работ на участке Якутск — Быков мыс протяженностью 1 638 км в целях обеспечения гарантированных глубин 2,9 м для работы крупнотоннажного флота с полной загрузкой;

• увеличение гарантированных глубин до 3,0 м на барах рек Яна, Индигирка, Колыма с разработкой морских баровых участков для гарантированного обеспечения грузов в арктические улусы республики;

• строительство Витимской нефтебазы как основного объекта для хранения резервных запасов и бункерного топлива, сырой нефти для Ленского бассейна, электрических станций и береговой техники.

Для освоения намеченных планов развития водного транспорта, особенно в условиях экономического кризиса, остро стоит проблема совершенствования кадрового состава. Проблема кадрового дефицита высококвалифицированного контингента может быть решена только за счет значительного улучшения качества подготовки и переподготовки специалистов на основе применения самых передовых образовательных технологий. В перспективе намечено обеспечить кадрами возможность плавательной практики, провести оснащение учебных помещений по подготовке диспетчеров разного уровня интеллектуальной тренажерной техникой, улучшить состояние материально-технической базы учебных заведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная целевая программа «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 годы и основные направления до 2015 года».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Министерство экономического развития РС (Я). Прогноз формирования грузопотоков в Республике Саха (Якутия) до 2030 года. — Якутск. 2007. С. 74.

3. Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия). Январь — декабрь 2008 года. Якутск. 2009.

4. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Якутск—Москва. 2007. С. 280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.