Научная статья на тему 'ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДНЕСМЕННЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДНЕСМЕННЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.А. Давыденко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДНЕСМЕННЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

зовать при выращивании культур с коротким вегетационным периодом, таких как укроп, салат, редис. При внесении мирала в почву на уровне 0,03 мг/кг он не обнаруживался на культурах с периодом созревания 4 мес (морковь). Таким образом, за критическую величину по изучаемому показателю вредности принята концентрация

0.03 мг/кг.

Выводы. 1. Лимитирующими показателями при гигиеническом нормировании содержания мирала в почве являются транслокационный и водно-миграционный.

2. ПДК мирала в почве составляет 0,03 мг на 1 кг абсолютно сухой почвы по действующему веществу.

Литература

1. Большой практикум по микробиологии / Под ред. Г. Д. Сели-бера.—М., 1962.

2. Временные методические указания по определению остаточных количеств мирала в воде, почве и растительных продуктах ТСХ.— М., 1987.—Сб. 16, ч. 2.—С. 228.

3. Галстян А. Ш. // Докл. ВАСХНИЛ.— 1959.—Вып. 2.— С. 19—21.

4. Методы почвенной микробиологии и биохимии / Под ред. Д. Г. Звягинцева.— М., 1980.

5. Методические рекомендации по гигиеническому обоснованию ПДК химических веществ в почве.— М., 1982.

6. Методические указания по санитарно-микробиологическому

исследованию почвы.— М., 1981.

1 • • »

Поступила 27.11.89

S u m m a r y. On the basis of results of studies on experimental substantiation of MAC for miral in soil it has been found out, that the sub-threshold miral amounts according to the water-migrational, air-migrational, translocational and general sanitary indices of harmfulness equal 0.03, 3, 0.03 and 0.15 mg/kg' respectively. Therefore, water-migrational and translocational indices are the limiting indices of harmfulness for miral. 0.03 mg per I kg of absolutely dry soil is recommended for miral MAC according to the acting substance.

Гигиена труда

© Л. А. ДАВЫДЕНКО, 1991 УДК 613.632.4-074

Л. А. Давыденко

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДНЕСМЕННЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Волгоградский медицинский институт

Наиболее распространенным приемом гигиенической оценки воздуха рабочей зоны на химических производствах является сопоставление величин фактических концентраций с величиной ПДК. По мнению авторов [1, 2], этот метод позволяет судить о гигиенических достоинствах технологического процесса, надежности оборудования и перспективен для разработки оздоровительных мероприятий.

Однако оценка качества воздушной среды только по измерениям разовых концентраций не может дать исчерпывающую информацию для прогнозирования возможного влияния условий труда на здоровье работающих.

Как известно [4, 8], качество воздушной среды на химических предприятиях в течение смены нестабильно. Параметры ее колеблются в зависимости от этапов технологического процесса, характера труда аппаратчиков (ведение процесса из щитовой или управление и регулировка в производственных помещениях). Кроме того, биологическое действие некоторых веществ, обладающих хроноконцентрационным свойством, в основном

определяется дозой вещества, попавшей в организм, а не величиной концентрации [8].

Вопрос о целесообразности использования сред-несменных ПДК ставился 3. А. Волковой еще в 1965 г. Именно такой норматив, по мнению ряда авторов [1, 7, 8], необходим для оценки состояния здоровья, и его величина может быть использована для расчета поглощенной дозы вещества и, следовательно, для объективной оценки возможного ущерба для здоровья работающих.

На современном крупнотоннажном производстве проведены гигиенические исследования, включающие химический анализ воздуха рабочей зоны, изучение микроклимата, освещенности, уровней шума, хронометражные наблюдения. Качество воздуха изучали на протяжении 2 лет (предприятие работало в стабильном режиме). Отобраны 3662 пробы в различных точках рабочей зоны при проведении характерных технологических операций. По результатам разовых проб рассчитывали среднюю величину концентрации, процент проб с превышением ПДК от 1. до 5, от 5 до 10 и более 10 раз. Среднесменную концентрацию для аппаратчиков различных стадий определяли в виде

средневзвешенной величины по формуле А. А. Кас-парова [1, 3]. Кроме того, проведен медицинский осмотр работающих специалистами (терапевт, невропатолог, отоларинголог, дерматолог), изучена заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ).

В литературе [9] есть сведения о том, что морфолин в комбинации с нитратом натрия образует нитрозоморфолин, дающий мутагенный эффект. В этой связи в лаборатории токсикологии НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР были проведены цитогенетические исследования, которые показали, что в воздухе производственных помещений присутствовали морфолин (ПДК 0,5 мг/м3), аммиак (ПДК 20 мг/м3), динил (ПДК 10 мг/м3). Концентрации аммиака и динила в воздухе не превышали ПДК.

В 51 % проб концентрации морфолина находились в пределах от 0,3 до 10,6 мг/м3; на большинстве участков средние величины концентраций этого вещества регистрировали на уровне 0,74— 2,14 мг/м3.

В течение рабочей смены аппаратчик 37—53 % времени проводит в щитовой, где концентрации всех химических веществ в воздухе рабочей зоны ниже ПДК; 38—54 % времени он работает непосредственно в цехе, где концентрации морфолина в воздухе рабочей зоны превышают ПДК до 10 раз. В среднем 70 % времени смены аппаратчик трудится в условиях, когда содержание химических веществ в воздухе рабочей зоны не достигает ПДК; около 25 % рабочего времени он находится в зоне действия концентраций морфолина, превышающих ПДК до 5 раз, 5 % — в условиях воздействия морфолина в концентрациях, превышающих ПДК в 10 и более раз. Рассчитанная средневзвешенная концентрация морфолина для аппаратчиков всех стадий процесса оказалась в

пределах 1 — 1,5 ПДК.

Если оценивать состояние воздушной среды по разовым концентрациям, то факт превышения ПДК в 51 % случаев позволяет сделать вывод о возможном неблагоприятном влиянии производственных факторов на здоровье аппаратчиков. Вместе с тем если судить о качестве производственной среды по среднесменным концентрациям, то его можно оценить как удовлетворительное. Последний вывод подтверждается результатами углубленного медицинского осмотра. При проведении такого осмотра не выявлено заболе-

ваний, возникновение которых можно было бы связать с воздействием морфолина. Патология ЛОР-органов обнаружена у 48 % обследованных, заболевания печени и желудка — у 6,6 %, гипертоническая болезнь — у 9,6%, вегетососудистая дистония — у 9,5 %, болезни периферической нервной системы — у 38,4 %. Распространенность заболеваний ЛОР-органов сопоставима с таковой у рабочих химических предприятий [6]. Частота остальных выявленных заболеваний не отличалась от распространенности этих заболеваний у лиц, не контактирующих с химическими веществами [10].

Уровень заболеваемости с ВУТ оказался низким: 56,8 случая и 576 дней на 100 круглогодовых работающих [5]. При цитогенетическом анализе лимфоцитов крови обследованных случаев увеличения количества клеток с нарушениями хромосом не зафиксировано.

Таким образом, использование среднесменных концентраций может быть рекомендовано для выявления зависимостей между состоянием здоровья и интенсивностью воздействия факторов производственной среды, тем более что расчет их прост и основывается на тех сведениях, которыми располагает санитарный врач, осуществляющий текущий санитарный надзор на производстве.

Л итература

1. Каспаров А. А., Марченко Е. И., Молодкина Н. Н. и др. // Гиг. труда.— 1980.—№ 9.—С. 19—22.

2. Каспаров А. А. // Всесоюзная конф. по комплексным проблемам гигиены, 2-я: Материалы.— Киев, 1982.— С. 55—58.

3. Каспаров А. А. Профилактическая токсикология.— М., 1984.—С. 104—114.

4. Марченко Е. И., Волкова 3. А., Ткачев В. В. и др. // Актуальные теоретические проблемы частной гигиены труда.— 1978.—С. 23—36.

5. Ноткин Е. Л. // Гиг. и сан.— 1979.— № 5.— С. 40—46.

6. Остапкович В. Е. Профессиональные заболевания ЛОР-органов.—М., 1982.—С. 71—83.

7. Саноцкий И. В., Уланова И. П. и др. // Теория и практика первичной профилактики профессиональных заболеваний.—М., 1983.—С. 55—69.

8. Уланова И. П. // Профилактическая токсикология.—

М., 1984.—Т. 2, Ч. 1.—С. 19—32.

9. ХудолейВ. В. // Канцерогенные Ы-нитрозосоединения и их предшественники — образование и определение в окружающей среде.— Таллинн, 1984.— С. 117—119.

10. Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний / Шхва-цабая И. К., Метелица В. И., Андерса Г. и др.— М., 1977.

Поступила 21.06.89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.